Напоминание

"Юный пешеход"


Автор: Лошакова Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 74"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Юный пешеход"
Раздел: начальное образование





Назад





Программа

Юный

пешеход
Составила программу: Лошакова Ирина Валерьевна
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) 2. Закон РФ « Об образовании» (1992 г.) 3. Конвенция « О правах ребенка» (1989 г.) 4. Устав образовательного учреждения. 5. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 г. 6. Закон РФ «О безопасности дорожного движения». 7. Федеральная целевая программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах». 8. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей. 9. Правила дорожного движения.

Пояснительная записка.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Ино - гда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как во - дители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у де - тей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановить- ся или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судь- ба ребенка и горе родителей. В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, кото- рые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема дет- ского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою активность. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формиро- вание у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста харак- терен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захва - тывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто под - вергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно- транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудо- вого регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дис- циплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполне- ние всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопас- ного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность вос- питания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспорт - ный травматизм среди детей и подростков.
Цель программы:
 охрана жизни и здоровья детей,  формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведе- ния на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,  практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения. 2. Развитие дорожной грамотности детей. 3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге. 4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой. 5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Дети должны знать:
1. историю возникновения ПДД; 2. дорожные знаки; 3. сигналы светофора; 4. виды транспорта; 5. причины ДТП; 6. правила движения на велосипеде; 7. правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях; 2. оценивать свое поведение на дороге; 3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Принципы, лежащие в основе разработки программы
 - систематическое изучение правил дорожного движения,  - осознанность в их усвоении,  - постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Срок реализации программы -4 года
 Реализация программы достигается путём рациональной теоретической под- готовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, культурно- массовых мероприятий.
Контроль за реализацией программы
Контроль осуществляется один раз в триместр в соответствии с планом школьного мони- торинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагности- ческих работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диа- гностические материалы и диаграммы результативности реализации программы
Характеристика программы

Организация в ОУ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного

травматизма.
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма проводится по согласованному на педсовете плану профилактических мероприятий, который включается в общешкольный план работы.При планировании мероприятий должны быть предусмот- рены: 1. Отчеты на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО о работе обществен- ного инспектора, классных руководителей о проведениях внеклассных мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 2. Работа с классными руководителями по оказанию им методической помощи в проведе- нии занятий по правилам дорожного движения, созданию методических уголков. 3. Пропаганда правил дорожного движения через стенную печать, показ видеофильмов, организация выступления работников ГИБДД, общественных инспекторов, внештатных сотрудников милиции по линии ГИБДД.
4. Во время проведения месячников «Внимание, дети!» проводить «Неделю безопасности движения». 5. Создание волонтерского движения учащихся по пропаганде ПДД: - проведение разъяснительной работы среди школьников; - проведение игр, конкурсов, соревнований по ПДД в школе. 6. Оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов и других на- глядных пособий для занятий с детьми. 7. Проведение открытых уроков по обучению детей ПДД. 8. Каждый случай нарушения детьми ПДД обсуждать на классных часах. 9. Проведение занятий с детьми медицинским персоналом по оказанию первой доврачеб- ной помощи. 10. Работа среди родителей по разъяснению ПДД. На родительских собраниях рассматри- вать вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков без- опасного поведения на улицах и дорогах. 11. В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости учащихся провести с учителями, руководителями ученических производственных бригад инструктивные сове- щания по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми, пра- вилам организованной перевозки учащихся. При проведении инструктажа всех озна- комить под роспись с «Памяткой-инструкцией» и сделать запись в журнале.
Формы проведения мероприятий:
 тематические занятия  игровые уроки  практические занятия в «городах безопасности»  конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД  настольные, дидактические и подвижные игры  Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;  Конкурсы рисунков и стенгазет  Игра «Безопасное колесо»;  Посвящение первоклассников в пешеходы  Проведение уроков по ПДД

Тематический план.



1 КЛАСС



Тема занятия
1 Вводное занятие: Дорога в школу и домой. 2-3 Улица полна неожиданностей. 4-5 Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) 6 Остановочный путь и скорость движения. 7-8 Пешеходные переходы. 9 Практическое занятие: Пешеходные переходы. 10 Нерегулируемые перекрестки. 11 Регулируемые перекрестки. Светофор. 12 Где еще можно переходить дорогу. 13 Поездка на автобусе и троллейбусе. 14 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 15-16
Проект №1
Виды транспорта. 17 Дорожные знаки и дорожная разметка. 18 Где можно и где нельзя играть. 19 Ты – велосипедист. 20-21
Проект №2
Дорожные знаки. 22 Поездка за город. 23 Дорога глазами водителей. 24 Экскурсия «Я- пешеход». 25 Для чего нужны правила дорожного движения. 26-27
Проект №3
Правила для пешеходов. 28 Участники дорожного движения. 29 Светофор. 30-31
Проект №4
Добрый светофор. 32 Обязанности пешеходов. 33 Движение по дороге в группе. Экскурсия.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Дат

