Напоминание

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ


Авторы: Леваков Дмитрий Игоревич, Вольский Василий Васильевич
Должность: Доцент кафедры физического воспитания
Учебное заведение: СПБГАСУ
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Тема: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ЛЕВАКОВ Д.И.

студент строительного факультета,

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный

университет, Россия, г. Санкт-Петербург

Резюме. В статье раскрыты основы здорового образа жизни, по

результатам анкетирования студентов строительного факультета Санкт-

Петербургского архитектурно-строительного университета установлено

отношение студентов к негативным и позитивным факторам формирования

здорового образа жизни, а также определены пути формирования у студентов

мотивации к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, двигательные качества,

двигательный режим, вредные привычки, закаливающие процедуры,

физическая культура.

Трансформация современного общества, изменение базовых принципов

жизнедеятельности формируют новые базовые ценности, ориентации и

стратегии жизнедеятельности в студенческой среде. Приоритетными

социальными ценностями являются высокий доход, образование,

профессиональная карьера. Стремление, любой ценой, достичь высокого

материального благополучия и жизненного успеха, вытесняет важные

природно-жизненные ценности, в том числе и здоровье.

По оценке специалистов почти 90% студентов имеют отклонения в

здоровье, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, более

40% хронические заболевания, 55% студентов первых курсов уже пробовали

наркотики, 70% вступали в половые отношения, более 50% студентов имеют

неудовлетворительную физическую подготовку, 40% - слабые представления

о теории здорового образа жизни. Отсутствие знаний о культуре здоровья и

пренебрежение им вызывают тенденции к ухудшению здоровья молодежи [5,

с. 499].

2

Состояние здоровья студенческой молодежи – один из важных

параметров здоровья нации. Студенчество представляет собой потенциал

квалифицированных трудовых ресурсов страны, основной интеллектуальный

потенциал общества. Является активным субъектом социального

воспроизведения и движущей силой дальнейших социально-экономических

изменений и общественного развития государства. В последние годы

активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано

с озабоченностью общества по поводу состояния здоровья специалистов,

выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе

профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности

[1, с. 435; 2, с. 59].

По современным представлениям здоровье является сложным

феноменом глобального значения, который рассматривается как

философская, социальная, экономическая, биологическая, медицинская

категории. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1946 г.)

понятие «здоровье» сформулировано как: «состояние полного физического,

душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и

физических дефектов».

Здоровье и здоровый образ жизни молодежи является объектом многих

исследований отечественных ученых. Значительным количеством ученых

проведена серия социологических исследований относительно проблем,

связанных со здоровьем молодежи (формирование здорового образа жизни;

употребление в молодежной среде табака, алкоголя, наркотиков; сексуальное

и репродуктивное здоровье молодежи, проблемы ВИЧ-инфицированных).

Решение проблемы укрепления и сохранения здоровья студенческой

молодежи является приоритетной задачей многих структур государственного

и частного секторов: правовой, социальной, экономической, образовательной

сферы, средств массовой информации, общественных организаций и фондов.

Так, создание здоровье сберегающей среды в образовательных учреждениях,

формирование базы нормативно-правовых актов культивирования и

3

укрепления здоровья, предоставление материальной и социальной помощи и

услуг с целью сохранения и улучшения психофизического самочувствия

молодежи, пропаганда здорового образа жизни - главные аспекты

государственной политики в области охраны здоровья [3, с. 147; 4, с. 196; 6, с.

320; 7, с. 17].

Поэтому сегодня возникает объективная потребность проведения

профилактических мер для устранения негативного влияния социальных

детерминант здоровья, создание условий для сохранения и укрепления

здоровья студенческой молодежи, утверждение здорового образа жизни,

формирования ответственного отношения каждого молодого человека к

личному здоровью. Успешной предпосылкой реализации стратегических

задач в сфере здравоохранения является формирование и внедрение

комплексного межсекторального подхода путем привлечения специалистов

медицинской, юридической, социальной, образовательной сферы к

профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни среди

студенческой молодежи.

Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на

период поздней юности или ранней взрослости, который характеризуется

получением высшего образования и овладением профессией, получением

права выбора, приобретением определенной юридической и экономической

ответственности, включением во все виды социальной активности,

овладением разнообразными социальными ролями взрослого человека,

формированием образа жизни. Последний, как известно, является

определяющим фактором здоровья молодого поколения, и по оценке

специалистов, примерно 75% болезней взрослых является следствием

условий жизни в детские и юношеские годы.

