Автор: Манова Надежда Александровна
Должность: преподаватель вокально–хоровых дисциплин МАО ДО "Детская школа искусств" г. Емва, республика Коми
Учебное заведение: МАО ДО "Детская школа искусств" г. Емва
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексный подход в работе с детскими голосами, как здоровьесберегающий компонент"
Раздел: дополнительное образование
«Комплексный подход в работе с детскими певческими
голосами, как здоровъесберегающий компонент»
Манова Надежда Александровна,
преподаватель вокально-хоровых дисциплин
МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва.
Почему я выбрала именно эту тему?
Я работаю
преподавателем вокально-хоровых дисциплин. Ежедневно в работе мы
встречаемся с учениками и каждый из них настолько индивидуален, что невозможно
работать по какой-то одной методике или схеме. И главное то, что мы работаем с очень
уникальным инструментом, который невозможно увидеть, потому что он находится внутри
нас и это усложняет рабочий процесс.
В наших руках очень хрупкий инструмент, который требует бережного, аккуратного
отношения и комплексного подхода. Невозможно просто обучать пению.
Вокальная работа с детскими голосами имеет свою специфику по сравнению с работой
со взрослыми
голосами. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский
организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а следовательно,
изменении.
Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но
и
полезно.
Пение
способствует
развитию
голосовых
связок,
дыхательного
и
артикуляционного аппаратов и укреплению здоровья.
Разработано много методик по работе с голосом, но не создано пока еще такой
чудотворной
методики,
которая
гарантировала
бы
стопроцентный
успех
певческого
воспитания. Поэтому основной заповедью, каждого педагога, занимающегося с детьми
Сольным пением, должно быть «Не навреди»!
Педагогу необходимо постоянно контролировать процесс развития и роста ученика.
Прежде всего, в начале работы с детьми необходимо учесть возрастные особенности
ребенка,
его
природные
вокальные
данные,
психо-эмоциональное
состояние
и
медицинские показания.
Процесс работы педагога и ученика - это кропотливое систематическое совместное
творчество,
которое
должно
приносить
удовольствие
обеим
сторонам,
а
для
этого
необходимо применять
педагогические приемы в работе с каждым учеником, чтобы
установить
доверительные
партнерские
отношения.
Взаимопонимание
–
это
очень
важный компонент в работе и установить его нужно с первых
занятий, чтобы помочь
ученику максимально раскрыть его внутреннее содержание и творческий потенциал.
Сложность
данной
работы
заключается
в
том,
что
педагогу
нужно
найти
индивидуальный подход к каждому ученику, потому что нет двух одинаковых голосов,
каждый голос индивидуален и уникален.
Педагог должен изучить анатомо–физиологические данные своего ученика, должен в
совершенстве
знать
механику
и
природу
физиологических
особенностей
органов,
участвующих в голосообразовании в каждом индивидуальном случае с учетом природных
физических
данных.
Педагогу
необходимо
для
каждого
ученика
индивидуально
подобрать тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения
в выработке певческого
тона опираясь на возраст, пол, характеристику голоса, физическое устройство певческого
аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса.
Следует
совершенно
исключить
форсированное
пение.
Петь
нужно
не
напрягаясь
с
максимальной естественностью. Нужно беседовать с детьми о том, как бережно следует
относиться к своему голосу. Ведь человеческий голос – чрезвычайно нежный и хрупкий
инструмент, а детский голос особенно. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье
детей.
Поэтому первоочередная задача для педагога – это охрана детского голоса.
Педагог
призван
выполнять
наряду
с
воспитательной
функцией,
функцию
просветительскую. Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В
процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные
задачи, связанные с формированием личности ученика.
Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и
эстетики, психологии, физиологии, медицины и др.
В процессе подбора и формировании певческого репертуара мы решаем воспитательные
задачи,
формируем
эстетический
вкус
ребенка,
его
духовную
потребность.
Репертуар
должен соответствовать возрасту ученика.
О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным
изменениям
основных
характеристик
его
звучания.
В
то
же
время,
добиваясь
определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном
направлении.
Однако
не
всякое
пение
способствует
развитию
детского
голоса.
Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении,
приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.
Нам приходится работать не только с одаренными детьми, но и с проблемными детьми у
которых есть дефекты речи и заикание. Зачастую в процессе работы приходится изучать и
применять логопедические приемы для улучшения дикции и артикуляции. В некоторых
случаях предложить родителям ученика занятия с логопедом для исправления речевых
недостатков.
Пение – это самый доступный вид искусства и самый массовый. Существует
Вокалотерапия – это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной
системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а
также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость
организма к неблагоприятным внешним факторам. С древних времен людям известно, что
звуки могут обладать целительной силой, особенно те, которые произносятся собственным
голосом. Ученые обратили внимание на то, что профессиональное (и непрофессиональное,
но
правильное)
пение
оказывает
благотворное
влияние
на
организм
человека.
Когда человек поет, то 80% вибраций от его голоса проходит через внутренние органы, и
только незначительная их часть (20%) органами не поглощается и идет во внешнюю среду.
Волны
звуковой
вибрации
положительно
воздействуют
на
состояние
органов
и
существенно снимают внутреннее напряжение человека.
Наша задача приобщить детей к пению и научить их петь красиво, правильно, так
чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью.
Современный педагог должен обладать комплексом разносторонних знаний и
умений:
педагогических,
психологических,
логопедических,
медицинских,
эстетических, что помогает заботиться и правильно относится к нашему инструменту
ГОЛОСУ. Он должен хорошо знать психолого-возрастные особенности детей, иметь
хороший эстетический вкус и идти в ногу со временем.
Именно педагог формирует вкус ученика, его культуру восприятия и помогает
ученику стать хорошим музыкантом, в нашем случае вокалистом.