Автор: Назаренко Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Внеурочная деятельность по математике в 6 классе
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на ШМО учителей приказом директора
математики и информатики МБОУ СОШ №19
протокол № 1 от 29.08.2018г. от 31.08.2018г.№342
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
«Юные математики», 6 класс
название программы, класс
Назаренко Ольга Владимировна, без категории
Ф.И.О. учителя, категория
Общее положение
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
математике
«Юные
математики» подготовлена для учащихся 6 классов. Программа разработана
на
основании
Федерального
закона
от
29.12.2012г
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
в
соответствии
с
приказом
Минобрнауки
России
от
17.12.2010
N
1897
(ред.
от
31.12.2015)
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования
Курс
рассчитан
на
1
час
в
неделю.
Общее
количество
проводимых
занятий – 35.
Цели программы:
-расширение предметных знаний, что позволит успешно продолжать
обучение математике на углубленном уровне в 7 классе;
- формирование познавательного интереса у учащихся к математике;
-
развитие
их
логического
и
аналитического
стиля
мышления,
математической интуиции;
- развитие умения самостоятельно и творчески работать с научной
литературой;
- повышение у учащихся внутренней мотивации к обучению.
Задачи внеурочной деятельности заключаются в достижении описанных
ниже предметных, метапредметных и личностных результатов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности « В
мире математики»
Личностные результаты:
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции,
к
истории,
культуре,
религии,
традициям,
языкам,
ценностям
народов
России
и
народов
мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
освоение
социальных
норм,
правил
поведения,
ролей
и
форм
социальной жизни в группах и сообществах;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудниче стве
со
сверстниками,
взрослыми
в
п р о ц е с с е
образовательной,
учебно-исследовательской,
творческой
и
других
видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать
для
себя
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий); развитие мотивации
к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами
Предметные:
-осознание значения математики в повседневной жизни человека;
-формирование представлений о социальных, культурных и
исторических факторах становления математической науки;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Учащиеся получат возможность:
В мире деления
-углубить знания по теме «Делимость чисел»: узнают признаки делимости
на 4,6,8,11, свойства делимости, доказательство признаков делимости;
-расширить знания по теме «Простые числа». Познакомится с Решетом
Эратосфена, основной теоремой арифметики;
-узнать историю изобретения дробей. Познакомиться с конечными и
бесконечными десятичными дробями;
-принять участие в Игре «математический бой».
Где логика?
-углубить знания по теме «Множества», познакомится с характеристическим
свойством
множества,
с
понятиями:
пустое,
конечное,
бесконечное
множества. Научится распознавать подмножества и элементы подмножеств с
использованием
кругов
Эйлера.
Научится
осуществлять
операции
над
множествами
(пересечение,
объединение,
разность
множеств,
дополнение
множества) и их интерпретацию с помощью кругов Эйлера;
-расширить
знания
по
теме
«Элементы
математической
логики».
Познакомится
со
сложными
и
простыми
высказываниями.
Научится
выполнять
операции
над
высказываниями
с
использованием
логических
связок: и, или, не. Импликация;
-решать логические задачи с помощью графов и таблиц;
-принять
участие
в
командном
решении
логических
задач,
решении
практических задач с помощью кругов Эйлера.
Путешествие в страну геометрических фигур
-познакомится с понятиями: перспектива, равновеликие фигуры;
-узнать о взаимном расположении двух прямых, двух окружностей, прямой и
окружности, научится проводить параллельные прямые, перпендикуляр к
прямой;
-узнать
новое
о
знакомом
треугольнике:
виды
треугольников,
задачи
на
построение треугольников, треугольник Пенроуза;
-провести
исследовательскую
работу
и
ответить
на
вопрос:
«можно
ли
одинаковыми треугольниками покрыть плоскость без промежутков?» ;
-научиться изготовливать модель тетраэдра, игрушку ФЛЕКСАГОН;
-ровести исследовательскую работу «Нахождение свойств куба»;
-научиться решать задачи на перекатывания фигуры;
-познакомится
с
новыми
правильными
многогранниками:
икосаэдром,
додекаэдром, октаэдром, формулой Эйлера;
-самостоятельно
изготовить
новогодние
игрушки
в
виде
правильных
многогранников
-познакомится
с
понятием
«сечение»,
узнать
примеры
сечений
пространственных фигур.