а



Тема занятия

Базовое содержание

УУД
1 Вводное занятие: Дорога в школу и домой. Формировать и развивать у учащихся целостное воспри- ятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопас- ный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршру- та.
Л
: учебно-познавательные мотивы;
П:
с помощью учителя фор- мулирует познавательную цель;
Р:
с помощью учителя опре- деляет этапы решения учеб- ной задачи;
К:
с помощью учителя со- здаёт устные высказывания в соответствии с поставлен- ными задачами. 2- 3 Улица полна неожиданностей. Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основ- ными улицами в микрорайо- не школы. Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорож- ного движения. Рассмотреть элементы доро- ги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, перехо- дить дорогу. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторож- ным!
Л:с
помощью учителя уста- навливает связи между це- лью учебной деятельности и её мотивом;
П:
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:
с помощью учителя диф- ференцирует известное и неизвестное;
К:
с помощью учителя вы- являет проблему и оценива- ет предлагаемые способы её разрешения. 4- 5 Практическое за- нятие (экскурсия, настольные игры). Рассмотреть наиболее без- опасный путь первоклассни- ка в школу и домой. Провести обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно-транс- портных происшествий с детьми (по сводкам дорож- ной полиции).
Л:
освоение с помощью учителя безопасного спосо- ба пути;
П:
с помощью учителя ис- пользовать знаково-симво- лические средства;
Р:
учитывать выделенные учителем ориентиры дей- ствия в новом учебном ма- териале;
К:
с помощью учителя вы- являет проблему и оценива-
ет предполагаемые способы её разрешения. 6 Остановочный путь и скорость движения. Почему опасно внезапно вы- бегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно оста- новить невозможно. Остановочный путь автомо- биля.
Л: с
помощью учителя под- бирает аргументы для оце- нивания предлагаемого ма- териала;
П:
с помощью учителя устанавливает причинно- следственные связи;
Р:
с помощью учителя оце- нивать сложившуюся ситуа- цию на дороге;
К: с
помощью учителя фор- мулировать собственное мнение и позицию. 7- 8 Пешеходные переходы. Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пеше- ходная дорожка», «обочина», научить правилам дисципли- нированного поведения, уме- нию предвидеть опасность, воспитывать наблюдатель- ность, осторожность.
Л:с
помощью учителя уста- навливает связи между це- лью учебной деятельности и её мотивом;
П:
с помощью учителя со- здаёт модель поведения, отображающую учебную задачу;
Р:
с помощью учителя опре- деляет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвое- нию.
К:
с помощью учителя со- здаёт устные высказывания, формулирует проблему. 9 Практическое за- нятие. Пешеход- ные переходы. Закрепить полученные зна- ния, уметь правильно перехо- дить дорогу.
Л:
с помощью учителя уста- навливает связи между це- лью учебной деятельности и её мотивом;
П:
с помощью учителя вы- страивает иерархию имею- щихся знаний;
Р:
волевая саморегуляция;
К:
с помощью учителя со- здаёт устные высказывания, формулирует проблему. 10 Нерегулируемые перекрёстки. Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. По- ворот транспортных средств. Предупредительные сигна- лы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемо- го перекрестка. Правила перехода дороги на нерегули- руемом перекрестке. 11 Регулируемые перекрёстки. Све- тофор. Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3- секционный светофор.Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный свето- фор с вызывным устрой-
Л: с
помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельно-
ством. сти и её мотивом;
П:
выделение и осмысле- ние отдельных слов, терми- нов, понятий;
Р:
с помощью учителя диф- ференцирует известное и неизвестное;
К:
интегрироваться в груп- пу сверстников и строить продуктивное взаимодей- ствие со сверстниками и взрослыми. 12 Где ещё можно переходить доро- гу. Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании до- рожного движения свето- фором. Подземный и назем- ный пешеходный переходы, их обозначения.Дорожные знаки «Подземный пешеход- ный переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спе- циальными сигналами (сини- ми проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). 13 Поездка на авто- бусе и троллейбу- се. Какие транспортные сред- ства называют маршрутны- ми? Городской маршрутный транспорт: автобусы, трол- лейбусы, трамваи, маршрут- ное такси. Остановка автобуса и трол- лейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на оста- новку. Правила поведения на остановке.Правила для пас- сажиров автобуса и троллей- буса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги по- сле выхода из автобуса или троллейбуса. 14 Поездка на трам- вае и других ви- дах транспорта. Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трам- вайной остановки от автобус- ной.Как правильно пройти на трамвайную остановку. Пра- вила поведения на трамвай- ных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в ваго- не и при выходе.Правила перехода дороги после выхо- да из трамвая.Маршрутное такси. Его отличие от марш- рутного автобуса. Как пра- вильно пользоваться марш- рутным такси.Правила поль-
Л:
с помощью учителя под- бирает аргументы для оце- нивания предлагаемого ма- териала, опираясь на суще- ствующие нравственно-эти- ческие нормы;
П:
с помощью учителя нахо- дит необходимую информа- цию и выстраивает иерар- хию имеющихся знаний;
Р:
волевая саморегуляция;
К:
устанавливать рабочие
зования легковым автомоби- лем (посадка, поездка, вы- садка). отношения, эффективно со- трудничать и способство- вать продуктивной коорпо- рации. 15 - 16
Проект №1
Виды транспорта. Рассмотреть виды городского транспорта.Какие правила должны выполнять пассажи- ры. 17 Дорожные знаки и дорожная раз- метка. Назначение дорожных зна- ков. Дорожные знаки: «Пешеход- ный переход» (информаци- онно-указательный), «Под- земный пешеходный пере- ход», «Наземный пешеход- ный переход», «Место оста- новки автобуса и (или) трол- лейбуса», «Место остановки трамвая», «Движениепешехо- дов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).
Л:с
помощью учителя уста- навливает связи между це- лью учебной деятельности и её мотивом;
П:
с помощью учителя со- здаёт модель поведения, отображающую учебную задачу;
Р:
с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подле- жит усвоению.
К:
с помощью учителя со- здаёт устные высказывания, формулирует проблему. 18 Где можно и где нельзя играть. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспор- те. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выка- тился на проезжую часть.
Л:
с помощью учителя под- бирает аргументы для оце- нивания предлагаемого ма- териала;
П:
с помощью учителя вы- бирать наиболее эффектив- ные способы решения за- дач;
Р:
с помощью учителя пла- нировать этапы решения учебной задачи и формули- ровать конечный результат действия;
К:
с помощью учителя вы- являть проблему и оцени- вать способы её разреше- ния. 19 Ты – велосипе- дист. История велосипеда, его об- щее устройство.Что нужно знать о велосипеде для без- опасной езды на нем.Где можно кататься на велосипе- де до 14 лет. 20 - 21
Проект №2
До- рожные знаки. Объяснить значение дорож- ных знаков, научить пони- мать их схематическое изоб- ражение для правильной ориентации на улицах и до- рогах.
Л:
с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельно- сти и её мотивом;
П:
самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;
Р:
учитывать установлен- ные правила в планирова- нии и контроле способа ре- шения;
К:
планирование учебного 22 Поездка за город. Элементы загородной доро- ги: обочина, пешеходная до- рожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешехо- дов по загородной дороге. 23 Дорога глазами Проезжая часть – место ра-
водителей. боты водителей.Почему происходят дорожно-транс- портные происшествия (ДТП)?Как водитель видит пешеходов-нарушителей? сотрудничества с учителем и сверстниками. 24 Экскурсия «Я- пе- шеход» Показать учащимся опасные места вокруг школы, объек- ты, закрывающие обзор улиц и дорог.
Л:
внутренняя позиция школьника на уровне при- нятия учебной задачи;
П:
с помощью учителя уста- навливать причинно- след- ственные связи в изучаемом круге явлений;
Р:
учитывать установлен- ные правила в планирова- нии и контроле способа ре- шения;
К
: Обеспечивать бескон- фликтную совместную ра- боту в группе. 25. Для чего нужны правила дорожно- го движения Акцентировать внимание первоклассников на дорож- ные знаки, умение ориенти- роваться в дорожной обста- новке. 26 - 27.
Проект №3
Пра- вила для пешехо- дов. Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тро- туару и обочине. Формиро- вать представления пер- воклассников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам 28. Участники до- рожного движе- ния. Рассмотреть, кто является участником дорожного дви- жения. Роль и обязанности участников дорожного дви- жения.
П
: умение структурировать материал
Л:
направленность на усвое- ние новых знаний и спосо- бов действий
.

