"Игры детей в адаптационный период от полутора до трех лет"
Автор: Мельникова Елена Карловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Белоснежка" Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой Наименование материала: методическая разработка Тема: "Игры детей в адаптационный период от полутора до трех лет" Раздел: дошкольное образование
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия.
Постепенно
ребенок
станет
проявлять
больше
инициативы,
научится
приветствовать
педагога
при
встрече
и
прощании
самостоятельно.
Эта
игра
полезна
тем,
что
учит
правилам поведения между людьми.
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,
налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите
слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом.
Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше,
чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши
вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять
его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует
настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта;
развитие
внимания. Оборудование: кукла
Петрушка
{в
ступке). Ход
игры: Педагог
показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно
повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта;
развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше
организовать
игру
на
полу:
педагог
и
ребенок
сидят
напротив
друг
друга,
широко
расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в
обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом
признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру.
Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка — веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет,
предлагая ребенку повторить эти действия.
Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка
прощается и уходит.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим
котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет
прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой
ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты
угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе
руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке
находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай
спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить
многократно.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход
игры: Зеркало
следует
подготовить
заранее.
Выбрав
момент,
когда
солнце
заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством
комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по
стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать
луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай
зайчика—вот
так.
Ой!
Смотри:
солнечный
зайчик
убегает —
поймай
зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не
достать!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями —дайте ему
зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры
не забывайте комментировать все действия.
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование:
большой
яркий
шелковый
платок
(желательно,
чтобы
платок
не
электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным
на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком
(в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не
испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать
непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на
ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со
словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться
малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с
ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта;
обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет
и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса,
киса!», как прогоняют кошку, со
словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед
ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен
быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят — «Киса! Киса!» — держи ладошки.
А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.Киса, киса!
Брысъ!
Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия,
содержит
элемент
риска.
Возможно,
при
первом
знакомстве
с
этой
игрой
придется
пригласить
к
участию
кого-нибудь
из
близких
ребенку
взрослых,
которому
малыш
доверяет.
Или
для
начала
просто
показать,
как
можно
играть,
задействовав
другого
участника — ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за
игрой
со
стороны.
Когда
ребенок
научится
играть
в
эту
игру,
можно
предложить
поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый
может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная
роль.
Тритатушки — три-та-та!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс.
Затем
совершает
ритмичные
телесные
потряхивания
(влево-вправо,
вверх-вниз),
сопровождая движения многократным проговариванием слов:
— Тритатушки — три-та-та! Тритатушки—три-та-та!
По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход
игры: Педагог
усаживает
ребенка
к
себе
на
колени,
затем
начинает
ритмично
подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что
роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
Тушки-тутушки!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход
игры: Педагог
усаживает
ребенка
к
себе
на
колени,
затем
начинает
ритмично
подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог
делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки —
Бух!
Качели
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.
- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или
удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки
ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения
качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.
—Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!
Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга,
широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами
«кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из
стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.
Часики
Цель:
развитие
эмоционального
общения
ребенка
со
взрослым,
налаживание
контакта.
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные
часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай
поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки
ребенка
в
свои
(руки
согнуты
в
локтях)
и
начинает
имитировать
ход
часов
—
осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно
и быстро.
Догоню-догоню!
Цель: развитие
эмоционального
общения
ребенка
со
взрослым,
налаживание
контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки: —Давай играть - ты
убегай, а я буду тебя догонять!
Ребенок
убегает,
а
взрослый
догоняет
его.
При
этом
не
стоит
спешить
—дайте
возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог
ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально
напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает
тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть
определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно
настаивать — попробуйте в другой раз.
Иди ко мне
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,
ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель
его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка
гремит
погремушкой,
потом
раздает
погремушки
детям.
Они
вместе
с
Петрушкой
встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая
трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один
раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на
мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого
ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним.
Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием.
Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например,
медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с
ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было
сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!»
Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры
взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Поезд
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход
игры.
Воспитатель
предлагает
поиграть
в
«поезд»:
«Я
–
паровоз,
а
вы
–
вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.
«Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу».
Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход,
останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется
в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет
поиграть
в
догонялки.
Воспитатель
побуждает
детей
убегать
от
куклы,
прятаться
за
ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Игра с собачкой
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за
лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит
ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые
дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние,
поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают
согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно
сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает
ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется
помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет
движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Покатаемся на лошадке.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет
на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее,
громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш
повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается,
чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Подуй на шарик, подуй на вертушку.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Воздушный шарик, вертушка.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на
стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы
он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на
вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.
Игра с куклой.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите
показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
Соберем игрушки.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход
игры.
Пригласите
ребенка
помочь
вам
собрать
разбросанные
игрушки,
в
которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним
положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно
положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы
игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со
сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за
руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению
другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения
закладываются именно в адаптационный период.
Зайка.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один
ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и
выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.