Напоминание

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В СТИЛИСТИКЕ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА К НОВОЙ ФУНКЦИИ


Автор: Литовченко Анастасия Владимировна
Должность: Магистр
Учебное заведение: Южный Федеральный Университет Академия Архитектуры и Искусств
Населённый пункт: Ростов–на–Дону
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В СТИЛИСТИКЕ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА К НОВОЙ ФУНКЦИИ
Раздел: полное образование





Назад




ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В СТИЛИСТИКЕ СОВЕТСКОГО

МОДЕРНИЗМА К НОВОЙ ФУНКЦИИ

Литовченко А.В.

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальность проблемы приспособления старых зданий

к новой функции, объектами исследования являются здания находящиеся на территории

России.

КЛЮЧЕВЫЕ

СЛОВА:

СОВЕТСКИЙ

МОДЕРНИЗМ,

АРХИТЕКТУРА

Г.РОСТОВА-НА-

ДОНУ И ГОРОДОВ РОССИИ

_________________________________________________________________

Актуальность исследования: В настоящее время тема моего исследования «Приспособление

общественных

зданий

в

стилистике

советского

модернизма

к

новой

функции»

очень

актуальна, поскольку в городах России осталось много зданий и сооружений советского

периода, которые сохранились в достойном виде, некоторым все же требуется ремонт.

Главной задачей современных архитекторов стоит вопрос: как приспособить старое здание

функцией к новой? На мой взгляд самое рациональное использование таких зданий, оставить

старую

функцию.

И

так,

я

предлагаю

разобраться

подробнее,

что

же

такое

советский

модернизм

.Советский

модернизм

появился

в

1955 по 1991 гг.

Является

один

из

трех

оригинальных

советских архитектурных стилей.

Выведен

критиками

в

отдельное

направление

совсем

недавно,

поэтому

в

сравнении

с конструктивизмом и сталинским

классицизмом изучен

мало.

Архитектурный

модернизм

пришел

в СССР с Запада и

трансформировался в советский. Во время так называемой хрущевской оттепели в СССР

стали

появляться

в

открытом

доступе

для

архитекторов

специализированные

профессиональные

журналы,

также

начал

происходить

обмен

опытом

с

архитекторами

стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной

из

главных

его

отличительных

черт.

Если

конкретизировать,

то

истоки

советского

модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым

годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный

архитектурный

стиль.

Главными

образцами

советского

модернизма

можно

считать

следующие

постройки:

Кремлевский

дворец

Съездов ,

ансамбль

Парка

Победы

на Поклонной

горе ,

Телевизионная

башня

в

Останкино и

др.

[1].

Проблемное

поле

исследования: Проблемным полем исследования являются все здания советского модернизма

в России. Рассмотрим модернизм в Ростове-на-Дону, примером здания в этом стиле могут

служить:

Старый

аэропорт,

построенный

в

Построен

-1925

1970-1980

была

проведена

реконструкция,

в

данный

момент

аэропорт

лишился

своей

прямой

функции,

так

же

примером является Ростовский музыкальный театр, построенный в 1977-1999(архитекторы

Лобак,

Хафизов

и

Дуков),

в

настоящее

время

театр

своей

функции

не

изменил,

еще

несколько примеров, это Дом детского творчества, Дом профсоюзов, Публичная библиотека.

Целью настоящего исследования является обоснование актуальности темы приспособления

зданий советского модернизма к новой функции, ответ на вопрос: вписываются ли они в

современные города и их архитектуру.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-Выявить основную проблему актуальности приспособление старых зданий к новой функции

-Провести анализ объектов строительства, какую функцию они выполнят в настоящее время

-Доказать рентабельность ремонта и поддержания состояния старых зданий, выгодно ли

городу их реставрация и реконструкция, или на месте старого здания проще поставить новое

Гипотеза исследования: в качестве научной гипотезы выдвигается мнение о том, что здания

советского периода, в настоящее время могут принести пользу для городов России их можно

преобразовать к новой функции, или оставить старую. Если здание сохранилось в хорошем

состоянии, то проведение косметического ремонта обойдется дешевле, чем строительство

нового здания, что экономически выгодно, при минимальных вложениях максимальная

прибыль.

Предмет исследования: предметом исследования является предпосылки, основания, приемы,

методы

и

актуальные

тенденции

преобразования

старой

архитектуры

в

новую,

с

сохранением

внешнего

облика

Объект исследования: объектами исследования являются здания советского модернизма в

период 1955 по 1991 гг.

Границы

исследования:

Объекты

находятся

на

территории

России,

особое

внимание

уделяется объектам в г. Ростове-на-Дону

Методология

исследования:

Вначале

по

средствам

научного

анализа

и

практических

наблюдения

я

выявила

проблему

актуальности

сохранения

советской

архитектуры

придания ей новой функции или оставление старой. Изучив литературу ,книги Феликса

Новикова, Владимира Белоголовского,

«Советский модернизм. 1955-1985» [2],в которой

рассказывается

о

зданиях

периода

советской

архитектуры,

и

представлены

фотографии

современного

использования

старых

зданий

и

сооружений,

изучив

весь

материал

я

выстроила гипотезу и дала ей обоснованное разъяснение, доказав актуальность и новизну

своего исследования могу сделать вывод.