К:
Слушать и слышать друг друга. 29. Светофор. Дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяс- нить его световые сигналы и научить безопасно перехо- дить улицу по зелёному сиг- налу светофора. 30 - 31
Проект №4
До- брый светофор. Формировать представления младших школьников о без- опасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. 32 Обязанности пе- шеходов. Повторить и закрепить пра- вила безопасного поведения на дороге. Провести воспита- тельную работу по соблюде- нию Правил дорожного дви- жения и безопасного поведе- ния на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дис- циплинированность должна стать их привычкой.
Л:
с помощью учителя под- бирать аргументы для оце- нивания предлагаемого ма- териала, опираясь на суще- ствующие нравственно-эти- ческие нормы;
П:
с помощью учителя вы- страивать иерархию имею- щихся знаний;
Р:
учитывать установлен- ные правила в планирова- нии и контроле способа ре- шения;
К:
с помощью учителя аде- 33. Движение по до- роге в группе. Объяснить правила движе- ния по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорож-
ки, а если их нет – по обочи- не, но лишь днём и в сопро- вождении взрослых. Переход улицы по пешеходному пере- ходу по одному и группами. кватно использовать рече- вые средства для решения коммуникативных задач. Экскурсия. Отработка практических на- выков движения по дороге в группе.
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
 переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а так- же проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных перехо- дов);  правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Тематический план

2 класс



Тема занятия
1 Вводное занятие. 2-3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. 4-5 Практическое занятие.Почему на улице опасно?(экскурсия ) 6 Остановочный путь и скорость движения. 7-8 Пешеходные переходы. 9 Нерегулируемые перекрестки. 10 Регулировщик и его сигналы. 11-12
Проект № 1
«Регулируемая дорога». 13 Поездка на автобусе и троллейбусе. 14 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 15 Дорожные знаки и дорожная разметка. 16 Дорога в школу. 17-18
Проект № 2
«Твой ежедневный маршрут». 19 Где можно и где нельзя играть. 20 Ты – велосипедист. 21 Поездка за город. 22 Дорога глазами водителей. 23 Учусь читать дорожные знаки. 24-25
Проект №3
«Дорожные знаки в моей окрестности». 26 Кодекс выживания городского пешехода. 27 КВН «Клуб внимательный пешеход». 28 Правостороннее , двустороннее и одностороннее движение транспорта. 29-30
Проект №4
«Расставь дорожные знаки на перекрёстке». 31 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. 32-33 Почему дети попадают в дорожные аварии. 34 Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Дата



