Авторы: Калиева Акерке Умбеткуловна, Жарлыкасов Бахтияр Жумалыевич
Должность: Старший преподаватель кафедры информатики, Магистр естественных наук Жарлыкасов Б.Ж.
Учебное заведение: КГУ имени А.Байтурсынова
Населённый пункт: город Костанай, Костанайская область
Наименование материала: статья
Тема: Методика внедрения робототехники в информатику и физику
Раздел: высшее образование
Методика внедрения робототехники в информатику и физику
Студентка 4 курса Калиева А.У.
Старший преподаватель кафедры информатики,
Магистр естественных наук Жарлыкасов Б.Ж.
Образовательная робототехника в школе как внеурочная деятельность
приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
Ученик
должен
ориентироваться
в
окружающем
мире
как
сознательный
субъект,
адекватно
воспринимающий
появление
нового,
умеющий
ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый
непрерывно
учиться.
Понимание
феномена
технологии,
знание
законов
техники, позволит школьнику соответствовать запросам времени и найти
своё место в современной жизни.
В современной школе ставится задача усвоения учащимися физических
основ
работы
различных
технических
устройств
и
промышленных
технологических
процессов,
формирования
у
них
умения
применять
полученные знания для решения практических задач повседневной жизни и
обеспечения ее безопасности, рационального природопользования и охраны
окружающей
среды,
готовности
к
прогнозированию,
анализу
и
оценке
следствий
бытовой
и
производственной
деятельности.
Достижение
этих
целей связывается с реализацией в обучении физике и информатике одного из
базовых принципов дидактики - принципа политехнизма.
Основы политехнического образования достаточно полно разработаны
в педагогической науке. Предложены решения широкого круга методических
проблем, касающихся политехнической подготовки учащихся, в том числе
при
обучении
физике
и
информатике.
К
ним
относятся:
разработка
содержания
политехнического
обучения,
определение
уровней
усвоения
политехнических знаний и умений, совершенствование методов изучения
вопросов техники, форм и средств обучения, реализация межпредметных
связей в политехническом обучении, организация технического творчества
учащихся и др. (П.Р. Атутов, А.Т. Глазунов, Б.М. Игоилев, В.Е. Медведев,
С.А. Новоселов, В.А. Поляков, В.Г. Разумовский, В.А. Фабрикант).
Изучение физических основ работы конкретных объектов техники, с
одной стороны, анализ их места и функций в современной техносфере как
сложной
макросистеме
-
с
другой,
позволяют
учащимся
осознать
роль
физики и информатики в новом контексте. Становится возможным оценить
преобразующий
природу,
технику
и
общество
потенциал
физики
на
макроуровне его влияния, понять в полном объеме степень ответственности
ученых и инженеров, а также потребителей технических услуг за следствия
своей деятельности (научно-технической, производственной, повседневной).
В
условиях
современной
школы
(углубление
п р о ц е с с о в
д и ф ф е р е н ц и а ц и и
и
п р о ф и л и р о ва н и я
о бу ч е н и я ,
у к р е п л е н и е
междисциплинарных связей, совершенствование технической оснащенности
и
развитие
средств
информатизации
образования)
имеется
достаточный
спектр
возможностей
для
успешного
внедрения
образовательной
робототехники в процесс обучения физике и информатике.
Анализ состояния проблемы внедрения образовательной робототехники
в
процесс
обучения
физике
и
информатике
в
школе,
позволил
выявить
противоречие
между
необходимостью
политехнической
подготовки
учащихся
школы
и
недостаточным
методическим
обеспечением
этого
процесса.
Возможность
разрешения
данного
противоречия
определяет
актуальность
нашего
исследования
и
позволяет
сформулировать
его
проблему:
каким
образом
внедрять
робототехнику
на
уроках
физики
и
информатики?
Задачи исследования:
- раскрыть сущность образовательной робототехники;
- обозначить межпредметные связи в физике и информатике;
- выявить возможности образовательной робототехники в обучении
физике и информатике;
- разработать методику внедрения робототехники в информатику и
физику;
-
проверить
в
опытно-поисковой
работе
результативно сть
предложенной методики.
Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это
универсальный инструмент для образования.
Во-первых, занятия робототехникой носят межпредметный характер. То
есть, как мы отмечали выше, соприкасаются сразу с несколькими учебными
предметами как в начальной, так и в основной и старшей школе: физика,
информатика,
математика,
технология,
окружающий
мир,
геометрия,
астрономия, программирование. Из этого следует, что можно смело говорить
о взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как
механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Использование
ЛЕГО-конструкторов
в
рамках
дополнительного
образования повышает мотивацию учащихся к обучению, так как занятия
выстроены
в
форме
познавательной
игры,
что
позволяет
продуктивнее
знакомить детей с наукой, ведь именно она является эффективным методом
для изучения важных областей технологии и конструирования.
Во-вторых, робототехника способна развивать все виды универсальных
учебных действий, а именно: личностные, познавательные, регулятивные,
коммуникативные,
которые
организуют
самостоятельную
учебную
деятельность
и
формируют
мотивацию
к
обучению.
Подобные
кружки
способствуют развитию коммуникативных способностей, развивают навыки
взаимодействия,
самостоятельности
при
принятии
решений,
раскрывают
творческий
и
технический
потенциал.
Ученики,
находясь
в
режиме
необязательного
обучения
и
игры,
легче
воспринимают
критику,
смелее
выносят
оценку
своей
деятельности
и
деятельности
товарищей.
Уровень
универсальных учебных действий является неотъемлемой частью учебно-
воспитательного
процесса,
так
как
обеспечивает
алгоритмический
и
логический стиль мышления, а также развитие систематизированных знаний,
которые
позволяют
учащимся
ориентироваться
в
различных
предметных
областях познания.
В-третьих, применение робототехники как инновационной методики на
занятиях
в
школах
и
учреждениях
дополнительного
образования
обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным
образовательным
технологиям,
что
позволяет
на
ранних
шагах
выявить
технические
наклонности
учащихся
и
развивать
их
в
этом
направлении.
Кроме того, эта деятельность способствует формированию и личностных
качеств – развитию силы воли, личной ответственности и умению работать в
группе и др.
Главной целью вовлечения учащихся в пространство образовательной
робототехники
является
овладение
навыками
начального
технического
конструирования, изучение научных и технических понятий, конструкций и
их
основных
свойств,
развитие
мелкой
моторики,
координации,
а
также
навыков взаимодействия в группе.
К задачам образовательной робототехники относятся следующие:
развитие мотивации личности к познанию и техническому творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
развитие
у
учащихся
творческой
инициативы
и
самостоятельности,
конструкторских и рационализаторских навыков;
вовлечение
талантливых
детей
и
молодежи
в
научно-техническое
творчество, обеспечение условия для ранней профориентации;
обеспечение
возможности
детям
наиболее
полно
реализовать
свой
творче ский
и
лично стный
потенциал
с
помощью
систем ы
дополнительного образования;
развитие
мышления
в
процессе
формирования
основных
приемов
мыслительной
деятельности:
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
классификации, умение выделять главное;
развитие
психических
познавательных
процессов:
различных
видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно
излагать
свои
мысли,
давать
определения
понятиям,
строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать
в
коллективе,
работать
в
парах,
группах,
уважать
мнение
других,
объективно
оценивать
свою
работу
и
деятельность
одноклассников;
формирование
навыков
применения
полученных
знаний
и
умений
в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
формирование
умения
действовать
в
соответствии
с
инструкциями
педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора
LEGO.
Итак, робототехника-
универсальный
инструмент
для
образования.
Вписывается
и
в
дополнительное
образование,
и
во
внеурочную
деятельность, и в преподавание предметов школьной программы.
Методологические основы исследования. Исследование опиралось на
концепцию проблемно - развивающего обучения (И. Я. Лернер и др.), теорию
ориентировочной основы деятельности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), а
также
на
концепцию
компьютеризации
образования
(Ершов
А.
П.,
Брановский Ю. С., Кузнецов А. А, Монахов В. М., Машбиц Е. И. и др.)