Напоминание

Юриспруденция


Автор: Долич Владимир Николаевич
Должность: Магистрант 2 курса
Учебное заведение: Поволжский институт управления РАНХиГС
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу правовая природа понятия и некоторые разновидности
Тема: Юриспруденция
Раздел: дополнительное образование





Назад




Долич В.Н.

Россия, Саратов, Поволжский институт управления РАНХиГС

Научный руководитель: к.ю.н. доцент Колобова С.В.

Правовые ограничения при поступлении на государственную

гражданскую службу: правовая природа понятия и некоторые

разновидности

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79–ФЗ «О государственной

гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ «О государственной

гражданской службе РФ») предусматривает такую правовую категорию, как

ограничения, связанные с гражданской службой, однако точного определения

относительно

данного

понятия

он

не

даёт.

В

юридической

литературе

существуют

различные

точки

зрения

ученых–правоведов,

которые,

так

или

иначе, изучали юридическую природу ограничения прав.

По мнению А.В. Малько, правовое ограничение — это не что иное, как

сдерживание деяния, являющегося противозаконным, которое создает условия

для

удовлетворения

интересов

контрсубъектов,

а

также

общественных

интересов

по

охране

и

защите

прав.

Кроме

того,

правовые

ограничения

представляются

ему,

как

юридически

установленные

границы

действия

субъектов и исключения тех или иных возможностей их деятельности

1

. Этой

точки зрения придерживается и известный теоретик Н.И. Матузов.

Л.Л.

Беломестных

считает, ограничение

прав

и

свобод законодательно

санкционированным сужением границ прав и свобод человека и гражданина со

стороны

государства,

а

также

уменьшением

их

возможности

притязать

на

какие–либо блага

2

.

Согласно

точке

зрения

Ю.Н.

Андреева,

ограничение

прав

есть

установление границ по их реализации и осуществлению, которые сдерживают

полномочия

правообладателей

путем

применения

ограничительных

мер

(обязываний

и

запретов)

в

целях

гармоничного

сочетания

общественных,

государственных и частных интересов

3

.

Вместе

с

тем

ряд

ученых

предлагают

разграничивать

понятия

«ограничение прав» и «пределы прав».

Так, В.И. Гойтман полагает, что ограничение права является сужением его

объема, осуществляемым в соответствии с законными основаниями. При этом

от данной категории следует отграничивать непосредственно способы такого

сужения границ

4

.

Известный

советский

и

российский

юрист

Б.С.

Эбзеев

отмечает,

что

«имманентные

пределы

основных

прав

зафиксированы

в

Конституции

Российской Федерации (далее — Конституции РФ) и по своей социальной и

юридической

природе

отличаются

от

ограничений

основных

прав»

5

.

Такие

пределы сформулированы в ряде норм Конституции РФ. К примеру, граждане

имеют право собираться мирно, без оружия (ст. 31); владение, пользование и

распоряжение природными ресурсами осуществляется свободно, если это не

наносит

ущерба

окружающей

среде

(ч.

2

ст.

36).

Иными

словами,

сформулировав

право

подобным

образом,

законодатель

одновременно

определил пределы его реализации

6

.

Вместе

с

тем,

понятие

«ограничение

права»

находится

в

тесной

взаимосвязи с категорией «юридическая обязанность».

Так,

например,

существует

правовая

позиция

Конституционного

Суда

Российской Федерации (далее — Конституционного Суда РФ), согласно которой

конституционная обязанность платить налоги представляет собой ограничение

права собственности. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря

1996 года № 20–П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части

первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О

федеральных

органах

налоговой

полиции»

устанавливает

следующее:

налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью

своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит

взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства

7

.

Если рассматривать ограничения основных прав в широком смысле этого

слова, то между ограничениями и обязанностями на самом деле существует

тесная взаимосвязь. Как отмечает М.Ю. Федорова, если субъективное право

рассматривать

в

качестве

меры

возможного

поведения,

а

юридическую

обязанность в качестве меры должного поведения, то право ограничения можно

оценить как юридические обязанности особого рода

8

.

Тем не менее, несмотря на разногласия во мнениях различных ученых–

правоведов, основной целью законодательного установления ограничений прав,

связанных

с

государственной

гражданской

службой,

целесообразно

будет

считать

обеспечение

эффективного

исполнения

гражданским

служащим

должностных

обязанностей,

при

исключении

возможности

злоупотребления

своими полномочиями.

Что

касается

самих

ограничений

государственных

гражданских

служащих, в настоящее время существуют различные их классификации.

К примеру, В.А. Козбаненко выделяет общие и специальные ограничения.

Общие

предусмотрены

для

всех

гражданских

служащих.

