Напоминание

Картотека подвижных игр коренных народов Севера


Автор: Ефремова Христина Александровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Чипичакан"
Населённый пункт: РС (Я) Оленёкский район, с. Оленёк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека подвижных игр коренных народов Севера
Дата публикации: 15.05.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека

подвижных

игр

коренных

народов

Севера

«

Охота

на

оленей

»

Играющие

делятся

на

две

команды

.

Все

становятся

за

чертой

,

проведенной

на

расстоянии

1,5

м

от

оленьих

рогов

* (

их

количество

зависит

от

числа

детей

в

команде

).

В

руках

у

каждого

ребенка

а р к а н

.

О н

с т а р а е т с я

з а а р к а н и т ь

(

поймать

)

оленя

.

Правила

игры

.

Выигрывает

тот

,

кто

больше

поймал

оленей

.

Прежде

чем

принять

участие

в

этой

игре

,

надо

научиться

правильным

приемам

броска

аркана

.

Набрасывать

петлю

на

рога

оленя

следует

п о

с и г н а л у

.

Н е л ь з я

п о д х о д и т ь

к

о л е н ю

б л и ж е

м е с т а

,

обозначенного

чертой

.

Варианты

.

Ловить

одного

оленя

,

то

есть

набрасывать

аркан

на

одни

рога

,

могут

сразу

несколько

человек

.

В

этом

случае

они

должны

стоять

,

не

мешая

друг

другу

.

Для

усложнения

игра

может

проводиться

на

склоне

горы

.

Группа

игроков

делится

на

две

команды

,

которые

располагаются

по

двум

сторонам

горки

;

у

каждой

команды

по

мауту

(

аркану

).

Ведущий

сталкивает

санки

с

прикрепленными

к

ним

рогами

.

Дети

по

о ч е р е д и

л о в я т

о л е н я

н а

л е т у

.

В

к а ч е с т в е

«

рогов

»

можно

использовать

сухие

ветки

.

«

Каюр

и

собаки

»

Игры

народов

Сибири

и

Дальнего

Востока

.

На

противоположных

краях

площадки

кладут

параллельно

два

шнура

.

Игроки

встают

около

них

по

три

человека

и

берутся

за

руки

.

Двое

собаки

,

третий

каюр

.

Каюр

берет

за

руки

стоящих

впереди

собак

.

Дети

тройками

по

сигналу

«

Поехали

бегут

друг

другу

навстречу

,

от

одного

шнура

до

другого

.

Правила

игры

.

Бежать

надо

только

по

сигналу

.

Выигрывает

та

тройка

,

которая

быстрее

добежит

до

шнура

.

Можно

предложить

играющим

преодолеть

различные

препятствия

.

«

Льдинки

,

ветер

и

мороз

»

Играющие

встают

парами

лицом

друг

к

другу

и

хлопают

в

ладоши

,

приговаривая

:

Холодные

льдинки

,

Прозрачные

льдинки

Сверкают

,

звенят

:

Дзинь

-

дзинь

Делают

хлопок

на

каждое

слово

:

сначала

в

свои

ладоши

,

затем

в

ладоши

товарища

.

Хлопают

и

говорят

дзинь

-

дзинь

до

тех

пор

,

пока

не

услышат

сигнал

«

Ветер

!».

Дети

-

льдинки

разбегаются

в

разные

стороны

и

договариваются

,

кто

с

кем

будет

строить

круг

большую

льдинку

.

По

сигналу

«

Мороз

все

выстраиваются

в

круг

и

берутся

за

руки

.

Правила

игры

.

Выигрывают

те

дети

,

у

которых

в

кругу

оказалось

большее

число

игроков

.

Договариваться

о

том

,

кто

с

кем

будет

строить

большую

льдинку

,

надо

тихо

.

Договорившиеся

берутся

за

р у к и

.

М е н я т ь

д в и ж е н и я

м о ж н о

т о л ь к о

п о

сигналу

«

Ветер

или

«

Мороз

!».

