Автор: Хребтищева Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 г.Петровска
Населённый пункт: город Петровск Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Музей проживания одного произведения» – технология, направленная на пропаганду ЗОЖ (из опыта работы)
Раздел: среднее образование
«
Музей
проживания
одного
произведения
» -
технология
,
направленная
на
пропаганду
ЗОЖ
(
из
опыта
работы
Хребтищевой
Елены
Юрьевны
,
учителя
русского
языка
и
литературы
МБОУ
СОШ
№8
г
.
Петровска
Саратовской
области
)
В этом учебном году освоила новую для себя технологию - Музей проживания
одного произведения. Музей проживания книги – это музей, который создаётся руками
детей в сотрудничестве с родителями и педагогами, сопровождается глубоким,
всесторонним изучением событий, предметов: внешнего вида, целью появления, историей
существования, личностями, связанными с ним. Это возможность сочетания
эмоционального и интеллектуального воздействия на читателей, осуществление
нетрадиционного подхода к пониманию текста, основанного на интересе детей к
исследовательской деятельности; раскрытие значимости и практического смысла
прочитанного, возможность самореализации каждого ребёнка, организации интересной
работы и исследовательской деятельности.
Основная цель такого рода деятельности – это пробуждение в читателе огромного
потенциала творческих возможностей, способствование духовному развитию личности, её
ценностных ориентаций.
Музей проживания одной книги – это музей-мастерская. Экспонатами такого музея
могут быть как работы, выполненные в разных техниках, так и рецензии, критические
статьи, письма, написанные читателем автору или герою прочитанной книги и т.д. Также в
музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное
отношение к тексту. Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально.
Итак, создание музея одного произведения –это повышение мотивации к
самосовершенствованию, развитие творческих личностных качеств, развитие навыков
работы в команде, (планирование, распределение функций, взаимопомощь,
взаимоконтроль), умение находить множество способов решения проблем и навыков
публичных выступлений в роли экскурсовода.
Пошаговая инструкция по созданию Музея проживания книги
1. Подготовительный этап.
2. Презентация с видео сопровождением.
3. Работа с текстом через стратегию «Чтение с остановками».
4. Работа с текстом (делим детей на группы, каждая из которых работает по своему
направлению).
5. Изготовление экспонатов в группах.
7. Экскурсия
Приложение (раздаточные материалы)
Приложение 1
Инструкция по созданию музейного экспоната
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Найдите главные детали текста, которые могут быть экспонатом.
3. Обозначьте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют ваш экспонат.
4. Смоделируйте экспонат и сделайте его.
5. Сделайте паспарту к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о
нём, цитата из текста, характеризующая экспонат).
6. Выберите экскурсовода, который в процессе работы будет собирать информацию для
выступления.
Приложение 2
Памятка экскурсоводу
1. Подготовь устное выступление.
2. В процессе работы записывай наиболее удачные высказывания членов творческой
группы об экспонате.
3. Составь план своего выступления.
4. Вставь в свой рассказ эмоциональные моменты текста, над которым работала группа
(3-5 предложений).
5. Составь рассказ об экспонате (экспозиции).
6. Подумай, какие вопросы могут задать вашей группе посетители музея.
Устное выступление
1. К устному выступлению необходимо готовиться тщательно. А это значит, что
обязательно продумать содержание речи.
2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в сущности вопроса, понимать
цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к
каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.
3. Необходимо поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без
скороговорок и постоянного жестикулирования.
4. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, подумайте,
какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении
(сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.)
5. Вся речь, особенно её начало, должна быть
построена так,чтобы сразу заинтересовать слушателя, а потом всё время держать
в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.
6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями,
старайтесь воздействовать логикой, эмоциями и логическими ударениями.
7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий
план.Постарайтесь по этому плану предварительно продуматьвсё
своё выступление.
Используемые ресурсы
1. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. -
С.62-70.
2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина:
Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37. По материалам конференции «Знаменские
чтения», СурГПУ, г. Сургут, 2008 г.
Пшеничных
Данила
,
обучающийся
8
класса
МБОУ
СОШ
№8
г
.
Петровска
Саратовской
области
,
руководитель
:
Хребтищева
Елена
Юрьевна
Книга
-
роман
Марка
Твена
«
Приключения
Тома
Сойера
».
Цель
:
создать
экспонаты
музея
проживания
книги
Марка
Твена
«
Приключения
Тома
Сойера
».
