Автор: Алейникова Любовь Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 52" АГО Населённый пункт: город Асбест, Свердловская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Технологическая карта Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей
Воспитатель: Алейникова Любовь Сергеевна
ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО
Тема: «Новогодние игрушки»
Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)
Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: путешествие по «Реке времени»
Форма организации: групповая
Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения
до
школы»,
Н.Е.Веракса,
Т.С.Комарова,
М.А.Васильева,
«Современные
педагогические
технологии
образования
детей
дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова, «Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста», Н.А.Короткова.
Средства:
Наглядные:
панно
(обозначающее
«реку
времени»),
иллюстрации
разных
этапов
человеческой
истории,
ель
(украшенная
новогодними игрушками), современные новогодние игрушки, старинные новогодние игрушки, самодельные новогодние игрушки
из ткани, муляжи фруктов.
Литературные: «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева
Для продуктивной деятельности: цветная бумага, картон, карандаши, фломастеры, кисти, клей, пластилин, мишура.
Цель – создание условий для расширения представлений о создании новогодних игрушек.
Задачи образовательной программы
Задачи
с
учетом
индивидуальных
о с о бе н н о с т е й
воспитанников группы
1.
Продолжать знакомить с традициями празднования Нового
года.
2.
Актуализировать
представления
детей
по
теме
«История
создания новогодней игрушки».
3.
Создать
в
воображении
детей
целостные
образы
истории
человечества через «остановки» («древность» - «старина» -
«наше время» - «будущее время»).
4.
Приучать
детей
старательно,
аккуратно
выполнять
поручения, беречь материалы, убирать их на место после
работы.
1.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со
сверстником.
2.
Формировать
умение
спокойно
отстаивать
свое
мнение.
3.
Углубля ть
предст авления
о
с у щ е с т в е н н ы х
характеристиках предметов, о свойствах и качествах
различных материалов.
Предварительная работа – разучивание стихотворения «Стихи о елочных игрушках» В.Берестов.
Этапы
(последовател
ьность
деятельности)
Содержание деятельности
Действия,
деятельность
педагога
Действия, деятельность
детей. Выполнение
которых приведет к
достижению
запланированных
результатов
Планируемый
результат
Обсуждение
реального или
вымышленног
о события
Педагог
предлагает
детям
р а з о б р ат ь
новогоднюю
елку,
по сле
н о в о год н и х
праздников:
«Дети,
посмотрите,
наши
новогодние
праздники
закончились.
Настало
время убирать елку. Давайте вместе разберем
елку. Снимем с нее новогодние игрушки.»
У педагога из рук падает новогодняя игрушка,
но не разбивается: «Ребята, почему новогодняя
игрушка не разбилась? Из какого материала
сделаны наши современные игрушки? А как
вы думаете, из какого материала были созданы
новогодние игрушки у наших бабушек? А у
Педагог акцентирует
в н и м а н и е
н а
предмете
исследования
Проявляют
заинтересованность.
Вовлечены
в
диалог
с
педагогом.
Интересуется
неизвестным
в
окружающем
мире
бабушек
наших
бабушек
были
новогодние
игрушки? Из какого материала они были, как
вы считаете?»
Постановка
цели
исследования
Педагог рассказывает детям легенду:
«Святая
торжественная
ночь
спустилась
на
землю,
принеся с собой великую радость людям. В
Вифлееме,
в
убогой
пещере,
родилс я
Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов,
пастухи
славят
и
благодарят
Бога;
вслед
за
путеводной звездой волхвы спешат с далекого
востока
на
поклонение
Божественному
Младенцу. И не только люди, но и деревья,
осеняющие
пещеру,
и
луговые
цветы,
пе стреющие
вокруг,
-
все
п о - с в о е м у
принимают
участие
в
великом
торжестве.
Радостно колышутся они, как бы поклоняясь
Божественному
Младенцу,
и
в
ликующем
шелесте
листвы,
в
шепоте
трав
как
бы
слышится
выражение
благоговения
к
свершившемуся
чуду.
Всем
хочется
видеть
родившегося
Спасителя:
деревья
и
кусты
простирают свои ветки, цветы приподнимают
головки,
стараясь
заглянуть
внутрь
пещеры,
обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящие у
самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли
и покоящийся в них Младенец, окруженный
сонмом
ангелов.
