Напоминание

"Музыка сердца" урок русского языка 1 класс


Автор: Соболева Лада Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №3 р. п. Линёво"
Населённый пункт: р. п. Линёво Искитимский район Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка сердца" урок русского языка 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 1 класс Тема: "Вежливые слова", автор учебника-В. П.

Канакина, В.Г.Горецкий

Место темы урока в программе: II полугодие 1класса, урок № 122, № 41 – III

четверть

Формируемые УУД

Решение задач

формирования

культуры

здорового и

безопасного

образа жизни,

экологичсекой

культуры

Духовно-

нравственное

воспитание и

развитие

Тематические

результаты

обучения

Личностные:

п р и н и м а ю т

и

осваивают

социальную

роль;

проявляют

этические чувства

Коммуникативне:

проявляют

готовность

слушать

с о б е с е д н и к а

и

вести диалог

Регулятивные:

Научаться

оценивать

р е чь

с о б е с е д н и к а

с

т о ч к и

з р е н и я

речевого этикета

Познавательные:

формулирование

умения

структурировать

знания,

рассуждать,

доказывать,

классифицировать

Применение

средств сенсорной

дидактики

(дидактических

крестов В.Ф.

Базарного)

На уроке дети в

определённый

момент могут

свободно

передвигаясь по

классу, оказать

другу другу

помощь,

компенсируя

статическую позу

неподвижности

во время письма.

Подобранные для

урока тексты

предполагают

разговор о

безопасном

поведении в

весеннее время

года, формируя

экологическую

культуру.

Предполагаемый

результат:

развитие

личности,

формирование

собственного

взгляда,

проявление

этических

чувств:

доброжелательн

ости и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости.

Научаться

различать

вежливые

слова

и

использовать

их

в

речи;

Классифицируют

вежливые слова по

группам

Научатся

выражать чувства

добрыми словами;

Продолжится

формирование

сотрудничества

ребят,

Закрепят: понятия

о словах-названиях;

правильном

написании

словарных слов;

навык

комментированног

о письма

Этапы

урока, цель,

содержание

Формы

организации

деятельности.

Деятельность

учителя.

Деятельность

учащихся

Применяемые

методики и

технологии,

обоснование

их

применения.

Организация

самостоятельной

учебной и

творческой

деятельности

учащихся

Система

оценки в

рамках

урока

Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать

потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности,

развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова,

отличать в описываемых поступках побуждения, мотивы поведения

действующих лиц, их отношение, эмоциональное состояние

Методы:

Наглядный

Словесный

Поисковый

Проблемный

Системно-деятельностный подход

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная

Задачи

для

учителя:

организовать

работу

на

уроке

с

акцентом

на

кинестетиков,

развивать

умение

комментированного

пис ь м а,

орфографической зоркости

Задача

для

учащихся: учиться

анализировать

жизненные

ситуации,

учиться "видеть мир", попытаться понять этимологию вежливых слов

Предполагаемый

результат: развитие

личности,

формирование

собственного взгляда, проявляют этических чувств: доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости.

1.Результат работы учителя:

Дети получат заряд положительных эмоций, Кинестетик получат

удовлетворение от урока, "освободят мудрость предложенных текстов"

относительно личного опыта жизни

Закрепят умение структурировать знания, рассуждать доказывать,

классифицировать

Дети захотят использовать в речи вежливые слова, захотят узнать

значение слова «невежа, невежда»

2.Результат работы учащихся:

В ходе урока ребятишки придут к выводу: "рядом с нами любовь", "мы

должны быть взаимовежливы", "как хорошо, что мы вместе", "мы любим,

друг друга", "мы верим в друг друга", писать грамотно важно, стыдно

писать с ошибками

Оборудование урока: видеокассета с записью письма-сюрприза "Искрята о

вежливости";

предметы,

необходимые

для

групповой

работы;

книга

"Русский

язык";

рабочая

тетрадь;

«Волшебный»

мешочек

со

словами,

фортепиано.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант.

Позиция ученика: активность. наличие мотива к самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности.

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: творческий.

Проектирование

урока

основывается

на

принципе художественно-

педагогической драматургии как педагогического произведения на основе

реализации закономерностей драматургии и режиссуры.

сценарий урока как реализация замысла

замысел урока(основная цель)

драматургия самого процесса урока (сюжет)

наличие

эмоционально-образных

акцентов

сюжета

урока

(эпилог,

завязка, кульминация и развязка)

Данный тип урока ("Музыка сердца")-это своеобразный мини-спектакль,

внутренне

связанный

с

другими

уроками-звеньями

одной

целостной

системы,

определённой

в

программе,

каждый

из

нас-актёр

маленького

театра.