Задачи
:
Перечитать
книгу
и
выбрать
детали
,
которые
могли
бы
рассказать
о
здоровом
образе
жизни
Описать
экспонат
и
создать
его
Гипотеза
:
если
мы
обратим
внимание
на
детали
,
связанные
со
здоровым
образом
жизни
,
больше
узнаем
о
них
,
то
получим
новую
информацию
о
том
,
как
улучшить
своё
здоровье
Секция
1. «
Это
вкусно
и
полезно
»
Название
предмета
яблоко
Атрибуционные
данные
:
иллюстрация
из
книги
Дополнительные
сведения
Перед
вами
экспонат
«
Музея
проживания
книги Марка
Твена
«
Приключения
Тома
Сойера
».
-
яблоко
Наверно
,
нет
такого
человека
,
который
не
любил
бы
фрукты
.
Ну
когда
еще
настолько
вкусные
вещи
бывают
к
тому
же
и
полезные
?
Среди
фруктов
многие
,
как
свой
любимый
,
выделяют
яблоко
.
Задумайтесь
сами
,
ну
у
какого
еще
фрукта
есть
такое
разнообразие
вкуса
?
К
тому
,
этот
фрукт
одинаково
легко
доступен
в
любое
время
года
.
Кроме
того
,
что
яблоко
безумно
вкусное
,
оно
еще
и
обладает
огромным
количеством
полезных
свойств
.
Этот
фрукт
используется
как
для
лечения
,
так
и
для
профилактики
самых
различных
заболеваний
.
В
яблоках
содержится
целая
плеяда
витаминов
и
полезных
веществ
(
калий
,
магний
,
железо
,
марганец
и
многие
-
многие
другие
).
Также
в
состав
яблок
входит
огромное
количество
микроэлементов
:
калий
,
магний
,
натрий
,
сера
,
алюминий
,
бор
и
много
других
.
Употребление
яблок
полезно
для
нормализации
желудочно
-
кишечного
тракта
и
пищеварительной
системы
,
снижает
уровень
холестерина
,
повышает
аппетит
,
выводят
вредные
вещества
из
организма
.
Яблоки
просто
необходимы
при
авитаминозе
.
Сок
кислых
яблок
просто
незаменим
при
малокровии
.
А
кто
из
девушек
при
заявлении
,
что
она
в
очередной
раз
села
на
диету
,
не
доставала
из
сумочки
яблоко
?
В
яблоках
почти
все
полезные
вещества
,
которые
просто
необходимы
здоровому
человеку
.
В
яблоках
содержится
пектин
,
что
является
целиком
и
полностью
здоровым
слабительным
.
Необходимо
употреблять
яблоки
для
профилактики
.
Многих
витаминов
,
имеющихся
в
яблоках
намного
больше
,
чем
в
других
фруктах
,
в
том
числе
и
цитрусовых
.
Самыми
полезными
являются
свежие
плоды
и
их
натуральном
виде
.
Выбирайте
большие
,
красивые
,
здоровые
плоды
.
В
них
полезных
веществ
в
десятки
раз
больше
,
чем
в
маленьких
диких
плодах
.
Если
у
вас
нехватка
витамина
С
,
то
яблоки
для
вас
просто
незаменимы
.
Они
благоприятно
влияют
на
иммунитет
человека
,
укрепляют
стенки
сосудов
и
помогают
человеку
быстро
прийти
в
норму
после
болезни
.
Также
очень
полезной
является
кожура
яблок
.
Ученые
даже
доказали
,
что
в
химических
соединениях
,
которые
содержаться
в
кожуре
яблок
есть
такие
,
которые
могут
предотвращать
раковые
заболевания
.
Все
врачи
единогласно
призывают
употреблять
в
пищу
хотя
бы
по
одному
яблоку
в
качестве
профилактической
меры
.
Врачи
и
ученые
с
каждым
днем
открывают
все
больше
полезных
свойств
яблок
.
Например
,
совсем
недавно
было
доказано
,
что
у
детей
,
матери
которых
во
время
протекания
беременности
ели
яблоки
,
меньшая
вероятность
заболеть
астмой
.
Очень
полезная
информация
для
лентяев
:
Яблоки
стимулируют
мозговую
активность
.
Доказано
,
что
мозговая
деятельность
проходит
быстрее
и
улучшается
память
.