-Работать над проектом «Примеры золотого сечения в природе и искусстве»
-принять участие в Игре «Стомахион» Геометрические головоломки.
-развивать
и
тренировать
«геометрическое
зрение»
с
помощью
занимательных заданий.
4.Измерения во времени и пространстве
-познакомиться
со
старинными
мерами
длины,
старинными
мерами
площади,
старинными
мерами
объема
и
массы, метрической
системой.
Узнать историю их возникновения;
-решать практические задачи на нахождение площадей;
-работать над индивидуальным проектом «Составление таблицы
перевода
одних единиц измерения в другие»;
-познакомится со старинными задачами Эратосфена и Архимеда;
-Узнать о « Практическом применении метрической системы мер»
Содержание программы
1.
В мире деления.
Делимость. Свойства делимости, Признаки делимости на 4,6,8,11,
доказательство признаков делимости
Эти непростые простые числа. Решето Эратосфена. Количество делителей
числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема
арифметики
История изобретения дробей. Как и зачем были изобретены десятичные
дроби?
Преобразование
обыкновенных
дробей
в
десятичные
дроби.
Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Игра
«математический
бой» Занимательные задачи на делимость чисел,
действия с десятичными дробями.
2.
Где логика?
Множества. Характеристическое свойство множества. Пустое, конечное,
бесконечное множества. Распознавание подмножеств и элементов
подмножеств с использованием кругов Эйлера. Операции над множествами
(пересечение, объединение, разность множеств, дополнение множества) и их
интерпретация с помощью кругов Эйлера.
Элементы математической логики. Высказывание. Истинность и ложность
высказывания. Сложное и простое высказывания. Операции над
высказываниями с использованием логических связок: и, или, не.
Импликация.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью графов и таблиц.
Интеллектуальное соревнование «Истина рядом». Командное решение
логических задач, решение практических задач с помощью кругов Эйлера.
3.Путешествие в страну геометрических фигур
Пространство
и
размерность.
Одномерное,
двухмерное
и
трехмерное
пространство. Перспектива. Равновеликие фигуры.
Взаимные
расположения. Взаимное
расположение
двух
прямых:
Параллельность и перпендикулярность, проведение параллельных прямых,
проведения
перпендикуляра
к
прямой.
Взаимное
расположение
двух
окружностей, прямой и окружности. Одно важное свойство окружности.
Новое о знакомом треугольнике. Треугольник, виды треугольников. Задачи на
построение треугольников. Треугольник Пенроуза.
Исследовательская
работа
«Можно
ли
одинаковыми
треугольниками
покрыть плоскость без промежутков?».
Проект «Изготовление модели тетраэдра». Нарисовать развертку тетраэдра,
сделать модель тетраэдра из бумаги.
Долгосрочный
индивидуальный
проект:
«Изготовление
игрушки
ФЛЕКСАГОН». Найти источники литературы, сделать развертку, изготовить
игрушку из бумаги.
Исследовательская работа «Нахождение свойств куба». Пользуясь моделью
геометрического
тела,
определить
основные
свойства
куба.
Выбрать
из
предложенных разверток развертку куба..
Задачи на перекатывание фигуры. Решение задач на перекатывание куба,
тетраэдра.
Правильные
многогранники.
Знакомство
с
икосаэдром,
додекаэдром,
октаэдром, формула Эйлера и ее подтверждение на практике.
Проект
«Изготовление
новогодних
игрушек
в
виде
правильных
многогранников».
Примеры сечений пространственных фигур.
Долгосрочный проект «Примеры золотого сечения в природе и искусстве».
Игра «Стомахион» Геометрические головоломки.
Геометрический тренинг. Развитие и тренировка «геометрического зрения» с
помощью занимательных заданий.
4.Измерения во времени и пространстве
Старинные меры длины и площади.
Старинные меры длины: миля, шаг, пядь, вершок, косая сажень, маховая
сажень, аршин, локоть, фут, сажень, дюйм, ярд. Старинные меры площади:
десятина, гектар, плуг, квадратная верста. История их возникновения
Решение
задач
на
нахождение
площадей.
