Автор: Хабибуллина Альбина Ильдаровна Должность: воспитатель по обучению татарскому языку Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ласточка" Населённый пункт: город Зеленодольск РТ Наименование материала: Конспект ОД Тема: "Экспериментальная деятельность в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида
№
1 « Ласточка» ЗМР РТ
Конспект открытого занятия по
познавательному развитию на тему
«Особенности песка»
( с детьми старше - подготовительной группы)
Воспитатель: Хабибуллина А.И.
Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
развивать способности овладевать средствами познавательной
деятельности способами обследования объекта;
расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов
и объектов живой и не живой природы;
активизация словаря: сыпучий, фильтрация.
Ход занятия
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем
их.
(дети приветствуют гостей)
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем,
Ждёт нас опыт и игра
Я сегодня предлагаю вам стать исследователями, будем проводить
опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо
угадать.
Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.
(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь
узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).
Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить
песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или не живая
природа? Почему?
Дети: Песок - это не живая природа, потому что он не растет, не дышит,
не питается, не размножается.
II. Показ презентации «Человек и песок».
Воспитатель: Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием
ветра, дождя разрушается и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и
пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не
способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для
растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне,
ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже
чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и
воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых
домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка
лепят замки.
В
ывод
: песок создан природой.
Воспитатель: - Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать! », где
вы станете учеными и волшебниками, благодаря вот этой волшебной
палочки.
-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить
себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Дети
надевают шапочки и фартуки.
-Все готовы? (Да)
-А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.
- Эни – бени - раба, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных
превращу.
Опыт 1.
- Возьмите ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- Легко ли сыпется песок?
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше
особенностей у песка. ( наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не
скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
-Какого они цвета? (Темные и светлые.)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые,
есть крупные и мелкие.)
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет
запаха.
Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не
скреплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха.
Опыт 2.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что
прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась
между песчинками)
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым.
Что тяжелее? Почему? (Сухой – среди сухих песчинок прячется легкий
воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в
тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из
мокрого песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать
любую нужную форму, пока не высохнет, потому что воздух между
гранями каждой песчинки исчез, мокрые грани слиплись и держат
друг друга.
Дети делают «пироги».
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он лепится, отдельные
песчинки прикреплены между собой, имеет специфический запах.
Физкультминутка.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы
видели, где вода? (впиталась)
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном,
перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона),
насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости.
Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).
- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
- Воспитатель: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем,
что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества.
- Хотите проверить?
Вывод: песок пропускает воду.
Опыт 4.
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть
наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с
глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не
просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Сравним!!!
Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от
грязной.
- Как изменилась вода? (стала прозрачной)
Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду, а
вредные примеси задерживает.
Воспитатель:
-А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников.
-Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!
-Ребята, какого цвета песок?
Поисково - творческий вопрос:
-Как сделать, чтобы он стал разноцветным?
-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.
Поделка "Радуга в бутылке"
1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок
на чистом листе бумаги. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему
не больно, так как он неживой.
2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный
сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.
Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в
емкость под углом, поворачивая сосуд.
3. Закрутим крышку.
Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в
бутылке!
4. Вывод
- Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня
делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку
еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а
там сюрприз).