Автор: Танасиенко Марина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Ёлочка" Населённый пункт: г. Клинцы, Брянская область Наименование материала: Конспект занятия Тема: "На завалинке" Раздел: дошкольное образование
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Цель: духовно – нравственное воспитание дошкольников.
Задачи: постижение «мудрости народной» через создание ярких картин будней и
праздников людей конца 19 – начала 20 веков, воспитание глубокого уважения к
прошлому, традициям и обычаям русского народа.
Оформление: макет дома ( изображение), плетня, завалинки; предметы народного быта
(рушники, элементы народного костюма…).
Ведущий: Добрый день, гости дорогие! Гости званые да желанные! Люди зрелые и
молодые, женатые и холостые! Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого
найдется и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.
Гость в дом – хозяину радость. Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не
правда ли? Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что
забыты такие красивы слова: горница, высокий терем, завалинка, посиделки…
Нам повезло – мы жители небольшого города, и многие традиции по крупинкам
собираются и передаются из поколения в поколение. У нас, как и в каждом селе в старину
был свой обычай посиделок, праздников, посвященных народному календарю.
Сегодня на нашей завалинке вы увидите и услышите то, о чем говорили, что пели и о чем
мечтали наши прабабушки и прадедушки.
Дети: - Добрый день вам и поклон, гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все , родные.
- Открываю ворота…Выходи, кому охота!
(под песню «Во саду ли, в огороде» выходят девочки и шумовой оркестр из мальчиков).
Девочки: - Ох, и расшумелись, а ну-ка тихо! Быстро домой, а то мамка заругает!
(дети убегают. Девочки садятся на скамейку, грызут семечки. Входят два мальчика в
русских костюмах. Идут, поглядывают на девочек.)
1мальчик: - О! Норо-оду!
2 мальчик: - ого! Народищу-у!
1м.: -Ты куда?
2м.: - А ты куда?
1м.: -Я - сюда.
2м.: - И я сюда.
(Мальчики садятся на скамейку. Девочки ведут беседу.)
Первая: - Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все: Чего?
1 д.: Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2 д.: Как это не знаешь?
3 д.: Коли заикнулась, так сказывай давай!
1 д.: Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут
мимо дома нашего Варенька с Сережкой. Достает он платочек да на плечи ей и
накидывает так бережно-бережно. И в глаза ей все заглядывает.
4 д.: (воодушевленно) Никак свадьба скоро будет!
1д.: А мне маменька сказывала, что на старинных русских свадьбах совершался вот такой
обряд: в самый разгар свадебного пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек
подушку. И первая севшая на нее была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот
поди было весело…
(игра с подушкой)
3д.: Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, Вдруг мне дорогу
перебегает черная-пречерная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждете, а
пойти – так все переругаемся…
2д.: Ой-ой-ой! Так что же ты сделала?
3д.: Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…
2д.: Бедный пушистый зверек! Ох и хлебнул же он горя из-за своей окраски! А почему
именно черная, а не рыжая или серая кошка стала символом ссоры, неприятностей?
1д.: мне бабушка рассказывала, то произошло потому, что с черным цветом наши предки
связывали многие неприятности в своей жизни. Темная ночь… Темный лес… Они таили в
себе опасности. С тех пор и повелось, что черный цвет стал символом зла, коварства,
недобрых мыслей. И безобидную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы –
а вдруг притянет к себе молнию.
2д.: А если провезти такого кота на лошади – все, пропал конь, а уж если черный кот
чихнет – не миновать хозяину зубной боли.
Все: Ха-ха-ха!
1д.: Ой, что-то скучно стало!
(Выходят мальчики)
1м.: Ох, девчонки – красавицы заскучали… Не видать нам сей печали… А не поиграть ли
нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания).
1.
Выпала тебе работенка: изобрази- ка нам котенка.
2.
А теперь закрой – ка глаз, кукарекни пару раз.
3.
Вежливостью удиви: руку всем вокруг пожми.
2м.: Ставьте ушки на макушки – мы споем для всех частушки.
Частушки:
1. Говорят, частушки вроде в наши дни уже не в моде?
Только разве дело в моде, если любят их в народе!
2. Мы частушки – прибаутки собирали всем селом,
Всем на радость и забаву их сейчас перепоем.
3. Я плясала у реки, потеряла каблуки.
Обернулася назад – каблуки мои лежат.
4.
Не смотрите на меня, глазки не ломайте,
Я не с вашего села, вы меня не знаете.
5.
А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки босиком – думала подружки.
6.
Мы частушки пели вам больше, чем полвечера.
Мы пойдем, а вы сидите, вам ведь делать нечего.
(Уходят. Выходит мальчики.)
1м.: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах.
2м.: Щелкают орешки да говорят насмешки.
(Выходят участники)
Все: Фольклорные перевертыши.
1.
Ехала деревня мимо ямщика,
Вдруг из- под воротни лают ворота.
2.
Крыши полетели, сели на ворон,
Лошадь понукает ямщика кнутом.
3.
« Тпру»,- сказала лошадь, а ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.
4.
Лошадь ела шаньги, а ямщик овес,
Лошадь села в сани, а ямщик повез.
Все: Фольклорные дразнилки.
1.
Дуня-пышка на улицу вышла,
На кочку села, комарика съела.
2.
Лешка-лепешка, голова с лукошко,
Шапка колышком, ноги бревнышком.
3.
Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится.
Девочки: А ну домой, малышня, а то мать заругает. (дети убегают)
Ой, глянь, женихи идут. Давайте поиграем. (Игра «Золотые ворота»)
Ведущий: На посиделки ходили и молодые замужние женщины, у которых
уже были маленькие дети. Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его
уже укладывают спать под колыбельную песню.
(Девочка с куклой поет колыбельную песню)
Баю, баю, баю, бай!
Поскорее засыпай.
А то серенький волчок тебя схватит за бочек.
Баю, бай, баю, бай!
Поскорее засыпай.
( Шум, гам, выбегает шумовой оркестр )
Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку.
« Камаринская»
Ведущая: На посиделках велись и серьезные разговоры. Думали о лучшей
жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.
Вот и конец – всему делу венец. Мы показали вам только часть того доброго
и прекрасного, что знали и любили наши предки.
Приходите снова к нам – будем рады мы гостям!