В

иг ру

желательно

включать

разные

движения

:

подскоки

,

легкий

или

быстрый

бег

,

боковой

галоп

и

т

.

д

.

«

Тройной

прыжок

»

На

снегу

проводится

черта

,

играющие

становятся

за

нею

.

По

очереди

они

прыгают

от

черты

вперед

:

в

первых

двух

прыжках

прыгают

с

одной

ноги

на

другую

,

в

третьем

прыжке

приземляются

на

обе

ноги

.

Выигрывает

тот

,

кто

прыгнул

дальше

.

Правила

игры

.

Начинать

прыгать

надо

от

черты

.

Прыгать

можно

только

указанным

способом

.

Варианты

.

Игра

проводится

с

распределением

детей

по

звеньям

.

В

каждое

звено

входят

от

двух

до

четырех

человек

.

Все

дети

одного

звена

выходят

к

черте

одновременно

.

По

сигналу

все

вместе

начинают

прыгать

.

Выигрывает

звено

,

участники

которого

прыгают

дальше

.

Игру

можно

организовать

и

таким

образом

,

чтобы

в

прыжках

состязались

одновременно

дети

из

разных

звеньев

.

В

этом

случае

подсчитывают

,

какое

количество

первых

,

вторых

,

третьих

и

т

.

д

.

мест

заняли

участники

каждого

звена

.

«

Гонки

на

собачьих

упряжках

»

Состязание

в

силе

для

двух

игроков

.

Игроки

становятся

на

четвереньки

,

спиной

друг

к

другу

.

Затем

игроков

соединяют

между

собой

веревкой

,

прикрепляя

ее

к

талии

каждого

игрока

(

нужна

веревка

длиной

4-5

метров

).

Посередине

между

позициями

игроков

проводится

линия

.

По

сигналу

каждый

игрок

пытается

вытащить

своего

соперника

за

линию

.

«

Волк

и

олени

»

Из

игроков

выбирается

волк

,

остальные

олени

.

На

одном

конце

площадки

очерчивается

место

для

волка

.

Олени

пасутся

на

противоположном

.

По

сигналу

«

Волк

волк

просыпается

,

выходит

и з

ло го в а

,

снач ала

широким

шагом

о б хо дит

с т ад о

,

зат ем

постепенно

круг

обхода

сужает

.

По

сигналу

(

рычание

волка

)

олени

р а з б е г а ю т с я

в

р а з н ы е

с т о р о н ы

,

а

в о л к

с т а р а е т с я

и х

поймать

(

коснуться

).

Пойманного

оленя

он

отводит

к

себе

.

Правила

игры

.

Выбегать

из

круга

можно

только

по

сигналу

.

Тот

,

кого

поймают

,

должен

идти

за

волком

.

«

Охота

на

куропаток

»

Дети

изображают

куропаток

.

Они

размещаются

на

той

стороне

площадки

тундры

,

где

имеются

приспособления

,

на

которые

можно

влезать

(

в ы ш к и

,

с к а м е й к и

,

с т е н к и

и

т

.

п

.).

Н а

противоположной

стороне

находятся

три

или

четыре

охотника

.

К у р о п а т к и

л е т а ю т

,

п р ы г а ю т

п о

т у н д р е

.

П о

с и г н а л у

водящего

«

Охотники

о н и

у л е т а ю т

(

убегают

)

и

с а д я т с я

н а

ветки

(

взбираются

на

возвышения

).

Охотники

мячом

стараются

попасть

в

куропаток

.

Пойманные

куропатки

отходят

в

сторону

и

выбывают

на

время

из

игры

.

После

двух

-

трех

повторов

выбирают

других

охотников

,

игра

возобновляется

.

Правила

игры

.

Куропатки

разлетаются

только

по

сигналу

.

Охотники

начинают

ловить

этого

сигнала

.

Стрелять

мячом

можно

лишь

по

ногам

.



В раздел образования