Автор: Железняк Лариса Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 97
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Использование возможностей детского объединения – КИД – для усиления роли гражданско – патриотического воспитания. Формирование активной гражданской позиции.
Раздел: среднее образование
Учитель истории и обществознания
МОУ СШ № 97 города Волгограда
Железняк Лариса Васильевна
Использование возможностей детского объединения – КИД - для
усиления роли гражданско – патриотического воспитания.
Формирование активной гражданской позиции.
Кидовское (клуб интернациональной дружбы – КИД) движение родилось
более 50 лет назад. Тогда, в 60-е слегка приподнялся «железный занавес»,
разделявший мир социализма и капитализма после триумфального визита в
Америку Н.С. Хрущева. Образовались экономические связи, появился
зарубежный туризм, стали доступны иностранные книги, фильмы. После
проведения в Москве в 1957 году международного фестиваля молодежи и
студентов в страну хлынул поток делегаций, стали крепнуть культурные
связи, образовались общества дружбы СССР с зарубежными странами, были
востребованы практически иностранные языки.
Естественно ко всему этому приобщились и школьники. 17 сентября 1961
года при Дворце пионеров Волгограда был создан одним из первых в стране
КИД. С 1966 года он стал носить имя чехословацкого коммуниста –
антифашиста Юлиуса Фучика и стал коллективным членом общества
советско-чехословацкой дружбы.
КИД являлся организатором различных направлений работы по
интернациональному воспитанию школьников, но, оно строилось в основном
на зарубежном материале. Со временем эта тенденция приняла искаженный
вид. Само слово «интернациональный» стало восприниматься как
заграничный. И невежество детей было так глубоко, что часто путали
столицы советских союзных республик, не знали глубоко историю России,
своего народа, своего края, своей семьи. А эти знания – неотъемлемая
составляющая всякого цивилизованного человека, всякого цивилизованного
общества.
Так возникла потребность открыть и разработать специальные
программы для клубов интернациональной дружбы в школах нашего города.
В 1989-1991 учебном году (согласно сохранившимся документам), в
нашей школе начал свою деятельность Клуб Интернациональной Дружбы им.
Г. Димитрова.
С 1992 года, после развала СССР, изменились некоторые направления
КИДовской работы. В своей работе мы используем:
-интеллектуальные игры;
-КИДовские тематические заседания;
-викторины;
-Турнир « Во славу Отечества!»;
-Форум юных интернационалистов Р.Ф. и стран СНГ;
-городской фестиваль «Славянский базар»;
-работа спорклуба;
-тематические конкурсы;
-этнографические игры и конкурсы;
-театрализованные постановки;
-фотосессии для плакатов «Волгоград-интернациональный»;
-творческие работы (публикация работ).
Актуальным остается такое направление работы – как формирование
нравственной позиции :
-День памяти детей Беслана.
- День юного героя - антифашиста.
- День пожилого человека.
- Благотворительные Акции.
Городской КИД постоянно контактирует с зарубежными студентами
Волгоградских ВУЗов. Ребята нашей школы стараются не пропускать встречи
и совместные концерты ,,Мы с одного земного шара…,,
В Волгограде, который называют столицей патриотизма, дата - 2 февраля,
определяет главный ориентир воспитательной работы во всех направлениях и
сферах. КИД имеет опыт данной деятельности. На протяжении десятилетий,
под руководством городского КИДа, сложились прочные и продуктивные
традиции, такие как:
-Форум юных интернационалистов;
-Турнир (Во славу Отечества);
-Краеведческая игра (Ралли-Волгоград);
-Контакты с ветеранами и организациями.
Заслуживает внимания интернационально-патриотический поиск
«Помнит мир спасенный». Задачей поиска является изучение
интернациональных традиций Царицина-Сталинграда-Волгограда. В нем
есть ряд направлений:
-«Имени Сталинграда»;
-«Города- побратимы»;
-«Волгоград – интернациональный» и издание книг, как результат данного
поиска.
-Участие в Ассамблее национальных землячеств.
-Видеомост Волгоградских школьников с ровесниками из Городов -
Воинской Славы : »Тогда лишь становится город-героем, когда стал героем
солдат!».
-Лучшая награда для КИДовцев – это поездка.
На заседании клуба ребята предоставляли фотоотчеты о поездке в Москву,
об этнографической экспедиции в Архангельск, Элисту(Калмыкия),
Азербайджан. Наши путешественники добрались до Белого моря. А
выпускники - Раков Виктор и Воронин Константин- побывали в далекой
Индии.
Зимой 1999г. члены КИДа нашей школы познакомились с ребятами из
Северной Осетии г. Владикавказа. С тех пор нас связывают очень теплые
дружеские отношения. На территории Волгограда осетинский народ
представляет региональная общественная организация ,,Алания,, . Во время
встреч КИДовцы познакомились с символикой РСО-АЛАНИЯ. Узнали
историю осетинского народа, поговорили об отличительных чертах
национального характера и семейного уклада. Особенно ценной стала
информация об осетинах - участниках Сталинградской битвы.
Таким образом, КИДовец знает особенности России, основные
исторические этапы ее развития, выдающихся деятелей науки, культуры,
политики, экономики, особенности современного развития Российской
Федерации и вызовы, на которые ей предстоит ответить в XXI веке, культуру
и традиции многонационального народа России.
Он - человек, ориентированный на осознание себя, как части единого
многонационального народа России, способный к сознательному управлению
своим поведением и к своей самореализации в поликультурном пространстве
страны. Обладает стойким гуманистическим мировоззрением, видит
личность в себе и других.
КИДовец – гражданин, патриот, остро ощущает ответственность за
прошлое, настоящее и будущее Отечества.