Это
стройная
пальма,
прекрасная
пахучая
маслина
и
скромная
зеленая елка. Все радостней, все оживленнее
становится шелест их ветвей, и вдруг в нем
явственно слышатся слова:
Рассказывает
детям
легенду
Слушают легенду
Способны
планировать
свои
действия,
направленные
на
достижение
конкретной
цели
- Пойдем и мы поклонимся Божественному
Младенцу
и
поднесем
Ему
наши
дары,
-
говорила, обращаясь к маслине, пальма.
- Возьмите и меня с собой! – робко промолвила
скромная елка.
-
Куда
тебе
с
нами!
–
окинув
е л к у
презрительным
взглядом,
гордо
ответила
пальма.
-
И
какие
дары
ты
сможешь
поднести
Божественному
Младенцу,
-
прибавила
маслина, - что у тебя есть? Только колючие
иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла
назад,
не
осмеливаясь
войти
в
пещеру,
сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел
гордость
пальмы
и
маслины
и
скромность
елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской
доброте он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над
Младенцем и повергла перед ним лучший лист
своей роскошной кроны.
- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий
день, - сказала она, а маслина наклонила свои
ветки. С них закапало душистое масло, и вся
пещера наполнилась благоуханием.
С грустью, но без зависти смотрела на это
новогодняя елка.
«Они правы, - думала она, - где мне с ними
сравниться!
Я
такая
бедная.
Ничтожная,
достойна ли я приблизиться к Божественному
Младенцу?»
Но ангел сказал ей:
-
В
своей
скромности
ты
унижаешь
себя,
милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу
лучше твоих сестер!
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими
звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка
за другой стали скатываться на землю, прямо
на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла
блестящими огоньками. И когда Божественный
Младенец
проснулся,
то
не
благоухание
в
пещере, не роскошный веер пальмы привлекли
его
внимание,
но
сияющая
елка.
На
нее
взглянул. Он и улыбнулся ей и протянул к ней
ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась, и
с в о и м
с и я н и е м
с т а р а л а с ь
о с в е т и т ь
пристыженных,
стоявших
в
тени
маслину
и
пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
- Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и
за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в
это время ты, как теперь будешь красоваться в
сиянии множества огней, и дети и взрослые
будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться.
И
ты,
скромная,
зеленая
ёлка,
сделаешься
знамением
ве селого
р ож д е с т в е н с ко го
праздника»
Педагог
предлагает
детям
отправиться
в
путешествие
по
времени,
и
узнать,
как
изменялась
новогодняя
игрушка
в
разные
исторические времена.
Педагог спрашивает у детей: «Для того, что бы
увидеть разнообразные елочные игрушки, что
С т а в и т
ц е л ь
путешествия
перед
детьми
З а и н т е р е с о в а н ы
в
проведении
путешествия
нам с вами надо сделать?»
Анализ-
сравнение,
активное
обсуждение
демонстрацио
нного
иллюстративн
о г о
и л и
предметного
материала
Педагог
предлагает
детям:
«Занимайте
свои
места для путешествия на ковре – самолете.
Дружно
проговорим
волшебные
слова,
для
того чтобы попасть во времена бабушек наших
бабушек – древность.»
«Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!»
Педагог
представляет
детям
старинный,
плетенный короб «Ребята, посмотрите, что у
меня
в
руках?
Давайте
вместе
откроем,
и
посмотрим, что там лежит?»
Педагог дает детям в руки елочные игрушки
(фрукты,
кукол
из
ткани):
«Ребята,
такие
игрушки были в древние времена. В древности
люди
украшали
елку
вкусными
фруктами:
яблоками, грушами, украшали самодельными
игрушками из ткани, они были не большими,
потому что ткани в те времена было мало.»
Педагог
предлагает
детям
с о ве р ши т ь
путешествие в другое время, во времена наших
бабушек, в старину:
«Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!»
Педагог
говорит:
«Дети
предлагаю
вам
рассмотреть елочные игрушки наших бабушек,
которые
были
в
старину.»
