Автор: Кубышкина Александра Тимофеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 25 г. Химки
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Урок по литературному чтению
Тема: Николай Носов «Фантазеры»
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Николай Носов
«Фантазеры»
Задачи урока:
1.
Развивать читательское воображение с опорой на текст.
2.
Учить выразительно читать диалоги.
3.
Расширять словарный запас.
4.
Учить выявлять причины поступков героев, определять свое отношение к ним.
5.
Учить отличать фантазию от лжи.
Оборудование:
1.
Портрет Н.Носова
2.
Выставка книг Н.Носова
3.
Рисунки к произведениям Н.Носова
4.
Мультимедиа
5.
Презентация к уроку
6.
Музыкальная физминутка
Оформление доски:
1.
«В мире книг»
2.
Тема: Николай Носов (1908-1976 г.) «Фантазеры»
3.
Портрет писателя
4.
Таблица по внеклассному чтению «В мире книг».
Ход урока
Слайд №1
I. Организация учащихся на урок
II. Подготовка к восприятию
1. - Какой раздел учебника мы изучаем?
Слайд №2.
В мире книг
2. - Какие из представленных на выставке книг вы читали?
Слад №3.
3. - Кто автор этих книг?
Слайд №4.
4. - О ком пишет Н.Носов?
5. - Какие ребята в его произведениях?
Слайд №5.
III. Викторина по произведениям Н.Носова.
Слайд №6.
- Сейчас проведем викторину по произведениям Н.Носова и убедимся в том, насколько хорошо
вы знаете произведения этого автора.
Слайд №7.
1. Ах ты умник? Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он песком? Как же теперь
кататься?
1)
«Огурцы»
2)
«Телефон»
3)
«На горке»
Слайд №8
2. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а
там темно-темно!
1)
«Телефон»
2)
«Затейники»
3)
«Ступеньки»
Слайд №9
3. Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
1)
«Живая шляпа»
2)
«Саша»
3)
«Огородники»
Слайд №10
4. Он схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто
пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
1)
«Незнайка в Солнечном городе»
2)
«Мишкина каша»
3)
«Веселая семейка»
Слайд №11
5. Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил,
как добрался до огорода.
1)
«Тук-тук-тук»
2)
«Приключения Незнайки и его друзей»
3)
«Огурцы»
Слайд №12
Самопроверка
в, б, а, б, в
1. в) «На горке»
2. б) «Затейники»
3. а) «Живая шляпа»
4. б) «Мишкина каша»
5. в) «Огурцы»
IV. Биография писателя.
Слайд №13
- Я вижу, что вам нравится творчество писателя. Герои его рассказов учат думать, рассуждать. А
кто он был, как он жил? Что за интересный он был человек?
(Подготовленные учащиеся рассказывают биографию Н.Носова)
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в поселке Ирпень – недалеко
Киева.
Там
же
Носов
окончил
семилетку.
После
школы
ему
пришлось
несколько
лет
проработать чернорабочим. В 19 лет он поступил в Киевский художественный институт, а через
два года перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Больше 20 лет
Носов проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором.
С детства Носов увлекался всевозможной техникой, а какое-то время даже мечтал стать
химиком. Любой читатель может увидеть след этих увлечений в его рассказах и сказках – их
герои все время что-то изобретают, переделывают, совершенствуют – одним словом, «химичат».
Но мало кто знает, что именно благодаря своей технической одаренности Носов был награжден
в 1943 году орденом Красной Звезды. Награду ему вручили за созданную им серию военно-
технических картин, с помощью которых наши военные обучались работать с новой техникой.
По словам самого писателя, он пришел в литературу случайно – нужно было сочинять
сказки и забавные рассказы для сына и его приятелей – дошкольников. В 1938 году в журнале
«Мурзилка» был опубликован первый рассказ – «Затейники». Отдельные рассказы и дальше
один за другим стали публиковаться в журналах «Мурзилка», «Костер», в газете «Пионерская
правда».
30 лет своего писательского труда отдал Н.Носов детской литературе. Его творческий
путь достойно отмечен Родиной – он лауреат Государственной премии, награжден орденами
Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
И сейчас Н.Носов один из самых любимых писателей наших ребят, потому, что герои
рассказов «открыляют сердца детей любознательностью, непримиримостью ко злу, жаждой
добрых дел.
- Что вам особенно запомнилось?
V. Сообщение темы урока
1. - Какой рассказ Н.Носова вы читали дома?
Слайд №14
(Фантазеры)
2. - Как вы думаете, в какой книге он может быть помещен?
(Рассказы о детях)
3. - Какую цель поставим перед собой на уроке?
( Поговорим о героях этого рассказа, о событиях которые происходят в рассказе, о поступках
героев)
VI. Анализ текста
1. Словарная работа.
1.1. - Кого Н.Носов называет в рассказе фантазерами?
(Мишутку и Стасика)
1.2. - Что делали ребята, прочитайте.
(Мишутка и Стасик сидели на скамеечке и разговаривали. Рассказывали друг
другу разные небылицы.)
1.3. - Что такое небылицы? Как вы думаете?
(Фантазии, вранье)
2. Выборочное чтение текста.
2.1. - Давайте послушаем, какие небылицы придумывали ребята?
Откройте тетрадь с печатной основой. Чтение текста стр. 88 ТПО
Слайд №15
2.2. - Какой это рассказ по настроению?
