Напоминание

"Азбука здоровья"


Автор: Орлова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №85"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Тема: "Азбука здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» по

спортивно-

оздоровительному направлению

разработана на основе авторской программы Лапаевой М.М. (Сборник

программ«Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое

пособие/ Составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова. – М:Планета,2015 г.

/Образовательный стандарт/) и является продолжением учебного предмета окружающий

мир , физическая культура.

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

рассчитана на 4 года ,

всего на 136 часов.

Задачи программы:

Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения,

безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, лю-

бознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализиро-

вать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

1 раздел. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты :

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию,

ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,

отражающие их индивидуально-личностные позиции,

социальные компетентности, личностные качества;

сформированность основ российской, гражданской идентичности

.

Метапредметные результаты :

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать

по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку дея-

тельности класса на уроке.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побу-

ждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых

группах.

Воспитательные

результаты:

Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.

2 раздел. Содержание курса внеурочной деятельности .

Раздел

Тема

Содержание

Формы

организации

Виды

деятельности

Введение.

Здоровье и

здоровый образ

жизни.

День здоровья

«Дальше,

быстрее, выше».

Повторение

пройденного

за

2

класс.

Здоровье и ЗОЖ. Здоровый

образ жизни. Как организм

помогает

себе

сам.

Какие

в р а ч и

н а с

л е ч а т .

Викторина.

Как

устроено

наше

сердце.

Упражнения

для

здоров ь я

с е р д ц а .

Зеленая

аптека.

Азбука

здоровья КВН.

Спортивная игра «Дальше,

быстрее, выше».

Здоровье и здоровый образ

жизни

День

здоровья

«Дальше,

быстрее

,выше»

кружок

соревнование

игровая

деятельность,

познавательная

спортивно

-оздоровительна

я

Подвижные

игры.

«Третий

лишний», «Невод

и щука».

«Шишки, желуди,

орехи».

«Салки»,

«Юрта».

«Займи пустое

место», «Волк во

рву».

Подвижные

игры.Спортивные игры и

эстафеты. Игры разных

народов. Разучивание игр

для организации перемен.

Правила техники

безопасности. Правила

игры.

Комплекс ОРУ со

скакалкой.

«Третий лишний», «Невод

и щука»

«Шишки, желуди, орехи»

Комплекс упражнений с

мешочками.

«Салки», «Юрта»

Комплекс упражнений в

движении.

«Займи пустое место»,

«Волк во рву»

Совершенствование

координации движений.

с

оревнование

соревнование

соревнование

игра

игровая

деятельность,

познавательная

Моё

здоровье в

моих руках.

Экскурсия

«Природа-

источник

здоровья».

Экскурсия в природу

(наблюдения за явлениями

природы, поэтическая

страничка, игры на свежем

воздухе). Организация

экскурсия

кружок

игровая

деятельность,

познавательная

Труд и здоровье.

Наш мозг и его

волшебные

действия.

Закаливание в

домашних

условиях.

Солнце, воздух и

вода наши

лучшие друзья.

дискуссий. Взаимосвязь

труда со здоровьем. О

мозге и его волшебном

свойстве. Как закалять

свой организм в домашних

условиях. Природа -

источник здоровья. Виды

отдыха. Лучший отдых.

Экскурсия «Природа-

источник здоровья».

Труд и здоровье.

Наш мозг и его волшебные

действия.

Закаливание в домашних

условиях.

Солнце, воздух и вода

наши лучшие друзья.

Отдых активный и

пассивный.

В Академии Дорожных

Наук. Правила безопасного

поведения. Как вести себя

на улице. Правила

безопасного поведения на

воде. Вода – друг и враг.

Чтобы огонь не причинил

вреда. Чем опасен

электрический ток. Как

защититься от насекомых.

Укусы насекомых. Могут

ли быть опасны домашние

животные. Первая помощь

при травмах. Отравление.

Как предотвратить и

помочь. Осторожно,

водоем! Безопасность при

любой погоде. Опасность в

нашем доме.

кружок

кружок

игра

Азбука

здоровья.

Почему устают

глаза?

Зачем человеку

кожа?

Если кожа

повреждена.

Инфекционные

кожные

заболевания.

Органы зрения и забота о

них, их роль в жизни

человека. Бережное

отношение к своему орга-

низму. Разучивание

гимнастики для глаз.

Знакомство с правилами

бережного отношения к

глазам. Кожа. Значение

кожи для человека. Уход за

кожей. Правила оказания

первой помощи при

ранении кожи. Настроение.

кружок

кружок

кружок

кружок

игровая

деятельность,

познавательная

Надёжная защита

организма.

Как настроение?

Сколько стоит

твоё здоровье?

Экскурсия в

аптеку.

На прививку,

третий класс!

Признаки плохого

настроения, причины. Как

бороться с плохим

настроением. Экскурсия в

аптеку. Эпидемии.

Прививки и их значение.

Выбираем жизнь.

Принимаю решение и

отвечаю за него. Что мы

знаем о курении.

