Напоминание

"Сказки А.С.Пушкина".


Автор: Петрова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 41"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению.
Тема: "Сказки А.С.Пушкина".
Дата публикации: 15.05.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Литературное чтение, 1 класс.

Тема: «Сказки А. С. Пушкина».

Тип урока: урок построения новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся – познакомить с

отрывком из произведения А.С.Пушкина « Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях»;

Проанализировав отрывок сказки, ученики смогут:

- различить положительных и отрицательных героев сказки,

отношения между ними и мотивировать своё видение;

-вспомнить другие сказки А.С.Пушкина;

Задачи урока:

Предметные задачи:

1)развивать способности творческого «видения» смысла

художественного произведения;

2)развивать умения высказывать своё отношение к героям;

3) развивать речь учащихся через материалы устного народного

творчества;

4) продолжать формировать правильное, плавное, слоговое ,

осознанное чтение уч-ся;

5)воспитывать любознательность, бережное отношение к книге,

интерес к чтению; обогащение активного словаря уч-ся.

Метапредметные:

А) познавательные УУД

-развитие устной речи, воображения, памяти;

-развивать умение делать самостоятельные выводы.

-учиться анализировать прочитанное;

-умения искать нужную информацию в дополнительной литературе.

Б) коммуникативные УУД

-формировать умение работать в паре, умение слушать и слышать,

договариваться;

- учиться оценивать собственную работу.

В) регулятивные УУД

-учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки

по заданной теме;

-учить планировать свою работу, самоорганизовываться.

- учиться оценивать собственную работу.

Г) личностные УУД

-формировать представление об этикетных нормах поведения в

процессе работы;

-формировать чувство любви, доброты, взаимопомощи,

терпимости,друг к другу.

Планируемые результаты:

учащиеся обобщат знания о русском поэте А. С. Пушкине и

его творчестве.

усовершенствуют навыки чтения в диапазоне всех изученных

букв.

проявят интерес к творчеству русских поэтов и писателей,

стремление читать и слушать чтение взрослых.

научатся бережному отношению к книгам.

научатся заучивать понравившиеся отрывки из произведений.

Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

деятельностный

словесный

практический

наглядный

Оборудование:

1)демонстрационный материал – компьютер, мультимедийное

оборудование, экран, презентация Microsoft PowerPoint,

художественные книги(сказки А. С. Пушкина), толковый словарь.

2)индивидуальный материал – учебник «Литературное чтение» 1

класс, смайлики обратной связи.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

Жили-были старик и старуха…

Любите вы сказки?

Так слушайте, молчите.

Добрая сказка, тёплая, только, что из печи.

А что может быть правдивее хлеба?

Отрежешь ломоть – и сразу тепло.

В сказках, как в жизни, земля и небо,

Солнце и тучи, добро и зло.

Добрую сказку помню с детства.

Хочу, чтобы сказку послушали вы.

Чтобы подкралась к самому сердцу

И заронила зерно доброты.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном

действии.

- А вы любите сказки?

- За что вы любите сказки?

- Сказки, которые сочиняет народ и передаёт из поколения в

поколение, мы называем… (Слайд1)

- Но не только народные бывают сказки.

- А ещё, какой вид сказок мы знаем? (Слайд1)

- Почему авторская?

Работа с книгами. (в паре)

- Ребята, у вас на партах лежат книги. Покажите книги с

народными сказками и с авторскими.

- Отметьте в листах достижений свои успехи.

Задание

Не

получилось

Были

трудности

Всё

получилось

1. Определить народные

и авторские сказки

2. Составление плана

3. Соотнесите отрывок с

содержанием сказки в

книге

4. Рефлексия

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, у нас в гостях

герои сказок.

Посмотрите внимательно и назовите их.

- Молодцы!

- Все эти герои из сказок одного автора.

- Кто он? (А. С. Пушкин) (Слайд2)

На доске появляется портрет А. С. Пушкина.

- Ребята, кто может сформулировать тему сегодняшнего

урока?

(высказывания детей)

- Наш урок посвящён сказкам А. С. Пушкина. (Слайд3)

- А какую цель мы поставим?

-Познакомимся с отрывками из произведений А.С.Пушкина

« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о

царе Салтане, о сыне его славном, могучем князе Гвидоне

Салтановиче и прекрасной царевне лебеди».

Чтобы достичь поставленной цели, каковы будут наши

действия?

(вспоминать, рассуждать, спрашивать, читать, работать с

книгой)

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Составление плана (деформированного):

1.Сказки А. С. Пушкина.

2.Биография поэта.

3.Работа с пословицами.

Проверка с эталона на слайде (Слайд 4)

- Отметьте в листах достижений свои успехи.

Задание

Не

получилось

Были

трудности

Всё

получилось

1. Определить народные

и авторские сказки

2. Составление плана

3. Соотнесите отрывок с

содержанием сказки в

книге

4. Рефлексия

4.Реализация построенного проекта.

- Ребята, что вы знаете о поэте А. С. Пушкине?

Сообщения детей об авторе.

