Напоминание

Способы выявления и развития детской одаренности в ДМШ и ДШИ


Автор: Чумичева Ольга Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: Детская музыкальная школа
Населённый пункт: Мурманская область, город Кандалакша
Наименование материала: Статья
Тема: Способы выявления и развития детской одаренности в ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель по классу гитары

МБУ ДО ДМШ

гКандалакша

Чумичева Ольга Юрьевна

«Способы выявления и развития детской одаренности

в ДМШ и ДШИ»

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский.

Важнейшей задачей в современном российском образовании на всех уровнях

является

выявление,

развитие

и

сохранение

творческого

потенциала

человека.

Система дополнительного образования, основываясь на принципе добровольности,

более

всего

адаптирована

к

поиску,

выявлению

и

развитию

одаренных

детей.

С п е ц и а л и с т ы

д о п ол н и т е л ь н о го

о б р а зо ва н и я

п р оя вл я ют

б ол ь ш у ю

заинтересованность и готовность к изучению природы одаренности, к качественной

работе с одаренными детьми. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных

детей

сегодня

является

главной

задачей

совершенствования

системы

дополнительного

образования

в

условиях

модернизации

российской

системы

образования, для которой необходимо создание среды как творческого общения, так

и подведение под нее научной и экономической базы. Перед преподавателями-

практиками ставится задача создать все необходимые условия для диагностирования

музыкально-одарённых

детей,

наблюдения

за

развитием

и

моделирования

благоприятных условий для их самореализации. В конечном итоге успешность в

музыке

не

помешает

в

любой

профессии,

и

будет

создавать

предпосылки

для

экономического

развития

нашей

страны. Развитие творческого потенциала имеет

научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и

творческая

инициатива

каждого

ученика

своеобразна

и

реализация

в

личной,

профессиональной

и

общественных

сферах,

является

существенным

ресурсом

развития общества. В работе с одаренными детьми необходимо научиться работать

нестандартно,

находить

индивидуальный

подход

к

способностям

каждого

обучающегося.

Одаренные

дети,

участвуя

в

творческой

деятельности,

создают

1

прекрасный мир, а задача преподавателей ДШИ – помочь им обрести своё место в

этом мире.

Способы выявления и развития одарённых детей.

Первая

диагностика

проводится

уже

на

приёмных

испытаниях.

Здесь

отслеживаются специальные музыкальные задатки: слух, память, ритм, мышление,

умение говорить и т.д. Первые два года занятий с детьми уже определяют степень

обучаемости

и

эмоционального

отклика

на

музыку.

После

двух

лет

обучения

становится понятно, сможет ли ребёнок учиться по программе с повышенными

требованиями, сможет ли он трудиться за инструментом по несколько часов в

неделю.

Показателями

могут

быть

отличные

успехи

в

учёбе,

стабильные

и

запоминающиеся

сценические

выступления,

участие

в

конкурсах

и

фестивалях.

Если ребёнок стремится переводить любое жизненное явление на язык звуков,

вносит

свой

вклад

в

творческий

процесс,

проявляя

фантазию

и

музыкальную

интуицию, нестандартно мыслит – это он, одарённый ребёнок. Работа по выявлению

одарённых детей в ДШИ включает в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о

круге интересов ребенка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и

способностей;

- создание условий для выявления и развития одарённости и таланта у детей в

условиях учреждения дополнительного образования детей;

Необходимо провести исследовательско-диагностическую работу по определению

одаренности ребенка, цель которой - получение первичной информации о характере

и

направленности

интересов,

а

также

склонностей

и

способностей

детей,

обучающихся

в

ДШИ.

Исследовательско-диагностическая

работа

ведется

в

3-х

направлениях:

- работа преподавателя (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников,

анализ

результатов

педагогического

мониторинга

или

индивидуальных

карт

развития);

2

- работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов творчества)

- работа с родителями (беседы, анкетирование).

Также

необходимыми

условиями

для

достижения

устойчивых

положительных

результатов в работе с одаренными детьми являются посещения мастер-классов и

сотрудничество с родителями. Уже на начальном этапе обучения выявляется часть

учащихся,

которых

можно

рассматривать

как

потенциальных

профессионалов.

Наиболее одаренные дети выделяются в группу предпрофессиональной ориентации,

где требования усложняются. Таким образом, одна из задач педагога – «распознать»

профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать. Система

мер совместного взаимодействия:

- Установить взаимодействие с общеобразовательными школами и дошкольными

учреждениями города путём планирования системы творческого сотрудничества:

а) проведение уроков музыки (совместно с учителями начальных классов) с целью

в ы я вл е н и я

од а р ё н н ы х

д е т е й

д л я

р е ком е н д а ц и и

и х

о бу ч е н и я

п о

предпрофессиональным программам.

б) создание на базе общеобразовательной школы «Клуб любителей музыки» (1-3кл.).

Проводить занятия систематически (раз в месяц), что позволит выявить общую

художественную одарённость детей.

в) установление контакта с музыкальными руководителями дошкольных учреждений

для

предложения

разработки

методики

проведения

диагностики

музыкальных

способностей

детей

и

возможности

отслеживания

их

развития

параллельно

с

беседами родителей.

Способы развития одаренных детей.

У преподавателей музыкальной школы нашего небольшого северного города

возникают затруднения. Мы можем только мечтать о культурной среде, так как наш

город достаточно удалён от мегаполисов. До ближайшей филармонии 3,5 часа.

