Напоминание

"Обзор русской живописи первой половины 19 века"


Автор: Парфелюк Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель НДХШ
Учебное заведение: МБУ ДО "Новозыбковская детская художественная школа"
Населённый пункт: г. Новозыбков Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обзор русской живописи первой половины 19 века"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка урока в 5 классе

по предмету «Беседы об искусстве»

на тему « Обзор русской живописи первой половины 19 века»

преподавателя МБУ ДО «НДХШ» г. Новозыбкова Брянской области

Парфелюк Светланы Евгеньевны.

Тема урока: « Обзор русской живописи первой половины 19 века».

Обучение проходит согласно плану по программе

« Беседы об искусстве» для 5 класса составленной на

основе и с учетом федеральных государственных требований к общеобразовательной программе в области

изобразительного искусства «Живопись».

Данная тема открывает обзор, знакомство с живописью первой половины 19 века.

Данная тема рассчитана на 1 учебных час (1учебный час – 40 минут).

Вид урока: объяснительно – иллюстративный.

Тип урока: комбинированный урок. Выработка практических умений и навыков

Цель урока: художественно – эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных им знаний

в области изобразительного искусства.

Задачи урока: формирование теоретических знаний по беседам об искусстве.

Обучающиеся: научить в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, кругозор, творческую активность.

Воспитательные: воспитание художественного вкуса.

Оборудование урока: для учителя – мультимедийное оборудование, для учащихся – тетради, ручки.

Структура урока:

1.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку;

2.

Вступительная беседа;

3.

Объяснение нового материала;

4.

Практическая работа;

5.

Итоги урока. Анализ работы урока.

Ход урока:

1.

Организационный момент: организация рабочего места 3 – 5 минут.

2.

Объяснение нового материала( комбинированная форма занятия с использованием – мультимедийных

средств) – 15 – 20 минут.

3.

Закрепление изученного материала, зрительный тест – 5 -10 минут.

4.

Итог урока 3-5 минут.

1)Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2)Сообщение темы урока: «Обзор русской живописи первой половины 19 века».

Учитель – Первая половина 19 века, явилась важнейшим периодом в развитии живописи. Это был период

рассвета

изобразительного

искусства,

утверждения

в

нем

новой

тематики,

новых

форм

прочтения

и

понимания.

Два крупнейших исторических события этого времени имели наибольшее влияние на развитие

искусства.

1) Отечественная война 1812 года. Война, вызвавшая небывалый патриотический подъём всего населения

России.

2)

Восстание

декабристов

14

(26)

декабря

1825

года,

поставившее

задачу

реформации

тогдашнего

общественного строя и освобождение народных масс от социального и политического гнёта.

Эти события вызвали огромный творческий подъём среди деятелей искусства, определили новую тематику

их произведений и их общественную направленность. Классическая живопись уже не вмещала в себя те

новые

критерии,

которые

необходимы

были

для

создания

новых

произведений.

В

живописи

высокий

классицизм проявился в сближении искусства с жизненной правдой. Для живописцев этого времени было

характерно романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного.

Ярким художником – романистом был портретист Орест Адамович Кипренский 1782 – 1836

Автопортрет 1828, Портрет Е.В.Давыдова 1806, Портрет О.А.Рюминой 1826, Портрет А.С. Пушкина 1827.

В его портретах отражается красота волнения утонченный внутренний мир образов и состояния души.

Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворениями

посвящениями

друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Подчеркивая роль свободной личности,

художник проявил огромный интерес к душевному миру человека. Чувства и мысли, волнения и страсти -

излюбленная тема в портрете стиля романтизма.

Селевестр Феодосьевич Щедрин 1791 – 1830

Автопортрет 1817 Новый Рим. Замок Святого Ангела 1825 Веранда обвитая виноградом 1828

Мастер пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Пейзажи Щедрина полны воздуха,

солнца,

пространства,

в

них

нет

условного

коричневого

колорита

пейзажей

классицизма.

Полностью

отдавшись

романтике

пейзажа

и

природной

среде

восприятия

Щедрин

как

бы

восполняет

своими

картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу

Василий Андреевич Тропинин 1776 – 1857

Замечательный

русский художник Тропинин прожил тяжелую, сложную жизнь долгие годы он

был

крепостным человеком и получил вольную только 48 лет.

