"Молодые специалисты – кадровый резерв современной системы профессионального образования"
Автор: Чернова Дарья Александровна Должность: преподаватель спец дисциплин Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской торгово-экономический колледж" Населённый пункт: город Кострома Наименование материала: статья Тема: "Молодые специалисты – кадровый резерв современной системы профессионального образования" Раздел: среднее профессиональное
Д.А.Чернова
ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж»,
г. Кострома, Костромская область,
Российская Федерация
«МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ – КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Современному образованию нужен профессионально – компетентный,
самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически
готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к
осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному
профессиональному образованию. Даже при достаточно высоком уровне
готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная
адаптация молодого педагога пришедшего на работу может протекать
длительное время.
С первого дня работы в образовательной организации, будь то школа,
колледж или институт, молодые специалисты имеют те же обязанности и
несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем, а
учащиеся, их родители, администрация ожидают от них новых идей и
неудержимой энергии. Между тем молодой специалист требует к себе
особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива.
Преподаватели, которые в первый год работы не получили поддержки от
коллег и администрации, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы,
от столкновения с реальностью они нередко испытывают настоящий шок.
Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии
с учениками, их родителями, опасается критики опытных коллег, постоянно
волнуется, боясь что-нибудь не успеть, забыть, упустить. Зачастую
тревожность перерастает в постоянную, страх и неудовлетворенность
становятся привычными.
Стаж моей работы в «Костромском торгово-экономическом колледже»
составляет чуть более трех лет и в начале своей работы я тоже столкнулась с
рядом проблем, которые вызвали тревогу. В своей статье я хотела бы
поделиться опытом работы молодого преподавателя в условиях современного
профессионального образования, рассказать с какими трудностями может
сталкиваться преподаватель и как побороть в себе страх и неуверенность.
Практически сразу по окончанию колледжа я стала в нем работать на
должности мастера производственного обучения. Основная деятельность
молодого мастера производственного обучения состояла из двух объемных
блоков: подготовка специалистов в отрасли общественного питания и
самообразование путем участия в конкурсах профессионального мастерства.
Со своими основными должностными обязанностями я справлялась
добросовестно и продуктивно: кадровый состав предприятий общественного
питания пополнился компетентными специалистами. Самое сложное было
преодолеть психологический барьер из-за отсутствия разницы в возрасте
между мной и моими подопечным. Деятельность молодого преподавателя
конечно не заканчивается на машинальном исполнении его должностных
обязанностей. Для саморазвития и большей профессиональной
компетентности необходимо постоянно участвовать в конкурсах, семинарах и
выставках различного уровня. Ежегодно преподаватели технологических
дисциплин «Костромского торгово-экономического колледжа» посещают
международную выставку индустрии питания и гостеприимства, которая
проходит на базе выставочного центра Крокус-Экспо в Москве. На
международных выставках мы, молодые преподаватели узнаём инновации в
области общественного питания, которые в дальнейшем передаём своим
обучающимся, что только положительно сказывается на нашей
профессиональной деятельности. Участие в выставке способствовало
повышению моего профессионального уровня. Более того, учащиеся
регулярно завоевывают призовые места в конкурсах профессионального
мастерства различных уровней, включая международный, становятся
обладателями стипендии губернатора, победителями ежегодного областного
конкурса «Студент года». Многие победы наших обучающихся достигаются
при помощи трудолюбивых молодых специалистов.
Большое влияние на работу молодого специалиста оказывает его «творческий
наставник». С 2013 года в «Костромском торгово-экономическом колледже»
за каждым молодым специалистом, находящемся в штате был закреплен
наставник из числа опытных преподавателей колледжа. Моим наставником
стала Жемчужная Елена Евгеньевна. На своем опыте я могу сказать, что это
огромная помощь в работе молодого специалиста. Опытный наставник
помогает методически, дает показательные открытые уроки и конечно
помогает побороть страх и неуверенность в себе. В свою очередь колледж не
оставляет без внимания опытного наставника и стимулирует его материально.
С ноября 2014 по март 2015 года проходил конкурс профессионального
мастерства среди молодых преподавателей «Костромского торгово-
экономического колледжа» «Педагогический дебют». Конкурс проходил в два
этапа: на первом этапе молодые преподаватели продемонстрировали
творческое выступление на тему его профессиональной деятельности, а на
втором этапе давали показательный открытый урок. С этим большим
испытанием я успешно справилась и заняла почетное призовое место. По
большей части этот конкурс очень помог мне справиться с волнением перед
предстоящей аттестацией на первую категорию преподавателя. Любое
участие преподавателя в конкурсах профессионального мастерства
стимулируется, и это позволяет приблизиться к желаемой заработной плате.
Администрация «Костромского торгово- экономического колледжа»
премирует молодых, активных и желающих работать специалистов.
Работая молодым преподавателем, я вижу свое развитие. Я вижу разницу
между молодым преподавателем и к примеру работником производства.
Работа преподавателем очень дисциплинирует, постоянно направляет к
саморазвитию в разных сферах жизни.
Я считаю, для того чтобы быть успешным молодым преподавателем
необходимо обеспечит:
- сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее
взаимодействие, диалоговый обмен опытом;
- постоянный контакт молодого специалиста с администрацией
образовательного учреждения;
- четкое видение молодым специалистом результатов своей деятельности по
профессиональному становлению;
- деятельность по самопознанию, самоопределению,
самосовершенствованию;
- использование портфолио как инструмента самооценки педагогической
деятельности;
- материальное поощрение достижений молодого специалиста.
Работники «Костромского торгово-экономического колледжа» помогают
молодым специалистам не только материально, но и поддерживают
психологически и созданы все условия для работы в современной системе
профессионального образования.
Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора
профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более
квалифицированным специалистом он может в итоге стать.
Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой
потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач
и получает адекватную оценку со стороны коллег.
Список использованной литературы:
1.
Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е. Модернизация педагогического
образования // Социологические исследования. 2011. N 2.
2.
Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение учителей: ожидания и
реалии // Социологические исследования. 2010. N 10.