Не
стоит
забывать
,
что
все
должно
быть
в
меру
.
В
меру
употребление
яблок
помогает
почти
всем
органам
и
процессам
в
организме
.
Благодаря
тому
,
что
в
яблоках
содержится
много
клетчатки
,
они
очень
полезны
при
пищеварении
.
Они
предотвращают
расстройства
желудка
.
А
то
,
что
в
яблоках
много
железа
знает
даже
маленький
ребенок
,
которое
,
в
свою
очередь
помогает
организму
бороться
с
анемией
,
при
которой
в
крови
развивается
недостаток
гемоглобина
.
А
кто
из
нас
не
ходит
всю
зиму
хмурый
,
сонный
и
печальный
из
-
за
авитаминоза
?
Фрукты
–
лучшее
лекарство
от
этой
проблемы
,
а
самый
идеальный
вариант
,
конечно
,
яблоко
.
Яблоки
обязаны
быть
в
ежедневном
рационе
каждого
человека
.
Не
стоит
забывать
и
о
том
,
что
потребление
яблок
–
хорошая
помощь
при
лечении
и
профилактике
зубов
.
Ведь
клетчатка
,
содержащаяся
в
яблоках
,
очищает
зубную
эмаль
и
к
тому
же
.
Помогает
предотвращать
кариес
.
Яблоки
хорошо
влияют
на
глаза
.
Они
являются
верным
средством
при
лечении
куриной
слепоты
и
улучшают
зрение
.
Также
стоит
вспоминать
,
что
сорта
кислых
яблок
полезны
при
головной
боле
.
Если
вы
не
полюбили
яблоки
,
даже
прослушав
всю
полезную
информацию
о
них
,
то
попробуйте
какие
-
нибудь
новые
сорта
для
себя
.
Вкус
яблок
настолько
разнообразен
,
что
вы
в
любом
случае
найдете
что
-
то
,
что
понравится
именно
вам
.
Яблоки
отличный
диетический
продукт
.
Это
один
из
немногих
способов
похудеть
,
когда
диета
не
нанесет
вреда
своему
обладателю
.
В
яблоке
совсем
не
находится
жиров
и
к
тому
же
,
клетчатка
активизирует
пищеварительный
процесс
.
Яблоки
отлично
справятся
с
вашей
простудой
.
Они
довольно
эффективны
при
сезонных
гриппах
и
простудных
заболеваниях
.
Вероятность
заболеть
будет
втрое
меньше
,
если
вы
будете
съедать
в
день
хотя
бы
по
одному
яблоку
.
Интересный
эпизод
из
романа
Марка
Твена
«
Приключения
Тома
Сойера
».
Однажды
,
в
наказание
за
шалости
и
обман
,
тетя
Полли
заставила
Тома
красить
забор
длиной
в
тридцать
ярдов
.
Том
впал
в
тоску
.
Ведь
было
субботнее
утро
,
время
свободы
для
любого
мальчишки
.
Кроме
того
,
Том
опасался
насмешек
проходящих
мимо
знакомых
.
Он
попытался
было
свалить
свою
работу
на
негритенка
Джима
,
но
был
уличен
в
этом
тетей
.
Тогда
в
голову
ему
пришла
гениальная
идея
.
Он
решил
выдать
наказание
за
привилегию
.
Том
взял
кисть
и
начал
красить
забор
,
изображая
из
себя
человека
,
занятого
важным
и
интересным
делом
.
Когда
к
нему
подошел
мальчик
Бен
Роджерс
и
стал
над
ним
издеваться
,
намекая
,
что
Тому
приходится
работать
,
тогда
как
он
идет
купаться
и
играть
,
Том
ответил
,
что
белить
забор
гораздо
интереснее
и
не
каждому
мальчику
доверят
такую
ответственную
работу
.
Ситуация
изменилась
.
Бен
,
видя
с
каким
упоением
Том
красит
забор
,
стал
постепенно
меняться
в
лице
и
,
наконец
,
попросил
Тома
дать
попробовать
покрасить
и
ему
.
Том
,
ликуя
в
душе
,
отказал
,
указав
на
ответственность
поручения
.
Тут
Бен
окончательно
попался
в
ловушку
.
Он
отдал
Тому
яблоко
,
лишь
бы
тот
разрешил
немного
побелить
забор
.
Главный
герой
этого
произведения
-
Том
.