Зависимость. Как не

попасть в ее круг. Умей

сказать НЕТ. Наркотик –

тренинг безопасного

поведения. Алкоголь. В

чем его опасность.

Алкоголь – сделай выбор.

Наркотик. Я умею

выбирать – тренинг

безопасного поведения

кружок

кружок

кружок

экскурсия

игра

Питание и

здоровье.

Правильное

питание-залог

физического и

психологического

здоровья.

Что такое

здоровая пища и

как её

приготовить.

Разговор о

правильном

питании.

Вкусные и

полезные

вкусности.

Профилактика

желудочных

заболеваний.

Дать понятие «пищи». Что

является пищей для

человека. Разнообразие

питания как основа

сбалансированного

рациона

.

Режим питания,

польза прогулок после еды,

режим употребления

жидкости, целебные

источники и минеральные

воды.

Традиции питания

на Руси. Овощи в магазине

и на грядке. Разнообразие

овощей, зелени и приправ.

Наиболее полезные овощи.

Сколько нужно съедать

овощей в день.Грибы

съедобные и не

съедобные.Профилактика

желудочных заболеваний.

Натуральное молоко,

молочные напитки, кисло-

молочные продукты.

Польза их в детском

питании. Дневная норма.

Разнообразие круп, их

названия. Необходимость

хлеба в детском питании.

Разнообразие современных

видов хлеба, норма

потребления в сутки.

Характеристика

кружок

кружок

кружок

кружок

кружок

игровая

деятельность,

познавательная

современных мясных

продуктов, необходимость

их потребления,

консервирование, суточная

норма потребления. Рыба

речная, морская.

Морепродукты. Пищевая

ценность, влияние на

детский организм. Сырая

вода, кипяченная вода,

бутилированная. Питьевой

режим в школе. Суточная

норма потребления воды

школьником. Питание во

время болезни и после

(простуда, головная боль,

боль в животе). Питание

при аллергии. Разница в

питании при

недомоганиях,

особенности питания детей

с аллергией. Правильное

питание -залог

физического и

психологического

здоровья.

Что такое здоровая пища и

как её приготовить.

Разговор о правильном

питании .

Вкусные и полезные

вкусности.

Источники заражения:

больной человек, вода,

молоко, пищевые

продукты, грязные руки,

мухи. Понятие защитной

реакции организма.

Диарея. Рвота.

Причины

заражения

.

Меры

профилактики: коротко

стрижены ногти, не

грызть и не брать пальцы

в рот, мыть руки с мылом

после посещения туалета и

перед прием пищи, не пить

сырую воду из под крана,

не есть не мытые овощи и

фрукты. Желудочно –

кишечные заболевания.

Причины желудочно-

кишечных заболеваний.

Заболевания «грязных

рук».

Советы

Айболита.

Как сохранить и

укрепить своё

здоровье?

Как избежать

искривление

позвоночника?

Как сохранить

улыбку красивой?

Беседа-диалог «Мои

привычки». Разбор

ситуаций. Инсценировка.

Просмотр и обсуждение

фильма. Инсценировка

«Овощи, ягоды, фрукты –

полезные продукты».

Знакомство с полезными

продуктами: «Овощи,

фрукты – полезные

продукты». Традиции

питания на Руси. «Забота о

глазах». Опыт-наблюдение.

Разучивание гимнастики

для глаз. Знакомство с

правилами бережного

отношения к глазам. Игра

«Полезно-вредно». Игра-

практикум «Путешествие

по музеям напитков».

Знакомство с видами

напитков. Значение их для

жизнедеятельности

организма

.

Правила

закаливания. Правила

гигиены. Формирование

умения детей правильно

мыть руки, чистить зубы,

пользоваться носовыми

платками. Беседа-диалог

«Мои привычки».

Проведение игры «Вредно

- полезно». Искривления

позвоночника. Проведение

свободного времени.

Правила одевания.

Влияние никотина на

здоровье человека.

Правила ухода за

волосами. Электрический

ток и опасности, которые

могут нас постигнуть при

неправильном пользовании

электроприборами. Виды

отдыха. Отравления и

способы оказания первой

помощи. Лесная аптека.

Правила сбора трав и

пользования ими.

Что мы знаем о курении.

Компьютерная

зависимость. Что это

такое?

встреча

игра

игра

игровая

деятельность,

познавательная

проблемно-

ценное общение

Заключение

.

Хочу остаться

здоровым

(физически и в

обществе).

Подведём итоги.

Правила школьной жизни.

Настроение в школе. Урок

этикета. Почему мы

говорим неправду.

Поможет ли нам обман.

«Неправда-ложь» в

пословицах, поговорках,

сказках. Викторина.

Человек в мире людей.

Почему дети и родители не

всегда понимают друг

друга. Диспут. Как

воспитать в себе

сдержанность. Как

относиться к подаркам. Я

готовлю и принимаю

подарок. Как нужно

одеваться. Как вести себя

за столом. Сервировка

стола. Ты идешь в гости.

Как вести себя в гостях.

Как вести себя в

транспорте и на улице. Как

вести себя в театре, кино.

