Автор: Карпилянская Александра Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ЛГПУ им.П.П.Семеного тян Шанского
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Виды экскурсий"
Раздел: начальное образование
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как
формы экологического образования младших школьников
Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе,
является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием,
динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в
его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие
наблюдательности,
эстетических
чувств,
и
впоследствии
это
влияние
сказывается
на
творческой
деятельности
человека
и
его
отношение
к
окружающей природе. Первоначальные знания о природе ложатся в основу
формирования
материалистического
мировоззрения.
Наблюдая,
сравнивая,
обдумывая,
ребенок
одновременно
развивает
свое
мышление
и
речь.
В
общении с природой у детей воспитывается чувство прекрасного, любовь к
Родине.
Таким
образом,
природоведческая
экскурсия
является
одной
из
массовых форм пропагандисткой и культурно-просветительной работы.
В настоящее время общепринятой является классификация, в основе
которой лежит деление экскурсий на следующие группы: по содержанию,
составу
участников,
месту
проведения,
способу
передвижения,
форме
проведения.
У каждой из названных групп имеются свои специфические признаки.
По содержанию.
В эту группу входят два вида экскурсий - обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. К их числу относятся
такие, экскурсии как «Прошлое, настоящее и будущее Москвы», «Город на
семи
холмах»,
в
обзорной
экскурсии
используется
исторический
и
современный материал.
Обзорными природоведческими экскурсиями являются такие, которые
раскрывают
окружающий
природный
комплекс.
Объектами
экскурсии
в
природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы.
Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная
экскурсия
в
лес
под
названием
«Войди
в
природу
другом»,
которая
раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это
историческая экскурсия, то в е основу положено одно значительное событие
или
несколько
событий,
объединенных
одной
темой,
иногда
более
продолжительный период времени.
Тематические
экскурсии
подразделяются
на
шесть
групп:
исторические, военно-исторические, производственные, природоведческие,
искусствоведческие, литературные и архитектурные.
Природоведческие
тематические
экскурсии
подразделяются
на
ботанические,
зоологические,
геологические,
экскурсии
к
уникальным
памятникам природы и т.д.
По месту проведения, различаются экскурсии - городские, загородные,
производственные
и
музейные.
Городская
-
предусматривает
показ
всего
города или одной из его частей. Загородные экскурсии делятся на обзорные и
тематические.
В зависимости от места проведения природоведческие тематические
экскурсии
могут
быть
городскими,
музейными,
загородными.
Например,
ботаническая экскурсия «По садам и паркам города», является городской, а
экскурсия
«В
гости
к
зеленому
другу»
(в
лес)
или
«Зеленая
аптека»
-
загородной.
По
способу
передвижения
экскурсии
бывают
пешеходными
и
с
использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных
экскурсий
в
том,
что,
создавая
необходимый
темп
движения,
они
обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные
экскурсии - в подавляющем большинстве автобусные.
Для
успешного
проведения
экскурсии
необходимо
предусмотреть
экскурсионное
оборудование
или
снаряжение.
Некоторые
предметы
необходимы
каждому
экскурсанту,
часть
снаряжения
выдают
небольшим
группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. Каждому ученику
на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей,
карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой
экскурсии определяется тематикой и характером задания.
Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает
учащимся
цель,
план
и
маршрут
экскурсии,
раздает
задания
для
самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о
правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании
определенной
дисциплины.
Тогда
же
необходимо
разбить
учащихся
на
группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки
нужных для экскурсии пособий. Общие задания необходимо сообщить всей
группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо
объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть
сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
Учебная
экскурсия
не
должна
превращаться
в
прогулку,
поэтому
необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в
тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое будет ими забыто.
Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и,
принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты
помещать
в
удобные
для
них
условия.
Без
этого
многое
погибнет
–
испортиться, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано.
Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а
какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых
растений, таких, как первоцветы, ландыш майский, представители семейства
губоцветных
и
другие.
Из
насекомых
отлову
не
подлежат
бабочки,
за
исключением белянки, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других
животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а
сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения
школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае
достаточно провести наблюдения на экскурсии. Это способствует выработке
у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на
словах, а на деле.
Таким
образом,
исключительно
важной
формой
экологического
образования младших школьников являются учебные экскурсии на природу, в
краеведческие
музеи
и
на
предприятия.
Являясь
органической
частью
учебного процесса, они способствуют знакомству с конкретными объектами
и
явлениями
природы
в
естественной
обстановке
и
формированию
у
учащихся чувства любви к родному краю. Вместе с тем экскурсии помогают
детям убеждаться в необходимости использования комплекса мер по охране
природы.