Напоминание

«Поощрения и наказания ребенка в семье».


Автор: Халдеева Надежда Игорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ – детский сад № 40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: «Поощрения и наказания ребенка в семье».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Поощрения и наказания ребенка в семье».

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение,

радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись

ему,

нежно

прикоснулись

-

они

довольны

его

поступком,

одобряют

его:

действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили

ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются,

и

в

этом

сила

их

воздействия

на

ребенка.

Проступки

ребенка

следует

предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения), многие его

поступки будут предупреждены. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос,

почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос:

можно ли его за это наказывать?

Как поощрять ребёнка в семье.

- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет

посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если

мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно

обнимет и пожмёт руку.

-

Словесно

выражайте

одобрение

пусть

самым

маленьким

успехом

своего

ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» -

это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность

мышления.

- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день

рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

-

Учите

своего

ребёнка

быть

благодарным

за

любые

знаки

внимания,

проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального

плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии

станут реликвией у вашего ребёнка.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту

возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими

распорядился и обсудить это с ним.

-

Позволяйте

ребёнку

иметь

карманные

деньги,

но

не

оставляйте

их

расходование без анализа самим ребёнком и вами.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а

не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его

любит.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше,

если

меру

наказания

определяет

отец.

В

семье

он

больше

подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции

на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а

дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное

развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут

на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и

асоциальным протестом.

Утешая

ребенка,

проявите

сочувствие

и

понимание

к

его

чувствам,

подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте

варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не

следует

наказывать

ребенка

публично:

в

автобусе,

на

улице,

при

посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым

подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях

между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в

младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы

ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений)

должен стоять на втором месте.

Наказывайте

только

по

принципиальным

вопросам,

не

разрушайте

самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а

сколько раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть

20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь. В общем, тема

наказания ребенка очень тонкая, помните, что использование наказания -

мощное оружие, им нужно уметь пользоваться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует

и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что

закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя

хвалить

за

посредственное,

поскольку

это

трижды

опасно:

ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать,

действовать

посредственно,

а

думать

поверхностно;

похвала

обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если

ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя

прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе

ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его

наказываете.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же

проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же

поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Какое же наказание выбрать?

Некоторые родители считают, что ремень - лучшее лекарство от непослушания.

Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет

его. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия

которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать

для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы расстроены из-за

его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо

отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя

плохо. Возможно ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям

необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребенком, и он

сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или

лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д.,

то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение

на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в

то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.

Психологи

считают,

что

наказание

должно

иметь

тройное

значение.

Оно

должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание

направлено

на

то,

чтобы

подобные

действия

больше

не

повторялись.

И

последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть

в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о

том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо

избегать

оскорблений,

приклеивания

«ярлыков».

Оценивайте

именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание

не

должно

отменять

награды.

Если

Вы

ранее

что-то

подарили

ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не

нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно

недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок

страдает.

Как предупредить непослушание.

Вообще же, непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить

ситуацию. Поэтому попробуйте последовать следующим советам:

1. Очень важно объяснять все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так

детям будет проще, понятнее.

2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты - например,

нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств - например, сейчас

маме болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не

так тихо).

3.

Ни

в

коем

случае

родители

не

должны

сами

нарушать

установленные

правила. Соблюдать правила должны все члены семьи.

4.

Важный

момент

не

забывайте

про

возраст

своего

ребенка.

То,

что

позволительно

двухлетнему

малышу,

недопустимо

для

дошкольника.

Не

запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста.

Выводы:

Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно

делать.Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение,

там может возникнуть и наказания.

Некоторые

родители

считают

возможным

прибегать

к

физическому

наказанию

или

к

угрозе

физического

наказания,

ссылаясь

на

свой

собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).

Необходимо

понимать,

что

частое

применение

физических

наказаний

может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную,

подчиняемую

личность.

Именно

такие

дети

особенно

подвержены

влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение

негативного

лидера,

поддаются

его

воздействию,

не

научившись

противопоставлять

чужой

воле

собственное

сознательное

поведение.

Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются

наказания,

лишающие

ребенка

части

родительской

любви.

Такая

форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее

нужно с большой осторожностью.

Поощрять

можно

и

нужно

все

стороны

поведения

ребенка.

Особое

внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие.

К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить

его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный

нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка

только за достижения при условии определенного результата. Именно

поэтому

у

некоторых

детей

создается

“хронический

дефицит

поощрений”.

Действительно,

если

ребенок

получает

четверки

вместо

ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже

получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением,

усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы

большой ошибкой.

Поощрение

должно

фиксировать

и

тот

результат,

который

достигнут

усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.

Помните!

Ваше

внимание,

любовь

и

ласка,

дружеское

участие

и

расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый

дорогой подарок!



В раздел образования