Нахождение
площадей
изображенных
фигур,
произведя
необходимые
измерения.
Нахождение
площадей
фигур,
изображенных
на
листе
бумаги
в
клетку.
Решение
практических задач на нахождение площади.
Долгосрочный индивидуальный проект «Составление таблицы
перевода
одних единиц измерения в другие»
Старинные меры объема и массы. Старинные меры объема: кадь, бочка,
ведро, куб. сажень, куб. аршин, куб. вершок, куб. фут, куб. дюйм, куб. линия,
кварта. Старинные меры массы: гран, карат, гривна. Старорусские: берковец,
пуд, фунт (гривна), лот, золотник, доля История их возникновения.
Метрическая
система.
История
возникновения
единой
системы
мер.
Практическая значимость. Метрическая система меры длины, меры площади,
меры объема, меры массы.
Старинные
задачи. Вычисление Эратосфеном
длины меридиана Земли.
Задача Архимеда на взвешивания.
Проект «Практическое применение метрической системы мер»
Перевод русской системы мер длины XVIII века в метрическую систему мер.
Перевод системы мер веса в России XVII века в метрическую систему.
На сколько граммов упало содержание серебра в рубле за период с XIV в.
до времен Екатерины II?
Наши достижения. Защита долгосрочных проектов: Долгосрочный проект
«Примеры
золотого
сечения
в
природе
и
искусстве»,
Долгосрочный
индивидуальный проект «Составление таблицы
перевода одних единиц
измерения в другие», Долгосрочный индивидуальный проект «Изготовление
игрушки ФЛЕКСАГОН».
№ п/п
Содержание занятий
Кол-во часов
1.
В мире деления
4
2.
Где логика?
6
3.
Большое путешествие в страну Геометрия
15
4.
Измерения во времени и пространстве
10
Итого:
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по программе курса внеурочной деятельности
« Юные математики»
№ Тема занятия
кол-во
часов
дата
проведения
план
факт
1. В мире деления 4ч
1
Делимость
1
07.09
2
Эти непростые простые числа
1
14.09
3
История изобретения дробей
1
21.09
4
Игра «математический бой»
1
28.09
2.Где логика? 6ч
5-
6
Множества
2
05.10
12.10
7-
8
Элементы математической логики
2
19.10
26.10
9
Логические задачи
1
09.11
10
Интеллектуальное соревнование «Истина рядом»
1
16.11
3.Большое путешествие в страну Геометрия 15ч
11
Пространство и размерность
1
23.11
12
-
13
Взаимные расположения.
2
30.11
07.12
14
Новое о знакомом треугольнике
1
14.12
15
Исследовательская работа «можно ли одинаковыми
т р еу гол ь н и ка ми
п о к р ы т ь
п л о с ко с т ь
б е з
промежутков?»
1
21.12
16
Проект «изготовление модели тетраэдра»
1
28.12
17
Д о л го с р оч н ы й
и н д и в и д у а л ь н ы й
п р о е к т
«Изготовление игрушки ФЛЕКСАГОН»
1
11.01
18
Исследовательская
работа
«Нахождение
свойств
куба». Различные развертки куба.
1
18.01
19
Задачи на перекатывания фигуры
1
25.01
20
Правильные многогранники.
1
01.02
21
Проект «Изготовление новогодних игрушек в виде
правильных многогранников»
1
08.02
22
Примеры сечений пространственных фигур.
1
15.02
23
Долгосрочный проект «Примеры золотого сечения
в природе и искусстве»
1
22.02
24
Игра «Стомахион» Геометрические головоломки.
1
01.03
25
Геометрический тренинг.
1
15.03
4. Измерения во времени и пространстве 10ч
26
Старинные меры длины и площади
1
22.03
27
Решение задач на нахождение площадей
2
29.03
28
-
29
Долгосрочный индивидуальный проект
«Составление таблицы перевода одних единиц
измерения в другие»
1
05.04
12.04
30
Старинные меры объема и массы
1
19.04
31
Метрическая система
1
26.04
32
Старинные задачи
1
03.05
33
Проект « Практическое применение метрической
системы мер»
1
10.05
34
-
35
Наши достижения. Защита долгосрочных проектов.
2
17.05
24.05