Достает
из
деревянного короба новогодние (стеклянные)
игрушки,
сопровождая
речью:
«Во
времена
Проговаривает
стихотворение
Демонстрирует
(древние)
елочные
игрушки
Демонстрирует
(старинные) елочные
игрушки
Повторяют слова
Рассматривают игрушки
Рассматривают игрушки
Имеют
представления
о
новогодних
игрушках,
разного
исторического
времени
(древности,
старины)
наших
бабушек
елочные
игрушки
были
из
стекла. Как вы думаете, почему уже из другого
материала, не из ткани, как в древность?»
Педагог
демонстрирует
сломанную,
елочную
игрушку,
и
спрашивает:
«Как
приходилось
обращаться
с
елочными
игрушками
нашим
бабушкам?».
Педагог поощряет детей : «Вы все молодцы.
Вам
интересно
рассматривать
игрушки
древности и старины?»
Педагог
предлагает
детям
вернуться
в
настоящее
время:
«Ребята,
мы
с
вами
рассмотрели новогодние игрушки древности и
старины. Сейчас приглашаю вас вернуться в
наше время.»
«Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!»
Задает вопросы
О т в е ч а ю т
н а
поставленные вопросы
Р а б о т а
в
подгруппах:
сортировка
и
закрепление
мелких
иллюстраций
н а
п а н н о
«река
времени».
Педагог переходит к панно, приглашает детей:
«Дети,
вы
сможете
расположить
на
нашем
панно,
символизирующем
«Реку
времени»,
игрушки,
соответствующие
определенному
историческому этапу? Посмотрите, здесь есть
темно – синяя часть панно, это определенный
участок исторического времени – древность,
есть участок посветлее – это старина, а есть
светло – голубого цвета участок – это наше
время. Возьмите игрушки из разных корзин и
разложите к соответствующим историческим
временам.»
Предлагает
детям
с д е л а т ь
в ы б о р
новогодней игрушки,
соответствующей
определенному
историческому этапу
Д е т и
в ы б и р а ю т
игрушку,
поясняя
ее
х а р а к т е р и с т и к и ,
и
о п р е д е л я я
к
определенному
историческому времени
В ы б и р а ют
и
группируют
предметы
Сборка общей
После
распределения
игрушек
на
разных
Предлагает
Раскладывают
Умеют
таблицы,
сопоставлени
е
результатов
исследования
исторических
этапах,
педагог
предлагает
обратить
внимание
детей
на
оставшийся
участок на панно, бледно – голубого цвета:
«Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно
место,
для
исторического
времени.
Как
вы
думаете,
что
за
время
впереди
всех
этих
времен должно быть? Правильно, это время
называется – будущее. Предлагаю создать вам
свою
новогоднюю
игрушку
будущего.
И
расположить на нашем историческом панно, на
соответствующем этапе»
разложить
выбранные
игрушки
на панно
Предлагает
п оу ч а с т в о в а т ь
в
продуктивной
деятельности
предметы,
е л оч н ы е
игрушки в соответствии
с
и с т о р и ч е с к и м
временем
Дети
самостоятельно
с о з д а ю т
и г р у ш к у
будущего
разместить
п р е д м е т ы
в
соответствии
с
поставленной
познавательной
задачей
Вывешивание
таблицы
н а
стене
группового
помещения
Педагог
предлагает
детям
рассмотреть
заполненное
панно,
в
соответствии
с
названиями исторических этапов «древность –
старина
–
наше
время
–
будущее
время».
Предлагает
рассказать
детям
о
новогодних
игрушках
определенного
исторического
времени.
Восхищается
полученным
результатом
Р а с с к а з ы в а ю т
о
распределении игрушек
Закрепляют
полученные
знания
Дополнение
таблицы
д е т ь м и
в
самостоятель
ной
деятельности
Педагог говорит: «Дети, предлагаю оставить
наше панно с игрушками на этом столе. Если
из вас кому то хочется сделать игрушки разных
времен, возьмите нужные материалы, и можете
самостоятельно их сделать.»
Предлагает
детям
самостоятельно
п оу ч а с т в о в а т ь
в
продуктивной
деятельности
Дети,
по
собственной
инициативе
создают
игрушки
Способен
создать
определенный
объект