Авторы: Леваков Дмитрий Игоревич, Вольский Василий Васильевич
Должность: Доцент кафедры физического воспитания
Учебное заведение: СПБГАСУ
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Тема: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раздел: дополнительное образование
1
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
ЛЕВАКОВ Д.И.
студент строительного факультета,
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный
университет, Россия, г. Санкт-Петербург
Резюме. В статье раскрыты основы здорового образа жизни, по
результатам анкетирования студентов строительного факультета Санкт-
Петербургского архитектурно-строительного университета установлено
отношение студентов к негативным и позитивным факторам формирования
здорового образа жизни, а также определены пути формирования у студентов
мотивации к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, двигательные качества,
двигательный режим, вредные привычки, закаливающие процедуры,
физическая культура.
Трансформация современного общества, изменение базовых принципов
жизнедеятельности формируют новые базовые ценности, ориентации и
стратегии жизнедеятельности в студенческой среде. Приоритетными
социальными ценностями являются высокий доход, образование,
профессиональная карьера. Стремление, любой ценой, достичь высокого
материального благополучия и жизненного успеха, вытесняет важные
природно-жизненные ценности, в том числе и здоровье.
По оценке специалистов почти 90% студентов имеют отклонения в
здоровье, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, более
40% хронические заболевания, 55% студентов первых курсов уже пробовали
наркотики, 70% вступали в половые отношения, более 50% студентов имеют
неудовлетворительную физическую подготовку, 40% - слабые представления
о теории здорового образа жизни. Отсутствие знаний о культуре здоровья и
пренебрежение им вызывают тенденции к ухудшению здоровья молодежи [5,
с. 499].
2
Состояние здоровья студенческой молодежи – один из важных
параметров здоровья нации. Студенчество представляет собой потенциал
квалифицированных трудовых ресурсов страны, основной интеллектуальный
потенциал общества. Является активным субъектом социального
воспроизведения и движущей силой дальнейших социально-экономических
изменений и общественного развития государства. В последние годы
активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано
с озабоченностью общества по поводу состояния здоровья специалистов,
выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе
профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности
[1, с. 435; 2, с. 59].
По современным представлениям здоровье является сложным
феноменом глобального значения, который рассматривается как
философская, социальная, экономическая, биологическая, медицинская
категории. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1946 г.)
понятие «здоровье» сформулировано как: «состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов».
Здоровье и здоровый образ жизни молодежи является объектом многих
исследований отечественных ученых. Значительным количеством ученых
проведена серия социологических исследований относительно проблем,
связанных со здоровьем молодежи (формирование здорового образа жизни;
употребление в молодежной среде табака, алкоголя, наркотиков; сексуальное
и репродуктивное здоровье молодежи, проблемы ВИЧ-инфицированных).
Решение проблемы укрепления и сохранения здоровья студенческой
молодежи является приоритетной задачей многих структур государственного
и частного секторов: правовой, социальной, экономической, образовательной
сферы, средств массовой информации, общественных организаций и фондов.
Так, создание здоровье сберегающей среды в образовательных учреждениях,
формирование базы нормативно-правовых актов культивирования и
3
укрепления здоровья, предоставление материальной и социальной помощи и
услуг с целью сохранения и улучшения психофизического самочувствия
молодежи, пропаганда здорового образа жизни - главные аспекты
государственной политики в области охраны здоровья [3, с. 147; 4, с. 196; 6, с.
320; 7, с. 17].
Поэтому сегодня возникает объективная потребность проведения
профилактических мер для устранения негативного влияния социальных
детерминант здоровья, создание условий для сохранения и укрепления
здоровья студенческой молодежи, утверждение здорового образа жизни,
формирования ответственного отношения каждого молодого человека к
личному здоровью. Успешной предпосылкой реализации стратегических
задач в сфере здравоохранения является формирование и внедрение
комплексного межсекторального подхода путем привлечения специалистов
медицинской, юридической, социальной, образовательной сферы к
профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни среди
студенческой молодежи.
Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на
период поздней юности или ранней взрослости, который характеризуется
получением высшего образования и овладением профессией, получением
права выбора, приобретением определенной юридической и экономической
ответственности, включением во все виды социальной активности,
овладением разнообразными социальными ролями взрослого человека,
формированием образа жизни. Последний, как известно, является
определяющим фактором здоровья молодого поколения, и по оценке
специалистов, примерно 75% болезней взрослых является следствием
условий жизни в детские и юношеские годы.
