Автор: Чумичева Ольга Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: Детская музыкальная школа
Населённый пункт: Мурманская область, город Кандалакша
Наименование материала: Статья
Тема: Способы выявления и развития детской одаренности в ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель по классу гитары
МБУ ДО ДМШ
гКандалакша
Чумичева Ольга Юрьевна
«Способы выявления и развития детской одаренности
в ДМШ и ДШИ»
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский.
Важнейшей задачей в современном российском образовании на всех уровнях
является
выявление,
развитие
и
сохранение
творческого
потенциала
человека.
Система дополнительного образования, основываясь на принципе добровольности,
более
всего
адаптирована
к
поиску,
выявлению
и
развитию
одаренных
детей.
С п е ц и а л и с т ы
д о п ол н и т е л ь н о го
о б р а зо ва н и я
п р оя вл я ют
б ол ь ш у ю
заинтересованность и готовность к изучению природы одаренности, к качественной
работе с одаренными детьми. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных
детей
сегодня
является
главной
задачей
совершенствования
системы
дополнительного
образования
в
условиях
модернизации
российской
системы
образования, для которой необходимо создание среды как творческого общения, так
и подведение под нее научной и экономической базы. Перед преподавателями-
практиками ставится задача создать все необходимые условия для диагностирования
музыкально-одарённых
детей,
наблюдения
за
развитием
и
моделирования
благоприятных условий для их самореализации. В конечном итоге успешность в
музыке
не
помешает
в
любой
профессии,
и
будет
создавать
предпосылки
для
экономического
развития
нашей
страны. Развитие творческого потенциала имеет
научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и
творческая
инициатива
каждого
ученика
своеобразна
и
реализация
в
личной,
профессиональной
и
общественных
сферах,
является
существенным
ресурсом
развития общества. В работе с одаренными детьми необходимо научиться работать
нестандартно,
находить
индивидуальный
подход
к
способностям
каждого
обучающегося.
Одаренные
дети,
участвуя
в
творческой
деятельности,
создают
1
прекрасный мир, а задача преподавателей ДШИ – помочь им обрести своё место в
этом мире.
Способы выявления и развития одарённых детей.
Первая
диагностика
проводится
уже
на
приёмных
испытаниях.
Здесь
отслеживаются специальные музыкальные задатки: слух, память, ритм, мышление,
умение говорить и т.д. Первые два года занятий с детьми уже определяют степень
обучаемости
и
эмоционального
отклика
на
музыку.
После
двух
лет
обучения
становится понятно, сможет ли ребёнок учиться по программе с повышенными
требованиями, сможет ли он трудиться за инструментом по несколько часов в
неделю.
Показателями
могут
быть
отличные
успехи
в
учёбе,
стабильные
и
запоминающиеся
сценические
выступления,
участие
в
конкурсах
и
фестивалях.
Если ребёнок стремится переводить любое жизненное явление на язык звуков,
вносит
свой
вклад
в
творческий
процесс,
проявляя
фантазию
и
музыкальную
интуицию, нестандартно мыслит – это он, одарённый ребёнок. Работа по выявлению
одарённых детей в ДШИ включает в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о
круге интересов ребенка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и
способностей;
- создание условий для выявления и развития одарённости и таланта у детей в
условиях учреждения дополнительного образования детей;
Необходимо провести исследовательско-диагностическую работу по определению
одаренности ребенка, цель которой - получение первичной информации о характере
и
направленности
интересов,
а
также
склонностей
и
способностей
детей,
обучающихся
в
ДШИ.
Исследовательско-диагностическая
работа
ведется
в
3-х
направлениях:
- работа преподавателя (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников,
анализ
результатов
педагогического
мониторинга
или
индивидуальных
карт
развития);
2
- работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов творчества)
- работа с родителями (беседы, анкетирование).
Также
необходимыми
условиями
для
достижения
устойчивых
положительных
результатов в работе с одаренными детьми являются посещения мастер-классов и
сотрудничество с родителями. Уже на начальном этапе обучения выявляется часть
учащихся,
которых
можно
рассматривать
как
потенциальных
профессионалов.
Наиболее одаренные дети выделяются в группу предпрофессиональной ориентации,
где требования усложняются. Таким образом, одна из задач педагога – «распознать»
профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать. Система
мер совместного взаимодействия:
- Установить взаимодействие с общеобразовательными школами и дошкольными
учреждениями города путём планирования системы творческого сотрудничества:
а) проведение уроков музыки (совместно с учителями начальных классов) с целью
в ы я вл е н и я
од а р ё н н ы х
д е т е й
д л я
р е ком е н д а ц и и
и х
о бу ч е н и я
п о
предпрофессиональным программам.
б) создание на базе общеобразовательной школы «Клуб любителей музыки» (1-3кл.).
Проводить занятия систематически (раз в месяц), что позволит выявить общую
художественную одарённость детей.
в) установление контакта с музыкальными руководителями дошкольных учреждений
для
предложения
разработки
методики
проведения
диагностики
музыкальных
способностей
детей
и
возможности
отслеживания
их
развития
параллельно
с
беседами родителей.
Способы развития одаренных детей.
У преподавателей музыкальной школы нашего небольшого северного города
возникают затруднения. Мы можем только мечтать о культурной среде, так как наш
город достаточно удалён от мегаполисов. До ближайшей филармонии 3,5 часа.