Гастролями известных музыкальных деятелей горожане не избалованы. Реальный

феномен – культурное голодание. Однако одарённые дети хотя бы раз в месяц

должны

слушать

игру

профессиональных

музыкантов,

выступления

оркестров,

3

хоров, нужна обогащённая творческая среда. Это отличная мотивация к развитию. К

счастью для нас есть Интернет. Интернет для юного музыканта и его преподавателя

это

быстрый

доступ

к

образовательным

ресурсам,

это

возможность

слушать

музыку

композиторов

разных

эпох

и

стилей,

наслаждаться

исполнительским

искусством. Посещение школьных концертов способными учениками вместе с их

родителями

является

обязательным.

На

уровень

развития

одаренности

ребенка

влияет

жизненное

пространство,

в

котором

он

вырастает.

Для

раскрытия

одаренности ребенка необходима атмосфера психологического комфорта, и именно

такие условия обеспечивает система дополнительного образования. Привлечение

обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из

составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Конкурсное движение

занимает

особое

место

в

деятельности

ДШИ,

определяет

различные

стороны

учебно-воспитательного

процесса,

направленного

на

развитие

творческих

способностей учащихся во всех областях по видам искусств и является серьезной

поддержкой

для

творчески

одаренных

детей.

Победы

и

участие

учащихся

в

конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Уже

на

начальном

этапе

обучения

выявляется

часть

учащихся,

которых

можно

рассматривать

как

потенциальных

профессионалов.

Наиболее

одаренные

дети

выделяются

в

группу

предпрофессиональной

ориентации,

где

требования

усложняются.

Таким

образом,

одна

из

задач

педагога

«распознать»

профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный, долговременный и вечно

варьирующийся

творческий

процесс.

Он

требует

от

преподавателя

больших

временных затрат, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской

психологии

и

педагогики,

повышения

квалификации,

предусматривает

тесное

сотрудничество

с

администрацией,

коллегами

и

родителями

одаренных

детей.

Работа

с

одарёнными

детьми

невозможна

без

грамотности

в

ИКТ.

История

музыкальной педагогики и исполнительства знает немало примеров плодотворного

сотрудничества

учитель-ученик,

которое

в

результате

давало

колоссальный

4

творческий

успех.

Приведём

некоторые

из

них:

Б.М.Рейнгбальд

Э.Г.Гилельс,

Г.Г.Нейгауз – С.Т.Рихтер, А.П.Кантор - Е.И.Кисин. Вероятнее всего, в этих «дуэтах»

важную

роль

играл

не

только

профессионализм,

но

и

личностные

качества

преподавателей. Обучая способного ребёнка, нужно видеть в нём ЧЕЛОВЕКА, а уже

потом, прививая любовь к музыкальным занятиям, наилучшим образом выявить и

развить

творческую

индивидуальность.

С

этой

целью

уроки

должны

быть

максимально интересными, креативными, а домашние занятия регулярными. Можно

с уверенностью сказать, что чтобы воспитывать одаренного ученика, нужно самому

быть

творческой

личностью.

Наивысшая

цель

преподавателя

воспитание

музыканта,

превосходящего

его

по

профессиональным

качествам.

Нет

двух

одинаково

одарённых

детей,

следовательно,

каждый

раз

преподавателю

нужно

искать

новые

пути

развития

индивидуальности;

необходимо

учиться

вместе

с

ребёнком и у ребёнка; постоянное наблюдение и коррекция – залог успешного

продвижения;

привитие

трудолюбия

основное

условие

успешной

творческой

деятельности;

погружение

в

артистическую

и

музыкальную

среду

работает

на

создание необходимого багажа образно-смысловых ассоциаций. В.А.Сухомлинский

говорил:

«Только

эмоциональное

пробуждение

разума

дает

положительные

результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то, наверное, никто не

сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит и

развивать способности ребенка нужно, опираясь на них, и чтобы это были лишь

положительные эмоции. Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в

современном

образовании,

хочется

отметить

следующее:

преподавателям,

работающим

в

системе

дополнительного

образования

необходимо

знать

об

особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми, уважать личность

учеников,

поощрять

творческие

особенности

и

воображения

воспитанников,

формировать

их

положительную

самооценку,

создавая

ситуацию

успеха.

Взаимодействие

педагога

и

одаренного

ученика

должно

быть

направлено

на

оптимальное

развитие

способностей,

на

создание

положительной

мотивации

к

5

обучению и творчеству. Каждый ребенок талантлив! Дело за малым – помочь найти

свой путь и поверить в себя!

Список литературы:

1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

2.

Одарённость

и

возраст.

Развитие

творческого

потенциала

одарённых

детей:

Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.

3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

4.

Шумакова

Н.Б.

Обучение

и

развитие

одарённых

детей.

-

М.:

Издательство

Московского психолого-социального института

5.

Шумакова

Н.Б.

Обучение

и

развитие

одарённых

детей.

-

М.:

Издательство

Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство

6. Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети»// «Завуч».-2001. -№ 4.с. 39-45

7. Одаренность //Словарь-справочник по педагогике/Авт,-сост. В.А. Мижериков.–

М.:ТЦСфера,2004.-С.249-250.

8. Кравченко А. И. Психология и педагогика: учебник.- Москва: Проспект, 2016.- 400

с.

9.

МонксФ.,ОренбургИ.Одаренные

дети

/

Переадресованного.

с

голландского.

М.:Когито-центр, 2014. – 132,С.31

6



В раздел образования