Напоминание

Технологическая карта


Автор: Алейникова Любовь Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 52" АГО
Населённый пункт: город Асбест, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей Воспитатель: Алейникова Любовь Сергеевна ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО Тема: «Новогодние игрушки» Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет) Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность Технология: путешествие по «Реке времени» Форма организации: групповая Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова, «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Н.А.Короткова. Средства: Наглядные: панно (обозначающее «реку времени»), иллюстрации разных этапов человеческой истории, ель (украшенная новогодними игрушками), современные новогодние игрушки, старинные новогодние игрушки, самодельные новогодние игрушки из ткани, муляжи фруктов. Литературные: «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева Для продуктивной деятельности: цветная бумага, картон, карандаши, фломастеры, кисти, клей, пластилин, мишура.
Цель – создание условий для расширения представлений о создании новогодних игрушек. Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных о с о бе н н о с т е й воспитанников группы 1. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года. 2. Актуализировать представления детей по теме «История создания новогодней игрушки». 3. Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» - «старина» - «наше время» - «будущее время»). 4. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы, убирать их на место после работы. 1. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником. 2. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. 3. Углубля ть предст авления о с у щ е с т в е н н ы х характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Предварительная работа – разучивание стихотворения «Стихи о елочных игрушках» В.Берестов. Этапы (последовател ьность деятельности) Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей. Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат Обсуждение реального или вымышленног о события Педагог предлагает детям р а з о б р ат ь новогоднюю елку, по сле н о в о год н и х праздников: «Дети, посмотрите, наши новогодние праздники закончились. Настало время убирать елку. Давайте вместе разберем елку. Снимем с нее новогодние игрушки.» У педагога из рук падает новогодняя игрушка, но не разбивается: «Ребята, почему новогодняя игрушка не разбилась? Из какого материала сделаны наши современные игрушки? А как вы думаете, из какого материала были созданы новогодние игрушки у наших бабушек? А у Педагог акцентирует в н и м а н и е н а предмете исследования Проявляют заинтересованность. Вовлечены в диалог с педагогом. Интересуется неизвестным в окружающем мире
бабушек наших бабушек были новогодние игрушки? Из какого материала они были, как вы считаете?» Постановка цели исследования Педагог рассказывает детям легенду: «Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родилс я Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пе стреющие вокруг, - все п о - с в о е м у принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм. Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова: Рассказывает детям легенду Слушают легенду Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма. - Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка. - Куда тебе с нами! – окинув е л к у презрительным взглядом, гордо ответила пальма. - И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола! Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом. Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей. Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны. - Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка. «Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?» Но ангел сказал ей:
- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер! И ангел взглянул на небо. А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул. Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки. Возрадовалась елка, но не загордилась, и с в о и м с и я н и е м с т а р а л а с ь о с в е т и т ь пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром. И ангел видел это и сказал: - Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением ве селого р ож д е с т в е н с ко го праздника» Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по времени, и узнать, как изменялась новогодняя игрушка в разные исторические времена. Педагог спрашивает у детей: «Для того, что бы увидеть разнообразные елочные игрушки, что С т а в и т ц е л ь путешествия перед детьми З а и н т е р е с о в а н ы в проведении путешествия
