Автор: Кожвникова Ирина Владимировна
Должность: педагог вокалист
Учебное заведение: МБУ ДО Детская музыкальная школа № 5
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы над певческим дыханием с учащимися музыкално–театрального отделения
Раздел: дополнительное образование
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ
С УЧАЩИМИСЯ ТЕАРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Музыкальный театр – это один из сложнейших жанров, соединяющий в себе три
вида сценического искусства - вокал, хореографию и актерское мастерство. История этого
жанра уходит в глубину веков. Ещё древнегреческий театр представлял собой группу
танцоров, певцов и чтецов, выступающих коллективно для передачи какого-то действия.
Интерес к музыкальному театру на протяжении многих лет то разгорался, то угасал. Но
если посмотреть с какой скоростью в последнее время стали появляться постановки
музыкальных спектаклей, то становится очевидным, что этот вид искусства набирает
популярность и становится востребованным у современных зрителей. Наряду с
постановками для взрослых, стало появляться довольно много детских мюзиклов,
музыкальных спектаклей и сказок (Театр «Московская оперетта», Детский музыкальный
театр им. Н.И.Сац, Московский государственный детский музыкальный театр п/р
Г.Чихачева, Театр Российской Армии, Театр В. Назарова, Еврейский театр «Шалом», Театр
у Никитских ворот, Театральный центр «Арт-Вояж XXI», Театр киноактера, Театр музыки
и драмы п/р Стаса Намина). В этих театральных постановках вместе с актерами играют
дети и подростки.
К сожалению, если в высших и средних учебных заведениях уже начался процесс
открытия факультетов, занимающихся профессиональной подготовкой артистов мюзикла,
то для детских музыкальных учебных заведений, пока нет достаточно разработанной
теоретической и методологической базы для комплексного вокального, танцевального и
исполнительского обучения юных артистов. Поэтому для педагогов вокалистов,
работающих на театральном отделении, стало серьезной проблемой подготовка детей к
участию в музыкальных спектаклях.
Общеизвестно, что обучение вокалу детей от 6 до 16 лет считается филигранной и
ответственной работой. Именно в этом возрасте идет активное формирование певческого
голоса. По сравнению с голосом взрослого певца, детский характеризуется меньшей
силой, более узким диапазоном, с поверхностным дыханием. А ещё педагог вокалист
должен учитывать такой специфический фактор, как синхронизация пения и движения.
В обычном состоянии дыхание у детей спокойное и регулярное. При двигательных
нагрузках оно укорачивается и становится беспорядочным, прерывистым, что значительно
ухудшает исполнительскую технику. А «маленькому артисту» надо свободно петь и
двигаться, легко дышать и не иметь сильной отдышки, не растрачивать свою энергию,
Обычно проблемы с дыханием у детей проявляются в массовых номерах, где им
приходится совмещать пение с танцем. А так как вокальные навыки, постановка дыхания
и координация движений у них ещё не до конца сформированы, это ведет к
погрешностям в исполнении.
Не стоит сбрасывать со счетов и волнение. Любое публичное выступление это –
стресс для организма. Когда мы перестаём себя контролировать, наше тело первое
реагирует на страх. Под воздействием стресса дыхание поднимается на уровень грудной
клетки и верхнего плечевого пояса, где оно укорачивается и становится беспорядочно
неровным. От этого страдает чистота интонации, фразировка, динамика и, в конечном
счёте, все это отражается на сценическом образе. Для восстановления естественного
дыхания ученикам приходиться осваивать специфические навыки. Они должны учиться
соотносить количество вдыхаемого воздуха с быстрым или медленным, резким или
плавным движением, уметь уравновешивать дыхание при движении, прыжке или беге на
месте, овладевать навыком экономного вдоха при выполнении физических упражнений.
Но пока нет специализированой программы, которая позволила бы решать эти
вопросы комплексно, каждый учитель справляется с этой проблемой по-своему,
используя различные техники, приемы и методики развития дыхания на своё усмотрение.
Так, в настоящее время у педагогов набирает популярность комплекс вокальной
гимнастики, разработанный Петси Роденбург. Она британский театральный режиссер и
является ведущим вокалистом в Школе музыки и драмы Гилдхолла в Лондоне. Также она
сотрудничает с Королевским Шекспировским театром. Её комплекс вокальной
гимнастики направлен на освоение плавного и прерывистого дыхания в покое и в
движении. Роденбург учит пропевать определенные гласные и их комбинации на одном
дыхании с движениями рук и корпуса определенной амплитуды. При этом музыкальные
фразы поются на пиано или форте, крещендо или диминуэндо, стаккато или легато.
Амплитуда движений зависит от построения музыкальной фразы и соотносится с силой
дыхания. Музыкальный материал представляет собой четырехчастное произведение,
включающее экспозицию, разработку, кульминацию и коду. Рассмотрим комплекс
вокальной гимнастики, включающий восемь упражнений.
Первое
упражнение
«Пьеро».
П од
м у з ы ку делаются
малоамплитудные,
спокойные движения руками с одновременным пропеванием
музыкальной фразы от
нижней рабочей ноты диапазона до верхней. Руки, согнутые в локтях, располагаются
впереди
на
уровне
нижней
линии
ребер.
