Напоминание

"Электротехника"


Автор: Иванова Клавдия Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО Полевской МТ им В.И. Назарова
Населённый пункт: Свердловская область, город Полевской
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Электротехника"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ПОЛЕВСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. В.И. НАЗАРОВА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника
г. Полевской. 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО): -150412 "Обработка металлов давлением", -150415 "Сварочное производство", -270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", -220417 "Автоматические системы управления", -151024 "Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики" -140448 "Техническая эксплуатация электрического электромеханического оборудования". Разработчик: Иванова Клавдия Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО "Полевской МТ им. В. И. Назарова" 2

СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7 3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12 4.
КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14 3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника

1.1.

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника: -150412 "Обработка металлов давлением", -150415 " Сварочное производство", -270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", -220417 "Автоматические системы управления", -151024 "Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики", -140448 "Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования". Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав профессиональном дополнительном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих
1.2. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной основной

образовательной программы:
учебнаядисциплина «Электротехника» входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь
:  Контролировать выполнение заземления, зануления;  Производить контроль параметров работы электрооборудования;  Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;  Рассчитывать параметры, составлять и собирать электрические схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;  Снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;  Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;  Проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
 Основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности 4
электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;  Сущность и методы измерений электрических , конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;  Типы и правила графического изображения и составления электрических схем;  Условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;  Основные элементы электрических сетей;  Принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;  Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;  Способы экономии электроэнергии;  Правила сращивания, спайки и изоляции проводов;  Виды и свойства электротехнических материалов;  Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 2 курса 70/74 часа; 3 курса- 32 часа, ;4 курса- 32 часа. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающийся 2 курса- 63/67 часов; 3 курса- 32 ч; 4 курса-32 часа. самостоятельной работы обучающегося 2 курса- 21/22 часа , 3 курса- 8 ч, 4 курса- 9 часов. 5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 70/74+ 32+ 32=134/130 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 63/67/32+22= 117/121 в том числе: лабораторные работы 3/ 3 контрольные работы 6/6 +1+2=9/9 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 21/22+ 8+9=38/39 в том числе: 1.конспект 2.реферат 3/ 3 4/ 4 тематика внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация в форме итоговой контрольной работы 1/1+1+1=3/3
Содержание дисциплины

Модуль 1 .
Электрическое поле.
Модуль 2.
Электрические цепи постоянного тока. Методы расчёта электрических цепей.
Модуль 3.
Электрические цепи переменного тока. Методы расчёта электрических цепей переменного тока.
Модуль 4.
Трёхфазный переменный ток.
Модуль 5.
Электроизмерительные приборы.
Модуль 6.
Трансформаторы.
Модуль 7.
Электрические машины переменного и постоянного тока. Модуль 8. Контрольная работа. Модуль9.Передача и распределение электрической энергии. Модуль 10. Электроника. Часть 1. Модуль 11. Электроника. Часть 2. 6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объе

