Автор: Комарова Ольга Анатольевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: "Качество образования": от классических представлений к современным понятиям
Раздел: высшее образование
"КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ": ОТ КЛАССИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ПОНЯТИЯМ
Комарова Ольга Анатольевна,
г. Сыктывкар, ФГБОУ ВО
«СГУ им. Питирима Сорокина»,
магистрант
Аннотация:
в
статье
рассматриваются
подходы
к
определению
«качества образования в различных его аспектах.
Ключевые
слова:
качество;
качество
образования;
стандарт
образования.
Постиндустриальное
общество,
основанное
на
инновационной
экономике,
может
развиваться
только
при
наличии
грамотного
и
подготовленного кадрового потенциала, формированием которого занимается
система среднего
и
высшего
профессионального
образования. Поэтому
вопросы
качественной
подготовки
специалистов
разного
уровня
для
инновационной
российской
экономики
являются
в
настоящее
время
приоритетными, а вопрос повышения качества образования стал предметом
обсуждения широкого круга специалистов, ученых и государственных деятелей
[15].
Анализ литературы показывает, что сущность и содержание терминов
«качество», «качество образования» учеными и педагогами трактуются по-
разному,
причем
эти
категории
имеют
несколько
аспектов
применения:
философский,
социологический,
педагогический,
психологический,
экономический и др.
Качество образования достаточно сложное и неоднозначное понятие.
Существует множество разработок и исследований по данной теме, но до сих
пор
отсутствует
согласованное
мнение
о
сущности
и
содержании
данной
категории.
Первоначально
категория
качества
была
проанализирована
философами. Так, древнегреческий философ Аристотель считал, что качество –
это некий видовой признак, который отличает какую-либо сущность от другой
сущности, принадлежащей к тому же роду [7]. У Гегеля определение качества
как сущей определенности предмета и логической категории, которая лежит в
основе
познания
мира,
т.е.
познание
качественных
характеристик
объекта
означает и познание сущности объекта [3, с. 170]. Таким образом, в философии
категория качества в основном трактуется как сущностная определенность
объекта, в силу чего он является именно таковым. Словарь русского языка
С.И.
Ожегова
предлагает
понимать
качество
как
«совокупность
существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих
предмет или
явление от других и придающих ему определенность» [12], тогда на основании
этого можно сказать, что качество образования – это то, что отличает его от
других социальных явлений, систем и процессов.
Поскольку под образованием понимается и результат (образованность), и
образовательный
процесс,
понятие
«качество
образования»
относится
и
к
результату, и к процессу. Хорошее качество результатов может быть достигнуто
только при высоком качестве образовательного процесса, которое определяется
содержанием
образования,
обеспеченностью
материально-техническими,
информационными и кадровыми ресурсами.
Анализируя категорию «качество образования», можно заметить, что в
научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению этого
понятия (Таблица №1).
Таблица 1. Подходы к определению понятия «качество образования»
Автор
Содержание понятия
Закон
РФ
«Об
образовании»
К а ч е с т в о
о б р а з о в а н и я
в ы п у с к н и к а
–
э т о
«определенный
уровень
знаний
и
умений,
умственного, физического и нравственного развития,
которого
достигли
выпускники
образовательного
учреждения в соответствии с планируемыми целями
обучения и воспитания» [8].
М.М.Поташник
Качес тв о
образов а ния
предста вляется
ка к
«соотношение
цели
и
результата,
как
меры
достижения целей. При том, что цели (результаты)
заданы только операционально и спрогнозированы в
зоне потенциального развития ученика» [12].
В.П. Беспалько
Качество образования – комплексная характеристика,
где главным показателем является качество знаний,
определяемое
совокупностью
разделенных
и
независимых параметров [2].
В.И. Зверева
Выделяет
факторы,
влияющие
на
качество
знаний:
индивидуальные
особенности
учащихся
(интересы,
мотивы,
склонности,
здоровье),
а
также
уровни
преподавания,
внеурочной
воспитательной
работы,
сформированности общих и специальных
умений,
состояния сложившейся системы оценивания знаний
учащихся,
учебно
–
методического
обеспечения
процесса обучения (качество учебников, учебно-
методических
комплексов
для
учителей
и
учащихся),
внешнего
влияния
(семьи,
средств
массовой информации и др.) [5].
М.В. Занин
Рассматривает качество как синоним эффективности
процесса образования, главными факторами считает
качество учебного плана, учебной программы и др.,
что характеризует собственно процесс образования.
Качество
образования
определяется
качеством
процесса и качеством функционирования (состояния)
системы образования [6].
В.П. Панасюк
Качество образования определяется как совокупность
е г о
с в о й с т в ,
к о т о р а я
о б у с л о в л и в а е т
е г о
приспособленность к реализации социальных целей
по формированию и развитию личности в аспектах ее
обученности,
воспитанности,
выраженности
ее
социальных, психических и физических свойств [12].
П е т р о в
Н . ,
Олейникова О.,
Тасбулатова Ш.
и др.
Качество
образования
-
система,
соответствующая
принятой
доктрине,
основным
требованиям,
социальным нормам (стандартам) [5, с.5].
Ю.Б. Рубин
Качество
образования
есть
сбалансированное
соответствие
образования
(как
результата,
как
п р о ц е с с а ,
к а к
о б р а з о в а т е л ь н о й
с и с т е м ы )
установленным
потребностям,
целям,
требованиям,
нормам
(стандартам),
которые
определяются
отдель н ым и
гра жда н а м и ,
п редп ри яти ям и
и
организациями, обществом и государством в целом [8,
с.65].