Урок

начинается

не

с

постановки

цели,

а

с

движения,

взаимодействия

в

результате

чего

возникает

проблема

и

диапазон

вопросительности.

Ход занятия:

I. Постановка проблемы перед учащимися, психологическое включение в

деятельность, создание эмоциональной атмосферы урока.

Дети

записывают

в

тетрадях

число,

классная

работа.

Выходят

по

традиции к доске – урок не начнётся «сидя за партами»…

-Лада Петровна, мы готовы к открытию!

-Это здорово! Я предлагаю вам сегодня послушать музыку, необычную –

музыку сердца!

-Открыв

тайну

урока,

смысл

очередной

встречи,

вы

её

обязательно

услышите!!!

II.

Организация

восприятия,

обобщение

детского

опыта,

закрепление

первоначальной универсальной информации-исходных знаний (проверка

домашнего задания). "Словарный диктант" – работа в дидактичсеком

пространстве (дидактические кресты)

-Это Великий дирижёр всего живого, взмахнёт свои лучи – и грянет хор.

Опустит

вечерний

луч,

словно

дирижерскую

палочку,

и

всё

притихнет,

заснёт… Солнце (крепят на доску слово «Солнце»)

-Утихнут желтогрудые птицы…синицы

-Не слышно станет стрекотанье … сороки

-И хоть на дворе весна, по ночам бывает ..мороз

-Сладким сном спят и наши Орлята…ребята

-Да что говорить, спита вся наша Россия…родина

-И маленькая серая пташка притаилась на ветке до самого утра…воробей

-Великий дирижёр, повелитель жизни: взмах лучей вверх и всё пробудилось.

Озарился весенним светом весь наш … класс

-Озарился солнцем и теплом наших сердец! (Встают в круг… «Мы отыщем

руку друга, всюду, где бы не был друг – светом солнечного круга пусть

цветёт Орлятский круг!»)

-Пожелаем друг другу удачи сегодня!

Прочтение+классификация+запоминание

Смысл заключается не просто в чтении словарных слов, отражающих

актуальность времени проживания в детском пространстве.

Эти слова дети должны сгруппировать таким образом, чтобы остались

л и ш ь

т е ,

ко т о р ы е обозначают

неодушевлённые

предметы,

т . е .

«отвечающие на вопрос - что?»

…Солнце, мороз, родина, класс.

-Хорошо, правильно, постарайтесь запомнить… (учитель закрывает слова

листом)

Поднимаются

руки…это

традиционно

комментированное

письмо

по

памяти.

-«Помню слово…-солнце, пишу с большой буквы с красной строки…со –

гласный о….Ставлю запятую, вижу орфограмму…» Так отрабатывается

орфографическая

зоркость,

правильность

слогового

деления,

умение

слушать,

сопоставлять

свои

действия

с

действиями

и

решениями

других.

Сверяют с доской, проверяют (учитель открывает слова)

Минутка помощи. В этот момент дети встают и свободно двигаясь по

классу, оказывают помощь друг другу, в тактичной форме подсказывают)

III. Учитывая потребность в самостоятельном творчестве, необходимо

поощрять мотив достижения через труд и игру. Поэтому следующим

этапом работы является усвоение способов работы с материалом через

воспроизведение и личный опыт. Работа с тестом.

-Перед вами небольшой рассказ (смарт доска). Прочтите и попробуйте

угадать

автора

этого

произведения.

(Кто

учил

крестьянских

детей

грамоте по этим небольшим текстам?)

-Правильно, Лев Николаевич Толстой. («Пришла весна, потекла вода. Дети

взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а

дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу

упали.»)

-Посмотрите

на

эти

строки

другими

глазами,

представьте,

что

вы

старший,

чтобы

вы

сказали

своим

младшим

братьям

или

сестрам?

(Опасно, не играй весной в воде…)

-Верно! Назовите только слова-действия (пришла, потекла, взяли, сделали,

пустили, плыла, бежали, кричали, не видали, упали…)

-Кто сделает вывод?! (Будьте осторожны весной! – пишут графически

«руками», стоя у парты)

-Почему

необходимо

быть

осторожными

весной? Подберите

слова

признаки (лёд – тонкий, неокрепший; дорога – скользкая, опасная; вода в

реке – холодная, студёная; погода весной – обманчивая, переменчивая) –

работа с разрезным материалом на доске «Найди соответствие»

-Как прекрасен русский язык!!!

-И как строго звучит предостережение! Учёные говорят: «если всё время

говорить

строго,

запрещать

-

дети

не

станут

слушаться,

они

не

воспримут важную информацию…»

IV.

