Автор: Ефремова Христина Александровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Чипичакан"
Населённый пункт: РС (Я) Оленёкский район, с. Оленёк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека подвижных игр коренных народов Севера
Раздел: дошкольное образование
Картотека
подвижных
игр
коренных
народов
Севера
«
Охота
на
оленей
»
Играющие
делятся
на
две
команды
.
Все
становятся
за
чертой
,
проведенной
на
расстоянии
1,5
м
от
оленьих
рогов
* (
их
количество
зависит
от
числа
детей
в
команде
).
В
руках
у
каждого
ребенка
а р к а н
.
О н
с т а р а е т с я
з а а р к а н и т ь
(
поймать
)
оленя
.
Правила
игры
.
Выигрывает
тот
,
кто
больше
поймал
оленей
.
Прежде
чем
принять
участие
в
этой
игре
,
надо
научиться
правильным
приемам
броска
аркана
.
Набрасывать
петлю
на
рога
оленя
следует
п о
с и г н а л у
.
Н е л ь з я
п о д х о д и т ь
к
о л е н ю
б л и ж е
м е с т а
,
обозначенного
чертой
.
Варианты
.
Ловить
одного
оленя
,
то
есть
набрасывать
аркан
на
одни
рога
,
могут
сразу
несколько
человек
.
В
этом
случае
они
должны
стоять
,
не
мешая
друг
другу
.
Для
усложнения
игра
может
проводиться
на
склоне
горы
.
Группа
игроков
делится
на
две
команды
,
которые
располагаются
по
двум
сторонам
горки
;
у
каждой
команды
по
мауту
(
аркану
).
Ведущий
сталкивает
санки
с
прикрепленными
к
ним
рогами
.
Дети
по
о ч е р е д и
л о в я т
о л е н я
н а
л е т у
.
В
к а ч е с т в е
«
рогов
»
можно
использовать
сухие
ветки
.
«
Каюр
и
собаки
»
Игры
народов
Сибири
и
Дальнего
Востока
.
На
противоположных
краях
площадки
кладут
параллельно
два
шнура
.
Игроки
встают
около
них
по
три
человека
и
берутся
за
руки
.
Двое
–
собаки
,
третий
–
каюр
.
Каюр
берет
за
руки
стоящих
впереди
собак
.
Дети
тройками
по
сигналу
«
Поехали
!»
бегут
друг
другу
навстречу
,
от
одного
шнура
до
другого
.
Правила
игры
.
Бежать
надо
только
по
сигналу
.
Выигрывает
та
тройка
,
которая
быстрее
добежит
до
шнура
.
Можно
предложить
играющим
преодолеть
различные
препятствия
.
«
Льдинки
,
ветер
и
мороз
»
Играющие
встают
парами
лицом
друг
к
другу
и
хлопают
в
ладоши
,
приговаривая
:
Холодные
льдинки
,
Прозрачные
льдинки
Сверкают
,
звенят
:
Дзинь
-
дзинь
…
Делают
хлопок
на
каждое
слово
:
сначала
в
свои
ладоши
,
затем
в
ладоши
товарища
.
Хлопают
и
говорят
дзинь
-
дзинь
до
тех
пор
,
пока
не
услышат
сигнал
«
Ветер
!».
Дети
-
льдинки
разбегаются
в
разные
стороны
и
договариваются
,
кто
с
кем
будет
строить
круг
–
большую
льдинку
.
По
сигналу
«
Мороз
!»
все
выстраиваются
в
круг
и
берутся
за
руки
.
Правила
игры
.
Выигрывают
те
дети
,
у
которых
в
кругу
оказалось
большее
число
игроков
.
Договариваться
о
том
,
кто
с
кем
будет
строить
большую
льдинку
,
надо
тихо
.
Договорившиеся
берутся
за
р у к и
.
М е н я т ь
д в и ж е н и я
м о ж н о
т о л ь к о
п о
сигналу
«
Ветер
!»
