Напоминание

«Мелизмы как способ украшения музыкального произведения в классе домры»


Автор: Игнатова Алевтина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДОД "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Зеленодольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Мелизмы как способ украшения музыкального произведения в классе домры»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Мелизмы как способ украшения музыкального произведения в классе домры»

Содержание

Введение

Глава 1. Мелизмы

Раздел 1. Форшлаг

Раздел 2. Мордент

Раздел 3. Трель

Раздел 4. Группетто

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Видели ли Вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках – фижмах – с множеством оборочек, рюшек и

бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами

камзолах, сорочках с пышными кружевными жабо, коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными

пряжками. Всюду украшения, украшения… Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности.

Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах

появились украшения – мелизмы.

Греческое слово «melisma» означает песнь, мелодия. Поначалу так стали называть отрывки мелодии, исполняемые на один

слог текста – конечно, в тех случаях, когда на него приходилась не только одна нота. С XVII века это называние укоренилось в

инструментальной музыке за мелодическими оборотами установившейся формой, представляющими собой украшение основной

мелодии. Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками.

Целью данной работы является овладение новыми приёмами и совершенствование исполнительских навыков игры на домре .

В данном главе рассказывается о красочных приемах игры на домре , обозначении и исполнении штриха. Важно научиться

умело и выразительно исполнять все штрихи. Большое внимание уделяется здесь умению исполнять мелодию полным и певучим

звуком, умению правильно фразировать, понять характер и осмысленно передать содержание написанной композитором музыки,

развитию эмоционального восприятия и художественного вкуса.

МЕЛИЗМЫ

Мелизмы представляют собой вспомогательные звуки, которые чаще всего, находятся в пределах секунды от украшаемой ноты.

Наиболее распространенными мелизмами являются:

форшлаг (короткий и долгий),

мордент,

трель,

группетто.

Мелизмы обозначаются особыми знаками или нотами мелким шрифтом. Каждый из представленных видов имеет свое собственное

обозначение в нотном письме и свои правила исполнения. В рамках данного раздела мы рассмотрим отдельно каждый мелизм.

Мелизмы

исполняются

за

счет

длительности

предыдущих

нот,

или

за

счет

нот,

которые

мелизм

украшает.

По

этой

причине

длительность мелизма не учитывается в общей длительности такта (т.к. не вносит изменений в общую длительность).

ФОРШЛАГ

Форшлаг – мелодическое украшение из одного или нескольких звуков (Vorschlag – предудар, нем.). Этот вид мелизмы

изображается нотами мелкого начертания и лигой, соединяющей его с основной нотой. Существует два типа форшлага: короткий и

долгий. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Форшлаг, состоящий из большого количества нот, называется группой или фиоритурой.

Короткий форшлаг может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным.

Первый вариант исполнения этого вида мелизмы записывается восьмой нотой, штиль и флажок которой не перечеркнут, а головка

соединена с основной нотой лигой. Звук форшлага исполняется очень быстро и коротко; извлекаясь пальцем правой руки. Основной

звук образуется в результате применения восходящего или нисходящего легато.

Второй вариант исполнения записывается шестнадцатыми нотами, залигованными с нотой основного звука. Первый звук форшлага

извлекается пальцем правой руки любым способом звукоизвлечения (тирандо или апояндо), второй и основной извлекаются пальцами

левой руки техникой восходящего, нисходящего или смешанного легато. Акцент выполняется на основном звуке.

Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:

1.

за счет длительности предыдущего звука

2.

за счет длительности украшаемого звука

3.

за счет длительности любого из звуков

Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счет предыдущего звука, либо за счет украшаемого звука.

Следующие два упражнения предназначены для отработки короткого форшлага, при исполнении которого применяются приемы

восходящего и нисходящего легато.

Упражнение

Пишется:

Исполняется:

Упражнение

Пишется:

Исполняется:

Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполняется») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий

форшлаг исполнен за счет длительности предыдущего звука (хоть его и нет).

Исполнение короткого форшлага за счет длительности основного звука.

Упражнения показаны в первой позиции, но играть их следует в девяти позициях, добиваясь быстрого и четкого исполнения

форшлагов.

Пять следующих упражнений предназначены для отработки форшлагов с различным движением звуков. Упражнения разучиваются и

исполняются по всему грифу.

