Напоминание

"Виды экскурсий"


Автор: Карпилянская Александра Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ЛГПУ им.П.П.Семеного тян Шанского
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Виды экскурсий"
Раздел: начальное образование





Назад




Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как

формы экологического образования младших школьников

Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе,

является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием,

динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в

его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие

наблюдательности,

эстетических

чувств,

и

впоследствии

это

влияние

сказывается

на

творческой

деятельности

человека

и

его

отношение

к

окружающей природе. Первоначальные знания о природе ложатся в основу

формирования

материалистического

мировоззрения.

Наблюдая,

сравнивая,

обдумывая,

ребенок

одновременно

развивает

свое

мышление

и

речь.

В

общении с природой у детей воспитывается чувство прекрасного, любовь к

Родине.

Таким

образом,

природоведческая

экскурсия

является

одной

из

массовых форм пропагандисткой и культурно-просветительной работы.

В настоящее время общепринятой является классификация, в основе

которой лежит деление экскурсий на следующие группы: по содержанию,

составу

участников,

месту

проведения,

способу

передвижения,

форме

проведения.

У каждой из названных групп имеются свои специфические признаки.

По содержанию.

В эту группу входят два вида экскурсий - обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. К их числу относятся

такие, экскурсии как «Прошлое, настоящее и будущее Москвы», «Город на

семи

холмах»,

в

обзорной

экскурсии

используется

исторический

и

современный материал.

Обзорными природоведческими экскурсиями являются такие, которые

раскрывают

окружающий

природный

комплекс.

Объектами

экскурсии

в

природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы.

Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная

экскурсия

в

лес

под

названием

«Войди

в

природу

другом»,

которая

раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это

историческая экскурсия, то в е основу положено одно значительное событие

или

несколько

событий,

объединенных

одной

темой,

иногда

более

продолжительный период времени.

Тематические

экскурсии

подразделяются

на

шесть

групп:

исторические, военно-исторические, производственные, природоведческие,

искусствоведческие, литературные и архитектурные.

Природоведческие

тематические

экскурсии

подразделяются

на

ботанические,

зоологические,

геологические,

экскурсии

к

уникальным

памятникам природы и т.д.

По месту проведения, различаются экскурсии - городские, загородные,

производственные

и

музейные.

Городская

-

предусматривает

показ

всего

города или одной из его частей. Загородные экскурсии делятся на обзорные и

тематические.

В зависимости от места проведения природоведческие тематические

экскурсии

могут

быть

городскими,

музейными,

загородными.

Например,

ботаническая экскурсия «По садам и паркам города», является городской, а

экскурсия

«В

гости

к

зеленому

другу»

лес)

или

«Зеленая

аптека»

-

загородной.

По

способу

передвижения

экскурсии

бывают

пешеходными

и

с

использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных

экскурсий

в

том,

что,

создавая

необходимый

темп

движения,

они

обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные

экскурсии - в подавляющем большинстве автобусные.

Для

успешного

проведения

экскурсии

необходимо

предусмотреть

экскурсионное

оборудование

или

снаряжение.

Некоторые

предметы

необходимы

каждому

экскурсанту,

часть

снаряжения

выдают

небольшим

группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику

на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей,

карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой

экскурсии определяется тематикой и характером задания.

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает

учащимся

цель,

план

и

маршрут

экскурсии,

раздает

задания

для

самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о

правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании

определенной

дисциплины.

Тогда

же

необходимо

разбить

учащихся

на

группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки

нужных для экскурсии пособий. Общие задания необходимо сообщить всей

группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо

объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть

сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.

Учебная

экскурсия

не

должна

превращаться

в

прогулку,

поэтому

необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в

тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое будет ими забыто.

Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и,

принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты

помещать

в

удобные

для

них

условия.

Без

этого

многое

погибнет

испортиться, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано.

Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а

какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых

растений, таких, как первоцветы, ландыш майский, представители семейства

губоцветных

и

другие.

Из

насекомых

отлову

не

подлежат

бабочки,

за

исключением белянки, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других

животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а

сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения

школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае

достаточно провести наблюдения на экскурсии. Это способствует выработке

у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на

словах, а на деле.

Таким

образом,

исключительно

важной

формой

экологического

образования младших школьников являются учебные экскурсии на природу, в

краеведческие

музеи

и

на

предприятия.

Являясь

органической

частью

учебного процесса, они способствуют знакомству с конкретными объектами

и

явлениями

природы

в

естественной

обстановке

и

формированию

у

учащихся чувства любви к родному краю. Вместе с тем экскурсии помогают

детям убеждаться в необходимости использования комплекса мер по охране

природы.



В раздел образования