Л.А. Сучкова
Качество
образования
–
понятие
неоднозначное,
которое необходимо рассматривать с точки зрения
различных
субъектов
и
потребителей
результатов
образования:
общества,
формулирующего
заказ
на
о п р е д е л е н н о е
о б р а з о в а н и е ;
у п р а в л е н и я
образованием
различных
уровней,
призванных
обеспечить
выполнение
государственного
заказа,
конкретного
образовательного
учреждения,
реализующего образовательный процесс на том или
и н о м
у р о в н е ,
и
у ч а щ е г о с я ,
п о л у ч а ю щ е г о
соответствующий
уровень
обучения,
воспитания
и
развития. [11, с.270-271]
А.И. Субетто
Качество
образования
–
сложная
категория
и
многоаспектная проблема. Она может быть раскрыта
через
категории
с войс тва ,
структуры.
Э т о
совокупность
свойств,
системы,
количества,
эффективности,
оценки,
управления
и
др.
В
этом
случае можно утверждать, что качество:
– это иерархическая система свойств;
– динамичная, изменчивая категория;
–
категория,
отражающая
связь
и
взаимодействие
элементов, из которых состоит тот или иной процесс
или объект;
– это основа существования объекта или процесса;
–
обусловливает
специфичность,
целостность,
устойчивость объекта [6].
С.Е. Шишов
В.А. Кальней
Качество
образования
–
это
социальная
категория,
определяющая
состояние
и
результативность
процесса образования в обществе, его соответствие
потребностям
и
ожиданиям
общества
(различных
социальных
групп)
в
развитии
и
формировании
гражданских,
бытовых
и
профессиональных
компетенций личности [14].
А.А. Реан
Качество образования определяется:
–
степенью
соответствия
целей
и
результатов
образования
на
уровне
конкретной
системы
о б р а з о в а н и я
и
н а
у р о в н е
к о н к р е т н о г о
образовательного учреждения;
– соответствием между различными параметрами в
оценке
результата
образования
конкретного
ч е л о в е к а
( к а ч е с т в о м
з н а н и й ,
с т е п е н ь ю
сформированности
соответствующих
умений
и
навыков, развитостью соответствующих творческих и
индивидуальных
способностей,
качеств
личности
и
ценностных ориентаций);
–
степенью
соответствия
теоретических
знаний
и
умений их практическому использованию в жизни и
профессиональной
деятельности
при
развитии
потребности
человека
в
постоянном
обновлении
своих знаний и умений [14].
В
рассмотренных
определениях
авторы
выделяют
различные
аспекты
понятия
«качество
образования»:
подчеркивают
целевой
и
содержательный
аспект,
выделяют
этапный
характер
и
условия,
влияющие
на
качество
образования, а также указывают на наиболее значимый компонент образования
–
результат,
который
проявляется
на
уровне
индивида.
Этот
результат
складывается
из
социально
обусловленных
показателей:
уровня
знаний,
умений,
навыков,
ценностного
отношения
к
миру,
других
показателей,
которыми должен обладать выпускник. Качество образования (как результат)
отождествляют
с
компетентностью
индивида
(на
соответствующем
уровне
образования).
При
этом
результат,
как
«продукция»
отрасли
образования,
должен соответствовать определенному нормативному уровню, установленному
стандарту образования. Под стандартом мы будем понимать «нормативно –
технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к
объектам
стандартизации,
обязательный
для
исполнения
в
определенных
областях
деятельности,
разработанный
в
установленном
порядке
и
утвержденный компетентным органом» [13].
Современный
подход
к
качеству
образования
определяет
его
как
характеристику
системы
образования,
отражающую
степень
соответствия
структуры и содержания реализуемых образовательных программ, результатов
их
освоения,
условий
образовательного
процесса
федера льным
государственным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В числе
приоритетных
направлений
развития
образовательной
системы
Российской
Федерации
–
формирование
общероссийской
системы
оценки
качества
образования (ОСОКО), включающей в себя региональные системы.
Из вышесказанного следует, что «качество образования – интегральная
характеристика
образовательного
процесса
и
его
результатов,
выражающая
меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том,
каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [1].
Источники и литература:
1.
Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект:
монография. М.: ВЛАДОС, 2004. 357 с.
2.
Бордовский Г. Л., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством
образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2001.
359 с.
3.
Гегель Г.В. Наука логики. Т. 1. М.: АН СССР, Мысль, 1970. 502 с.
4.
Доронина И. В. «Мотивация и стимулирование персонала: Учеб. Пособ».
— Новосибирск: СибАГС, 2012. — 52с.
5.
Ершова О.В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования
студентов
технического
университета
//
Вестник
Башкирского
университета. 2009. Т. 14. № 1. С. 324–328. 12. Чупрова Л.В., Ершова О.В.
Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития
творческой активности студентов // Интернетжурнал Науковедение. 2013.
№ 4. С. 73.
6.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
7.
Калейчик М.М. Квалиметрия : учебное пособие. М.: МГИУ, 2003. 200 с.
8.
Кирдянкина
С.В.
Концепция
«Мотивация
профессионального
роста
педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.
9.
Конаржевский Ю.А.
Внутришкольное
управление:
вопросы
теории
и
практики. М.: Педагогика. 1992. 180 с.
10.
Мотивация персонала: методические рекомендации / составитель В. А.
Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009, – 51 с.
11.
Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова -
М.: Сентябрь, 1999. - с.176. стр.141, 153
12.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.:
Азбуковник, 1997. 944 с.
13.
Поташник,
М.
М.
Управление
профессиональным
ростом
учителя
в
современной школе // Методическое пособие.- М.: Центр педагогического
образования, 2009, 448 с.
14.
Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного
исследования:
лекция-доклад.
Изд.
3-е.
М.:
Исследовательский
центр
проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с. (7
15.
Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков. М.: Сфера,
2004. 448 с.