Студенческая молодежь является основной группой риска возможного

негативного влияния социальных факторов на здоровье. В частности, резкое

падение жизненного уровня, бедность, усиление социального неравенства,

неуверенность в завтрашнем дне, длительное пребывание в состоянии

4

психоэмоционального стресса, снижение качества гарантированной

медицинской помощи, плохие жилищные условия, отсутствие надлежащей

санитарии, неудовлетворительные гигиенические условия в учебных

заведениях, недостаточно высокое качество продуктов питания, питьевой

воды, повышенный уровень шума, напряжения электромагнитных полей,

загрязнение атмосферного воздуха негативно сказываются на

психофизиологическом самочувствии молодого поколения. Появление

острых и хронических заболеваний у студенческой молодежи вызывают

также отсутствуют умение рационально организовать обучение, режим дня,

питание, навыки соблюдения элементарных гигиенических и

психогигиенических правил, девиантные формы поведения.

По мнению ученых, нынешнее кризисное состояние здоровья

студенческой молодежи обусловлено отсутствием у студентов осознания

ценности здоровья и здорового образа жизни; в вузах не сформирована

эффективная система стимулирования к сохранению своего здоровья; не

установлено персональной ответственности руководителей высших учебных

заведений за состояние здоровья студентов и реализацию мероприятий по его

улучшению; не налажена система подготовки кадров по вопросам повышения

потенциала здоровья и трудоустройства таких специалистов в вузах. А также

в вузах нет самостоятельных медико-социальных подразделений (кабинетов),

которые смогли бы решать отдельные вопросы предупреждения

возникновения и прогрессирования заболеваний в студенческой среде:

оказание социально-психологической, юридической консультации,

медицинской помощи и реабилитации, проведение работы с семьей и

близким окружением студента, имеющего проблемы со здоровьем.

С целью изучения отношения студентов к здоровью нами был проведен

опрос студентов на базе строительного факультета Санкт-Петербургского

архитектурно-строительного университета. Задача нашего исследования

заключалась в выявлении отношений студенческой молодежи к негативным и

позитивным факторам формирования здорового образа жизни, а также

5

проследить динамику этих позиций в процессе обучения в вузе. В ходе

нашего исследования было проведено анкетирование 100 студентов 3 и 4

курсов строительного факультета.

Анализируя ответ на вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?» мы

обнаружили, что 21% студентов 3-го курса и 12% 4-го курса оценили свое

здоровье на «отлично». Большинство респондентов ответили «здоровье

хорошо, болею редко», у 4% студентов 3-го курса и 3% 4-го не могли дать

ответ на вопрос, другие студенты 6% и 4% соответственно считают свое

здоровье удовлетворительным, они часто болеют.

Образ жизни - это такой феномен, который включает в себя

объективные и субъективные факторы. Если объективные факторы

учитываются и принимаются как норма, то субъективные можно

корректировать.

Следующим вопросом анкеты был: «Как Вы поддерживаете свое

здоровье?». 25% студентов на 3-м курсе и 44% на 4-м пытаются отказаться от

вредных привычек, рационально питаются 40% 3-го курса и 23% 4-го курса,

придерживаться режима дня 25% и 17% студентов соответственно, делают

утреннюю гимнастику 8% и 12% студентов, и только 2% студентов считают,

что не нужно заботиться о своем здоровье.

На состояние здоровья и работоспособность молодежи влияет

систематическое и полноценное питание. Ответы студентов дали

возможность выяснить, что 54% студентов третьего и четвертого курсов не

придерживались рекомендаций кратности приема пищи и питались не

регулярно. Режим питания у большинства студентов нарушен. Но

большинство студентов 3-го курса (63%) и 56% студентов 4-го курса считают

свое питание полноценным, сбалансированным и соответственно

наполненным витаминами.

Организация полноценного сна как фактора восстановления

работоспособности студенческой молодежи требует особого внимания. Наш

опрос показал, что третья часть студентов третьего и четвертого курсов (33%)

6

в обычном режиме спят, достаточное количество времени - семь и более

часов в сутки. В период экзаменационной сессии студенты недосыпают и

тратят на сон на 15% меньше, чем в обычные дни. Хотя влияние напряженной

интеллектуальной деятельности этого периода, повышенного нервно -

эмоционального напряжения студентов может быть ослаблено за счет

увеличения продолжительности ночного сна.