Он
-
беззаботный
школьник
,
непослушный
,
иногда
даже
грубый
.
В
голове
у
него
всегда
полно
всяких
глупых
россказней
и
пакостей
.
Том
может
прогулять
занятие
в
школе
,
играясь
в
лесе
и
воображая
себя
то
пиратом
,
то
знаменитым
разбойником
Робином
Гудом
.
Он
даже
убегает
из
дома
,
перепугав
и
огорчив
этим
тетю
Полли
.
Но
этот
мальчик
-
большой
мечтатель
и
выдумщик
,
смелый
,
честный
,
верный
в
дружбе
,
не
любит
неверных
,
нечестных
людей
и
клеветников
.
Он
берет
вину
девочки
Бекки
,
которая
ему
нравится
,
на
себя
,
старается
сообщить
тете
,
что
он
живой
,
чтобы
не
волновалась
.
Том
сумел
благодаря
своей
изобретательности
превратить
наказание
в
развлечение
-
так
разрекламировал
привлекательность
крашения
забора
,
которая
выстроилась
целая
очередь
желающих
.
Дрыгайло
Елена
, 8
а
класс
МБОУ
«
СОШ
№8
г
.
Петровска
»
Название
предмета
чай
Атрибуционные
данные
:
чай
из
магазина
Дополнительные
сведения
Перед
вами
экспонат
«
Музея
проживания
книги
Б
.
Екимова
«
Ночь
исцеления
» -
чай
.
Каждый
из
нас
сталкивался
с
ситуацией
,
когда
нужно
держаться
изо
всех
сил
и
не
спать
длительное
время
—
не
заснуть
ночью
,
дождавшись
какого
-
то
события
.
Состояние
при
этом
,
конечно
,
не
из
самых
приятных
:
веки
наливаются
свинцом
,
мышцы
шеи
отказываются
держать
потяжелевшую
голову
,
а
мысли
спотыкаются
друг
о
друга
,
блуждая
в
туманном
лабиринте
.
Есть
мнение
,
что
крепкий
чай
помогает
не
заснуть
.
Гриша
,
внук
бабы
Дуни
,
решил
помочь
своей
бабушке
.
Он
переживает
о
том
,
что
она
не
может
спокойно
спать
,
ей
снятся
кошмары
,
связанные
с
войной
:
она
теряет
во
сне
продуктовые
карточки
,
у
неё
отнимают
мешки
с
желудями
…
Она
плачет
и
кричит
во
сне
.
Чтобы
помочь
бабушке
,
внук
решил
успокоить
бабушку
,
а
не
кричать
на
неё
.
Но
для
этого
важно
:
«
Лишь
бы
не
заснуть
».
За
ужином
он
пил
крепкий
чай
,
чтобы
не
сморило
.
Выпил
чашку
,
другую
,
готовя
себя
к
бессонной
ночи
.»
Это
и
ли
нет
,
но
Гриша
дожидался
своего
часа
.
Когда
из
комнаты
бабушки
донеслось
еще
невнятное
бормотание
,
он
поднялся
и
пошел
.
Свет
в
кухне
зажег
,
встал
возле
кровати
,
чувствуя
,
как
охватывает
его
невольная
дрожь
.
Сумел
успокоить
бабушку
.
Гриша
слушал
и
жалел
бабу
Дуню
.
Когда
она
с
мольбой
в
голосе
стала
спрашивать
,
не
видел
ли
кто
её
карточки
,
мальчик
ответил
ей
.
Он
вошел
в
сон
бабы
Дуни
и
сказал
ей
,
что
вот
они
,
её
карточки
в
синем
платочке
.
На
эту
фразу
бабушка
отреагировала
с
большой
радостью
и
на
её
лице
появилась
улыбка
.
Тогда
Гриша
понял
,
что
бабушке
можно
помочь
только
состраданием
.
Таким
образом
,
я
прихожу
к
выводу
,
что
мы
должны
помогать
своим
родным
и
незнакомым
людям
.
Ведь
творя
добро
,
мы
приносим
мир
людям
.
Я
представила
вам
один
из
экспонатов
моей
Исследовательской
работы
Экспонаты
«
Музея
проживания
рассказа
Б
.
Екимова
„
Ночь
исцеления
”»
«
Книга
учит
нас
жизни
!» -
эту
фразу
мы
слышали
миллион
раз
от
учителей
,
от
родителей
.
