Напоминание

"Качество образования": от классических представлений к современным понятиям


Автор: Комарова Ольга Анатольевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: "Качество образования": от классических представлений к современным понятиям
Раздел: высшее образование





Назад




"КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ": ОТ КЛАССИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ПОНЯТИЯМ

Комарова Ольга Анатольевна,

г. Сыктывкар, ФГБОУ ВО

«СГУ им. Питирима Сорокина»,

магистрант

Аннотация:

в

статье

рассматриваются

подходы

к

определению

«качества образования в различных его аспектах.

Ключевые

слова:

качество;

качество

образования;

стандарт

образования.

Постиндустриальное

общество,

основанное

на

инновационной

экономике,

может

развиваться

только

при

наличии

грамотного

и

подготовленного кадрового потенциала, формированием которого занимается

система среднего

и

высшего

профессионального

образования. Поэтому

вопросы

качественной

подготовки

специалистов

разного

уровня

для

инновационной

российской

экономики

являются

в

настоящее

время

приоритетными, а вопрос повышения качества образования стал предметом

обсуждения широкого круга специалистов, ученых и государственных деятелей

[15].

Анализ литературы показывает, что сущность и содержание терминов

«качество», «качество образования» учеными и педагогами трактуются по-

разному,

причем

эти

категории

имеют

несколько

аспектов

применения:

философский,

социологический,

педагогический,

психологический,

экономический и др.

Качество образования достаточно сложное и неоднозначное понятие.

Существует множество разработок и исследований по данной теме, но до сих

пор

отсутствует

согласованное

мнение

о

сущности

и

содержании

данной

категории.

Первоначально

категория

качества

была

проанализирована

философами. Так, древнегреческий философ Аристотель считал, что качество –

это некий видовой признак, который отличает какую-либо сущность от другой

сущности, принадлежащей к тому же роду [7]. У Гегеля определение качества

как сущей определенности предмета и логической категории, которая лежит в

основе

познания

мира,

т.е.

познание

качественных

характеристик

объекта

означает и познание сущности объекта [3, с. 170]. Таким образом, в философии

категория качества в основном трактуется как сущностная определенность

объекта, в силу чего он является именно таковым. Словарь русского языка

С.И.

Ожегова

предлагает

понимать

качество

как

«совокупность

существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих

предмет или

явление от других и придающих ему определенность» [12], тогда на основании

этого можно сказать, что качество образования – это то, что отличает его от

других социальных явлений, систем и процессов.

Поскольку под образованием понимается и результат (образованность), и

образовательный

процесс,

понятие

«качество

образования»

относится

и

к

результату, и к процессу. Хорошее качество результатов может быть достигнуто

только при высоком качестве образовательного процесса, которое определяется

содержанием

образования,

обеспеченностью

материально-техническими,

информационными и кадровыми ресурсами.

Анализируя категорию «качество образования», можно заметить, что в

научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению этого

понятия (Таблица №1).

Таблица 1. Подходы к определению понятия «качество образования»

Автор

Содержание понятия

Закон

РФ

«Об

образовании»

К а ч е с т в о

о б р а з о в а н и я

в ы п у с к н и к а

э т о

«определенный

уровень

знаний

и

умений,

умственного, физического и нравственного развития,

которого

достигли

выпускники

образовательного

учреждения в соответствии с планируемыми целями

обучения и воспитания» [8].

М.М.Поташник

Качес тв о

образов а ния

предста вляется

ка к

«соотношение

цели

и

результата,

как

меры

достижения целей. При том, что цели (результаты)

заданы только операционально и спрогнозированы в

зоне потенциального развития ученика» [12].

В.П. Беспалько

Качество образования – комплексная характеристика,

где главным показателем является качество знаний,

определяемое

совокупностью

разделенных

и

независимых параметров [2].

В.И. Зверева

Выделяет

факторы,

влияющие

на

качество

знаний:

индивидуальные

особенности

учащихся

(интересы,

мотивы,

склонности,

здоровье),

а

также

уровни

преподавания,

внеурочной

воспитательной

работы,

сформированности общих и специальных

умений,

состояния сложившейся системы оценивания знаний

учащихся,

учебно

методического

обеспечения

процесса обучения (качество учебников, учебно-

методических

комплексов

для

учителей

и

учащихся),

внешнего

влияния

(семьи,

средств

массовой информации и др.) [5].

М.В. Занин

Рассматривает качество как синоним эффективности

процесса образования, главными факторами считает

качество учебного плана, учебной программы и др.,

что характеризует собственно процесс образования.

Качество

образования

определяется

качеством

процесса и качеством функционирования (состояния)

системы образования [6].

В.П. Панасюк

Качество образования определяется как совокупность

е г о

с в о й с т в ,

к о т о р а я

о б у с л о в л и в а е т

е г о

приспособленность к реализации социальных целей

по формированию и развитию личности в аспектах ее

обученности,

воспитанности,

выраженности

ее

социальных, психических и физических свойств [12].

П е т р о в

Н . ,

Олейникова О.,

Тасбулатова Ш.

и др.

Качество

образования

-

система,

соответствующая

принятой

доктрине,

основным

требованиям,

социальным нормам (стандартам) [5, с.5].

Ю.Б. Рубин

Качество

образования

есть

сбалансированное

соответствие

образования

(как

результата,

как

п р о ц е с с а ,

к а к

о б р а з о в а т е л ь н о й

с и с т е м ы )

установленным

потребностям,

целям,

требованиям,

нормам

(стандартам),

которые

определяются

отдель н ым и

гра жда н а м и ,

п редп ри яти ям и

и

организациями, обществом и государством в целом [8,

с.65].

