Напоминание

"На завалинке"


Автор: Танасиенко Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Клинцы, Брянская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "На завалинке"
Раздел: дошкольное образование





Назад





НА ЗАВАЛИНКЕ

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Цель:
духовно – нравственное воспитание дошкольников.
Задачи:
постижение «мудрости народной» через создание ярких картин будней и праздников людей конца 19 – начала 20 веков, воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и обычаям русского народа.
Оформление:
макет дома ( изображение), плетня, завалинки; предметы народного быта (рушники, элементы народного костюма…).
Ведущий:
Добрый день, гости дорогие! Гости званые да желанные! Люди зрелые и молодые, женатые и холостые! Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус. Гость в дом – хозяину радость. Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли? Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивы слова: горница, высокий терем, завалинка, посиделки… Нам повезло – мы жители небольшого города, и многие традиции по крупинкам собираются и передаются из поколения в поколение. У нас, как и в каждом селе в старину был свой обычай посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Сегодня на нашей завалинке вы увидите и услышите то, о чем говорили, что пели и о чем мечтали наши прабабушки и прадедушки.
Дети:
- Добрый день вам и поклон, гости дорогие! Собрались со всех сторон наши все , родные. - Открываю ворота…Выходи, кому охота! (под песню «Во саду ли, в огороде» выходят девочки и шумовой оркестр из мальчиков).
Девочки:
- Ох, и расшумелись, а ну-ка тихо! Быстро домой, а то мамка заругает! (дети убегают. Девочки садятся на скамейку, грызут семечки. Входят два мальчика в русских костюмах. Идут, поглядывают на девочек.)
1мальчик:
- О! Норо-оду!
2 мальчик:
- ого! Народищу-у!
1м.:
-Ты куда?

2м.:
- А ты куда?
1м.:
-Я - сюда.
2м.: -
И я сюда. (Мальчики садятся на скамейку. Девочки ведут беседу.)
Первая: -
Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все:
Чего? 1
д.:
Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2 д.:
Как это не знаешь?
3 д.:
Коли заикнулась, так сказывай давай!
1 д.:
Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Сережкой. Достает он платочек да на плечи ей и накидывает так бережно-бережно. И в глаза ей все заглядывает.
4 д.:
(воодушевленно) Никак свадьба скоро будет!
1д.:
А мне маменька сказывала, что на старинных русских свадьбах совершался вот такой обряд: в самый разгар свадебного пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая севшая на нее была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело… (игра с подушкой)
3д.:
Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, Вдруг мне дорогу перебегает черная-пречерная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждете, а пойти – так все переругаемся…
2д.:
Ой-ой-ой! Так что же ты сделала?
3д.:
Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…
2д.:
Бедный пушистый зверек! Ох и хлебнул же он горя из-за своей окраски! А почему именно черная, а не рыжая или серая кошка стала символом ссоры, неприятностей?
1д.:
мне бабушка рассказывала, то произошло потому, что с черным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Темная ночь… Темный лес… Они таили в себе опасности. С тех пор и повелось, что черный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.
2д.:
А если провезти такого кота на лошади – все, пропал конь, а уж если черный кот чихнет – не миновать хозяину зубной боли.

Все:
Ха-ха-ха!
1д.:
Ой, что-то скучно стало! (Выходят мальчики)
1м.:
Ох, девчонки – красавицы заскучали… Не видать нам сей печали… А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания). 1. Выпала тебе работенка: изобрази- ка нам котенка. 2. А теперь закрой – ка глаз, кукарекни пару раз. 3. Вежливостью удиви: руку всем вокруг пожми.
2м.:
Ставьте ушки на макушки – мы споем для всех частушки.
Частушки:

1.
Говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде? Только разве дело в моде, если любят их в народе!
2.
Мы частушки – прибаутки собирали всем селом, Всем на радость и забаву их сейчас перепоем.
3.
Я плясала у реки, потеряла каблуки. Обернулася назад – каблуки мои лежат.
4.
Не смотрите на меня, глазки не ломайте, Я не с вашего села, вы меня не знаете.
5.
А у нас во дворе квакали лягушки, А я с печки босиком – думала подружки.
6.
Мы частушки пели вам больше, чем полвечера. Мы пойдем, а вы сидите, вам ведь делать нечего. (Уходят. Выходит мальчики.)
1м.:
Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах.
2м.:
Щелкают орешки да говорят насмешки. (Выходят участники)
Все:
Фольклорные перевертыши.
1.
Ехала деревня мимо ямщика, Вдруг из- под воротни лают ворота.
2.
Крыши полетели, сели на ворон, Лошадь понукает ямщика кнутом.
3.
« Тпру»,- сказала лошадь, а ямщик заржал, Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.
4.
Лошадь ела шаньги, а ямщик овес, Лошадь села в сани, а ямщик повез.
Все:
Фольклорные дразнилки.
1.
Дуня-пышка на улицу вышла, На кочку села, комарика съела.

2.
Лешка-лепешка, голова с лукошко, Шапка колышком, ноги бревнышком.
3.
Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай, Шуба вертится, Коля сердится.
Девочки:
А ну домой, малышня, а то мать заругает. (дети убегают) Ой, глянь, женихи идут. Давайте поиграем. (Игра «Золотые ворота»)
Ведущий:
На посиделки ходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под колыбельную песню. (Девочка с куклой поет колыбельную песню) Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай. А то серенький волчок тебя схватит за бочек. Баю, бай, баю, бай! Поскорее засыпай. ( Шум, гам, выбегает шумовой оркестр )
Дети:
А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку. «
Камаринская»

Ведущая:
На посиделках велись и серьезные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем. Вот и конец – всему делу венец. Мы показали вам только часть того доброго и прекрасного, что знали и любили наши предки. Приходите снова к нам – будем рады мы гостям!


В раздел образования