Напоминание

"Использование приёма наглядности на занятиях с детьми дошкольного возраста"


Автор: Фертикова Анна Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества и досуга"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёма наглядности на занятиях с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование приёма наглядности на занятиях с детьми дошкольного

возраста

МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»

Педагог дополнительного образования: Фертикова А.П.

«

Необходимо,

чтобы

предмет

непосредственно

отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах

учителя и под его руководством ощущения дитяти

превращались в понятия, из понятий составлялась

мысль и мысль облекалась в слово

.

Дитя мыслит

формами, образами, красками, звуками, ощущениями

вообще,

и

тот

воспитатель

напрасно

и

вредно

насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её

заставить мыслить иначе».

К.Д. Ушинский

В

объединении

«АБВГДейка»

у

некоторых

детей

дошкольного

возраста,

наблюдается

неравномерное

формирование

процессов

познавательной

деятельности, что приводит к недоразвитию речи и мышления. Дети не могут

целенаправленно

выполнять

задания,

проконтролировать

свою

работу,

отличаются

неустойчивостью

внимания,

низкой

работоспособностью

и

познавательной активностью. И как следствие, в условиях образовательной

деятельности, наблюдается низкая продуктивность.

Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного

пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация

подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это

потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное

мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой и

слоговой состав слова именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели

словесной формы подачи материала.

Именно

поэтому

приём

наглядности

один

из

ведущих

принципов

обучения дошкольников, который позволяет добиться более качественного

усвоения материала.

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и

иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и

тактильный

каналы

восприятия

ребёнка,

эмоционально

вовлекает

в

познавательную деятельность.

На

занятиях

объединения

«АБВГДейка»

используются

типовые

и

изготовленные

педагогом

дидактические

пособия,

демонстрационный

и

раздаточный материал.

Применение пособий позволяет выстроить

работу с учащимися в группе,

индивидуально,

организовать

познавательную

игру

учащихся,

как

на

занятиях, так и дома.

Для знакомства с буквами алфавита, закрепления умения выделять первую

букву

в

слове,

осуществлять

звукобуквенный

и

слоговой

анализ

слова,

отрабатывать чтение слогов, слов и предложений используются типовые и

дидактические пособия:

Алфавит

Буквы

Книга-игра «весёлые буквы»

Касса букв на магнитах

Слоги

Читаем по слогам

Игровые тренажёры «Карусель» и др.

Изготовленный

демонстрационный

материал,

размещённый

в

кабинете,

включает

образы

букв

и

звуковых

человечков,

замки

«Гласных»

и

«Согласных» звуков и букв, слоговые заборчики.

«Слоговые заборчики» помогают запомнить образ буквы, закрепить навык

чтения

слогов,

яркие

указки

бабочки

делают

игру

интересной

и

привлекательной.

Демонстрационный материал легко монтируется и активно используется на

занятиях в совместной игре с учащимися.

Так в гости к дошкольникам приходят звуковые человечки и сами буквы,

выполненные из картона и цветного фетра. Звуковые человечки и Буквы

играют с детьми, помогают им выполнять задания, учат читать слоги и слова,

выполнять слоговой и звуковой анализ слова, конструировать слова из букв и

слогов.

Игры с буквами:

«В гости».

Цель: учиться читать слоги, учиться сортировать слоги по согласной или

гласной букве.

Для первой игры достаточно сделать гласные буквы А, О, Э, И, Ы, У и

несколько согласных букв, например М и Н.

По ходу игры, в начале демонстрируется сказка о том, как буква М пошла

гулять и по дороге встречала своих знакомых. Сначала буква М встретила

букву А, они взялись за руки и сказали: "МА". Когда буква М встретилась с

буквой

О,

они

поздоровались

и

сказали:

"МО".

С

буквой

У

буква

М

поздоровалась уже другим словом - "МУ". Взяв букву Ы за руку, буква М

сказала: "МЫ". А при встрече с буквой И буква М произнесла "МИ". Далее

педагог просит детей повторить сказку, с буквой Н.

(Во время рассказывания сказки объясняется, как буквы встречаются друг с

другом, здороваются за руки, буквы озвучиваются разными голосами. Далее

ребенка просят повторить сказку, давая ему возможность соединять буквы

ручками друг с другом и произносить, как они здороваются).

«

Конфеты»

Цель: учиться читать слоги, учиться сортировать слоги по согласной или

гласной букве.

Перед началом игры определите, какие слоги вы хотели бы выучить с детьми.

Количество

слогов

для

одной

игры

не

должно

превышать

20.

Из

разноцветного картона вырежьте "конфетки". На каждой конфетке напишите

ее название - слоги.

Расскажите детям, что буквы собрались на праздник, у них есть угощение -

конфеты, но сами буквы не могут их поделить. Предложите помочь буквам:

прочитать

названия

конфет

и

раздать

их.

При

раздаче

конфет

нужно

соблюдать правило: буква может получить только ту конфету, в названии

которой она сама встречается. Например: букву У можно угостить конфетами

- МУ, НУ, ПУ, ТУ и т.д., букве Т ребенок может предложить и ТА, и ТО, и ТЫ,

и ТИ и т.д., конфетка КА может достаться и букве К, и букве А. Чтобы играть

было интереснее, разговаривайте с детьми от имени букв.

Таким образом, использование приёма наглядности с детьми дошкольного

возраста в объединении «АБВГДейка» способствует:

повышению познавательной активности;

осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;

совершенствованию речи и образного мышления;

формированию опыта чтения слогов и слов.



В раздел образования