Напоминание

Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи


Авторы: Никитина Екатерина Васильевна, Горчакова Алла Михайловна
Должность: Студент и старший преподаватель кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: Самарского государственного социально–педагогического университета
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Е. В. Никитина

Самарский государственный социально-педагогический университет

(г. Самара)

Науч. рук. – старший преподаватель кафедры логопедии, специальной

педагогики и специальной психологии А. М. Горчакова

Аннотация: В статье раскрываются основные понятия фонематического

восприятия.

Представлены

результаты

экспериментального

исследования

фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР. Обозначены

особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с

ОНР.

Определены

этапы

и

направления

логопедической

работы

по

формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР.

Ключевые

слова:

фонематическое

восприятие,

общее

недоразвитие

речи.

Развитие речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на

становление

личности

дошкольника.

Степенью

развития

данной

сферы

определяется

уровень

сформированности

у

ребенка

социальных

и

познавательных

мотивов,

интересов

и

потребностей,

умений,

навыков

и

знаний, которые являются базисом личностной культуры (А. Н. Гвоздев, В.

И. Бельтюков, Б. М. Гриншпун и др.).

Главной

задачей

развития

речи

ребёнка

в

старшем

дошкольном

возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным

запасом;

овладение

грамматическим

строем

языка,

практическое

умение

пользоваться

усвоенным

языковым

материалом,

полно,

связно,

последовательно и понятно окружающим передать свою мысль, основу всего

перечисленного составляет фонематическое восприятие.

Актуальность

нашей

работы

заключается

в

том,

что

при

всем

разнообразии

коррекционных

методик,

направленных

на

формирование

фонематического восприятия, нет достаточно разработанной коррекционно-

логопедической

работы,

с

использованием

системы

дидактических

игр,

направленных

на

формирование

фонематического

восприятия

у

дошкольников с ОНР.

Отечественные исследователи (Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева) в своих

трудах

подчеркивают,

что

формирование

фонематического

восприятия

в

логопедической

работе

с

детьми,

имеющими

ОНР,

сегодня

приобретает

особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому

становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель

всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой

и требует от логопеда, воспитателей и родителей длительной кропотливой

работы.

Все

вышесказанное

обусловливает

необходимость

детального

теоретического и практического изучения формирования фонематического

восприятия

у

старших

дошкольников

с

ОНР

и

определение

наиболее

оптимальных

путей

повышения

эффективности

методов

и

средств

коррекционного

воздействия

в

процессе

логопедической

работы

по

формированию фонематического восприятия у данной категории детей.

Фонематическое

восприятие

представляет

собой

наиболее

элементарный уровень распознавания звуков речи.

Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой

стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность

в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и

идентифицировать

звуки

речи

по

их

отношению

к

звуковым

эталонам

-

фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин).

Фонематическое

восприятие

искусственный

звуковой

анализ,

который

лежит

в

основе

овладения

процессом

обучения

грамоте.

Д. Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического

восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение

определять последовательность звуков и их количество, умение определять

местоположение звука в слове.

Различные учёные в своих трудах используют разные термины для

обозначения

одного

и

того

же

понятия.

Это

касается

и

фонематических

процессов, поэтому нужно сразу определить, что мы под ними понимаем.

Термин фонематическое восприятие наиболее полно раскрыт Л. С. Волковой,

где

он

определяется

так: «специальные

умственные

действия

по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». Оно

содержит

в

себе

два

компонента:

фонематический

слух

и

элементарный

звуковой

анализ.

Благодаря

фонематическому

восприятию,

которое

развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на

слух

звуков

речи.

Сформированное

фонематическое

восприятие

является

залогом

четкого

произнесения

звуков,

построения

правильной

слоговой

структуры

слов,

основой

овладения

грамматическим

строем

языка,

успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой

всей сложной речевой системы.

Фонематическое

восприятие

звуков

речи

происходит

в

ходе

взаимодействия

поступающих

в

кору

головного

мозга

слуховых

и

кинестетических

раздражителей.

Постепенно

эти

раздражители

дифференцируются,

и

становиться

возможным

вычленение

отдельных

фонем.

При

этом

большую

роль

играют

первичные

формы

аналитико-

синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки

одних фонем и отличает их от других.

Анализ литературных данных по проблеме изучения фонематического

восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что все

дети

с

ОНР

имеют

не

достаточно

сформированное

фонематическое

восприятие. Дети с ОНР не различают на слух, не улавливают акустической

и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит

к тому, что дети не достаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Для

выявления

особенностей

формирования

фонематического

восприятия у дошкольников с ОНР, нами было проведено экспериментальное

исследование.