Решение

проблемных

ситуаций,

творческих

задач

на

основе

использования

усвоенных

знаний

и

умений.

Обмен

версиями,

своим

пониманием

материала

(коммуникативный

опыт),

творческими

находками. Происходит эмоциональное воздействие на учащихся.

-«Нельзя трогать лёд, нельзя наступать в воду…»

-Попробуйте исправить положение, ситуацию….как сказать, чтобы малыш

захотел сделать правильно?! (Дети пробуют говорить ласково…)

-Что

изменилось

в

речи

ребят?

Какие

слова

появились?

(Вежливые…

ласковые…хорошие, форма предложений изменилась…стали объяснять –

почему нельзя, предлагать другие варианты, игры…)

-Вы очень близки к теме нашего урока… (Достаёт мешочек)

-У меня здесь важные слова, без которых не обходится ни один язык! (Это

вежливые слова…)

Даже малыши их понимают, а вы?

-Как понимаете слова «спасибо», «благодарю»?

-Так какие же слова называют вежливыми? Откройте учебник на с. 25

упражнение 13.

-Запишите слова – приветствия (Здравствуйте, доброе утро.)

Минутка помощи!

-Упражнение 14 (работа в группах по 2 человека)

V.

Рефлексивная

практика,

которая

не

тождественна

обобщению

материала, а является выявлением мотивов, действий, самоанализом

ценностного

аспекта

как

учителя,

так

и

ребёнка

-

контроль

за

результатами деятельности.

Дети

по

желанию

выходят

к

доске

для

того,

чтобы

заполнить

пространство

вежливыми

словами.

Возможен

вариант

учитель

показывает слова из «Мешочка», дети поднимают руки и применяют в

речи… (Достают из мешочка слова и придумывают с ним предложение)

Спасибо, благодарю; пожалуйста, будьте добры; извините, простите –

слова написаны на определённом фоне и являются подсказкой к объединению

по функции. Слова-благодарности, слова-просьбы, слова-извинения.

Ребят

ждут

«театральные

подмостки».

Они

попробуют

сейчас

выразить свои чувства…

-Приятно ли вам слышать вежливую речь? Насколько приятно? Запело ли у

кого-нибудь сердце?

-У меня! (Говорит кто то из детей)

-Сможешь

показать?

(Исполняет

песню

по

подобию

первых

урок,

посвящённых гласным звукам: «ААААА…!» Могут спеть так: «Пожалуйста,

самое доброе слово!»…)

-А мне хочется дарить подарки..

-А мне – хлопать в ладоши…

попробую

исполнить

музыку

сердца…(может

быть

подойдут

к

фортепиано те, которые посещают музыкальную школу…)

Что за чувство они испытывают, как их воплотят, поймут ли дети?

Да, конечно, да - потому, что мы все сегодня театралы, мы не ученики...

Мы – часть большой музыки Сердца, написанной нами!!! И пусть поёт и

страдает

наша

Душа,

пусть

стремится

ввысь

к

неоткрытым

и

неизвестным тайнам русского языка…Как прекрасен наш язык! Язык

любви и понимания!

-Браво! Какие вы молодцы! Вам

осталось только "освободить мудрость

урока".

-Что сегодня на уроке учились делать? (Использовать в речи вежливые

слова, правильно их записывать)

-Ну что ж , проверим – кто из вас научился видеть, находить вежливые

слова

-Откройте

ТПО

на

с.19.

Прочтите

отрывок.

какова

наша

задача?

(Выписать только вежливые слова)

Шёпотное

открытие,

личное… когда

хочется

получить

одобрение

учителя, помочь другу – «подсказывая – укрепляюсь»…

Ребята шепчут учителю выбранные слова (Здравствуй, спасибо!)

Минутка помощи!

VI.

Итогом

театрального

урока

является

необычная

кульминация

---Вспомните начало урока. Великим дирижёром сегодня было Солнце. Кто

был его самым послушным и прилежным музыкантом? Кто послушно убегал

в норки, закрывал свои бутоны. Кто так тонко чувствовал ритмы жизни,

мелодии дня и ночи?

-как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы и его

назвали

хорошим

музыкантом

жизни?

(Он

должен

быть

воспитанным,

вежливым, добрым, терпеливым…)

-Будьте добрее! Пусть речь ваша будет чиста и прекрасна!

Кульминация

в

виде

специально

подготовленных

сценических

строк

прекрасного стихотворения Марии Скребцовой Если кого-нибудь я собой

озарю...

Ещё один необычный сюрприз - это видео-письмо от Искрят – вожатых

первоклассников… «Искрята о вежливости



В раздел образования