Давайте познакомимся с семьей А.С. Пушкина. Родился поэт 6

июня 1799 года в Москве. (Слайд 5)

Отец, Сергей Львович, принадлежал к небогатому, но старинному

дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой

Ибрагима Ганнибала – знаменитого «арапа Петра Великого»,

который был не только любимцем Петра 1, но и боевым офицером,

военным инженером, государственным деятелем. (1 ученик)

(Слайд 6,7)

Была в доме Пушкиных няня – Арина Родионовна. Она ухаживала

за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала

множество народных сказок, народных песен, рассказов и

прекрасно умела рассказывать их.(2 ученик)

Саша очень любил сказки своей няни Арины Родионовны. Он

слушал их в детстве, и, будучи уже взрослым человеком, восклицал:

«Что за прелесть эти сказки! Каждая поэма». (Слайд 8)

Он брал своё гусиное перо и быстро записывал за няней её

удивительные сказки. Позже сюжеты этих услышанных сказок он

перерабатывал и писал, сочинял свои сказки. (3 ученик)

Отгадайте загадку:

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка

Собака лает,

А достать не может. (Месяц)

- А месяц герой какой сказки?

- Предлагаю посмотреть фрагмент этой сказки.

(Дети просматривают видеофрагмент) (Слайд 9)

- А что ответил месяц царевичу?

Заслушать 2-3 детей.

- Братец мой, - отвечает месяц ясный,

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала.

- Как обидно!-

Королевич отвечал.

Ясный месяц продолжал:

- Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай.

Продолжение просмотра мультфильма. (про месяц) (Слайд 10)

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Речевая разминка (Слайд11, 12, 13)

Работа с учебником.

- Предлагаю поработать по учебнику.

1отрывок – читает 1 ученик,

2 отрывок – читает 2 ученик.

- Соотнесите отрывок с содержанием сказки в книге, которая

находится у вас на парте.

- Отметьте в листах достижений свои успехи.

Задание

Не

получилось

Были

трудности

Всё

получилось

1. Определить народные

и авторские сказки

2. Составление плана

3. Соотнесите отрывок с

содержанием сказки в

книге

4. Рефлексия

Лексическая работа. (Слайд 14)

На экране появляются слова:

Могуч - мощный, сильный.

Веешь – (веять), дуть, обдувать дуновением.

Богатырь - герой русских былин, совершающий

воинские подвиги.

- человек безмерной силы, стойкости,

отваги.

- Куда можно обратиться за информацией, чтобы найти толкование

непонятных слов?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Повторное чтение отрывков.

- Жужжащее чтение отрывков всеми детьми.

-Выборочное чтение детьми отрывков. (2-3 человека)

- Кто ещё помогал царевичу?

- Какими были эти герои?

- Какими качествами они обладали? (добрыми, готовыми помочь,

отзывчивыми…)

(Слайд 15-36)

Физкультминутка

Ученик читает отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе

Салтане…»

«Белка песенки поёт…».

(Слайд 37)

Инсценировка песенки белки.

Во саду ли в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

- А в какой сказке белочка пела эту песенку?

- Ребята, о каких сказках мы ещё не говорили?

- А напомнят вам о них наши гости. Назовите эти сказки.

- Чему учат сказки? (Добро побеждает зло)

Учитель: Но в сказках есть кроме положительных героев ещё и

отрицательные.

- Какие отрицательные качества характера мы видим у этих героев?

Дети перечисляют: лёгкая нажива, обман, зависть, гордость,

скупость, жадность, корысть, подлость, хитрость…

- Какое действие эти качества оказывают на других людей?

(причиняют горе другим)

7. Включение в систему знаний.

На доске: записаны 3 пословицы

Дружба крепка не лестью, а правдой, добротой и честью.

Дерево дорого плодами, а человек добрыми делами.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

- Какая из этих пословиц более близка к сказке «О мёртвой царевне

и о семи богатырях»?

Групповая работа

Каждая группа детей называет любимую сказку А. С. Пушкина.

Почему она нравится детям? Детьми группы задаётся вопрос по

содержанию этой сказки, а другие ребята отвечают.

8.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 38)

- Какую цель мы ставили вначале урока?

- Удалось нам её достичь? Почему? Обоснуйте свои ответы.

- Продолжите фразы, которые у вас на столе.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Я понял(а), что…

Я научился…

Мне захотелось…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

- А сейчас мне хочется узнать, какое впечатление осталось у вас от

урока?

- Отметьте в листах достижений свои успехи.

Задание

Не

Были

Всё

получилось

трудности

получилось

1. Определить

народные и

авторские сказки

2. Составление

плана

3. Соотнесите

отрывок с

содержанием сказки

в книге

4. Рефлексия

- А сейчас мне хочется узнать, какое впечатление осталось у вас от

урока?

- Возьмите 3 цветных карандаша и нарисуйте кружок:

если было интересно и всё понятно – зелёным цветом;

было интересно, но иногда испытывал затруднения –

жёлтым цветом;

если всё непонятно и неинтересно, то красным цветом.

- Все вместе:

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.



В раздел образования