Специальные

ограничения,

в

свою

очередь,

связаны

с

особенностями

профессиональной

деятельности и могут вводиться только на основании федерального закона или

подзаконного акта

9

.

Е.В. Охотский разделил правовые ограничения в зависимости от цели на

следующие:

касаются политической сферы;

связаны с недопущением использования служебных полномочий;

направлены

на

невозможно сть

получ ения

с л уж а щ и м

неимущественных выгод;

запреты

на

использование

во

внеслужебных

целях

средств

материально–технического и информационного обеспечения, иного

государственного имущества

10

.

Однако законодатель в ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской

службе РФ» закрепил двенадцать ограничений, согласно которым гражданин не

может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может

находиться

на

гражданской

службе.

Этот

перечень

не

являе т с я

исчерпывающим, поскольку в ч. 2 данной статьи говорится о возможности

установления

иных

ограничений

федеральными

законами.

Рассмотрим

некоторые из них.

1.

Признание

гражданина

недееспособным

или

ограниченно

дееспособным решением суда, которое вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации

(далее

ГК

РФ)

гражданин

может

быть

признан

недееспособным,

если

вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих

действий или руководить ими. Ограниченно дееспособными признаются лица,

которые

вследствие

пристрастия к

азартным

играм,

злоупотребления

спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в

тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ)

11

.

2.

Выход

из

гражданства

Российской

Федерации

или

приобретение

гражданства

иного

государства.

Согласно

ст.

41

ФЗ

«О

государственной

гражданской службе РФ» выход из гражданства Российской Федерации или

приобретение гражданства другого государства сопровождается расторжением

служебного контракта, освобождением гражданского служащего от занимаемой

должности

гражданской

службы

и

увольнением

с

гражданской

службы

по

решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской

Федерации или со дня приобретения гражданства другого государства. При

этом сообщение о выходе из гражданства в день выхода из него или в день

приобретения

другого

гражданства

является

обязанностью

гражданского

служащего в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 15 этого же закона.

3.

Утрата

представителем

нанимателя

доверия

к

гражданскому

служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о

предотвращении

или

об

урегулировании

конфликта

интересов,

а

также

неисполнение

обязанностей,

установленных

в

целях

противодействия

коррупции

Федеральным законом от

25

декабря

2008

года

273–ФЗ

«О

противодействии коррупции».

Ч.

4

ст.

12

Федерального

закона

«О

противодействии

коррупции»

устанавливает,

что

работодатель

при

заключении

трудового

договора

с

гражданином,

который

замещал

должности

государственной

или

муниципальной

службы,

в

течение

двух

лет

после

его

увольнения

с

этой

службы обязан в течение десяти дней сообщать о заключении такого договора

представителю

нанимателя

(работодателю)

государственного

или

муниципального

служащего

по

последнему

месту

его

службы

в

порядке,

который установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящий момент такой порядок определен Постановлением Правительства

РФ

от

21

января

2015

года

29

«Об

утверждении

Правил

сообщения

работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на

выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности

государственной

или

муниципальной

службы,

перечень

которых

устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Таким образом, анализируя нормы действующего законодательства можно

прийти

к

выводу

о

том,

что

установленные

правовые

ограничения

при

поступлении

на

государственную

службу

обусловлены

спецификой

государственной

службы

Российской

Федерации

как

профессиональной

деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государства, эти

ограничения и предопределяют правовой статус государственных служащих.

Гражданское

общество

предъявляет

к

государственной

службе

весьма

серьезные

требования,

с

чем

и

связано

развитие

законодательства

о

гражданской службе.

1



Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико–информационный аспект. 3–е изд., перераб. и доп. —

Саратов, 2012. — С. 142

2



Беломестных Л. Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина (теоретический аспект): автореф. дис.

канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 7

3



Андреев Ю.Н. Ограничения в гражданском праве России. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. — С. 38

4



Исаков В.Б. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому

законодательству и международному праву // Государство и право. № 7. — М., 1998. — С. 26

5



Исаков В.Б. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому

законодательству и международному праву // Государство и право. № 7. — М., 1998. — С. 24

6



Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г.Н. Комковой. — М.: ДМК

Пресс, 2009. — С. 384

7



Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20–П « По делу о проверке конституционности

пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О Федеральных

органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 197.

8



Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Российский ежегодник

трудового права. № 3. — СПб., 2007. — С. 24

9



Козбаненко А.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико–

административные аспекты): дис. доктора юрид. наук. — М., 2003. — C. 196.

10



Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право.

№ 9. — М., 2003. — C. 22–24

11



Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 30.11.1994 № 51–ФЗ // Собрание

законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.



В раздел образования