Учит
тому
,
что
такое
хорошо
и
тому
,
что
такое
плохо
. «
Учить
добру
»
можно
по
-
разному
.
Можно
прочитать
нотацию
о
том
,
что
плохо
поступать
плохо
,
а
поступать
,
наоборот
,
нужно
хорошо
.
А
можно
просто
рассказать
историю
.
Таких
историй
много
:
книга
Элинор
Портер
«
Полианна
»,
«
Тёма
и
Жучка
»
Николая
Гарина
-
Михайловского
, «
Цветок
хлеба
»
Ю
.
Яковлева
.
Но
особое
впечатление
на
меня
произвёл
рассказ
Б
Екимова
«
Ночь
исцеления
».
Мне
стало
интересно
узнать
:
-
какие
проблемы
автор
старается
решить
в
ходе
повествования
;
-
как
автор
описывает
внутренний
мир
своих
героев
,
объясняет
психологию
их
поступков
;
-
в
чем
актуальность
данного
произведения
для
современного
читателя
.
Объектом
моего
исследования
стала
книга
Б
.
Екимова
«
Ночь
исцеления
»
Предмет
исследования
–
Книжные
экспонаты
,
отражающие
впечатления
от
прочитанного
.
Цель
нашего
исследования
–
создать
этикетки
к
книжным
экспонатам
,
отражающим
впечатления
от
прочитанного
Из
поставленной
цели
можно
определить
следующие
задачи
:
1,
Найти
главные
детали
текста
,
которые
могут
быть
экспонатом
«
Музея
проживания
книги
».
2.
смоделировать
экспонат
.
3.
Создать
этикетки
к
своему
экспонату
(
название
экспоната
,
краткая
информация
о
нём
,
цитата
из
текста
,
характеризующая
экспонат
).
4.
Собрать
информацию
для
выступления
.
Гипотеза
моего
исследования
заключается
в
том
,
что
даже
самая
маленькая
,
казалось
бы
незначительная
деталь
может
точнее
и
глубже
понять
замысел
автора
.
В
1
главе
представлено
моё
восприятие
этого
рассказа
.
В
нём
нет
описаний
сражений
,
сцен
массовых
подвигов
,
которые
совершали
люди
в
годы
Великой
Отечественной
войны
.
Скорее
,
это
произведение
о
жестоких
последствиях
войны
.
Действие
происходит
в
70-80
годы
XX
века
.
Но
тяжелое
время
,
горе
,
пережитое
во
время
войны
,
не
отпускает
бабу
Дуню
,
главную
героиню
рассказа
«
Ночь
исцеления
»,
оно
крепко
засело
в
ее
памяти
,
в
душе
.
Женщина
,
будучи
матерью
нескольких
детей
,
потеряла
карточки
на
хлеб
,
что
означало
голодную
смерть
.
Глава
2
о
деталях
,
которые
мы
отобрали
для
музей
проживания
книги
Б
.
Екимова
«
Ночь
исцеления
»
Во
-
первых
,
это
лекарства
.
Бабушка
кричит
во
сне
:
ей
снится
война
,
ей
снится
тот
кошмар
,
который
она
пережила
. «
Только
улягутся
и
заснут
,
как
забормочет
баба
Дуня
,
в
голос
заговорит
,
кого
-
то
убеждает
,
просит
так
явственно
в
ночной
тишине
,
а
потом
закричит
: «
Люди
добрые
!
Спасите
!!»
Конечно
,
все
просыпаются
–
и
к
бабе
Дуне
.
А
это
сон
у
нее
такой
тревожный
.
Поговорят
,
поуспокаивают
,
валерьянки
дадут
и
разойдутся
.
Но
через
час
то
же
самое
: «
Простите
Христа
ради
!
Простите
!!»
И
снова
квартира
дыбом
.
Конечно
,
все
понимали
,
что
виновата
старость
и
несладкая
жизнь
,
какую
баба
Дуня
провела
.
С
войной
и
голодом
.
Понимать
понимали
,
но
от
этого
было
не
легче
.
Водили
ее
к
врачам
.
Те
прописывали
лекарства
.
Ничего
не
помогало
.
А
мама
посоветовала
: «
Она
лишь
начнет
с
вечера
говорить
,
а
ты
крикни
: „
Молчать
!”
Она
перестает
».
Но
такой
способ
не
понравился
Грише
.
Во
,
вторых
,
это
карточки
.