При
пропевании
фразы
руки
плавно
перемещаются от центра в сторону с опущенными параллельно полу ладонями. При этом
ноги расположены на ширине плеч.
Второе упражнение «Дровосек». Исходная поза сохраняется. Под музыкальный
фрагмент, звучащий на форте, делаются крупноамплитудные движения руками,
направленные вверх. Попеременно правой или левой рукой выполняются следующие
движения: рука из положения вдоль туловища сгибается в локтевом суставе. Ладонь
куполообразная, обращенная вниз, поднимается выше уровня плеча при согнутом
локтевом суставе.
Третье упражнение «Кукла». Ноги расположены на ширине плеч. Под музыкальный
фрагмент, звучащий на диминуэндо, делаются движения руками сверху вниз. Сначала они
резко направляются вверх, а затем плавно двигаются вниз с постепенным уменьшением
амплитуды. Правая или левая рука с усилием опускаются до самого конца, при этом
положение ладони не меняется.
Четвертое упражнение «Двоечник-Отличник. Исходное положение ног сохраняется.
Под музыкальный фрагмент, звучащий на крещендо, делаются движения руками снизу
вверх с волнообразно нарастающей амплитудой. Правая или левая рука синхронно из
положения руки вдоль туловища идет волнообразными движениями от себя вперед, кисти
развернуты в сторону туловища, локти полусогнуты, поднимаются до положения выше
уровня плеч с фиксацией наверху движения на конечной ноте с выпрямлением локтевых
суставов и разворотом ладоней внутрь.
Пятое упражнение «Мельница». Под музыкальную фразу, звучащую на легато,
делаются плавные движения руками большой амплитуды справа налево по траектории
восьмерки и круговые во фронтальной плоскости. При этом ноги расположены на ширине
плеч, рука, согнутая в локте, располагается впереди на уровне нижней линии ребер.
Движения
по
траектории
горизонтальной
восьмерки
делают
справа
налево.
Затем
круговые движения от себя к себе.
Шестое упражнение «Дирижер». Ноги остаются на ширине плеч. Под
музыкальную фразу, звучащую на стаккато, делаются отрывистые движения руками с
маленькой амплитудой с акцентом на работу кисти и лучезапястного сустава совместно с
пружинистыми движениями на полупальцах. Обе руки, согнутые в локтевых суставах в
положении параллельно друг другу, кисти рук расслаблены, пальцы полусогнуты, как
«кисть обезьяны». При подъеме на полупальцы одновременно руки сгибаются в локтевых
суставах до положения уровня плеч, пальцы напрягаются и раскрываются с силой.
Седьмое упражнение «Журавль». Исполнение музыкальной фразы с акцентом на
верхние ноты диапазона. Для достижения более точного интонирования высоких нот
используют наклоны туловища вперед. При этом ноги на ширине плеч, плечевой пояс
расслаблен, ладони располагаются горизонтально полу на уровне паховых складок, локти
согнуты. При пропевании фразы корпус наклоняется вперед при фиксированном
положении таза до угла 90 -110 градусов.
Восьмое упражнение «Питон». Исполнение музыкальной фразы с акцентом на
низкие ноты диапазона. Для достижения более точного интонирования низких нот
применяют положение ног на ширине плеч, как бы «врастая в пол» и одновременно
вытягивают позвоночный столб вверх. Руки, согнутые в локтях, располагаются на
верхней линии таза, ладонями вниз. Руки сильно напрягаются, сдавливая воздух, при этом
полного разгибания локтевых суставов не допускается.
Особое внимание при выполнении упражнений уделяется тому, чтобы дети и
подростки не делали лишних движений плечами и грудной клеткой, не брали много
воздуха и не задерживали дыхание при пении. Длительность комплекса вокальной
гимнастики составляет от 15 до 20 минут. Если комплекс вокальной гимнастики
применять в работе с учащимися постоянно, то они приучаются удерживать звук на
опоре до окончания музыкальной фразы, в том числе при смене положения корпуса. При
этом наблюдается ровность звучания исполняемой мелодии. Дети овладевают активным и
коротким вдохом, а выдох распределяют на целое предложение. Воздух расходуется
рационально как в статическом, так и динамическом положении тела. Также они учатся,
чтобы их пластика движений соответствовала характеру музыки. Вокальная гимнастика
Петси Роденбург формирует целый комплекс умений, которыми должен обладать будущий
исполнитель. Но самое главное, она помогает решать вопросы синхронизации пения и
движения. Развивает координацию певческих и двигательных навыков, что является
важной задачей вокальной педагогики при подготовке вокалиста такого сложного жанра
как музыкальный театр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Монд Л. Русский мюзикл: быть или не быть?// Научно-культурологический журнал
«Regla».- №6 [186], 2009
2.Виноградов Д. Постановка дыхания и голоса. М.: Музгиз, 1976
3.Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.//От простого к сложному.
Элементы развития высшей нервной деятельности ребенка.//М.-Л., 1964
4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.//Ростов-на-Дону,
«Феникс», 20075.Rodenburg, P.The Right to speak working with the voice// Routledge, A
Theatre Arts Books, New York, 1992