Тема занятия

Базовое содержание

УУД
1 Вводное занятие. Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 клас- се. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в ми- крорайоне, основные причины детского транспортного трав- матизма.
П
:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных усло- вий.
Л:
умение выделять нравственный ас- пект поведения.
К:
с помощью учи- т е л я в ы я в л я т ь проблему и оцени- вать предлагаемые способы её разре- шения.
Р:
составление пла- на последователь- ности действий. 2-3 Основные правила поведения учащих- ся на улице и доро- ге. Формировать навыки выполне- ния основных правил поведе- ния учащихся на улице, дороге с целью предупреждения дет- ского транспортного травматиз- ма.
П
:формулировка за- дач, которые следу- ет решить.
Л:
осознание учеб- ной цели и связи за- дач с конечной це- лью.
Р :
умение планиро- вать свою деятель- ность
.
4-5 Практическое заня- тие. Почему на ули- це опасно?(экскур- сия ) Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настоль- ные игры, макеты. Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переул- ков, на которых живут учащие- ся.
К
: у ч а с т во ват ь в коллективном обсу- ждении проблем.
Р:
принятие практи- ческой задачи 6 Остановочный путь и скорость движе- ния. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величи- ну остановочного пути. Опасность перехода перед близ- ко едущим транспортом. Особенности движения пешехо- дов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
П
:поиск и выделе- ние необходимой информации. 7-8 Пешеходные пере- ходы. Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные пере- ходы в микрорайоне школы.
Л:
усвоение теоре- тических знаний
П
:умение осознан-
Правила перехода дороги с дву- сторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при перехо- де дороги. Подземный и наземный пеше- ходные переходы, их обозначе- ния. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при при- бл и ж е н и и т р а н с п о р т н ы х средств с включеннымиспец- сигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или пере- кресток. но и произвольно строить речевое вы- сказывание. 9 Нерегулируемые перекрёстки. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных пере- ходов на нерегулируемом пере- крестке. Правила перехода не- регулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный пере- ход не обозначен.
П:
выделение и осмысление отдель- ных слов, терминов, понятий;
Р:
учитывать уста- новленные правила в планировании и контроле способа решения;
Л:
осознание учеб- ной цели и связи за- дач с конечной це- лью. 10 Регулировщик и его сигналы. Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Дей- ствия пешеходов по этим сигна- лам. Приоритет сигналов регулиров- щика над сигналами светофора. 11- 12
Проект № 1
«Регу- лируемая дорога» Способствовать овладению младшими школьниками знани- ем сигналов пешеходных свето- форов и сигналов регулировщи- ка.
К
:интегрироваться в группу сверстни- ков и строить про- дуктивное взаимо- действие со сверст- никами.
Р :
умение планиро- вать свою деятель- ность
.
13 Поездка на автобу- се и троллейбусе. Правила для пассажиров авто- буса и троллейбуса на останов- ке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при
П:
самостоятельное выделение и фор- мирование познава- тельной цели.
движении к остановке и после выхода из автобуса и троллей- буса. Опасные ситуации, возни- кающие при этом. Экскурсия на автобусную оста- новку. 14 Поездка на трамвае и других в и д а х транспорта. Правила для пассажиров трам- вая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила пользования маршрут- ным такси и легковым автомо- билем.
П:
построение ло- гической цепи рас- суждений.
Л:
умение выделять нравственный ас- пект поведения. 15 Дорожные знаки и дорожная разметка. Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с од- носторонним движением», «Место стоянки», «Железнодо- рожный переезд со шлагбау- мом», «Желе знодорожный переезд без шлагбаума», «Пе- шеходный переход» (предупре- ждающий), «Дети», «Пешеход- ная дорожка», «Въезд запре- щен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
П:
П о с т а н о в к а и формулирование проблемы, самосто- ятельное создание алгоритмов деятель- ности при её реше- нии. 16 Дорога в школу. Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных пу- тей подхода к школе, дому, ки- нотеатру, магазину и т.д.
П:
умение структу- рировать знания
Р:
постановка задач на усвоение гото- вых знаний и дей- ствий 17- 18
Проект № 2
«Твой ежедневный марш- рут» Способствовать овладению младшими школьниками знани- ем наиболее безопасного марш- рута в школу и домой.
К:
определение цели и функций участни- ков, способов взаи- модействия
П:
применение ме- тодов информаци- онного поиска 19 Где можно и где не- льзя играть. Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя
П:
умение исполь- зовать наглядные
играть во дворе. Примеры дорожно-транспорт- ных происшествий с детьми (по материалам дорожной поли- ции). Анализ причин их возник- новения. модели. 20 Ты – велосипедист. Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспорт- ных происшествий с детьми (по материалам дорожной поли- ции). Анализ причин их возник- новения.
П:
выбор наиболее эффективных способов в зависи- мости от конкрет- ных условий.
Р:
постановка задач на усвоение гото- вых знаний и дей- ствий 21 Поездка за город. Движение транспорта на заго- родной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как пра- вильно перейти загородную до- рогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).
П:
самостоятельное создание способов решения проблем. 22 Дорога глазами во- дителей. Дорожная обстановка в зависи- мости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникаю- щие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.
П:
построение ло- гической цепи рас- суждений.
Л:
умение выделять нравственный ас- пект поведения. 23 Учусь читать до- рожные знаки. Познакомить учащихся со зна- чением некоторых часто встре- чающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей разли- чать знаки для водителей и пе- шеходов. Воспитывать внима- ние, навыки осознанного ис- пользования знаний дорожного движения в повседневной жиз- ни.
П:
умение исполь- зовать наглядные модели. 24- 25
Проект

№3
«До- рожные знаки в моей окрестности» Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микро- районе школы.
К:
планирование общих способов ра- боты.
Р:
постановка задач на усвоение гото-
вых знаний и дей- ствий 26 Кодекс выживания городского пешехо- да. Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода.
П:
формулирование проблемы
Р:
формирование самооценки 27 КВН «Клуб внима- тельный пешеход» Воспитывать навыки осознан- ного знания правил в повсед- невной жизни.
К:
выражать свои мысли в соответ- ствии с задачами и условиями комму- никации 28 Правостороннее, двустороннее и од- ностороннее дви- жение транспорта Объяснить смысл правосто- роннего, двустороннего и одно- стороннего движения транспор- та.
П:
построение ло- гической цепи рас- суждений.
Л:
умение выделять нравственный ас- пект поведения. 29- 30
П р о е к т

№ 4
«Расставь дорож- ные знаки на пере- крёстке» Формирование навыка расста- новки дорожных знаков.
К:
участвовать в коллективном обсу- ждении проблем 31 Игры и соревнова- ния по правилам безопасного пове- дения на дорогах. Закрепить знания, умения и на- выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули- цах и дорогах с использованием игровых средств.
К
:обеспечивать бес- конфликтную сов- местную работу.
Л:
развитие мораль- ного сознания. 32- 33 Почему дети попа- дают в дорожные аварии. Расширить представление уча- щихся о дорожной среде, разви- вать целостность восприятия, чувства предвидения опасно- сти, наблюдательность, дисци- плинированность, умения и на- выки безопасного поведения.
П
:установление причинно- с л е д- ственных связей. 34 Итоговое занятие. Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД.
Л:
формирование рефлексивности самооценки в учеб- ной деятельности

Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
 перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;  перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;  обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;  при посадке и высадке из общественного транспорта;  ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и соору- жений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;  не создавать помех движению транспорта;  определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;  дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Тематический план

3 класс



Тема занятия
1 Вводное занятие. 2-3 Правила поведения учащихся на улице и дороге. 4 Как пешеходы и водители поделили дорогу. 5 Остановочный путь и скорость движения. 6 Пешеходные переходы. 7 Нерегулируемые перекрестки. 8 Регулируемые перекрестки. Светофор. 9-10
Проект №1
«История светофора». 11 Регулировщик и его сигналы. 12 Где еще можно переходить дорогу. 13 Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. 14 Причины детского дорожно-транспортного травматизма. 15 Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. 16 Дорога и её элементы, правила поведения на ней. 17-18
Проект №2
«Зелёная дорога». 19 Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. 20 Поездка на автобусе и троллейбусе. 21 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 22 Дорожные знаки и дорожная разметка. 23-24
Проект №3
«О чём говорят дорожные знаки». 25-26 Сигналы, регулирующие дорожное движение. 27 Где можно и где нельзя играть. 28-29
Проект №4 «
Где можно и где нельзя играть». 30-31 Ты – велосипедист. 32 Поездка за город. 33 Улица глазами водителей. 34 Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Дата



