Напоминание

День народного единства и согласия


Автор: Рогачева Елена Викторовна
Должность: Преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: СОГБПОУ "Сафоновский индустриально–технологический техникум"
Населённый пункт: г. Сафоново, Смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка творческого часа
Тема: День народного единства и согласия
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

творческого часа

на тему:

«День народного единства и согласия»

Разработала преподаватель Рогачева Елена Викторовна

Цель: познакомить

студентов

с

историей

праздника,

воспитать

чувство

патриотизма, любви к Родине.

Задачи:

Познакомить обучающихся с историческими событиями начала XVII

века и подвигом русского народа;

воспитывать чувство патриотизма на примерах народных героев,

отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества;

развивать умения публичного выступления.

Форма проведения: беседа

Оборудование: флаг

РФ,

музыкальные

фонограммы,

государственная

символика РФ.

План:

1.Вступительное слово классного руководителя

2. Историческая справка

3. Форум «Моё мнение»

4. Подведение итогов

5.Заключительное слова классного руководителя

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово

Классный руководитель:

Здравствуйте,

ребята!

4

ноября

вся

Россия

отмечает совсем ещё молодой праздник - День Народного Единства. Этот

день занимает особое место среди государственных праздников современной

России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые

сплотились во имя свободы и независимости Родины.

Н. Майданик

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о

самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как

самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало ХVΙΙ

века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени. Те,

кто

высказывают

какие-то

сомнения

относительно

уместности

нового

праздника,

недостаточно

осознают

смысл

произошедшего

тогда

на

Руси.

Дело

в

том,

что

Смутное

время

вовсе

не

сводится

к

польско-шведской

интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и

национальной жизни.

2.Историческая справка

ВЕДУЩИЙ 1:

Череда

бедствий,

жестокая

засуха,

чудовищный

голод,

эпидемии чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь

пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и

полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически

захватили тогда всю территорию.

Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за

собой

другую.

Так

из-за

бушевавшего

повсеместного

голода

помещики

выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали

добывать

пропитание

разбоем.

Природные

катаклизмы

оборачивались

экономическими,

за

ними

шли

социальные,

политические,

которые

усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

ВЕДУЩИЙ 2:

Если

вспомнить

те

события,

то

становится

очевидно:

главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев.

Начало смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих

интересов

существовавшие

тогда

боярские

группировки

готовы

были

на

любое

предательство,

на

признание

любой

лжи.

Ведь

вспомните,

что

происходило, когда лже Димитрий уже приближался к Москве.

ВЕДУЩИЙ 3:

Армии, целые боярские роды переходили на его сторону,

признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в

умах,

когда

одновременно

обвиняли

Годунова

в

убийстве

Дмитрия

и

признавали Дмитрием самозванца. И может самым страшным был эпизод,

когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк

Щелкалов,

который

проводил

расследование

убийства,

признали

его

царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала

его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно считающийся

человеком

слабым,

только

он,

которого

избивали

в

Успенском

соборе,

оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий

это, а вор и расстрига Гришка отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что

в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно

свидетельствовала

об

истине.

И

ни

Партиарх

Иов,

человек

мягкий,

ни

твердый как кремень, Патриарх Гермоген, не были сломлены.

ВЕДУЩИЙ 1:

И

этот

страшный

период

длился

годами.

Разрасталась

настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников

тогда

уже

не

было

никакой

надежды

на

возрождение.

Разрушительные

процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое

разложившееся

общество

сможет

не

то

что

дать

отпор

интервенции,

но

просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней

угрозы.

ВЕДУЩИЙ 2:

И,

тем

не

менее,

нашлись

здоровые

силы

и

в

простом

народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Козьму

Минина и князя Дмитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили

страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Веди уже в середине

ХVΙΙ века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном,

политическом,

экономическом

отношении.

Вернулось

национальное

самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

ВЕДУЩИЙ 3:

Именно

поэтому

мы

празднуем

эту

дату

как

день

сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа

– его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.

ВЕДУЩИЙ 1:

Опять над Родиной пожаров дым

Опять война, разруха, голод

И вражье поругание святынь…

…казалось русский люд расколот

ВЕДУЩИЙ 2:

Народ расколот. Сильной власти нет.

Род, Рюриком зачатый, канул в Лету.

Царь Годунов хотел спасти от бед

Страну, предателей призвать к ответу.

Но …умер неожиданно.

ВЕДУЩИЙ 3:

Лжедимитрий – бывший русский инок,

Что веру православную предал,

Наверно, все же Богом был покинут,

Коль душу церкви католической отдал.

ВЕДУЩИЙ 1:

Лжецарь – в Москве, в Москве – поляки.

Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,

На церкви русские начав атаки.

Святых иконы – в грязь, к своим ногам.

ВЕДУЩИЙ 2:

В год жуткий вновь нет единенья

Среди бояр, средь именитых казаков

Когда ж в народе кончится терпенье?

Когда ж он будет к битве с ворогом готов?

ВЕДУЩИЙ 3:

Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута

Боярин Шуйский быстро занял трон.

Зовет на помощь шведов он. Покуда

Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?

ВЕДУЩИЙ 1:

Он – новый претендент на царство.

