Автор: Соболева Лада Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №3 р. п. Линёво"
Населённый пункт: р. п. Линёво Искитимский район Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка сердца" урок русского языка 1 класс
Раздел: начальное образование
Урок русского языка 1 класс Тема: "Вежливые слова", автор учебника-В. П.
Канакина, В.Г.Горецкий
Место темы урока в программе: II полугодие 1класса, урок № 122, № 41 – III
четверть
Формируемые УУД
Решение задач
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни,
экологичсекой
культуры
Духовно-
нравственное
воспитание и
развитие
Тематические
результаты
обучения
Личностные:
п р и н и м а ю т
и
осваивают
социальную
роль;
проявляют
этические чувства
Коммуникативне:
проявляют
готовность
слушать
с о б е с е д н и к а
и
вести диалог
Регулятивные:
Научаться
оценивать
р е чь
с о б е с е д н и к а
с
т о ч к и
з р е н и я
речевого этикета
Познавательные:
формулирование
умения
структурировать
знания,
рассуждать,
доказывать,
классифицировать
Применение
средств сенсорной
дидактики
(дидактических
крестов В.Ф.
Базарного)
На уроке дети в
определённый
момент могут
свободно
передвигаясь по
классу, оказать
другу другу
помощь,
компенсируя
статическую позу
неподвижности
во время письма.
Подобранные для
урока тексты
предполагают
разговор о
безопасном
поведении в
весеннее время
года, формируя
экологическую
культуру.
Предполагаемый
результат:
развитие
личности,
формирование
собственного
взгляда,
проявление
этических
чувств:
доброжелательн
ости и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
Научаться
различать
вежливые
слова
и
использовать
их
в
речи;
Классифицируют
вежливые слова по
группам
Научатся
выражать чувства
добрыми словами;
Продолжится
формирование
сотрудничества
ребят,
Закрепят: понятия
о словах-названиях;
правильном
написании
словарных слов;
навык
комментированног
о письма
Этапы
урока, цель,
содержание
Формы
организации
деятельности.
Деятельность
учителя.
Деятельность
учащихся
Применяемые
методики и
технологии,
обоснование
их
применения.
Организация
самостоятельной
учебной и
творческой
деятельности
учащихся
Система
оценки в
рамках
урока
Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать
потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности,
развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова,
отличать в описываемых поступках побуждения, мотивы поведения
действующих лиц, их отношение, эмоциональное состояние
Методы:
Наглядный
Словесный
Поисковый
Проблемный
Системно-деятельностный подход
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная
Задачи
для
учителя:
организовать
работу
на
уроке
с
акцентом
на
кинестетиков,
развивать
умение
комментированного
пис ь м а,
орфографической зоркости
Задача
для
учащихся: учиться
анализировать
жизненные
ситуации,
учиться "видеть мир", попытаться понять этимологию вежливых слов
Предполагаемый
результат: развитие
личности,
формирование
собственного взгляда, проявляют этических чувств: доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости.
1.Результат работы учителя:
Дети получат заряд положительных эмоций, Кинестетик получат
удовлетворение от урока, "освободят мудрость предложенных текстов"
относительно личного опыта жизни
Закрепят умение структурировать знания, рассуждать доказывать,
классифицировать
Дети захотят использовать в речи вежливые слова, захотят узнать
значение слова «невежа, невежда»
2.Результат работы учащихся:
В ходе урока ребятишки придут к выводу: "рядом с нами любовь", "мы
должны быть взаимовежливы", "как хорошо, что мы вместе", "мы любим,
друг друга", "мы верим в друг друга", писать грамотно важно, стыдно
писать с ошибками
Оборудование урока: видеокассета с записью письма-сюрприза "Искрята о
вежливости";
предметы,
необходимые
для
групповой
работы;
книга
"Русский
язык";
рабочая
тетрадь;
«Волшебный»
мешочек
со
словами,
фортепиано.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант.
Позиция ученика: активность. наличие мотива к самосовершенствованию,
наличие интереса к деятельности.
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: творческий.
Проектирование
урока
основывается
на
принципе художественно-
педагогической драматургии как педагогического произведения на основе
реализации закономерностей драматургии и режиссуры.
сценарий урока как реализация замысла
замысел урока(основная цель)
драматургия самого процесса урока (сюжет)
наличие
эмоционально-образных
акцентов
сюжета
урока
(эпилог,
завязка, кульминация и развязка)
Данный тип урока ("Музыка сердца")-это своеобразный мини-спектакль,
внутренне
связанный
с
другими
уроками-звеньями
одной
целостной
системы,
определённой
в
программе,
каждый
из
нас-актёр
маленького
театра.