или
«
Мороз
!».
В
иг ру
желательно
включать
разные
движения
:
подскоки
,
легкий
или
быстрый
бег
,
боковой
галоп
и
т
.
д
.
«
Тройной
прыжок
»
На
снегу
проводится
черта
,
играющие
становятся
за
нею
.
По
очереди
они
прыгают
от
черты
вперед
:
в
первых
двух
прыжках
прыгают
с
одной
ноги
на
другую
,
в
третьем
прыжке
приземляются
на
обе
ноги
.
Выигрывает
тот
,
кто
прыгнул
дальше
.
Правила
игры
.
Начинать
прыгать
надо
от
черты
.
Прыгать
можно
только
указанным
способом
.
Варианты
.
Игра
проводится
с
распределением
детей
по
звеньям
.
В
каждое
звено
входят
от
двух
до
четырех
человек
.
Все
дети
одного
звена
выходят
к
черте
одновременно
.
По
сигналу
все
вместе
начинают
прыгать
.
Выигрывает
звено
,
участники
которого
прыгают
дальше
.
Игру
можно
организовать
и
таким
образом
,
чтобы
в
прыжках
состязались
одновременно
дети
из
разных
звеньев
.
В
этом
случае
подсчитывают
,
какое
количество
первых
,
вторых
,
третьих
и
т
.
д
.
мест
заняли
участники
каждого
звена
.
«
Гонки
на
собачьих
упряжках
»
Состязание
в
силе
для
двух
игроков
.
Игроки
становятся
на
четвереньки
,
спиной
друг
к
другу
.
Затем
игроков
соединяют
между
собой
веревкой
,
прикрепляя
ее
к
талии
каждого
игрока
(
нужна
веревка
длиной
4-5
метров
).
Посередине
между
позициями
игроков
проводится
линия
.
По
сигналу
каждый
игрок
пытается
вытащить
своего
соперника
за
линию
.
«
Волк
и
олени
»
Из
игроков
выбирается
волк
,
остальные
–
олени
.
На
одном
конце
площадки
очерчивается
место
для
волка
.
Олени
пасутся
на
противоположном
.
По
сигналу
«
Волк
!»
волк
просыпается
,
выходит
и з
ло го в а
,
снач ала
широким
шагом
о б хо дит
с т ад о
,
зат ем
постепенно
круг
обхода
сужает
.
По
сигналу
(
рычание
волка
)
олени
р а з б е г а ю т с я
в
р а з н ы е
с т о р о н ы
,
а
в о л к
с т а р а е т с я
и х
поймать
(
коснуться
).
Пойманного
оленя
он
отводит
к
себе
.
Правила
игры
.
Выбегать
из
круга
можно
только
по
сигналу
.
Тот
,
кого
поймают
,
должен
идти
за
волком
.
«
Охота
на
куропаток
»
Дети
изображают
куропаток
.
Они
размещаются
на
той
стороне
площадки
–
тундры
,
где
имеются
приспособления
,
на
которые
можно
влезать
(
в ы ш к и
,
с к а м е й к и
,
с т е н к и
и
т
.
п
.).
Н а
противоположной
стороне
находятся
три
или
четыре
охотника
.
К у р о п а т к и
л е т а ю т
,
п р ы г а ю т
п о
т у н д р е
.
П о
с и г н а л у
водящего
«
Охотники
!»
о н и
у л е т а ю т
(
убегают
)
и
с а д я т с я
н а
ветки
(
взбираются
на
возвышения
).
Охотники
мячом
стараются
попасть
в
куропаток
.
Пойманные
куропатки
отходят
в
сторону
и
выбывают
на
время
из
игры
.
После
двух
-
трех
повторов
выбирают
других
охотников
,
игра
возобновляется
.
Правила
игры
.
Куропатки
разлетаются
только
по
сигналу
.
Охотники
начинают
ловить
этого
сигнала
.
Стрелять
мячом
можно
лишь
по
ногам
.