Гастролями известных музыкальных деятелей горожане не избалованы. Реальный
феномен – культурное голодание. Однако одарённые дети хотя бы раз в месяц
должны
слушать
игру
профессиональных
музыкантов,
выступления
оркестров,
3
хоров, нужна обогащённая творческая среда. Это отличная мотивация к развитию. К
счастью для нас есть Интернет. Интернет для юного музыканта и его преподавателя
–
это
быстрый
доступ
к
образовательным
ресурсам,
это
возможность
слушать
музыку
композиторов
разных
эпох
и
стилей,
наслаждаться
исполнительским
искусством. Посещение школьных концертов способными учениками вместе с их
родителями
является
обязательным.
На
уровень
развития
одаренности
ребенка
влияет
жизненное
пространство,
в
котором
он
вырастает.
Для
раскрытия
одаренности ребенка необходима атмосфера психологического комфорта, и именно
такие условия обеспечивает система дополнительного образования. Привлечение
обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из
составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Конкурсное движение
занимает
особое
место
в
деятельности
ДШИ,
определяет
различные
стороны
учебно-воспитательного
процесса,
направленного
на
развитие
творческих
способностей учащихся во всех областях по видам искусств и является серьезной
поддержкой
для
творчески
одаренных
детей.
Победы
и
участие
учащихся
в
конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Уже
на
начальном
этапе
обучения
выявляется
часть
учащихся,
которых
можно
рассматривать
как
потенциальных
профессионалов.
Наиболее
одаренные
дети
выделяются
в
группу
предпрофессиональной
ориентации,
где
требования
усложняются.
Таким
образом,
одна
из
задач
педагога
–
«распознать»
профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный, долговременный и вечно
варьирующийся
творческий
процесс.
Он
требует
от
преподавателя
больших
временных затрат, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской
психологии
и
педагогики,
повышения
квалификации,
предусматривает
тесное
сотрудничество
с
администрацией,
коллегами
и
родителями
одаренных
детей.
Работа
с
одарёнными
детьми
невозможна
без
грамотности
в
ИКТ.
История
музыкальной педагогики и исполнительства знает немало примеров плодотворного
сотрудничества
учитель-ученик,
которое
в
результате
давало
колоссальный
4
творческий
успех.
Приведём
некоторые
из
них:
Б.М.Рейнгбальд
–
Э.Г.Гилельс,
Г.Г.Нейгауз – С.Т.Рихтер, А.П.Кантор - Е.И.Кисин. Вероятнее всего, в этих «дуэтах»
важную
роль
играл
не
только
профессионализм,
но
и
личностные
качества
преподавателей. Обучая способного ребёнка, нужно видеть в нём ЧЕЛОВЕКА, а уже
потом, прививая любовь к музыкальным занятиям, наилучшим образом выявить и
развить
творческую
индивидуальность.
С
этой
целью
уроки
должны
быть
максимально интересными, креативными, а домашние занятия регулярными. Можно
с уверенностью сказать, что чтобы воспитывать одаренного ученика, нужно самому
быть
творческой
личностью.
Наивысшая
цель
преподавателя
–
воспитание
музыканта,
превосходящего
его
по
профессиональным
качествам.
Нет
двух
одинаково
одарённых
детей,
следовательно,
каждый
раз
преподавателю
нужно
искать
новые
пути
развития
индивидуальности;
необходимо
учиться
вместе
с
ребёнком и у ребёнка; постоянное наблюдение и коррекция – залог успешного
продвижения;
привитие
трудолюбия
–
основное
условие
успешной
творческой
деятельности;
погружение
в
артистическую
и
музыкальную
среду
работает
на
создание необходимого багажа образно-смысловых ассоциаций. В.А.Сухомлинский
говорил:
«Только
эмоциональное
пробуждение
разума
дает
положительные
результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то, наверное, никто не
сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит и
развивать способности ребенка нужно, опираясь на них, и чтобы это были лишь
положительные эмоции. Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в
современном
образовании,
хочется
отметить
следующее:
преподавателям,
работающим
в
системе
дополнительного
образования
необходимо
знать
об
особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми, уважать личность
учеников,
поощрять
творческие
особенности
и
воображения
воспитанников,
формировать
их
положительную
самооценку,
создавая
ситуацию
успеха.
Взаимодействие
педагога
и
одаренного
ученика
должно
быть
направлено
на
оптимальное
развитие
способностей,
на
создание
положительной
мотивации
к
5
обучению и творчеству. Каждый ребенок талантлив! Дело за малым – помочь найти
свой путь и поверить в себя!
Список литературы:
1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.
2.
Одарённость
и
возраст.
Развитие
творческого
потенциала
одарённых
детей:
Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.
3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.
4.
Шумакова
Н.Б.
Обучение
и
развитие
одарённых
детей.
-
М.:
Издательство
Московского психолого-социального института
5.
Шумакова
Н.Б.
Обучение
и
развитие
одарённых
детей.
-
М.:
Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
6. Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети»// «Завуч».-2001. -№ 4.с. 39-45
7. Одаренность //Словарь-справочник по педагогике/Авт,-сост. В.А. Мижериков.–
М.:ТЦСфера,2004.-С.249-250.
8. Кравченко А. И. Психология и педагогика: учебник.- Москва: Проспект, 2016.- 400
с.
9.
МонксФ.,ОренбургИ.Одаренные
дети
/
Переадресованного.
с
голландского.
–
М.:Когито-центр, 2014. – 132,С.31
6