Студенческая молодежь является основной группой риска возможного
негативного влияния социальных факторов на здоровье. В частности, резкое
падение жизненного уровня, бедность, усиление социального неравенства,
неуверенность в завтрашнем дне, длительное пребывание в состоянии
4
психоэмоционального стресса, снижение качества гарантированной
медицинской помощи, плохие жилищные условия, отсутствие надлежащей
санитарии, неудовлетворительные гигиенические условия в учебных
заведениях, недостаточно высокое качество продуктов питания, питьевой
воды, повышенный уровень шума, напряжения электромагнитных полей,
загрязнение атмосферного воздуха негативно сказываются на
психофизиологическом самочувствии молодого поколения. Появление
острых и хронических заболеваний у студенческой молодежи вызывают
также отсутствуют умение рационально организовать обучение, режим дня,
питание, навыки соблюдения элементарных гигиенических и
психогигиенических правил, девиантные формы поведения.
По мнению ученых, нынешнее кризисное состояние здоровья
студенческой молодежи обусловлено отсутствием у студентов осознания
ценности здоровья и здорового образа жизни; в вузах не сформирована
эффективная система стимулирования к сохранению своего здоровья; не
установлено персональной ответственности руководителей высших учебных
заведений за состояние здоровья студентов и реализацию мероприятий по его
улучшению; не налажена система подготовки кадров по вопросам повышения
потенциала здоровья и трудоустройства таких специалистов в вузах. А также
в вузах нет самостоятельных медико-социальных подразделений (кабинетов),
которые смогли бы решать отдельные вопросы предупреждения
возникновения и прогрессирования заболеваний в студенческой среде:
оказание социально-психологической, юридической консультации,
медицинской помощи и реабилитации, проведение работы с семьей и
близким окружением студента, имеющего проблемы со здоровьем.
С целью изучения отношения студентов к здоровью нами был проведен
опрос студентов на базе строительного факультета Санкт-Петербургского
архитектурно-строительного университета. Задача нашего исследования
заключалась в выявлении отношений студенческой молодежи к негативным и
позитивным факторам формирования здорового образа жизни, а также
5
проследить динамику этих позиций в процессе обучения в вузе. В ходе
нашего исследования было проведено анкетирование 100 студентов 3 и 4
курсов строительного факультета.
Анализируя ответ на вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?» мы
обнаружили, что 21% студентов 3-го курса и 12% 4-го курса оценили свое
здоровье на «отлично». Большинство респондентов ответили «здоровье
хорошо, болею редко», у 4% студентов 3-го курса и 3% 4-го не могли дать
ответ на вопрос, другие студенты 6% и 4% соответственно считают свое
здоровье удовлетворительным, они часто болеют.
Образ жизни - это такой феномен, который включает в себя
объективные и субъективные факторы. Если объективные факторы
учитываются и принимаются как норма, то субъективные можно
корректировать.
Следующим вопросом анкеты был: «Как Вы поддерживаете свое
здоровье?». 25% студентов на 3-м курсе и 44% на 4-м пытаются отказаться от
вредных привычек, рационально питаются 40% 3-го курса и 23% 4-го курса,
придерживаться режима дня 25% и 17% студентов соответственно, делают
утреннюю гимнастику 8% и 12% студентов, и только 2% студентов считают,
что не нужно заботиться о своем здоровье.
На состояние здоровья и работоспособность молодежи влияет
систематическое и полноценное питание. Ответы студентов дали
возможность выяснить, что 54% студентов третьего и четвертого курсов не
придерживались рекомендаций кратности приема пищи и питались не
регулярно. Режим питания у большинства студентов нарушен. Но
большинство студентов 3-го курса (63%) и 56% студентов 4-го курса считают
свое питание полноценным, сбалансированным и соответственно
наполненным витаминами.
Организация полноценного сна как фактора восстановления
работоспособности студенческой молодежи требует особого внимания. Наш
опрос показал, что третья часть студентов третьего и четвертого курсов (33%)
6
в обычном режиме спят, достаточное количество времени - семь и более
часов в сутки. В период экзаменационной сессии студенты недосыпают и
тратят на сон на 15% меньше, чем в обычные дни. Хотя влияние напряженной
интеллектуальной деятельности этого периода, повышенного нервно -
эмоционального напряжения студентов может быть ослаблено за счет
увеличения продолжительности ночного сна.