Л.А. Сучкова

Качество

образования

понятие

неоднозначное,

которое необходимо рассматривать с точки зрения

различных

субъектов

и

потребителей

результатов

образования:

общества,

формулирующего

заказ

на

о п р е д е л е н н о е

о б р а з о в а н и е ;

у п р а в л е н и я

образованием

различных

уровней,

призванных

обеспечить

выполнение

государственного

заказа,

конкретного

образовательного

учреждения,

реализующего образовательный процесс на том или

и н о м

у р о в н е ,

и

у ч а щ е г о с я ,

п о л у ч а ю щ е г о

соответствующий

уровень

обучения,

воспитания

и

развития. [11, с.270-271]

А.И. Субетто

Качество

образования

сложная

категория

и

многоаспектная проблема. Она может быть раскрыта

через

категории

с войс тва ,

структуры.

Э т о

совокупность

свойств,

системы,

количества,

эффективности,

оценки,

управления

и

др.

В

этом

случае можно утверждать, что качество:

– это иерархическая система свойств;

– динамичная, изменчивая категория;

категория,

отражающая

связь

и

взаимодействие

элементов, из которых состоит тот или иной процесс

или объект;

– это основа существования объекта или процесса;

обусловливает

специфичность,

целостность,

устойчивость объекта [6].

С.Е. Шишов

В.А. Кальней

Качество

образования

это

социальная

категория,

определяющая

состояние

и

результативность

процесса образования в обществе, его соответствие

потребностям

и

ожиданиям

общества

(различных

социальных

групп)

в

развитии

и

формировании

гражданских,

бытовых

и

профессиональных

компетенций личности [14].

А.А. Реан

Качество образования определяется:

степенью

соответствия

целей

и

результатов

образования

на

уровне

конкретной

системы

о б р а з о в а н и я

и

н а

у р о в н е

к о н к р е т н о г о

образовательного учреждения;

– соответствием между различными параметрами в

оценке

результата

образования

конкретного

ч е л о в е к а

( к а ч е с т в о м

з н а н и й ,

с т е п е н ь ю

сформированности

соответствующих

умений

и

навыков, развитостью соответствующих творческих и

индивидуальных

способностей,

качеств

личности

и

ценностных ориентаций);

степенью

соответствия

теоретических

знаний

и

умений их практическому использованию в жизни и

профессиональной

деятельности

при

развитии

потребности

человека

в

постоянном

обновлении

своих знаний и умений [14].

В

рассмотренных

определениях

авторы

выделяют

различные

аспекты

понятия

«качество

образования»:

подчеркивают

целевой

и

содержательный

аспект,

выделяют

этапный

характер

и

условия,

влияющие

на

качество

образования, а также указывают на наиболее значимый компонент образования

результат,

который

проявляется

на

уровне

индивида.

Этот

результат

складывается

из

социально

обусловленных

показателей:

уровня

знаний,

умений,

навыков,

ценностного

отношения

к

миру,

других

показателей,

которыми должен обладать выпускник. Качество образования (как результат)

отождествляют

с

компетентностью

индивида

(на

соответствующем

уровне

образования).

При

этом

результат,

как

«продукция»

отрасли

образования,

должен соответствовать определенному нормативному уровню, установленному

стандарту образования. Под стандартом мы будем понимать «нормативно –

технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к

объектам

стандартизации,

обязательный

для

исполнения

в

определенных

областях

деятельности,

разработанный

в

установленном

порядке

и

утвержденный компетентным органом» [13].

Современный

подход

к

качеству

образования

определяет

его

как

характеристику

системы

образования,

отражающую

степень

соответствия

структуры и содержания реализуемых образовательных программ, результатов

их

освоения,

условий

образовательного

процесса

федера льным

государственным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В числе

приоритетных

направлений

развития

образовательной

системы

Российской

Федерации

формирование

общероссийской

системы

оценки

качества

образования (ОСОКО), включающей в себя региональные системы.

Из вышесказанного следует, что «качество образования – интегральная

характеристика

образовательного

процесса

и

его

результатов,

выражающая

меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том,

каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [1].

Источники и литература:

1.

Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект:

монография. М.: ВЛАДОС, 2004. 357 с.

2.

Бордовский Г. Л., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством

образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2001.

359 с.

3.

Гегель Г.В. Наука логики. Т. 1. М.: АН СССР, Мысль, 1970. 502 с.

4.

Доронина И. В. «Мотивация и стимулирование персонала: Учеб. Пособ».

— Новосибирск: СибАГС, 2012. — 52с.

5.

Ершова О.В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования

студентов

технического

университета

//

Вестник

Башкирского

университета. 2009. Т. 14. № 1. С. 324–328. 12. Чупрова Л.В., Ершова О.В.

Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития

творческой активности студентов // Интернетжурнал Науковедение. 2013.

№ 4. С. 73.

6.

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.

7.

Калейчик М.М. Квалиметрия : учебное пособие. М.: МГИУ, 2003. 200 с.

8.

Кирдянкина

С.В.

Концепция

«Мотивация

профессионального

роста

педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.

9.

Конаржевский Ю.А.

Внутришкольное

управление:

вопросы

теории

и

практики. М.: Педагогика. 1992. 180 с.

10.

Мотивация персонала: методические рекомендации / составитель В. А.

Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009, – 51 с.

11.

Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова -

М.: Сентябрь, 1999. - с.176. стр.141, 153

12.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.:

Азбуковник, 1997. 944 с.

13.

Поташник,

М.

М.

Управление

профессиональным

ростом

учителя

в

современной школе // Методическое пособие.- М.: Центр педагогического

образования, 2009, 448 с.

14.

Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного

исследования:

лекция-доклад.

Изд.

3-е.

М.:

Исследовательский

центр

проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с. (7

15.

Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков. М.: Сфера,

2004. 448 с.



В раздел образования