Тема занятия

Базовое содержание

УУД

Пла

н

Фак

т
1 Вводное занятие Дисциплина на дороге. Обя- занности пешеходов при движении по тротуару.Опас- ности, подстерегающие пе- шехода на тротуаре. Как правильно ходить по до- роге с друзьями, братом, се- строй, пожилыми людьми.
П:
построение ло- г и ч е с ко й ц е п и рассуждений.
Л:
умение выде- лять нравствен- ный аспект пове- дения. 2- 3 Правила поведе- ния учащихся на улице и дороге. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ об улице и ее состав- ных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.Рассказ о дороге и ее составных ча- стях: проезжая часть, обочи- на, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
Л:
усвоение тео- ретических зна- ний и ориентация на обобщенные способы действий
К:
точно выражать свои мысли в со- ответствии с по- ставленными зада- чами.
Р:
постановка за- дачи на освоение способов дей- ствий, которые обеспечат пра- вильное выполне- ние. 4 Как пешеходы и водители подели- ли дорогу. Сформировать у учащихся обобщённые понятия, до- биться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия води- телей, пешеходов; расши- рить словарный запас по до- рожной лексике.
К:
точно выражать свои мысли в со- ответствии с по- ставленными зада- чами.
П:
построение ло- г и ч е с ко й ц е п и рассуждений. 5 Остановочный путь и скорость движения. Скорость движения и тормо- жение автомобиля. Остано- вочный и тормозной путь. Особенности движения пе- шеходов и водителей в раз- ное время суток.
П:
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, поня- тий; 6 Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односто- ронним движением. Опасные ситуации при пере-
ходе дороги. Примеры дорожно-транс- портных происшествий с детьми (по материалам до- рожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Л:
усвоение тео- ретических зна- ний
П:
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, поня- тий; 7 Нерегулируемые перекрёстки. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.Опасные ситуа- ции при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.Нерегулируе- мые перекрестки в микро- районе школы. 8 Регулируемые перекрёстки. Све- тофор. Назначение светофора. Сиг- налы светофора и их значе- ние. Типы светофоров. Опасные ситуации при пере- ходе проезжей части на регу- лируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый пере- кресток.
П:
применение ме- тодов информаци- онного поиска
Р:
переопределе- ние познаватель- ной задачи в прак- тическую. 9- 10
Проект

№1
«Ис- тория светофора» Ознакомить учащихся с ис- торией появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигатель- ные умения и навыки без- опасного поведения на ули- цах и дорогах.
Р
: принятие прак- тической задачи
К
:чётко формули- ровать цели груп- пы и проявлять собственную ини- циативу для до- ст ижения э т о й цели
П:
умение струк- турировать знания 11 Регулировщик и его сигналы. Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорож- ной полиции, его работа.
П:
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, поня- тий; 12 Где ещё можно переходить доро- гу. Правила перехода дороги, если в зоне видимости от- сутствуют пешеходный пере- ход или перекресток. Опасные ситуации, возни- кающие при таком переходе.
П:
применение ме- тодов информаци- онного поиска
Р:
переопределе- ние познаватель- ной задачи в прак-
Примеры дорожно-транс- портных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам до- рожной полиции). Анализ причин их возникновения. тическую. 13 Правостороннее движение транс- портных средств и пешеходов. Ознакомить учащихся с но- вым понятием «правосто- роннее движение», расши- рить словарный запас по до- рожной лексике, формиро- вать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплиниро- ванность соблюдений пра- вил ПДД.
П:
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, поня- тий; 14 Причины детско- г о д о р о ж н о - транспортного травматизма. Нарушителями бывают и пе- шеходы, и водители, разви- вать бдительность, наблюда- тельность, осторожность, дисциплинированность, от- ветственность за свои по- ступки; всегда смотреть во все стороны и прислуши- ваться к звукам приближаю- щихся машин; рассмотреть положительные и отрица- тельные привычки детей и взрослых на дорогах.
П:
применение ме- тодов информаци- онного поиска
Л:
формирование рефлексивности самооценки в учебной деятель- ности 15 Безопасное пове- дение на тротуа- рах и обочинах. Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной до- рожке и обочине.
П:
построение ло- г и ч е с ко й ц е п и рассуждений 16 Дорога и её эле- менты, правила поведения на ней. Вспомнить понятие «проез- жая часть дороги», сфор- мировать чувство предвиде- ния опасности. 17 - 18
П р о е к т

№ 2
«Зелёная дорога» Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движе- ния, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора.
Р
:постановка учебной цели. 19 В и д ы а в т о- транспортных средств и их тор- мозные свойства. Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на ве- личину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транс- п о р т ом . В и д ы а в т о- транспортных средств и их назначение. Продолжать
П:
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, поня- тий;
формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и доро- гах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт оста- новить мгновенно невозмож- но. 20 Поездка на авто- бусе и троллейбу- се. Правила пользования авто- бусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбус- ные остановки в микрорайо- не школы. Примеры дорожно-транс- портных происшествий с детьми (по материалам до- рожной полиции). Анализ причин их возникновения.
П:
применение ме- тодов информаци- онного поиска 21 Поездка на трам- вае и других ви- дах транспорта. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного пове- дения при пользовании маршрутным такси, легко- вым автомобилем, мотоцик- лом, велосипедом, грузови- ком.
П:
умение струк- турировать знания 22 Дорожные знаки и дорожная раз- метка. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велоси- педная дорожка», «Движе- ние на велосипедах запреще- но». Таблички. Дорожная разметка, ее на- значение и виды.
П:
кодирование- использование знаков и симво- лов. 23 - 24
Проект