Любым путем пришли занять престол.

Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.

Войска Лжедмитрия – на воре вор.

ВЕДУЩИЙ 2:

Насильно принял Шуйский постриг:

С престола – вон, подальше – в монастырь.

Опять вопрос о власти острый:

Стране – державной быть? Или …пустырь?

ВЕДУЩИЙ 3:

Московская бояр верхушка.

Опять вступила в польские отряды.

Российский трон для них – игрушка:

«Царем – Владислава нам надо.»

ВЕДУЩИЙ 1:

Боярами был договор составлен,

Что церкви католической не быть,

Владиславу – не быть самодержавным.

В Москве Владиславу – по-русски жить

ВЕДУЩИЙ 2:

Но Сигизмунд – монарх коварный,

Отец Владислава – поляк.

За власть он в бой вступил неправный,

Коль сын согласен править так.

ВЕДУЩИЙ 3:

Осталась церковь лишь единой.

Молилась за Россию ночь и день.

«Сбирайтесь, россияне, воедино» -

Призвал из заточенья Гермоген.

ВЕДУЩИЙ 1:

Призыв пришел нижегородцам,

Где гнев копился много лет:

Предательством бояр копилось недовольство,

Тем, что свободы у России нет.

ВЕДУЩИЙ 2:

Что нет конца проклятой Смуты.

Руси – не быть на карте мира.

Готовят ляхи русским путы –

Уже готово воронье для пира.

ВЕДУЩИЙ 3:

Поволжские татары принесли

Икону Богородицы Казанской

Лик той заступницы земли

Взывал к народу: «Русь спасайте!»

ВЕДУЩИЙ 1:

Народ собрал торговец Минин,

Душа, которого давно горела

Обидой, болью за Россию:

«Победа Родины – святое дело».

ВЕДУЩИЙ 2:

Пожарский Дмитрий – воевода, князь.

Уже известный битвами с врагами,

Народом избранный, народу поклонясь:

«Полякам не топтать Москву ногами.»

ВЕДУЩИЙ 3:

Здесь русские, мордва, татары

Вступили в ополчение добровольно,

Готовя ворогам проклятым кару

За Родину, за свой народ, за волю.

ВЕДУЩИЙ 1:

Ополчение

состояло

из

10

тысяч

человек:

дворян,

стрельцов,

крестьян,

ремесленников,

торговцев.

Духовным

стимулом

освобождения была икона Казанской Божьей Матери. Осенью 1612 года

ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой

не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от

голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе

1613 г.

Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова. Избрание царя

означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета и самобытности.

ВЕДУЩИЙ 2:

В

это

время

Сигизмунд

отправил

польский

отряд

в

костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для

его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села

Домнина и требовали, что бы он тайно провел их к убежищу. Как верный сын

Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти

жизнь. Он увел поляков в другую сторону, в глухой лес.

ВЕДУЩИЙ 3:

После

освобождения

России

от

польских

и

шведских

интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари-самозванцы.

Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжелые

последствия.

Многие

города,

поселения

лежали

в

развалинах.

Россия

потеряла

многих

своих

сыновей

и

дочерей.

Разорено

было

сельское

хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь.

ВЕДУЩИЙ 2:

Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как

исстари повелось, к святому делу – возрождению. Смутное время сильно

ослабило Россию, ее народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого века

возвестило эру национального освобождения.

3.Форум «Моё мнение»

Классный руководитель: А теперь мы предлагаем вам высказать свое

мнение. Передаю слово ведущим.

Ведущий. Ребята, сегодня прозвучало очень много интересных сведений.

Хотелось бы услышать, какие факты вас удивили, заинтересовали, какая

информация произвела наибольшее впечатление?

Обучающиеся высказываются.

Теперь предлагаю обсудить следующие вопросы.

1.О каких трех видах патриотизма, говорил Н.М. Карамзин?

2. Согласны ли вы с утверждением, что истинный патриот должен сочетать в

себе все 3 вида патриотизма?

3. Князь Пожарский, Кузьма Минин, патриарх Гермоген, скульптор Мартос –

являются ли эти личности истинными патриотами? Почему?

4. Какая величайшая святыня русского народа 16 месяцев держала осаду

поляков?

5. Как вы считаете, что помогало защитникам Лавры так долго держать

оборону?

6. Почему Государственной Думой было принято решение о праздновании 4

ноября как общегосударственного праздника?

7. Какую опасность несут национальные распри и конфликты? Что мы можем

сделать, чтобы не допустить их возникновения?

Классный руководитель: На этом мы заканчиваем обсуждение. Надеюсь,

оно заставило вас задуматься о вечных ценностях – любви к родине,

патриотизме, долге и ответственности. Ведь все эти качества необходимы в

жизни человеку и гражданину!

4. Подведение итогов.

5.Заключительное слово

Классный руководитель:

Праздник

народного

единства

призва н

напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным

группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей

исторической судьбой и общим будущим. Для нас День 4 ноября - праздник

объединения общества, взаимопонимания и уважения к своей истории, к

людям, которые ее создают, и напоминание о том, что только в единении

наша сила и залог процветания России, ее величия и могущества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

С. Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI -

начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

2.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

3.

И.И. Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные

часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель,

2007.



В раздел образования