Примечание:

Конкретная

расшифровка

короткого

форшлага

связана

со

стилем

произведения

и

традициями

его

исполнения.

В

настоящее время утвердилось исполнение короткого форшлага за счет длительности предыдущего звука.

Долгий форшлаг, или апподжатура, образуется с помощью одного звука и исполняется за счет половины длительности ноты,

перед которой поставлен. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечеркивается. Если основная нота указана с точкой, то

длительность данного форшлага составляет 2/3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1/3 от

своей длительности.

Чтобы избежать разночтений, композиторы предпочитают прописывать группетто нотами, не сокращая нотную запись выше

описанным способом.

МОРДЕНТ

Мордент (mordente – острый, кусающий, ит.) – быстрая мелодическая фигура из трех звуков:

основного. Высота звука совпадает с высотой украшаемого звука;

соседнего. Отстоит от основного (и украшаемого) звука на секунду вверх или вниз.

повторенного основного. Это украшаемый звук.

Обозначается этот мелизм особым знаком, который указывает, что берется соседняя натуральная ступень лада выше основного звука.

Если знак мордента перечеркнут, – второй звук ниже основного на секунду. Знаки альтерации (диез и бемоль), поставленные над и под

знаком мордента, соответственно повышают или понижают на полтона высоту верхнего и нижнего звуков.

Упражнения разучиваются сначала в первой позиции, после чего проигрываются последовательно в девяти удобных позициях.

Упражнение

Пишется:

Исполняется:

Упражнение

Акцент в мордентах выполняется на основном (первом) звуке.

ТРЕЛЬ

Трель – равномерное, относительно быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков (triallare – дребезжать, ит.).

Знак трели ставится над нотой, обозначающей основной звук трели. Обозначается знаком или над нотой

Длительность звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак трели.

Упражнение

Пишется:

Исполняется:

Если у знака трели указан знак альтерации (диез или бемоль), то вспомогательный звук берется с учетом этого знака. Трель может

начинаться с основного звука (как в наших примерах), а также со вспомогательного звука (как верхнего, так и нижнего). В этом случае

перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук:

Трель является самым трудным видом мелизма, и для овладения ею необходимо длительное время упражняться.

В заключение добавим, что триоль отличается от тремоло тем, что в триоли интервал между двумя используемыми звуками – секунда,

а в тремоло возможно использование любого интервала.

ГРУППЕТТО

Группетто – это вид мелизма, заключающийся в быстром исполнении определенной последовательности нот, состоящей из

основных и вспомогательных звуков. Вспомогательные звуки находятся от основных на расстоянии секунды.

Группетто условно изображается в нотном письме знаками или. Неперечеркнутый знак показывает, что мелодическая фигура

начинается от верхнего вспомогательного звука (прим. а), перечеркнутый – от нижнего (прим. б). Бемоль или диез, поставленный над

или под знаком, соответственно альтерируют верхний или нижний вспомогательные звуки (прим. д, е).

Группетто украшает основной звук мелодии, прибавляя к нему соседние звуки сверху или снизу. Изгиб условного знака

группетто наглядно изображает мелодический изгиб в нотах.

На домре группетто исполняется способом комбинированного легато. Следующие упражнения предназначены для отработки

группетто.

Правая

рука

участвует

в

извлечении

только

первого

звука,

все

последующие

до

конца

лиги

берутся

с

помощью

комбинированного легато пальцами одной левой руки.

Упражнение

Если знак группетто стоит над нотой, то в этом случае мелизм исполняется за счет длительности этой ноты. Когда поставлен

между нотами, то начальный звук берется за основу мелизма. Тогда он исполняется за счет второй половины первой ноты. Если

верхний вспомогательный звук необходимо исполнить, используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят над знаком

группетто, если нижний, то под знаком группетто.

Примечание: чтобы избежать разночтений, многие композиторы предпочитают прописывать группетто нотами, не сокращая нотную

запись выше описанным способом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Александров. «Школы игры на трехструнной домре»

2.

Свиридов. «Основы методики обучения игры на домре»

3.

Издательство «Музыка» 1982 г. Обработка

4.

Лысенко «Методика обучения игре на домре»



В раздел образования