№3
«О чём говорят до- рожные знаки» Закрепление знаний учащих- ся по дорожным знакам. На- звание и предназначение знаков сервиса.
П
:умение строить схемы
Р
: умение взаимо- действовать с о сверстниками
К:
устраивать эф- фективные груп- повые обсуждения 25 - 26 Сигналы, регули- рующие дорож- ное движение. Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика.
П:
умение исполь- зовать наглядные модели. 27 Где можно и где нельзя играть. Места для игр и езды на самокатных средствах в го- роде и за городом.
Р:
переопределе- ние познаватель- ной задачи в прак-
Опасность игр вблизи желез- нодорожных путей. Где можно играть в микро- районе школы и дома. тическую.
Л:
формирование личностной р е- флексии. 28 - 29
Проект №4 «
Где можно и где не- льзя играть». Места для игр и езды на самокатных средствах в го- роде и за городом. Опасность игр вблизи желез- нодорожных путей. Где можно играть в микро- районе школы и дома.
П
:кодирование (использование знаков и симво- лов).
Р
: способность к организации сво- ей деятельности.
К:
обеспечивать бесконфликтную совместную рабо- ту в группе. 30 - 31 Ты – велосипе- дист. Игры и соревнования на ве- лосипедах с элементами ве- лофигур.
К:
с т р е м л е н и е устанавливать до- верительные отно- шения, спо соб- ность к эмпатии. 32 Поездка за город. Правила движения пешехо- дов по загородной дороге. Правила перехода загород- ных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной до- роге. Примеры дорожно-транс- портных происшествий с детьми за городом (по мате- риалам дорожной полиции). Анализ причин их возникно- вения.
Р
: способность к организации сво- ей деятельности
Л:
формирование рефлексивности с а м о о ц е н к и в учебной деятель- ности
П:
построение ло- г и ч е с ко й ц е п и рассуждений. 33 Улица глазами во- дителей. Что такое дорожно-транс- порт но е п р о и с ш е с т в и е (ДТП). Причины возникновения до- рожно-транспортных проис- шествий по вине пешеходов.
П
:постановка и формулирование проблемы.
Л:
Формирование личностной и ком- мукативной р е- флексии. 34 Итоговое занятие. Игра-соревнование по Пра- вилам дорожного движения. Подведение итогов. Награ- ждение лучших учащихся.
К:
обеспечивать бесконфликтную совместную рабо- ту в группе.
Учащиеся 3-го классадолжны знать:

 сигналы светофора;  виды транспорта;  причины ДТП;  правила движения на велосипеде;  правила движения по дороге.
Учащиеся 3-го класса должны уметь:
 ориентироваться в дорожных ситуациях;  оценивать свое поведение на дороге;  объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Тематический план

4 класс



Тема занятия
1 Вводное занятие. 2 Безопасность пешеходов. 3
Проект №1 «
Безопасность пешеходов». 4 Знаем ли мы правила дорожного движения. 5 Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. 6 Проверка знаний правил дорожного движения. 7 Основные понятия и термины ПДД. 8
Проект №2 «
Понятия и термины ПДД». 9 Предупредительные сигналы. 10 Движение учащихся группами и в колонне. 11 Перевозка людей. 12 Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. 13 Нерегулируемые перекрестки. 14
Проект №3 «
Нерегулируемые перекрёстки». 15 Оборудование автомобилей специальными приборами. 16 Труд водителя. 17 Разбор дорожной ситуации на макете. 18
Проект №4 «
Ситуации на дороге». 19 Дорожные знаки. 20 Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. 21 Практическое занятие на специально размеченной площадке. 22-23 Основные виды травм и первая помощь при них. 24 Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. 25 Поведение пассажиров после ДТП. 26 Обязанности велосипедистов. 27-28 Оценка дорожных ситуаций. 29-30 Практические упражнения, тренирующие глазомер. 31 Остановочный и тормозной путь автомобиля. 32 Ответственность за нарушение. 33 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. 34 Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Дата