Давая ответ на вопрос «Как Вы относитесь к курению?» более
половины студентов 3-го курса ответили «отрицательно», почти половина
(43%) респондентов обнаружили позицию отчуждения («безразлично, это
дело для каждого»). На 4-м курсе 58% студентов относятся к курению
негативно, а безразличную позицию занимают 38% опрошенных студентов.
На вопрос «Как Вы относитесь к употреблению алкоголя?»
большинство третьекурсников (55%) ответило «отрицательно», 45% -
«безразлично». Большинство студентов четвертого курса (71%) заявили о
негативном отношении, а количество равнодушных к употреблению алкоголя
приблизилась к 29%. Важно отметить, что ни один студент не поддерживает
употребление алкогольных напитков.
Таки образом, проведенный опрос показал, что, к сожалению,
отношение студентов к здоровому образу жизни неутешительное.
Большинство из них употребляют алкоголь и курят. Это негативно влияет на
учебный процесс и физическое состояние студентов. Поэтому со студентами
необходимо проводить систематическую целенаправленную работу по
формированию здорового образа жизни.
Процесс формирования здорового образа жизни студентов должен
выполняться в двух направлениях:
1) оздоровительная работа, создание благоприятной для здоровья
социальной, психологической и санитарно-гигиеническй среды как основы
для формирования сознательного отношения молодого человека к
собственному здоровью;
7
2) деятельность, направленная на воспитание положительной
мотивации к здоровью, потребности в здоровом образе жизни; привитие
знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления,
восстановления здоровья.
Исходя из того, что важнейшая роль в сохранении и формировании
здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, системе
ценностей, установкам, уровню гармонизации внутреннего мира и
отношений с окружением, первоочередной задачей исследователей и
специалистов при решении вопросов повышения уровня здоровья студентов
должна стать мотивация самого молодого человека по восстановлению и
развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за
собственное здоровье, создание таких условий, когда здоровый образ жизни
становится насущной потребностью. С этой целью необходимо
реализовывать программы и проекты, рассчитанные на широкий круг
студентов, на отдельные группы риска, а также на преподавателей,
непосредственно взаимодействуют с молодежью. Для эффективного
результата следует привлекать студенческие СМИ, проводить
индивидуальную санитарно-просветительную работу, семинары, тренинги,
социальные акции, кампании.
Таким образом, существующие проблемы охраны здоровья
студенческой молодежи являются непростыми для решения, имеют
многоаспектный комплексный характер, это в свою очередь определяет
необходимость обновления политики здравоохранения, разработки и
реализации новых стратегий и программ на принципах межсекторного
взаимодействия специалистов. Перспектива внедрения здорового образа
жизни среди студентов высших учебных заведений заключается в слиянии
разрозненных элементов имеющегося опыта в общегосударственную,
целеустремленную модель по формированию здорового образа.
ЛИТЕРАТУРА
8
1.
Андреева М.П., Черепанова Е.С. Формирование здорового образа
жизни у студента // В сборнике: Проблемы и перспективы физического
воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. –
2016. – С. 435-436.
2.
Ермакова М.А., Халитова М.Р., Блиялкина А.П. Здоровый образ
жизни студента и его составляющие // Студенческий. – 2017. – № 7-2 (7). – С.
57-60.
3.
Наймушина А.Г., Янтимирова Р.А., Сабитов М.А. Здоровый образ
жизни как стиль жизни студента // В сборнике: Стратегия развития
спортивно-массовой работы со студентами. – 2016. – С. 144-148.
4.
Ожигина В.В., Гаращенко Е.А. Комплексный подход к
формированию здорового образа жизни студента // В сборнике:
Инновационные процессы и корпоративное управление. – 2017. – С. 194-198.
5.
Озиева Л.С. Здоровый образ жизни студента // В сборнике:
Актуальные вопросы современных научных исследований. – 2017. – С. 498-
501.
6.
Перминов М.П., Письменский И.А., Ощепко Е.С. Здоровый образ
жизни - здоровье студента // В книге: Гражданская авиация на современном
этапе развития науки, техники и общества. – 2016. – С. 317-321.
7.
Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента //
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1. –
№ 3. – С. 16-21.