Урок
начинается
не
с
постановки
цели,
а
с
движения,
взаимодействия
в
результате
чего
возникает
проблема
и
диапазон
вопросительности.
Ход занятия:
I. Постановка проблемы перед учащимися, психологическое включение в
деятельность, создание эмоциональной атмосферы урока.
Дети
записывают
в
тетрадях
число,
классная
работа.
Выходят
по
традиции к доске – урок не начнётся «сидя за партами»…
-Лада Петровна, мы готовы к открытию!
-Это здорово! Я предлагаю вам сегодня послушать музыку, необычную –
музыку сердца!
-Открыв
тайну
урока,
смысл
очередной
встречи,
вы
её
обязательно
услышите!!!
II.
Организация
восприятия,
обобщение
детского
опыта,
закрепление
первоначальной универсальной информации-исходных знаний (проверка
домашнего задания). "Словарный диктант" – работа в дидактичсеком
пространстве (дидактические кресты)
-Это Великий дирижёр всего живого, взмахнёт свои лучи – и грянет хор.
Опустит
вечерний
луч,
словно
дирижерскую
палочку,
и
всё
притихнет,
заснёт… Солнце (крепят на доску слово «Солнце»)
-Утихнут желтогрудые птицы…синицы
-Не слышно станет стрекотанье … сороки
-И хоть на дворе весна, по ночам бывает ..мороз
-Сладким сном спят и наши Орлята…ребята
-Да что говорить, спита вся наша Россия…родина
-И маленькая серая пташка притаилась на ветке до самого утра…воробей
-Великий дирижёр, повелитель жизни: взмах лучей вверх и всё пробудилось.
Озарился весенним светом весь наш … класс
-Озарился солнцем и теплом наших сердец! (Встают в круг… «Мы отыщем
руку друга, всюду, где бы не был друг – светом солнечного круга пусть
цветёт Орлятский круг!»)
-Пожелаем друг другу удачи сегодня!
Прочтение+классификация+запоминание
Смысл заключается не просто в чтении словарных слов, отражающих
актуальность времени проживания в детском пространстве.
Эти слова дети должны сгруппировать таким образом, чтобы остались
л и ш ь
т е ,
ко т о р ы е обозначают
неодушевлённые
предметы,
т . е .
«отвечающие на вопрос - что?»
…Солнце, мороз, родина, класс.
-Хорошо, правильно, постарайтесь запомнить… (учитель закрывает слова
листом)
Поднимаются
руки…это
традиционно
–
комментированное
письмо
по
памяти.
-«Помню слово…-солнце, пишу с большой буквы с красной строки…со –
гласный о….Ставлю запятую, вижу орфограмму…» Так отрабатывается
орфографическая
зоркость,
правильность
слогового
деления,
умение
слушать,
сопоставлять
свои
действия
с
действиями
и
решениями
других.
Сверяют с доской, проверяют (учитель открывает слова)
Минутка помощи. В этот момент дети встают и свободно двигаясь по
классу, оказывают помощь друг другу, в тактичной форме подсказывают)
III. Учитывая потребность в самостоятельном творчестве, необходимо
поощрять мотив достижения через труд и игру. Поэтому следующим
этапом работы является усвоение способов работы с материалом через
воспроизведение и личный опыт. Работа с тестом.
-Перед вами небольшой рассказ (смарт доска). Прочтите и попробуйте
угадать
автора
этого
произведения.
(Кто
учил
крестьянских
детей
грамоте по этим небольшим текстам?)
-Правильно, Лев Николаевич Толстой. («Пришла весна, потекла вода. Дети
взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а
дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу
упали.»)
-Посмотрите
на
эти
строки
другими
глазами,
представьте,
что
вы
–
старший,
чтобы
вы
сказали
своим
младшим
братьям
или
сестрам?
(Опасно, не играй весной в воде…)
-Верно! Назовите только слова-действия (пришла, потекла, взяли, сделали,
пустили, плыла, бежали, кричали, не видали, упали…)
-Кто сделает вывод?! (Будьте осторожны весной! – пишут графически
«руками», стоя у парты)
-Почему
необходимо
быть
осторожными
весной? Подберите
слова
–
признаки (лёд – тонкий, неокрепший; дорога – скользкая, опасная; вода в
реке – холодная, студёная; погода весной – обманчивая, переменчивая) –
работа с разрезным материалом на доске «Найди соответствие»
-Как прекрасен русский язык!!!
-И как строго звучит предостережение! Учёные говорят: «если всё время
говорить
строго,
запрещать
-
дети
не
станут
слушаться,
они
не
воспримут важную информацию…»
IV.