Давая ответ на вопрос «Как Вы относитесь к курению?» более

половины студентов 3-го курса ответили «отрицательно», почти половина

(43%) респондентов обнаружили позицию отчуждения («безразлично, это

дело для каждого»). На 4-м курсе 58% студентов относятся к курению

негативно, а безразличную позицию занимают 38% опрошенных студентов.

На вопрос «Как Вы относитесь к употреблению алкоголя?»

большинство третьекурсников (55%) ответило «отрицательно», 45% -

«безразлично». Большинство студентов четвертого курса (71%) заявили о

негативном отношении, а количество равнодушных к употреблению алкоголя

приблизилась к 29%. Важно отметить, что ни один студент не поддерживает

употребление алкогольных напитков.

Таки образом, проведенный опрос показал, что, к сожалению,

отношение студентов к здоровому образу жизни неутешительное.

Большинство из них употребляют алкоголь и курят. Это негативно влияет на

учебный процесс и физическое состояние студентов. Поэтому со студентами

необходимо проводить систематическую целенаправленную работу по

формированию здорового образа жизни.

Процесс формирования здорового образа жизни студентов должен

выполняться в двух направлениях:

1) оздоровительная работа, создание благоприятной для здоровья

социальной, психологической и санитарно-гигиеническй среды как основы

для формирования сознательного отношения молодого человека к

собственному здоровью;

7

2) деятельность, направленная на воспитание положительной

мотивации к здоровью, потребности в здоровом образе жизни; привитие

знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления,

восстановления здоровья.

Исходя из того, что важнейшая роль в сохранении и формировании

здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, системе

ценностей, установкам, уровню гармонизации внутреннего мира и

отношений с окружением, первоочередной задачей исследователей и

специалистов при решении вопросов повышения уровня здоровья студентов

должна стать мотивация самого молодого человека по восстановлению и

развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за

собственное здоровье, создание таких условий, когда здоровый образ жизни

становится насущной потребностью. С этой целью необходимо

реализовывать программы и проекты, рассчитанные на широкий круг

студентов, на отдельные группы риска, а также на преподавателей,

непосредственно взаимодействуют с молодежью. Для эффективного

результата следует привлекать студенческие СМИ, проводить

индивидуальную санитарно-просветительную работу, семинары, тренинги,

социальные акции, кампании.

Таким образом, существующие проблемы охраны здоровья

студенческой молодежи являются непростыми для решения, имеют

многоаспектный комплексный характер, это в свою очередь определяет

необходимость обновления политики здравоохранения, разработки и

реализации новых стратегий и программ на принципах межсекторного

взаимодействия специалистов. Перспектива внедрения здорового образа

жизни среди студентов высших учебных заведений заключается в слиянии

разрозненных элементов имеющегося опыта в общегосударственную,

целеустремленную модель по формированию здорового образа.

ЛИТЕРАТУРА

8

1.

Андреева М.П., Черепанова Е.С. Формирование здорового образа

жизни у студента // В сборнике: Проблемы и перспективы физического

воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. –

2016. – С. 435-436.

2.

Ермакова М.А., Халитова М.Р., Блиялкина А.П. Здоровый образ

жизни студента и его составляющие // Студенческий. – 2017. – № 7-2 (7). – С.

57-60.

3.

Наймушина А.Г., Янтимирова Р.А., Сабитов М.А. Здоровый образ

жизни как стиль жизни студента // В сборнике: Стратегия развития

спортивно-массовой работы со студентами. – 2016. – С. 144-148.

4.

Ожигина В.В., Гаращенко Е.А. Комплексный подход к

формированию здорового образа жизни студента // В сборнике:

Инновационные процессы и корпоративное управление. – 2017. – С. 194-198.

5.

Озиева Л.С. Здоровый образ жизни студента // В сборнике:

Актуальные вопросы современных научных исследований. – 2017. – С. 498-

501.

6.

Перминов М.П., Письменский И.А., Ощепко Е.С. Здоровый образ

жизни - здоровье студента // В книге: Гражданская авиация на современном

этапе развития науки, техники и общества. – 2016. – С. 317-321.

7.

Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента //

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1. –

№ 3. – С. 16-21.



В раздел образования