Автор: Фертикова Анна Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества и досуга"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёма наглядности на занятиях с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Использование приёма наглядности на занятиях с детьми дошкольного
возраста
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
Педагог дополнительного образования: Фертикова А.П.
«
Необходимо,
чтобы
предмет
непосредственно
отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах
учителя и под его руководством ощущения дитяти
превращались в понятия, из понятий составлялась
мысль и мысль облекалась в слово
.
Дитя мыслит
формами, образами, красками, звуками, ощущениями
вообще,
и
тот
воспитатель
напрасно
и
вредно
насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её
заставить мыслить иначе».
К.Д. Ушинский
В
объединении
«АБВГДейка»
у
некоторых
детей
дошкольного
возраста,
наблюдается
неравномерное
формирование
процессов
познавательной
деятельности, что приводит к недоразвитию речи и мышления. Дети не могут
целенаправленно
выполнять
задания,
проконтролировать
свою
работу,
отличаются
неустойчивостью
внимания,
низкой
работоспособностью
и
познавательной активностью. И как следствие, в условиях образовательной
деятельности, наблюдается низкая продуктивность.
Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного
пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация
подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это
потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное
мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой и
слоговой состав слова именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели
словесной формы подачи материала.
Именно
поэтому
приём
наглядности
— один
из
ведущих
принципов
обучения дошкольников, который позволяет добиться более качественного
усвоения материала.
Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и
иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и
тактильный
каналы
восприятия
ребёнка,
эмоционально
вовлекает
в
познавательную деятельность.
На
занятиях
объединения
«АБВГДейка»
используются
типовые
и
изготовленные
педагогом
дидактические
пособия,
демонстрационный
и
раздаточный материал.
Применение пособий позволяет выстроить
работу с учащимися в группе,
индивидуально,
организовать
познавательную
игру
учащихся,
как
на
занятиях, так и дома.
Для знакомства с буквами алфавита, закрепления умения выделять первую
букву
в
слове,
осуществлять
звукобуквенный
и
слоговой
анализ
слова,
отрабатывать чтение слогов, слов и предложений используются типовые и
дидактические пособия:
Алфавит
Буквы
Книга-игра «весёлые буквы»
Касса букв на магнитах
Слоги
Читаем по слогам
Игровые тренажёры «Карусель» и др.
Изготовленный
демонстрационный
материал,
размещённый
в
кабинете,
включает
образы
букв
и
звуковых
человечков,
замки
«Гласных»
и
«Согласных» звуков и букв, слоговые заборчики.
«Слоговые заборчики» помогают запомнить образ буквы, закрепить навык
чтения
слогов,
яркие
указки
бабочки
делают
игру
интересной
и
привлекательной.
Демонстрационный материал легко монтируется и активно используется на
занятиях в совместной игре с учащимися.
Так в гости к дошкольникам приходят звуковые человечки и сами буквы,
выполненные из картона и цветного фетра. Звуковые человечки и Буквы
играют с детьми, помогают им выполнять задания, учат читать слоги и слова,
выполнять слоговой и звуковой анализ слова, конструировать слова из букв и
слогов.
Игры с буквами:
«В гости».
Цель: учиться читать слоги, учиться сортировать слоги по согласной или
гласной букве.
Для первой игры достаточно сделать гласные буквы А, О, Э, И, Ы, У и
несколько согласных букв, например М и Н.
По ходу игры, в начале демонстрируется сказка о том, как буква М пошла
гулять и по дороге встречала своих знакомых. Сначала буква М встретила
букву А, они взялись за руки и сказали: "МА". Когда буква М встретилась с
буквой
О,
они
поздоровались
и
сказали:
"МО".
С
буквой
У
буква
М
поздоровалась уже другим словом - "МУ". Взяв букву Ы за руку, буква М
сказала: "МЫ". А при встрече с буквой И буква М произнесла "МИ". Далее
педагог просит детей повторить сказку, с буквой Н.
(Во время рассказывания сказки объясняется, как буквы встречаются друг с
другом, здороваются за руки, буквы озвучиваются разными голосами. Далее
ребенка просят повторить сказку, давая ему возможность соединять буквы
ручками друг с другом и произносить, как они здороваются).
«
Конфеты»
Цель: учиться читать слоги, учиться сортировать слоги по согласной или
гласной букве.
Перед началом игры определите, какие слоги вы хотели бы выучить с детьми.
Количество
слогов
для
одной
игры
не
должно
превышать
20.
Из
разноцветного картона вырежьте "конфетки". На каждой конфетке напишите
ее название - слоги.
Расскажите детям, что буквы собрались на праздник, у них есть угощение -
конфеты, но сами буквы не могут их поделить. Предложите помочь буквам:
прочитать
названия
конфет
и
раздать
их.
При
раздаче
конфет
нужно
соблюдать правило: буква может получить только ту конфету, в названии
которой она сама встречается. Например: букву У можно угостить конфетами
- МУ, НУ, ПУ, ТУ и т.д., букве Т ребенок может предложить и ТА, и ТО, и ТЫ,
и ТИ и т.д., конфетка КА может достаться и букве К, и букве А. Чтобы играть
было интереснее, разговаривайте с детьми от имени букв.
Таким образом, использование приёма наглядности с детьми дошкольного
возраста в объединении «АБВГДейка» способствует:
повышению познавательной активности;
осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
совершенствованию речи и образного мышления;
формированию опыта чтения слогов и слов.