Автопортрет с кистями Портрет А.С. Пушкина 1827 Портрет Арсения Васильевича Кружевница 1823

и палитрою на фоне окна Тропинин, сына, художника

с видом на Кремль 1844 1818

В

отличие

от

портрета

великого

русского

поэта,

выполненного

Кипренским,

Тропинин

изображает

Пушкина

в

подчеркнуто

домашней

обстановке,

в

халате.

Однако

в

созданном

Тропининым

образе

чувствуется высокая одухотворенность, величавость, значительной личности.

Портреты Тропинина подкупают непосредственностью, правдивостью,

выразительностью: таковы его

автопортрет, портрет сына. В.А. Тропинин был одним из основоположников бытового жанра в русской

живописи.

Художник

разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий

специфический московский стиль портрета.

Алексей Гаврилович Венецианов 1780 – 1847

Произведения Венецианова – это поэтические изображения русских крестьян в окружении родной

природы, это простые сцены сельского быта и труда. Родоначальник крестьянского бытового жанра в

русской живописи: « Жнецы», «Гумно», «Захарка». Художник любил простых людей, находя в этом

определенную лирику, это отразилось в его картинах, показывается нелёгкий крестьянский быт. Самые

лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Портретист - романтик стремился уйти от будничной

обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается

наиболее полно лучшие стороны его духовного облика.

Автопортрет 1811 Жницы 1828 Гумно 1821 Захарка 1825

Александр Андреевич Иванов 1806 – 1858

Великолепный мастер исторического жанра. Около двадцати лет художник трудился

над главной своей картиной «Явление Христа народу» подчеркивая своё страстное

желание изобразить пришествие на землю Иисуса Христа. Художник был убежден, что с

помощью искусства можно изменить жизнь. Свои идеи, мысли о доброте,

справедливости, о величии человека Иванов вложил в картину « Явление Христа

народу». За свою жизнь мастер создал множество живописных работ, для каждой

картины пишет множество этюдов, пейзажей, портретов.

Портрет работы С.П. Постникова

Явление Христа народу.1836–1857 Апполон, Гиацинт, Кипарис.1831

Явление Христа Марии-Магдалине

после воскрешения 1834

Карл Павлович Брюллов 1799 – 1852

Брюллов

создал

целый

ряд

портретов.

Прекрасный

колорит

в

произведениях

художника

сочетался

с

блестящим рисунком, мастерской композицией. Особенно широкой известностью пользовалась картина

Брюллова «Последний день Помпеи», где изображена гибель жителей древней Помпеи при извержении

вулкана Везувия

Автопортрет 1848 Итальянское утро 1823 Итальянский полдень 1827 Последний день Помпеи 1830 -1833

Павел Андреевич Федотов 1815 – 1852

Мастер сатирического направления живописи, положивший начало критического реализма в бытовом

жанре. Федотов считал, что единственным и постоянным источником искусства, вдохновения художника

должна быть окружающая жизнь. Художник говорил, что его труд в мастерской составляет только десятую

долю, а главная его работа – на улицах и в чужих домах.

Картины Федотова – это разнообразная жизнь столичного города первой половины 19 века, его герои –

купцы, чиновники, военные, швеи, приказчики.

Автопортрет 1848 Свежий кавалер 1846

Сватовство майора 1848

Итоги урока:

Цель: Дать представление о развитии живописи от романтизма к критическому реализму.

Анализ урока: Рефлексия.

Учащиеся высказываются одним предложением, начиная со слов:

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Теперь я могу…

Используемые методы:

После урока учащиеся смогут: - применять знания, полученные на уроке на других предметах (живопись,

рисунок, станковая композиция, прикладная композиция, скульптура);

- применять навыки на других занятиях в школе;

Занятия я провела так, чтобы урок был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить

сотрудничество между мной и детьми. Данное занятие – очередное по плану, и имеет межпредметную связь

с рисунком, живопись, станковой и прикладной композицией, скульптурой.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать, выделять главное, в полотнах великих мастеров. Занятие

прошло в доброжелательной атмосфере.

Литература: В.С. Кузин « Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах»

Москва «Просвещение» 1984г.

« Великие русские живописцы. Федотов» История русской живописи в 20 книгах. Рипол классик. Москва

2014

« Великие русские живописцы Венецианов» История русской живописи в 20 книгах. Рипол классик. Москва

2014

« Великие русские живописцы Кипренский» История русской живописи в 20 книгах. Рипол классик. Москва

2014.



В раздел образования