Как выбирать друзей. Что

такое дружба. Умеем ли мы

разговаривать по телефону.

Спешите делать добро! Что

такое благотворительность.

Дружный класс – дружная

школа. Игры на сплочение

коллектива

Спортивный праздник «В

здоровом теле – здоровый

дух». Подведение итогов

коллективного и

индивидуального участия

детей. Подведение итогов

за год. Экскурсия с

подвижными играми.

Хочу остаться здоровым!

спекта

кль

игра

кружок

соревнов

ание

игровая

деятельность,

познавательная

спортивно

-оздоровительна

я

3 раздел. Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

1 четверть

8

Здоровье и здоровый образ жизни.

1 ч

День здоровья «Дальше, быстрее ,выше».

1 ч

«Третий лишний», «Невод и щука».

1 ч

«Шишки, желуди, орехи».

1 ч

«Салки», «Юрта».

1 ч

«Займи пустое место», «Волк во рву».

1 ч

Экскурсия «Природа-источник здоровья».

1 ч

Труд и здоровье.

1 ч

2 четверть

8

Наш мозг и его волшебные действия.

1 ч

Закаливание в домашних условиях.

1 ч

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

1 ч

Отдых активный и пассивный.

1 ч

Почему устают глаза?

1 ч

Зачем человеку кожа?

1 ч

Если кожа повреждена.

1 ч

Инфекционные кожные заболевания.

1 ч

3 четверть

10

Надёжная защита организма.

1 ч

Как настроение?

1 ч

Сколько стоит твоё здоровье? Экскурсия в аптеку.

1 ч

На прививку, третий класс!

1 ч

Правильное питание -залог физического и психологического

здоровья.

1 ч

Что такое здоровая пища и как её приготовить.

1 ч

Разговор о правильном питании .Вкусные и полезные вкусности.

1 ч

Профилактика желудочных заболеваний.

1 ч

Как сохранить и укрепить своё здоровье?

Как избежать искривления позвоночника?

4 четверть

9

Как сохранить улыбку красивой?

1 ч

Как табак влияет на здоровье?

1 ч

Чем опасен электрический ток?

1 ч

Как правильно одеваться?

1 ч

Как правильно ухаживать за волосами?

1 ч

Как избежать отравлений?

1 ч

Лесная аптека на службе человека.

Хочу остаться здоровым.

Подведём итоги.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно- тематическое планирование. Азбука здоровья.

№п/

п

Тема

Количеств

о часов

Дата

Примечание

1 четверть 8ч. Введение (2ч)

1

Здоровье и здоровый образ жизни.

1 ч

04.09

2

День здоровья «Дальше, быстрее ,выше».

1 ч

11.09

Подвижные игры (4 ч)

3

«Третий лишний», «Невод и щука».

1 ч

18.09

4

«Шишки, желуди, орехи».

1 ч

25.09

5

«Салки», «Юрта».

1 ч

02.10

6

«Займи пустое место», «Волк во рву».

1 ч

09.10

Моё здоровье в моих руках(7ч)

7

Экскурсия «Природа-источник здоровья».

1 ч

16.10

8

Труд и здоровье.

1 ч

23.10

2 четверть 8 ч.

9

Наш мозг и его волшебные действия.

1 ч

06.11

10

Закаливание в домашних условиях.

1 ч

13.11

11

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

1 ч

20.11

12

Отдых активный и пассивный.

1 ч

27.11

Азбука здоровья(7ч)

13

Почему устают глаза?

1 ч

04.12

14

Зачем человеку кожа?

1 ч

11.12

15

Если кожа повреждена.

1 ч

18.12

16

Инфекционные кожные заболевания.

25.12

3 четверть 10 ч.

17

Надёжная защита организма.

1 ч

15.01

18

Как настроение?

1 ч

22.01

19

Сколько стоит твоё здоровье? Экскурсия в аптеку.

1 ч

29.01

20

На прививку, третий класс!

1 ч

05.02

Питание и здоровье (4 ч)

21

Правильное питание -залог физического и

психологического здоровья.

1 ч

12.02

22

Что такое здоровая пища и как её приготовить.

1 ч

19.02

23

Разговор о правильном питании .Вкусные и полезные

вкусности.

1 ч

26.02

24

Профилактика желудочных заболеваний.

1 ч

05.03

Советы Айболита(9ч)

25

Как сохранить и укрепить своё здоровье?

1 ч

12.03

26

Как избежать искривления позвоночника?

1 ч

19.03

4 четверть 9 ч.

27

Как сохранить улыбку красивой?

1 ч

02.04

28

Как табак влияет на здоровье?

1 ч

09.04

29

Чем опасен электрический ток?

1 ч

16.04

30

Как правильно одеваться?

1 ч

23.04

31

Как правильно ухаживать за волосами?

1 ч

30.04

32

Как избежать отравлений?

1 ч

07.05

33

Лесная аптека на службе человека.

14.05

Заключение(2ч)

34

Хочу остаться здоровым.

21.05

35

Подведём итоги.

28.05



В раздел образования