Решение
проблемных
ситуаций,
творческих
задач
на
основе
использования
усвоенных
знаний
и
умений.
Обмен
версиями,
своим
пониманием
материала
(коммуникативный
опыт),
творческими
находками. Происходит эмоциональное воздействие на учащихся.
-«Нельзя трогать лёд, нельзя наступать в воду…»
-Попробуйте исправить положение, ситуацию….как сказать, чтобы малыш
захотел сделать правильно?! (Дети пробуют говорить ласково…)
-Что
изменилось
в
речи
ребят?
Какие
слова
появились?
(Вежливые…
ласковые…хорошие, форма предложений изменилась…стали объяснять –
почему нельзя, предлагать другие варианты, игры…)
-Вы очень близки к теме нашего урока… (Достаёт мешочек)
-У меня здесь важные слова, без которых не обходится ни один язык! (Это
вежливые слова…)
Даже малыши их понимают, а вы?
-Как понимаете слова «спасибо», «благодарю»?
-Так какие же слова называют вежливыми? Откройте учебник на с. 25
упражнение 13.
-Запишите слова – приветствия (Здравствуйте, доброе утро.)
Минутка помощи!
-Упражнение 14 (работа в группах по 2 человека)
V.
Рефлексивная
практика,
которая
не
тождественна
обобщению
материала, а является выявлением мотивов, действий, самоанализом
ценностного
аспекта
как
учителя,
так
и
ребёнка
-
контроль
за
результатами деятельности.
Дети
по
желанию
выходят
к
доске
для
того,
чтобы
заполнить
пространство
вежливыми
словами.
Возможен
вариант
–
учитель
показывает слова из «Мешочка», дети поднимают руки и применяют в
речи… (Достают из мешочка слова и придумывают с ним предложение)
Спасибо, благодарю; пожалуйста, будьте добры; извините, простите –
слова написаны на определённом фоне и являются подсказкой к объединению
по функции. Слова-благодарности, слова-просьбы, слова-извинения.
Ребят
ждут
«театральные
подмостки».
Они
попробуют
сейчас
выразить свои чувства…
-Приятно ли вам слышать вежливую речь? Насколько приятно? Запело ли у
кого-нибудь сердце?
-У меня! (Говорит кто то из детей)
-Сможешь
показать?
(Исполняет
песню
по
подобию
первых
урок,
посвящённых гласным звукам: «ААААА…!» Могут спеть так: «Пожалуйста,
самое доброе слово!»…)
-А мне хочется дарить подарки..
-А мне – хлопать в ладоши…
-Я
попробую
исполнить
музыку
сердца…(может
быть
подойдут
к
фортепиано те, которые посещают музыкальную школу…)
Что за чувство они испытывают, как их воплотят, поймут ли дети?
Да, конечно, да - потому, что мы все сегодня театралы, мы не ученики...
Мы – часть большой музыки Сердца, написанной нами!!! И пусть поёт и
страдает
наша
Душа,
пусть
стремится
ввысь
–
к
неоткрытым
и
неизвестным тайнам русского языка…Как прекрасен наш язык! Язык
любви и понимания!
-Браво! Какие вы молодцы! Вам
осталось только "освободить мудрость
урока".
-Что сегодня на уроке учились делать? (Использовать в речи вежливые
слова, правильно их записывать)
-Ну что ж , проверим – кто из вас научился видеть, находить вежливые
слова
-Откройте
ТПО
на
с.19.
Прочтите
отрывок.
какова
наша
задача?
(Выписать только вежливые слова)
Шёпотное
открытие,
личное… когда
хочется
получить
одобрение
учителя, помочь другу – «подсказывая – укрепляюсь»…
Ребята шепчут учителю выбранные слова (Здравствуй, спасибо!)
Минутка помощи!
VI.
Итогом
театрального
урока
является
необычная
кульминация
---Вспомните начало урока. Великим дирижёром сегодня было Солнце. Кто
был его самым послушным и прилежным музыкантом? Кто послушно убегал
в норки, закрывал свои бутоны. Кто так тонко чувствовал ритмы жизни,
мелодии дня и ночи?
-как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы и его
назвали
хорошим
музыкантом
жизни?
(Он
должен
быть
воспитанным,
вежливым, добрым, терпеливым…)
-Будьте добрее! Пусть речь ваша будет чиста и прекрасна!
Кульминация
в
виде
специально
подготовленных
сценических
строк
прекрасного стихотворения Марии Скребцовой Если кого-нибудь я собой
озарю...
Ещё один необычный сюрприз - это видео-письмо от Искрят – вожатых
первоклассников… «Искрята о вежливости