Напоминание

"Экспериментальная деятельность в ДОУ"


Автор: Хабибуллина Альбина Ильдаровна
Должность: воспитатель по обучению татарскому языку
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ласточка"
Населённый пункт: город Зеленодольск РТ
Наименование материала: Конспект ОД
Тема: "Экспериментальная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 1 « Ласточка» ЗМР РТ Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка» ( с детьми старше - подготовительной группы) Воспитатель: Хабибуллина А.И. Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы; активизация словаря: сыпучий, фильтрация.
Ход занятия Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. (дети приветствуют гостей) Поиграли мы с утра, Заниматься нам пора Но не лепкой и не чтеньем, Ждёт нас опыт и игра Я сегодня предлагаю вам стать исследователями, будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать. Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия. (Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях). Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок. Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок? Дети: На речке, в песочнице и т.д. Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или не живая природа? Почему? Дети: Песок - это не живая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается. II. Показ презентации «Человек и песок». Воспитатель: Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки.
В

ывод

: песок создан природой.
Воспитатель: - Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать! », где вы станете учеными и волшебниками, благодаря вот этой волшебной палочки. -В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Дети надевают шапочки и фартуки. -Все готовы? (Да) -А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных. - Эни – бени - раба, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу. Опыт 1. - Возьмите ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку. - Легко ли сыпется песок? - Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий) Работа с лупой. - Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песка. ( наблюдают) - Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет? Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются. -Какого они цвета? (Темные и светлые.) - Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.) - Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не

скреплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха.

Опыт 2.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
-
Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками) - Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сухой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода). - Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку. Работа с лупой. Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух. - А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, потому что воздух между гранями каждой песчинки исчез, мокрые грани слиплись и держат друг друга. Дети делают «пироги». - Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он лепится, отдельные

песчинки прикреплены между собой, имеет специфический запах.

Физкультминутка.
Мы песчинки, мы песчинки Покружиться мы не прочь. Мы песчинки, мы песчинки Танцевали б день и ночь. Встанем дружно все в кружок Получается песок. Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду. - Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок). - Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
- Воспитатель: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества. - Хотите проверить?
Вывод: песок пропускает воду.

Опыт 4.
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок. Дети делают самостоятельно. Сравним!!! Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной. - Как изменилась вода? (стала прозрачной)
Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду, а

вредные примеси задерживает.
Воспитатель: -А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников. -Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай! -Ребята, какого цвета песок? Поисково - творческий вопрос: -Как сделать, чтобы он стал разноцветным? -Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка. Поделка "Радуга в бутылке" 1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаги. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой. 2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. 3. Закрутим крышку. Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в
бутылке! 4. Вывод - Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).


В раздел образования