Теоретическая база исследования: Настоящее исследование опирается на теоретические и

практические

труды,

в

которых

с

разных

позиций

отражены

отдельные

аспекты

синтетического научного мышления, оказывающие влияние на советскую архитектуру и

архитектурную

деятельность,

и

приспособление

ее

к

новой

современной

функции

Фундаментальные вопросы теории архитектуры, включающие художественные проблемы и

вопросы

формообразования,

представлены

в

исследованиях

следующих

ученых,архитекторов:

Феликса Новикова,Александра Рябушина,,Владимира Белоголовского, фотограф Фредерик

Шобен (выпустил

сборник

своих

работ

«СССР:

Cosmic

Communist

Constructions

Photographed».[3]

В

него

вошли

самые

необычные

здания,

построенные

в

союзных

республиках с 1970 по 1990 годы)

Научная новизна настоящего исследования: Хотелось бы цитировать слова Юрия Грошева

— автора фейсбук-группы «Советский модернизм»,в своем интервью он рассказывает о

советском модернизме:

«1. Это совершенно неизученное направление

Советскую послесталинскую архитектуру долгое время считали неполноценной, хотя к ней

существовал интерес на Западе. Последняя волна связана с выставкой «Soviet Modernism

1955–1991. Unknown Stories» в Вене в 2012 году (см. видео). Мы ходим мимо этих зданий

каждый

день,

пользуемся

ими,

но почему-то

ездим

восхищаться

архитектурой

в другие

страны. Стыдно, что это наследие до сих пор не признано — вплоть до того, что многие

фамилии забыты, включая замечательного Шульгина из Баку

2. Это утопия, у которой был конец

Советский модернизм оказался воплощением тех же послевоенных экспериментов, что шли

в Европе и Америке: города были разрушены, людям необходимо было дать жилье и работу.

Как только послевоенная эйфория прошла, а вместе с ней стремление построить дивный мир,

то угасла и тяга к экспериментам. Символом крушения надежд стал модернистский квартал

«Пруитт-Айгоу»

в Сент-Луисе,

который

через

десять

лет

после

постройки

превратился

в гетто и 16 марта 1972 года был эффектно взорван.

3. Это продолжение авангарда 1920-х

Весь мир

в 1960-е

вернулся

к этим

идеям —

интернациональному

стилю,

над

которым

Корбюзье работал и в 1920-е, и 1930-е, и в 1960-е. СССР отставал из-за плановой экономики,

поэтому в нашей стране модернизм прожил дольше, оставив помимо масштабных объектов

архитектуру малых форм — павильоны летних кафе, танцплощадки, автобусные остановки,

бензозаправки

и даже

вертолетные

станции

(на фотографии —

Вертолетная

станция

на Приморском бульваре в Баку, проект архитектора Али Гюль-Ахмедова, 1962 год).

4. Это в том числе и хрущевки

Малогабаритное

массовое

жилье

времен

Хрущева

стало

результатом

серьезного

исследования,

где

каждый

элемент

неслучаен.

Архитекторы

работали

в проектных

институтах в белых халатах как лабораторные ученые, анализируя, как человек использует

пространство: как идет в уборную, вешает полотенце, включает газ на плите. В массовом

варианте

проект

сильно

упростился,

но пилотные

— в Черемушках —

были

просто

великолепны:

там

все

детали

были

унифицированы

и,

как

в пазле,

вставлялись

одна

в другую.

5. Это и предшественник лужковского стиля

Чистого

модернизма

к концу

1970-х

уже

не было.

Ему

на смену

пришел

брутализм —

основательный стиль, взявший решения и материал из 1960-х, но с другими идеями. Это

тяжелая архитектура без динамики (пример — здание ЦДХ). Он перерос в постмодернизм,

и лучший тут пример — аптека Асса в Орехово-Борисово: стремление к будущему ушло,

возникает какой-то сарказм по отношению к прошлому. Здание стало символом самого себя.

А из советского

постмодернизма

выполз

уже

лужковский

стиль.

Однако

с периодикой

и трактовкой термина «советский модернизм» — не все ясно; упомянутая выше венская

выставка объединила в нем все, что было построено с 1955 по 1991 гг.» [4]

Грошев рассказывает общие понятия о советском модернизме, по моему мнению новизна

научно исследования состоит в том, что тема мало изучена, в настоящее время, но очень

актуально использование старых зданий в современных городах

Теоретическая

и

практическая

значимость

исследования:

В

ходе

исследования

были

выявлены основные проблемы городских построек, советские постройки занимают примерно

50% от общей застройки городов, здания советского модернизма из этих 50% занимают в

среднем процентов 15-20, это в основном общественные здания, теоретическая значимость

разбора этой темы состоит в том, что обсуждается вопрос о приспособлении старых построек

к новой функции, на практике поменять функцию здания сложнее, но дать вторую жизнь

зданию, независимо от того старую функцию или новую задает архитектор, очень важное

мероприятие, для решения строительства новых построек рядом со старой застройкой и

решения проблем досуга горожан.

Результаты исследования: После проведения теоретического и практического наблюдения, я

могу подвести итог своей научной работы и сделать вывод,что моя научная статья актуальна

на сегодняшний день, и вопрос о использовании старой застройки остро стоит в решении

проблем организации мест для досуга граждан.

Список использованных источников

1.

Афиша Daily [Электронный ресурс] Интервью Юрия Грошева — автора фейсбук-

группы «Советский модернизм» : электрон. журн. 2017.

2.

Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Советский

архитектурный модернизм

3.

Феликс Новиков, Владимир Белоголовский, «Советский модернизм. 1955-

1985»//Татлин ,2010,1-50 с.

4.

Фредерик Шобен, «СССР: фотографии космических коммунистических

конструкций»// TASCHEN, 2011,1-30 с.

(© А.В.Литовченко,2019).



В раздел образования