м

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4
Введение 1. Роль электротехники в современной технике. 1 1 Модуль 1. Электрическое поле. 1.Определение и изображение электрического поля . Закон Кулона. Напряжённость электрического тока. 2. Потенциал. Электрическое напряжение. Электрическая ёмкость. Плоский конденсатор. 3.Проводники в электрическом поле. Электростатическая индукция. 4.Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. 5.Электроизоляционные материалы. 6.Повторение. 7-9. Практикум по решению задач на тему:" Закон Кулона"," Напряженность";" Электрическое напряжение". 10.Самостоятельная работа обучающегося: 1. Решение задач по теме:" Электрическое поле" 2. Реферат ( тему выбирают сами обучающиеся). 10 2
Модуль 2.
Электрические цепи постоянного тока. Методы расчёта электрических цепей. 1.Электрический ток. Э.Д.С. напряжение. Закон Ома. 2. Электрическое сопротивление и проводимость. Способы соединения сопротивлений. Электрическая работа и мощность. 3*.Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. 4*. Потери напряжения в проводах. 5*. Два режима работы источника питания. 6*.Расчет сложных электрических цепей. 7. Электромагнетизм. Закон электромагнитной индукции. Закон полного тока*. 8.Магнитное поле кольцевой и цилиндрических катушек*. Намагничивание ферромагнитных материалов. 9.Циклическое перемагничивание*. Преобразование механической энергии в электрическую. Преобразование электрической энергии в механическую. 15 1 7
10-11.Практикум по решению задач на темы:"Электрический ток, ЭДС, напряжение", "Закон Ома"," Электрическое сопротивление"," Работа и мощность"," Закон электромагнитной индукции", "Расчет сложных электрических цепей". 12-13. Самостоятельная работа обучающегося: 1. Реферат на тему:" Электрический ток", 2. Конспект на темы:" Способы соединения сопротивлений", "Электромагнетизм", " Преобразование одного вида энергии в другой" 14. Подготовка к контрольной работе. 15. Контрольная работа №1 " Электрические цепи постоянного тока" 2 Модуль 3. Электрические цепи переменного тока. Методы расчёта электрических цепей переменного тока. 1.Определение, получение и изображение переменного тока. Сложение и вычитание синусоидальных величин. 2. Активное сопротивление. Однофазные электрические цепи с активным сопротивлением. 3.Цепь с индуктивностью. Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. 4. Цепь с ёмкостью. Цепь с активным сопротивлением и ёмкостью. Символический метод расчёта электрических цепей переменного тока. 5. Лабораторная работа №1" Сборка и расчет электрической цепи " 6. Самостоятельная работа: 1. Реферат на тему:" Переменный ток на службе человека", 2. Конспект на тему:" Методы расчета электрических цепей переменного тока". 7-9.Практикум по решению задач по теме. 10. Контрольная работа №2 " Электрические цепи переменного тока". 10 1-2 2 2 Модуль 4 .Трёхфазный переменный ток. 1.Принцип получения трёхфазной Э.Д.С.. 2. Основные схемы соединения трёхфазных цепей. 3. Соединение обмоток генератора звездой. Соединение потребителя звездой. 4.Соединение обмоток генератора треугольником. Соединение потребителя треугольником. 5. Назначение нулевого провода в четырехпроводной цепи. 6. Активная, реактивная и полная мощности трёхфазной цепи. Коэффициент мощности. 7.Выбор схем соединения осветительной и силовой нагрузок при включении их в трехфазную цепь. 8-9.Практикум по решению задач по теме:" Трехфазный переменный ток". 10*.Лабораторная работа №2" Сборка трехфазных цепей переменного тока". 11 1-2 2 8
11.Контрольная работа №3" Трехфазный переменный ток".
Модуль 5.
Электроизмерительные приборы. 1.Сущность и значение электрических измерений. 2. Основные методы электрических измерений. 3. Погрешности измерительных приборов. Классификация электроизмерительных приборов. 4. Условные обозначения на шкале. Приборы магнитоэлектрической системы. 5.Приборы электромагнитной системы. 6.Самостоятельная работа: 1.Конспект" Приборы электродинамической системы" 2*. Реферат на тему" Приборы индукционной системы", "Мостовые измерительные цепи". 7.Контрольная работа № 4" Электроизмерительные приборы". 7 1-2 2
Модуль 6.
Трансформаторы. 1.Назначение трансформаторов и их применение. 2. Принцип действия однофазного трансформатора. Коэффициент трансформации. 3.Опыт холостого хода трансформатора. Работа трансформатора под нагрузкой. Трёхфазные трансформаторы. 4*. Автотрансформаторы и измерительные трансформаторы, сварочные трансформаторы. 5-6. Практикум по решению задач 7*.Лабораторная работа№3" Работа трансформатора под нагрузкой". 8.Контрольная работа №5" Трансформаторы" 8 1-2 1-2 2
Модуль 7.
Электрические машины переменного и постоянного тока. 1.Вращающееся магнитное поле. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя. 2.Скольжение и скорость вращения ротора. Зависимость величины и фазы тока от скольжения и Э.Д.С. ротора. 3.Вращающий момент асинхронного двигателя. Пуск асинхронного двигателя. Однофазный асинхронный двигатель. 4. Синхронный генератор, двигатель Устройство электрических машин постоянного тока. Обратимость машин. Принцип работы машины постоянного тока. Двигатели постоянного тока независимого и параллельного возбуждения*. 5* Вращающий момент. Пуск и реверсирование двигателей постоянного тока. 6.Практикум по решению задач 7.Контрольная работа №6" Электрические машины переменного и постоянного тока". 7 2 9
Модуль 8.Передача и распределение электрической энергии. Модуль 9 ИТОГО за 2 курс: 1.Назначение и классификация электрических сетей, их устройство и графическое изображение. Провода, кабели, электроизоляционные материалы в сетях напряжением до 1000 В. 2. Электроснабжение промышленных предприятий. 3.Расчет проводов по допустимой потере напряжения в линиях постоянного, однофазного и трехфазного тока; расчет проводов по допустимому нагреву. Плавкие предохранители. 4. Самостоятельная работа. 1. Итоговая контрольная работа за 2 курс. 4. 1 70/74. 2 10
Модуль 10*. Электроника. 1 часть. 1. Введение. 2. Полупроводники и их свойства. 3. Диэлектрики. 4. Проводники. 5. Полупроводники. 6. Самостоятельная работа. 7. Свойства полупроводников. Примесная проводимость. 8. Электронно-дырочный переход. 9. Полупроводниковые приборы. Диоды. 10. Устройство диодов и их маркировка. Схемы включения диодов.* 11. Самостоятельная работа. 12. Тиристоры и их свойства. 13. Биполярные транзисторы. 14. Самостоятельная работа. 15. Полевые транзисторы. 16. Выпрямительные устройства. 17. Стабилизаторы постоянного напряжения. 18. Самостоятельная работа. 19. Микроэлектроника. 20. Гибридные схемы (ГИМС). 21. Полупроводниковые интегральные микросхемы (ПИМС). 22. Полупроводниковые интегральные микросхемы (ПИМС). 23. Полупроводниковые приборы как элементы интегральных микросхем. 24.Самостоятельная работа. 25. Логические элементы ( микросхемы). 26. Самостоятельная работа. 27. Самостоятельная работа. 28.Применение микроэлектроники на практике. 29. Электронные усилители. 30. Электронные генераторы. 32 2 11
ИТОГО за 3 курс: Модуль 11*. Электроника. 2 часть. 31. Большие интегральные микросхемы и микропроцессоры. 32. Контрольная работа. 1. Газоразрядные приборы. 1.1. Основные разновидности электрических разрядов в газе. 1.2. Газотрон. 1.3. Тиратрон. 1.4. Стабилитрон. 1.5. Газосветные сигнальные лампы и индикаторы. 1.6.Условные обозначения и маркировка газоразрядных приборов. 1.7. Повторение. 1.8. Самостоятельная работа. 2. Электронные усилители. 2.1. Общие сведения о выпрямителях. 2.2.Предварительный каскад УНЧ. 2.3. Выходной каскад УНЧ. 2.4.Повторение. 2.5Самостоятельная работа. 2.6. Обратная связь. 2.7. Межкаскадные связи. Усилители постоянного тока. 2.8.Повторение. 2.9. Контрольная работа "Газоразрядные приборы и электронные усилители." 3. Электронные генераторы. 3.1. Общие сведения. 3.2. Транзисторный автогенератор типа LC , RC. 3.3. Генераторы линейно изменяющегося напряжения. Мультивибратор. 3.4. Повторение. 3.5. Электронно-лучевые трубки и электронный осциллограф. 3.6. Аналоговый электронный вольтметр. 3.7. Цифровой электронный вольтметр. 3.8. Повторение. 3.9. Самостоятельная работа. 4. Электронные выпрямители и микропроцессоры. 32 2 12
Итого за 4 курс: 4.1. Основные сведения о выпрямителях ( однополупериодный выпрямитель, двухполупериодный выпрямитель). 4.2. Стабилизатор напряжения. Сглаживающий фильтр. 4.3. Микропоцессоры. Микроэвм. Робототехника. 4.4.Повторение. 4.5. Самостоятельная работа. 5. Итоговая контрольная работа. 32 2 13
Лабораторные работы по модулям: №3, №4, №6. Контрольная работа по модулям: №2, №3,№4, №5, №6, №7, №8
Самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по темам: 1. 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Закон полного тока. Магнитное поле кольцевой и цилиндрической катушек. Потокосцепление и индуктивность катушки. Фаза переменного тока. Сдвиг фаз. Резонанс напряжения. Разветвлённая цепь. Метод проводимостей. Резонанс токов. Расчёт электрических цепей переменного тока с помощью векторных диаграмм. Индукционный счётчик электрической энергии. Учёт энергии в однофазных и трёхфазных цепях. Измерение сопротивлений. Измерение напряжения, токов и мощности. Измерение мощности в трёхфазных цепях. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) *- для групп электротехнического профиля. 14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного

кабинета
«
Электротехника»
. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  электрические схемы, типовые проекты, эксплуатационные и принципиальные схемы , монтажные схемы, учётная документация.  дидактический материал:  линейка;  угольник;  транспортир;  карандаши и ластик;  таблицы;  карточки;  контрольные материалы; Технические средства обучения:  компьютер с лицензионным программным обеспечением и интерактивная доска. Оборудование мастерской: по количеству обучающихся:  изолированные инструменты:  контрольно-измерительные приборы;  тренажёрные стенды;  электроустановочные изделия;  макеты и действующие электрические машины;  понижающий трансформатор ЛАТР;  сверлильный станок;  электроинструменты;  пускорегулирующая и защитная аппаратура.  теле-радиоаппаратура.  наборы слесарных инструментов;  приспособления;  расходный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:  Электротехника (теоретические основы) Е. А. Лоторейчук. –М.: высшая школа, 2005г.-277с.  Занимательная электроника. Ревич Ю.В. Санкт-Петербург. «БХВ-Петербург». 2009г.-720с.  Лабораторно-практические работы по электротехнике. Прошин В.М. Учебное пособие для профессионального образования. -М. Издательский центр «Академия», 2008г.- 192с.
Дополнительные источники:  Общая электротехника И. А. Данилов. П. М. Иванов. Программное учебное пособие для неэлектротехнических специальностей техникумов. -М. «Высшая школа»,-1977г.- 416с.  Общая электротехника с основами электроники. Попов В. С., Николаев С. Н. – М, «Энергия». -1972г.-504с.  Электротехника В. С. Попов. Н. Н. Мансуров. С. Н. Николаев. Москва. -1958г. -422с.  Учебник сельского электрика Л. Г. Прищеп. Учебник для средних сельских профессионально-технических училищ. –Москва. «Колос», -1982г. -512с. технические средства обучения:  проводниковые и электроизоляционные материалы;  припои;  плакаты, наглядные пособия.  учебные и методические пособия для учителя:  комплект учебной документации «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». ИРПО. 1997г.  электронное средство учебного назначения на CD ROM «Практикум Электромонтёра» Разработан по заказу Министерства Образования РФ в рамках федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)”—2003г.  типовые программы по дисциплинам общеобразовательного цикла.  комплект учебников по общеобразовательным специальным дисциплинам.  нормативно-правовая документация федерального, регионального и местного уровней.  плакаты и наглядные пособия, расходный материал. учебные пособия для учащихся:  практикум по электротехнике В. А. Поляков;  организация практикума по электротехнике Е. И. Маянский;  практикум по электротехнике С. К. Андриевский, А. Л. Бартновский;  тетрадь по электротехнике Г. В. Ярочкина;  задачник по электротехнике П. Н. Новиков, В. Я. Кауфман, Г. В. Ярочкина, Е. В. Шапкин.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные

умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения
1 2 Уметь:
Контролировать выполнение заземления, зануления ; Фронтальная контролирующая беседа Производить контроль параметров работы электрооборудования; устный зачёт Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; решения разного рода задач, в том числе профессиональных(анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.) Рассчитывать параметры, составлять и собирать электрические схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов; работа с измерительными приборами, инструментами, оборудованием, аппаратурой Снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации; выполнение вычислений, расчётов Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; кросс-опрос Проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; работа с материалами Находить нужную информацию в справочных, технических и других профессионально-ориентированных источниках информации. Работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками Составлять электромонтажную схему по принципиальной электрической схеме в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД.. взаимоконтроль Оформлять записи в оперативный журнал, связанные с изменением состояния оборудования. составление проектной, плановой и другой технической специальной документации Составлять несложные электрические схемы на компьютере. взаимоконтроль Знать: Основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения , мощности электрического контрольная работа
тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; Сущность и методы измерений электрических , конструктивные и технические характеристики измерительных приборов; входное тестирование Типы и правила графического изображения и составления электрических схем; устный опрос Условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; мозговой штурм Основные элементы электрических сетей; доклад, сообщение Принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения; самостоятельная вн е ауди то р н ая работа, зачёт Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки; защита проекта Способы экономии электроэнергии; самостоятельная внеаудиторная работа Правила сращивания, спайки и изоляции проводов; устный опрос Виды и свойства электротехнических материалов; письменная контрольная работа Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами; взаимоконтроль


В раздел образования