нам с вами надо сделать?» Анализ- сравнение, активное обсуждение демонстрацио нного иллюстративн о г о и л и предметного материала Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на ковре – самолете. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена бабушек наших бабушек – древность.» «Мы на месте не сидим Путешествовать хотим! На ковер скорей садись, Хлопни, топни, повернись!» Педагог представляет детям старинный, плетенный короб «Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Давайте вместе откроем, и посмотрим, что там лежит?» Педагог дает детям в руки елочные игрушки (фрукты, кукол из ткани): «Ребята, такие игрушки были в древние времена. В древности люди украшали елку вкусными фруктами: яблоками, грушами, украшали самодельными игрушками из ткани, они были не большими, потому что ткани в те времена было мало.» Педагог предлагает детям с о ве р ши т ь путешествие в другое время, во времена наших бабушек, в старину: «Мы на месте не сидим Путешествовать хотим! На ковер скорей садись, Хлопни, топни, повернись!» Педагог говорит: «Дети предлагаю вам рассмотреть елочные игрушки наших бабушек, которые были в старину.» Достает из деревянного короба новогодние (стеклянные) игрушки, сопровождая речью: «Во времена Проговаривает стихотворение Демонстрирует (древние) елочные игрушки Демонстрирует (старинные) елочные игрушки Повторяют слова Рассматривают игрушки Рассматривают игрушки Имеют представления о новогодних игрушках, разного исторического времени (древности, старины)
наших бабушек елочные игрушки были из стекла. Как вы думаете, почему уже из другого материала, не из ткани, как в древность?» Педагог демонстрирует сломанную, елочную игрушку, и спрашивает: «Как приходилось обращаться с елочными игрушками нашим бабушкам?». Педагог поощряет детей : «Вы все молодцы. Вам интересно рассматривать игрушки древности и старины?» Педагог предлагает детям вернуться в настоящее время: «Ребята, мы с вами рассмотрели новогодние игрушки древности и старины. Сейчас приглашаю вас вернуться в наше время.» «Мы на месте не сидим Путешествовать хотим! На ковер скорей садись, Хлопни, топни, повернись!» Задает вопросы О т в е ч а ю т н а поставленные вопросы Р а б о т а в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций н а п а н н о «река времени». Педагог переходит к панно, приглашает детей: «Дети, вы сможете расположить на нашем панно, символизирующем «Реку времени», игрушки, соответствующие определенному историческому этапу? Посмотрите, здесь есть темно – синяя часть панно, это определенный участок исторического времени – древность, есть участок посветлее – это старина, а есть светло – голубого цвета участок – это наше время. Возьмите игрушки из разных корзин и разложите к соответствующим историческим временам.» Предлагает детям с д е л а т ь в ы б о р новогодней игрушки, соответствующей определенному историческому этапу Д е т и в ы б и р а ю т игрушку, поясняя ее х а р а к т е р и с т и к и , и о п р е д е л я я к определенному историческому времени В ы б и р а ют и группируют предметы Сборка общей После распределения игрушек на разных Предлагает Раскладывают Умеют
таблицы, сопоставлени е результатов исследования исторических этапах, педагог предлагает обратить внимание детей на оставшийся участок на панно, бледно – голубого цвета: «Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Правильно, это время называется – будущее. Предлагаю создать вам свою новогоднюю игрушку будущего. И расположить на нашем историческом панно, на соответствующем этапе» разложить выбранные игрушки на панно Предлагает п оу ч а с т в о в а т ь в продуктивной деятельности предметы, е л оч н ы е игрушки в соответствии с и с т о р и ч е с к и м временем Дети самостоятельно с о з д а ю т и г р у ш к у будущего разместить п р е д м е т ы в соответствии с поставленной познавательной задачей Вывешивание таблицы н а стене группового помещения Педагог предлагает детям рассмотреть заполненное панно, в соответствии с названиями исторических этапов «древность – старина – наше время – будущее время». Предлагает рассказать детям о новогодних игрушках определенного исторического времени. Восхищается полученным результатом Р а с с к а з ы в а ю т о распределении игрушек Закрепляют полученные знания Дополнение таблицы д е т ь м и в самостоятель ной деятельности Педагог говорит: «Дети, предлагаю оставить наше панно с игрушками на этом столе. Если из вас кому то хочется сделать игрушки разных времен, возьмите нужные материалы, и можете самостоятельно их сделать.» Предлагает детям самостоятельно п оу ч а с т в о в а т ь в продуктивной деятельности Дети, по собственной инициативе создают игрушки Способен создать определенный объект


В раздел образования