(Веселый)
2.3. - Каким голосом нужно читать слова персонажей этого рассказа?
(Радостным, загадочным, хвастливым)
2.4. - Понравилось ли вам как ребята рассказывают разные небылицы?
2.5. - Подберите синонимы к слову – рассказывать.
(Сочинять, выдумывать, фантазировать)
2.6. - Как называют человека, который любит фантазировать?
(Фантазер, выдумщик, сочинитель)
2.7. - Кто такой фантазер? Что говорится в толковом словаре В.Даля и
Д.Ушакова?
Слайд №16
Фантазер – человек, склонный фантазировать, мечтатель, строящий
несбыточные планы.
2.8. Что значит фантазировать?
Слайд №17
Фантазировать – мечтать, выдумывать, сочинять, что-нибудь
неправдоподобное.
Слайд №19
2.9.Инсценирование рассказа:
Стр. 179 со слов «Ну, это что…» до слов «…на ракете»
3. Работа над сравнением фантазий ребят.
- Кто по вашему лучший сочинитель?
(Мишутка – потому, что … Стасик – потому, что …)
Мишутка:
1.
Мне 140 лет.
2.
Был большой, а стал маленький.
3.
Мог реку переплыть, океан.
4.
Бац, акулу по голове!
5.
Акула голову откусила, он без головы пошел домой, другая голова выросла.
6.
Раздавил автобус.
Стасик:
1.
Мне 95 лет.
2.
Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
3.
Мог море переплыть.
4.
Раньше летать умел.
5.
Крокодил съел, а потом выплюнул.
6.
На Луну летал.
- Что вам особенно понравилось в фантазиях ребят?
VII. Работа над содержанием
Проблемный вопрос:
- В начале рассказа автор сообщает, что Мишутка и Стасик рассказывали разные небылицы,
будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Почему же рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны»
- Чем отличается врун от фантазера?
(Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)
Слайд №19
Врать – лгать, говорить неправду, обманывать словами.
- Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?
(Да)
Слайд №20
Музыкальная физминутка.
- Мишутка и Стасик с удовольствием фантазировали, пока к ним не подошел Игорь.
- Что сказал Игорь ребятам? Прочитайте.
(«Вот врут-то! И вам не стыдно?»)
- Что ответили ребята?
(«А чего стыдно? Мы же никого не обманываем…просто выдумываем будто сказки
рассказываем»)
- Какое новое слово появилось в разговоре ребят?
(Обманывать)
- Что значит – обманывать?
(Говорить неправду)
- Как называют человека, который обманывает?
(Обманщик)
- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают.
- С кем вы согласны?
- Почему Стасик и Мишутка обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?
- Как Игорь придумывал? (Прочитайте)
- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?
- Смог ли Игорь сочинить интересную историю?
- Найдите в тексте и прочитайте, какую историю все же рассказал Игорь?
- Как вы считаете, то, что рассказал Игорь – это ложь или фантазия?
- Как поступили с ним ребята?
(Они прогнали его с лавочки)
- Почему они это сделали?
(Ребята были возмущены поведением Игоря)
- А вы согласны с мнением героев рассказа?
- Прочитайте, как ребята отнеслись к рассказу Игоря. (стр.182)
- Почему Мишка обозвал Игоря брехуном?
- Подберите к этому слову синонимы.
Слайд №21
(Брехун, обманщик, врун)
- Зачем Н.Носов в своем рассказе использует такое грубое слово?
- Я вижу, что вам нравятся Мишутка и Стасик. Они фантазеры, но они добрые мальчики
умеющие осудить несправедливость, ложь, нечестность.
- Докажите, что Мишутка и Стасик действительно были добрыми ребятами.
(Ребята поделились с Ирой единственной порцией мороженного)
Слайд №22
- Какое настроение было у Иры, когда ее встретили мальчики?
(Глаза были заплаканные)
- Как вы считаете, удалось ли Мишутке и Стасику утешить Иру?
- Какие слова в тексте подтверждают это?
(Она засмеялась)
Слайд №23
Чтение по ролям ТПО стр.89 зад. №2
VIII. Обобщение
Слайд №24
1.
Какие герои рассказа вам понравились? Почему?
2.
Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?
3.
Попробуйте объяснить Игорю, чем отличается ложь от фантазии?
Для этого выберите из предложенных вариантов те, которые соответствуют фантазерам, а какие
обманщикам. Прочитайте!
Слайд №25
1.
Придумывает ради собственного удовольствия.
2.
Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.
3.
Хочет сочинить интересную историю.
4.
Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие.
5.
Обманывает, чтобы получить какую-то пользу.
6.
Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.
IX. Вывод
- Ответили мы на проблемный вопрос?
- Кто же Мишка и Стасик, фантазеры или вруны?
(Фантазеры)
- Мы доказали это. Давайте прочитаем хором.
Слайд №26
Фантазер – человек склонный
фантазировать, мечтатель, строящий
необычные планы.
Обманщик – человек, который сознательно
вводит в заблуждение не исполняет
обещания, нарушает свое слово.
Слайд №27
- Я вижу, что все вы добрые фантазеры, а фантазия – это мечта. А мечты сбываются. Давайте
мечтать вместе.
X. Домашнее задание
Слайд №28
Вы любите фантазировать? Тогда поиграйте в фантазеров и придумаете фантастический рассказ на
тему: «Как я провел летние каникулы».