Бабе
Дуне
они
снились
почти
каждую
ночь
.
Вернее
,
то
,
что
она
их
потеряла
:
–
Карточки
…
Где
карточки
…
В
синем
платочке
…
Люди
добрые
.
Ребятишки
…
Петяня
,
Шурик
,
Таечка
…
Домой
приду
,
они
исть
попросят
…
Хлебец
дай
,
мамушка
.
А
мамушка
ихняя
…
Хлебные
карточки
,
на
них
давали
хлеб
.
Давно
,
в
войну
и
после
.
А
Петяня
,
о
котором
горевала
бабушка
,–
это
отец
Гриши
.
Потеря
карточек
–
это
голодная
смерть
.
Как
смог
догадаться
мальчик
,
что
не
кричать
надо
,
а
проявить
доброту
и
милосердие
.
Он
стал
убеждать
,
мягко
,
ласково
:
–
Вот
ваши
карточки
,
бабаня
…
В
синем
платочке
,
да
?
ваши
в
синем
платочке
?
Это
ваши
,
вы
обронили
.
А
я
поднял
.
Вот
видите
,
возьмите
,–
настойчиво
повторял
он
. –
Все
целые
,
берите
…
Как
ценные
слова
,
сказанные
во
сне
: «…
Спаси
Христос
,
добрый
человек
…»
Третий
экспонат
–
жёлуди
.
Они
тоже
снятся
бабе
Дуне
,
она
плачет
наяву
,
когда
ей
снятся
эти
страшные
сны
.
Ей
снится
,
что
ходила
она
за
желудями
за
Дон
,
на
горы
.
Набрала
в
два
мешка
.
А
лесники
на
пароме
отнимают
.
Вроде
не
положено
.
И
мешки
не
отдают
.
А
нужды
они
,
чтобы
кормиться
:
их
толкли
,
мучки
чуток
добавляли
и
чуреки
пекли
,
ели
.
Трудно
в
это
поверить
,
неслучайно
,
бабушка
,
поясняет
,
что
сон
–
это
то
,
что
в
войну
было
явью
: «
Не
приведи
,
Господи
.
Не
приведи
…»
И
четвёртый
экспонат
,
на
наш
взгляд
,
очень
важный
для
понимания
доброты
мальчика
,
его
ответственности
–
чай
.
Мальчик
всё
время
думал
,
как
сделать
так
,
чтобы
бабушка
не
страдала
,
не
плакала
…
Как
помочь
ей
?
Как
мать
советовала
?
Приказать
,
крикнуть
–
и
перестанет
.
Гриша
придумал
своё
лекарство
,
но
для
этого
важно
было
не
заснуть
.
За
ужином
он
пил
крепкий
чай
,
чтобы
не
сморило
.
Выпил
чашку
,
другую
,
готовя
себя
к
бессонной
ночи
.
И
пришла
ночь
.
Потушили
свет
.
Гриша
не
лег
,
а
сел
в
постели
,
дожидаясь
своего
часа
.
Баба
Дуня
скоро
заснула
,
похрапывая
.
Гриша
ждал
.
И
когда
наконец
из
комнаты
бабушки
донеслось
еще
невнятное
бормотание
,
он
поднялся
и
пошел
.
Он
сумел
найти
нужные
слова
,
он
сумел
обогреть
,
успокоить
,
он
проявил
доброту
.
Итак
,
именно
детали
помогли
нам
разобраться
,
что
произошло
исцеление
не
только
бабушки
,
но
и
внука
.
Он
повзрослел
.
Милосердие
,
доброта
Гриши
сделали
то
,
чего
не
смогли
врачи
и
взрослые
.
Нам
,
людям
XXI
века
,
следует
поучиться
у
этого
мальчика
душевной
чуткости
и
доброте
.
Список
литературы
[1] -
Борис
Екимов
,
Живая
душа
. –
М
.:
Современник
. 1987.
[2]
Борис
Екимов
,
Ночь
исцеления
:
Рассказы
,
повести
–
М
.:
Современник
.
1986.
[3]
Музейная
педагогика
/
Под
ред
.
Н
.
М
.
Ланковой
/
Работа
со
школьниками
в
краеведческом
музее
. -
М
., 2001. -
С
.34-37.
По
материалам
конференции
«
Знаменские
чтения
»,
СурГПУ
,
г
.
Сургут
, 2008
г
.