Автор: Стряпухина Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Ц.р.р. - д/с № 113 Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область Наименование материала: проект Тема: Светофор поведения Раздел: дошкольное образование
Название нормативного проекта : «Светофор поведения»
Название организации : Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 113.
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию
новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях,
возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся
конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых
навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают
руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду
и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения,
способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и
удержания этого правила.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Характеристика проекта по длительности : краткосрочный (1 месяц)
1. Введение
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса
подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных
учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы
педагоги – практики включились в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового
педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов
деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских
садов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов,
родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать
процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат
можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике
мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку,
в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости
доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет
вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех
различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и
преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры
познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без
учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.
Таким образом , актуальность данного проекта обусловлена:
1. Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ
состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные
ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором
каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.
2. Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в
значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом
направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.
3. Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать
свои поступки и поступки других.
Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных
качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи для детей:
Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые
способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к
сверстникам, близким.
Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для педагогов:
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
1.
Педагоги: воспитатели группы, помощники воспитателя.
2.
Дети старшей группы.
3.
Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 1 месяц.
Ожидаемый результат в
процессе взаимодействия педагог – дети - родители в
реализации проекта:
Дети:
овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной
ситуации;
проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность
анализировать свои поступки и поступки других;
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с
ребенком в семье;
повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей,
что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных
действий, требует творческого, личностного роста.
3. Основная часть
1. Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование
результата. На этом этапе работы, нам предстояло решить следующие задачи:
1. изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в
рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке
образовательного процесса;
2. скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском
саду и дома социально-нравственных качеств;
3. разработать основные методические материалы и изготовить необходимые
дидактические пособия.
2 . Основной этап реализации проекта:
Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе
бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений,
обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов
мультфильмов, художественного творчества.
1.
Содержание деятельности родителей:
Выбор фотографий, для стенда «Радуга поведения».
Участие в оформлении стенда в группе.
Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.
Участие в оформлении фотовыставки «Наш любимый детский сад».
2.Содержание деятельности педагога
Мероприятие
Сроки
Содержание
Анкета для родителей
Приложение 1
Раздел 1 «Я и мои родные»
(беседы, игры, игровые
ситуации, обсуждение и
проигрывание проблемной
ситуации) Приложение 2
Домашнее задание: дети с
родителями рисуют рисунок на
тему «Что будет, если все друг
друга будут обижать, драться,
ругаться и т.д.»
1 неделя
2 неделя
Развитие умения давать моральную
оценку своим поступкам,
способность к эмоциональному
сопереживанию.
Раздел 2 «Учимся сочувствовать
и сопереживать друзьям» (игры,
игровые ситуации, обсуждение
и проигрывание проблемной
ситуации) Приложение 3
3 неделя
Расширение и углубление
представлений детей о
доброжелательном отношении к
окружающим его людям.
Раздел 3
«Любому поведению свой
цвет».
Оформление книги правил
«Светофор поведения»
Приложение 4
4 неделя
Создать совместно с детьми «знаки»,
в определенной цветовой гамме,
учить детей анализировать свои
поступки и поступки сверстников.
3.Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей
старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими
воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но
и значительно облегчил работу педагога;
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на
самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры
различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог –
родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.