Тема занятия

Базовое содержание

УУД

План

Фак

т
1 Вводное занятие. 2 Безопасность пас- сажиров. Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности челове- ка. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специаль- ный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стади- он и т.п.
Р
:самостоятель- ная постановка учебной цели
Л:
развитие мо- рального созна- ния.
П:
построение логической цепи рассуждений. 3
Проект №1
Без- опасность пеше- ходов. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стади- он и т.п.
К:
обеспечивать бесконфликтную совместную ра- боту в группе.
Р:
формирова- ние самооценки деятельности. 4 Знаем ли мы пра- вила дорожного движения. Причины дорожно-транспорт- ных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюде- ние пассажирами правил пове- дения в транспорте, недисци- плинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорож- ного движения.
П:
поиск и выде- ление необходи- мой информа- ции.
Л:
развитие мо- рального созна- ния через дис- куссию. 5 Практическое за- нятие: Знаем ли мы правила до- рожного движе- ния Настольные игры по ПДД. За- крепление знаний и представ- лений о безопасности дорож- ного движения.
Л
:формирова ние личностной и коммуникатив- ной рефлексии. 6 Проверка зна- ний правил до- рожного движе- ния. Повторение материала по пра- вилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах.
К:
адекватное межличностное восприятие.
Р:
способность к самоорганиза- ции.
Л:
выработка ко- декса моральных норм.
7 Основные поня- тия и термины ПДД. Участник дорожного движе- ния, пешеход, водитель, оста- новка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пе- шеходная дорожка, пешеход- ный переход, железнодорож- ный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.
К:
использова- ние адекватных языковых средств. 8
Проект №2 «
По- нятия и термины ПДД». Закрепить полученные поня- тия.
П:
умение осо- знанно строить речевые выска- зывания в пись- менной форме.
К:
планирование общих способов работы
Р:
способность к саморегуляции. 9 Предупредитель- ные сигналы. Подача предупредительных сигналов световыми указате- лями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможе- ния, при буксировке транс- портного средства, при ава- рийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запреще- на, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно- транспортное происшествие.
П:
построение логической цепи рассуждений.
Р
:самостоятель- ная постановка учебной цели 10 Движение у ч а- щихся группа- м и и в к о- лонне. Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочи- не дороги, пешеходному пере- ходу.Порядок движения уча- щихся в колонне.Правила по- садки группы учащихся в транспорт общего пользова- ния.
Л:
формирова- ние ориентиров- к и н а н р а в- ственно-этиче- ское содержание поступков и со- бытий. 11 Перевозка людей. Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых лю- дей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запреще- ния при перевозке людей?
П:
построение логической цепи рассуждений.
12 Перевозка уча- щихся на гру- зовых автомо- билях. Особенности перевозки уча- щихся на грузовых автомоби- лях. Оборудование кузова си- деньями, наличие сопровожда- ющих, установка на автомоби- ле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.
П:
построение логической цепи рассуждений. 13 Нерегулируемые перекрестки. Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на не- регулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь сто- ять? Знакомство с группой знаков приоритета.
П
: выдвижение гипотез и их об- основание.
Р
:самостоятель- ная постановка учебной цели 14
Проект № 3
Не- регулируемые перекрёстки. Закрепить понятия «нерегули- руемый перекрёсток», «равно- значные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на не- регулируемых перекрёстках.
П:
знаково-сим- волическое мо- делирование
К
:выражать свои мысли в соответ- ствии с задачами и условиями коммуникации
Р:
формирова- ние умения пла- нировать свою деятельность. 15 Оборудование ав- томобилей специ- альными прибора- ми. Специальные автомобили: по- жарные, полиции, скорой ме- дицинской помощи, аварий- ные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуко- выми сигналами и проблес- ковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомо- билей. Транспортные средства, обо- рудованные проблесковыми м а я ч к а м и о р а н ж е в о г о или желтого цвета.
П:
умение ана- лизировать объект.
Л:
усвоение тео- ретических зна- ний.
К:
способность с помощью во- просов добывать информацию. 16 Труд водителя. Работа водителя – это напря- женный и ответственный труд.
К:
вступать в диалог, участво-
Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную без- опасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля. вать в коллек- тивном осужде- нии проблем. 17 Разбор дорожных ситуаций на макете. На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах вы- ставляются различные дорож- ные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.
Р:
умение ана- лизировать ситу- ации.
К:
умение слы- шать и слушать друг друга.
П:
умение вы- двигать гипоте- зы и проверять их.
Л:
развитие мо- рального созна- ния. 18
Проект №4
Ситу- ации на дороге. Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, вос- питывать дисциплинирован- ность, развивать умения, на- выки и привычки безопасного поведения.
Л:
создание проблемных си- туаций и пути их решения.
К:
управление поведением партнёра.
П:
19 Дорожные знаки. Дорожные знаки для пешехо- дов и велосипедистов.
П:
построение логической цепи рассуждений.
Р
:самостоятель- ная постановка учебной цели 20 Проведение дня безопас- ности дорож- ного движения в классе. Проводится конкурс, виктори- на на лучших знатоков правил дорожного движения.
П:
умение де- лать выводы и умозаключения. 21 Практическое за- нятие на специ- ально размечен- ной площадке. Движение групп учучащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах.Дви- жение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.Сиг- налы регулировщика.
К:
умение аргу- ментировать свою точку зре- ния.
Р:
организовы- вать учебное со- трудничество. 22- 23 Основные виды травм и первая Практические занятия по ока- занию пострадавшим первой
К:
обмен знани- ями между чле-
помощь при них. доврачебной помощи. нами группы для принятия совместных ре- шений. 24- 25 Поведение пасса- жиров при неиз- бежности ДТП. Поведение участников и оче- видцев дорожно-транспортно- го происшествия. Вызов ско- рой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.
К:
выражать свои мысли в со- ответствии с по- ставленными за- дачами. 26 Обязанности ве- лосипедистов. Правила и место пользования велосипедами. Порядок дви- жения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути дви- жения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.
П:
использовать разные виды ин- формации. 27- 28 Оценка дорожных ситуаций. Проблемные дорожные ситуа- ции: отвлечение внимания, за- крытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне оста- новки на нерегулируемом пе- шеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пе- шеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по пра- вилам безопасного поведения.
Л:
создание проблемных си- туаций и пути их решения.
Р
:самостоятель- ная постановка учебной цели 29- 30 Практические упражнения, тре- нирующие глазо- мер. Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуа- ций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.
П:
применение методов инфор- мационного по- иска.
К:
участвовать в коллективном осуждении проблем.
Р
:самостоятель ная постановка учебной цели. 31 Остановочный и тормозной путь автомобиля. Из чего складывается остано- вочный путь автомобиля. Вре- мя реакции водителя. Тормоз- ной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину оста- новочного пути. Влияние по- годных условий на безопас- ность дорожного движения.
П:
поиск и выде- ление необходи- мой информации 32 Ответственность за нарушение. Правила дорожного движения – закон для всех, невыполне- ние которого предусматривает определённую ответствен-
П:
умение да- вать определе- ние понятиям.
Л:
формирова-
ность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонару- шениях. ние самооценки. 33 Игры и соревно- вания по прави- лам безопасного поведения у ч а- щихся на улицах и дорогах. Формирование умений и на- выков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жиз- ни.
К:
способность брать на себя инициативу.
Л:
развитие мо- рального созна- ния. 34 Итоговое занятие. Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.
П:
контроль и оценка процесса и результатов де- ятельности.
Учащиеся 4-го классадолжны знать:
 что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
 перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;  перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;  перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
 ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусто- ронним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;  переходить железнодорожные пути;  переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;  осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Ожидаемые результаты.
 Сокращение количества ДТП с участием обучающихся  Повышение уровня теоретических знаний по ПДД  Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Вопросы итогового контроля знаний учащихся

 Назови участников дорожного движения.  Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.  Назови части городской (загородной) дороги.  Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»  Как называется место, где пересекаются улицы?  Назовите типы перекрёстков.  Какие бывают пешеходные переходы?  Расскажи свой путь «Дом – школа»  Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).  Где следует ожидать общественный транспорт?  Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.  Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.  Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?  Что такое «зебра»?  Что такое «островок безопасности»?  Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?  Какие бывают пешеходные переходы?  Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?  Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?  Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?  Где должны ходить пешеходы?  Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.  Какие дорожные знаки тебе известны?  Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?  Какие бывают светофоры?  Что означает каждый сигнал светофора?  Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?  Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?  Какое движение называют правосторонним и почему?  Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:

1 класс.
 Кого называют пешеходом?  Что такое транспорт?  Для чего предназначен тротуар?  Что такое перекресток?  Для чего служат ПДД?  Для чего служит проезжая часть?  Где надо переходить улицу?  Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?  Где можно играть?  Как нужно вести себя на улице?  Кому дает команды пешеходный светофор?  При каком сигнале светофора можно переходить улицу?  Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?  Зачем нужны дорожные знаки?  В каких местах устанавливается знак «Дети»?  Где можно кататься на велосипеде?  Почему опасно цепляться за автомобили?  Почему на санках нельзя кататься на улице?  Где нужно ожидать общественный транспорт?  Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?  Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
 Почему нужно всегда соблюдать ПДД?  Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?  Какие дорожные знаки помогают пешеходу?  Для чего служит дорога?  Какие улицы называются улицами с односторонним движением?  Для чего предназначен тротуар?  Для чего служит проезжая часть?  Для чего нужна обочина на дороге?  Какие транспортные средства вы знаете?  Где и как ходить по улице, если нет тротуара?  Каковы особенности движения пешеходов?  Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?  В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?  Как нужно идти по пешеходному переходу?  Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?  В каких местах можно переходить дорогу?  Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?  Кому дает команды пешеходный светофор?  При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?  Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середи- ны улицы?
3 класс
 Что понимается под улицей, и на какие части она делится?  Какие вы знаете элементы дороги?  Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?  Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придержи- ваться правой стороны?
 Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?  Зачем нужны обочина и кювет?  Как отличить главную дорогу от второстепенной?  Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?  Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
 Для чего нужны дорожные знаки?  Где и как устанавливаются дорожные знаки?  На какие группы делятся все дорожные знаки?  Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?  Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-  указательных знаков?  Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?  Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?  Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.

2 класс


1.

Что означает термин «проезжая часть» ?

А
. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б
. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В
. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.

Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А.
По бордюру
Б
. По тротуару
В
. По проезжей части
3
.
Кого называют «водителем»?

А
. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б
. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В
. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А.
Два
Б.
Три
В.
Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А
. Никак;
Б
. Оштрафовать;
В
. Посадить в тюрьму.
6.

Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А
. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б
. По правой стороне проезжей части;
В
. В специально отведенных местах.
7.

Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А
. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б
. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В
. Во всех вышеперечисленных случаях.
8.

В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А
. Всегда, если это безопасно;
Б
. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматри- вается в обе стороны;
В
. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9.

Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал,

не успел дойти до середины проезжей части?

А
. Продолжить переход;
Б
. Вернуться обратно на тротуар;
В
. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А
. Нет, не разрешен;
Б
. Да, разрешен;
В
. Разрешен, если нет автомашин.
11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании

правил дорожного движения)?

А
. С 12 лет
Б
. С 14 лет
В
. С 7 лет
12.

При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А
— при Петре I,
Б
— И. Грозном,
В
— Александре Михайловиче.
13.

Где впервые появились дорожные знаки?

А
— Париж,
Б
— Лондон,
В
— Рим.
14. Где появился первый светофор?


А
. В Лондоне
Б
. В России
В
. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А
. Зеленого
Б
. Красного
В
. Жёлтого
16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?

17.О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный, Но зато такой надежный. Помогает он в пути Нам дорогу перейти.
18.Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки! Б. Внимание: дети! В. Побежали-побежали
Олимпиада по Правилам дорожного движения.

Категория: пешеход.

3-4 класс

1.Что означает термин «проезжая часть» ?

А
. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б
. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В
. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А.
По бордюру
Б
. По тротуару
В
. По проезжей части
3
.
Кого называют «водителем»?

А
. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б
. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В
. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А.
Два
Б.
Три
В.
Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А
. Никак;
Б
. Оштрафовать;
В
. Посадить в тюрьму.
6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А
. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б
. По правой стороне проезжей части;
В
. В специально отведенных местах.

7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А
. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б
. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе сто- роны;
В
. Во всех вышеперечисленных случаях.
8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А
. Всегда, если это безопасно;
Б
. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В
. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый

сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А
. Продолжить переход;
Б
. Вернуться обратно на тротуар;
В
. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А
. Нет, не разрешен;
Б
. Да, разрешен;
В
. Разрешен, если нет автомашин.
11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем

знании правил дорожного движения)?

А
. С 12 лет
Б
. С 14 лет
В
. С 7 лет
12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А
— при Петре I,
Б
— И. Грозном,
В
— Александре Михайловиче. 13.
Где впервые появились дорожные знаки?

А
— Париж,
Б
— Лондон,
В
— Рим.
14. Где появился первый светофор?

А
. В Лондоне
Б
. В России
В
. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий

мяч»?

А
. Зеленого
Б
. Красного
В
. Жёлтого
16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?

17.О каком дорожном знаке эта загадка?

Этот знак совсем несложный, Но зато такой надежный. Помогает он в пути Нам дорогу перейти.
18
.
О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?

А
. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоро- вительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которо- г о в о з м о ж н о п о я в л е н и е д е т е й .
Б
. Участок дороги на проезжей части, по которому можно бе - г а т ь .
В
. Ура! Уроки закончились!
19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А
— пешеход;
Б
— водитель;
В
— дорожный рабочий.
20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожно-

го движения?

А
— нет;
Б
— да;
В
— да, т.к. работают на дорогах.
21. Какого цвета были первые дорожные знаки?

А
— красного,
Б
— черного,
В
— белого.
22.

Ка ко го

ц в е т а

п р и м е н я ю т с я

с в е тов ы е

с и г н а л ы

в

с в е т о ф о р а х ?

А
. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лун - н о г о ц в е т а .
Б
. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета.
В
. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цве- та.
23
В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов
?

А
— США;
Б
— Франция;
В
— Япония.
24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться

пешеходы?

А—
левой;
Б
— правой;
В—
любой.
25
.
Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?
А. Конечно, разрешается Б. Категорически запрещается
В. Разрешается, если установлено детское сиденье.
Литература:


Для учащихся:
1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2002. 2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002. 3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002. 4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
Для учителя:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методи- ческое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного об- разования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007. 2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведе- ния на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007. 3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006. 4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. 5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. 6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. 7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеоб- разовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999. 8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)


В раздел образования