Создание развивающей среды группы в соответствии с требованиями ФГОС
Автор: Фадеенко Любовь Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 77"Эрудит" Населённый пункт: ХМАО, Тюменская область, г. Нижневартовск Наименование материала: презентация Тема: Создание развивающей среды группы в соответствии с требованиями ФГОС Раздел: дошкольное образование
соответствии с требованиями ФГОС
Презентацию подготовила:
воспитатель
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 77 «Эрудит»
Фадеенко Л.В.
Что такое предметно-
развивающая среда?»
(терминалогия)
Среда развития ребёнка в структуре
ФГОС и ФГТ – это комплекс
материально-технических, санитарно
-гигиенических, социально- бытовых,
общественных, эргономических,
эстетических, психолого-
педагогических , духовных условий,
обеспечивающих организацию жизни
детей и взрослых в ДОУ .
•
Развивающая предметная
среда - совокупность природных
и социальных культурных
предметных средств,
ближайшего и перспективного
развития ребенка, становления
его творческих способностей,
обеспечивающих разнообразие
деятельности; обладает
релаксирующим воздействием на
личность ребенка, обеспечивает
разные виды его активности
•
Формирование предметно-
развивающей среды –
динамичный процесс
который позволяет
воспитателю проявлять
творчество, привлекая к
работе родителей,
•
организовывать
взаимодействие специалистов
по формированию
развивающего пространства в
группе
Актуальность создания ПРС
В соответствии с ФГТ и ФГОС
программа
должна
строиться
с
учётом
принципа
интеграции
образовательных
областей.
Решение программных образовательных задач
предусматривается
не
только
в
совместной
деятельности
взрослого
и
детей,
но
и
в
самостоятельной деятельности детей, а так же
при
проведении
режимных
моментов.
Интегративным
результатом
реализации
указанных
требований
является
создание
развивающей
образовательной
среды,
так
чтобы
каждый
компонент
предметной
развивающей
среды был предназначен для
детского коллектива в целом, но при этом
окружающая
среда
давала
возможность
каждому ребенку заниматься любимым делом,
п р оя вл я т ь
и
д е м о н с т р и р о ват ь
с в о ю
индивидуальность и творчество.
Индивидуализированная
среда
в
данном
случае
служит
не
только
условием развития личности ребёнка,
но и показателем профессиональной
компетентности
педагога
.
Как
известно, основной формой работы с
дошкольниками
и
ведущим
видом
деятельности для них является игра.
Именно
поэтому
педагоги-практики
испытывают повышенный интерес к
обновлению предметно-развивающей
среды ДОУ. Правильная организация
и
умелое
включение
ребенка
в
а к т и в н о е
в з а и м о д е й с т в и е
с
окружающим
предметным
миром
я в л я е т с я
о д н и м
и з
у с л о в и й
эффективности
организационного
образовательного процесса ДОУ.
Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования,
учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-
развивающей среды :
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ
(Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в
Минюсте РФ 29 мая 2013 гРегистр. N 28564
Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистр.N 30384
«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14
ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный
перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в
современных условиях»
Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию
развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).
Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы
Устав ДОУ
Годовой план работы ДОУ
Рекомендация по организации
ПРС
1.Среда должна выполнять образовательную,
развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции. Но самое главное –
она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка с
опорой на личностно-ориентированную модель
взаимодействия между воспитанниками и
взрослыми
2.Необходимо гибкое и вариативное
использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и
интересов ребенка.
3. Форма в дизайне детского сада ориентирована
на безопасность и возраст детей.
4.Организуя предметную среду в групповом помещении
необходимо учитывать закономерности психического
развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные
особенности, уровень общего и речевого развития, а
также показатели эмоционально-потребностной сферы.
5. Пространство группового помещения должно быть
полифункционально. Элементы декора должны быть
легко сменяемыми
6. Цветовая палитра должна быть представлена
теплыми, пастельными тонами.
7.При создании развивающего пространства в
групповом помещении необходимо учитывать ведущую
роль игровой деятельности.
8.Предметно-развивающая среда группы должна
меняться в зависимости от возрастных особенностей
детей, периода обучения, образовательной программы
Список используемой литературы
1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г
2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
3. Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,. серия Библиотека
Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера.
4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-
воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения,
советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы,
рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
9. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения.
10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в
соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2
11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.