Напоминание

Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе.


Автор: Карпилянская Александра Сергеевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ЛГПУ им.П.П.Семеного тян Шанского
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Место экскурсии в процессе экологического образования

в начальной школе.

Во-первых,

необходимо

выяснить,

что

включает

в

себя

понятие

«экскурсия». Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка». В

этом

словаре

С.И.

Ожегов

даёт

такое

определение.

«Экскурсия»:

1.

коллективная

поездка

(прежде

так

же

индивидуальная)

куда-нибудь

посещения чего-либо с образовательной, познавательной целью. 2. «группы

экскурсантов» .

Более

глубокое

лексическое

определение

экскурсии

даёт

В.М.

Пакулова,

она

пишет:

«Экскурсия

-

это

форма

организации

учебно-

воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также

непосредственно

изучать

различные

предметы,

явления

и

процессы

в

естественных или искусственно созданных условиях ».

В

этом

определении

чётко

прослеживаются

учебно-воспитательные

задачи экскурсии.

Теперь

следует

определить

значение

экскурсии

в

процессе

экологического образования в начальной школе.

Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная

на

усвоение

учебного

материала,

но

проводимая

вне

школы,

которая

позволяет

проводить

наблюдения,

а

также

непосредственно

изучать

различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно

созданных условиях.

Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии

тесно

связан

с

программой

по

природоведению,

она

становится

формой

общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является

важной

частью

учебного

процесса.

Кроме

того,

экскурсия

может

быть

формой

внеклассной

работы,

когда

ее

проводят

с

группой

отдельных,

наиболее заинтересованных учащихся.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить

ее

огромное

общеобразовательное

значение.

Экскурсия

конкретизирует

программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.

Важное место в начальной школе занимают экскурсии в природу, где

учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со

средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием

предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии,

устанавливать

связи

организмов

друг

с

другом

и

с

неживой

природой.

Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы,

то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или

книг

о

ней.

Здесь

открываются

широкие

возможности

для

организации

творческой

работы

учащихся,

инициативы

и

наблюдательности.

На

экскурсиях,

как

и

на

практических

занятиях,

у

учащихся

формируются

навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с

сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на

занятиях

в

классе

после

экскурсии).

Планомерное

проведение

экскурсий

развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Экскурсии

имеют

большое

значение

и

для

физического

развития

учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде,

содействует

закалке

и

укреплению

здоровья

учащихся.

Это

особенно

проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных

экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

Экскурсии - очень важная органическая составная часть нормальной

работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их

нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное

со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок.

Экскурсии - это те же уроки, но уроки в природе или музее, на выставке, то

есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям

должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с

программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом

планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий

должно

быть

согласовано

таким

образом,

чтобы

экскурсия

по

одному

предмету

не

срывала

других

уроков.

Планирование

экскурсий

дает

возможность осуществлять их без срыва других занятий.

Главное

значение

экскурсии

в

природу

состоит

в

том,

что

дети

наблюдают

явления

и

объекты

природы

в

естественной

обстановке

и

рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети

убеждаются

в

единстве

и

разнообразии

природы.

При

этом

у

учащихся

развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается

личный опыт общения с природой.

Экскурсии

в

природу

дают

возможность

познакомить

детей

с

особенностями растений и животных в разных природных условиях.

Во

время

экскурсий

учащиеся

получают

первоначальные

знания

о

живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их

свойствах и использовании человеком.

На

экскурсиях

учащиеся

знакомятся

с

природой,

учатся

видеть

и

понимать ее красоту. Познания природы оказывает сильное эмоциональное

воздействие

на

детей,

раскрывает

гармоничность

и

слаженность

жизни.

Развивается

эстетическое

чувство,

пробуждаются

интерес

и

любовь

к

природе. Особенно сильное впечатление оказывает на учащегося изучение

живых

организмов,

природы

родного

края,

экскурсии

в

природу.

На

экскурсиях ребята познают природу во всем ее многообразием. Любовь к

родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание

ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости

сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования

экологически

грамотной

личности.

Они

дают

возможность

на

ярких

конкретных фактах показать детям материальную связь явлений природы.

В

наше

время

экскурсия

занимает

неотъемлемую

часть

процесса

экологического

образования

младших

школьников,

так

как

экскурсия

органическая составная часть нормальной работы школы. Экскурсии должны

быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как

случайное,

эпизодическое

явления,

малосвязанное

со

всем

процессом

преподавания, нечто вроде школьных прогулок. Экскурсия - это те же уроки,

но

уроки

в

природе

или

музее,

на

выставке,

то

есть

в

иной

внешней

обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же,

как и к урокам. Экскурсии введены в план школы, связаны с программой

курса

естествознания,

занимают

определенное

место

в

годовом

и

тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание

экскурсий должно быть согласованно таким образом, чтобы они не срывали

других уроков. Планирование экскурсий дает возможность их проведения без

срыва других занятий.

Учителю

необходимо

иметь

в

виду

основные

положения,

которые

необходимо учитывать в работе:

а) в основе любой экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются основными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г)

методика

проведения

экскурсии

представляет

собой

совокупность

методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих

объектах,

приемов

которые

обеспечивают

наибольшую

эффективность

донесения знаний до аудитории.

Младший

школьник

-

это

ребёнок

«почемучка».

Любознательность

младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому

ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста - это ученик. Он учится

и осознает себя не столько объектом обучения, сколько самостоятельным

субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с

появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому

младший

школьный

возраст

и

называют

«почемучка».

Высокая

познавательная

деятельно сть,

любознательно сть,

а к т и в н о с т ь ,

заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой - это бесценный дар,

которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления,

расширения природоведческого кругозора экологической культуры.

Контакты

с

природой,

систематическое

общение

с

ней

являются

важнейшим

средством

и

условием

формирования

отзывчивого

и

ответственного отношения младших школьников к её объектам и явлениям.

Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая

открывается перед младшими школьниками - красочный, многообразный мир

окружающей

природы.

Он

встречается

с

ним

ежедневно,

познаёт

его

случайно

или

преднамеренно

с

целью

что-то

узнать,

увидеть

услышать

исследовать.

К.Д.

Ушинский

об

этом

писал

так:

«Только

непосредственное

исследование, общение с природой, её восприятие способствует развитию у

детей

чувства

природы,

пониманию

её

многообразной

универсальной

ценности,

формированию

культуры

поведения,

созданию

образов

окружающего

мира.

Известно,

что

природа

дарит

человеку

прекрасные,

незабываемые

минуты

духовного

и

физического

здоровья.

Поэтому

в

процессе общения с ней дети осознают необходимость её сохранения и

здоровья.

Они

осваивают

правила

поведения

в

природе

на

отдыхе

при

устройстве бивака, собирая ягоды грибы, лекарственные растения и учатся

быть хозяевами своего дома - планеты Земля».



В раздел образования