В

исследовании

приняли

участие

40

детей

старшего

дошкольного

возраста. Возраст испытуемых – 5-6 лет. Испытуемые были разделены на две

группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу

вошли 20 дошкольников: 10 девочек и 10 мальчиков, имевших, согласно

заключению ПМПК, общее недоразвитие речи III уровня. В контрольную

группу вошли 20 дошкольников с нормой речевого развития: 13 мальчиков и

7 девочек.

При

проведении

экспериментального

исследования

нами

решались

следующие задачи:

проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

по

теме

исследования;

– разработать методику, позволяющую всесторонне оценить уровень

развития фонематического восприятия у старших дошкольников;

выявить

особенности

фонематического

восприятия

у

старших

дошкольников с ОНР;

провести

качественный

и

количественный

анализ

полученных

результатов;

Проанализировав

работы

авторов,

которые

раскрывают

структуру

процесса

фонематического

восприятия,

описывают

исследования,

посвященные

вопросам

нарушения

и

особенностей

формирования

фонематического восприятия у детей, для экспериментального исследования

мы адаптировали методики Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой, Г. А. Волкова,

В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко.

Методика экспериментального исследования состояла из пяти заданий,

предлагаемых детям. Задания предлагались по принципу «от простого к

сложному».

Задание 1 включает в себя исследование восприятия и дифференциации

изолированных звуков, звуков в слогах и в словах.

Задание 2 и задание 3 включают в себя дифференциацию слов близких

по звуковому составу, но разных по значению.

Задание 4 включает в себя дифференциацию правильно произнесенных

слов от их искаженных вариантов произнесения.

Задание 5 включает в себя дифференциацию близких по звуковому

составу, но разных по значению слов в предложении.

По результатам исследования в экспериментальной группе мы видим,

что ни одному ребенку не удалось выполнить правильно и точно все 5

заданий. Наиболее значительные затруднения вызвали задания на узнавание

заданного звука в слогах и в словах (дети пропускали элементы слога, слова,

содержащие данный звук или выделяли элемент, не содержащий данный

звук).

Дети экспериментальной группы были разделены на три группы: с

высоким уровнем развития фонематического восприятия – 1 ребенок (5%); со

средним уровнем ‒ 6 детей (30%); с низким уровнем ‒ 13 детей (65%).

Ребенок с высоким уровнем развития фонематического восприятия с

минимальным количеством допустимых ошибок выполнил все задания. Дети

со средним уровнем допускали по 2-3 ошибки. Дети с низким уровнем

допускали более 3 ошибок в выполнении каждого задания.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что превалирующим уровнем

развития

фонематического

восприятия

у

дошкольников

с

ОНР

является

низкий уровень.

В ходе эксперимента в контрольной группе восемь детей правильно и

точно выполнили все 5 заданий. Также, шесть детей справились с заданиями

частично, но сумма баллов соответствует высокому уровню фонематического

восприятия. У детей, которые частично справились со всеми заданиями, но с

высоким

уровнем

фонематического

восприятия

возникли

небольшие

трудности в задании 2 «Покажи картинку» и в задании 3 «Разложи картинки в

ряд», то есть в различение слов близких по звуковому составу, но разных по

значению.

Дети контрольной группы были разделены на три группы: с высоким

уровнем развития фонематического восприятия – 14 детей (70%); со средним

уровнем ‒ 5 детей (25%); с низким уровнем ‒ 1 ребенок (5%).

Дети

контрольной

группы

с

высоким

уровнем

р а з в и т и я

фонематического восприятия без ошибок или с допустимым количеством

ошибок выполнили все задания. Дети со средним уровнем допускали по 2-3

ошибки.

Ребенок

с

низким

уровнем

допустил

4

ошибки

в

выполнении

заданий.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что превалирующим уровнем

развития

фонематического

восприятия

у

дошкольников

с

нормальным

речевым развитием является высокий уровень.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие

выводы об особенностях формирования фонематического восприятия у детей

с ОНР:

1. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости,

для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по

месту и способу образования.

Так как в онтогенезе речи способность к

слуховому

различению

звонких

и

глухих

согласных

формируется

относительно поздно по причине их акустической близости.

2.

Наибольшие

трудности

вызвали

задания

на

узнавание

заданного

звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и

неправильного звучания слов, фраз.

3.

Наименьшие

затруднения

вызвали

задания

на

узнавание

слов-

паронимов.

В результате исследования нами была достигнута цель: определить

особенность формирования фонематического восприятия у дошкольников с

общим недоразвитием речи.

Все дети с ОНР имеют нарушения фонематического восприятия, а

значит и всех фонематических процессов, формирующихся на его основе:

формирование

полноценных

фонематиче ских

п р е д с т а в л е н и й ,

фонематического анализа и синтеза.

Проанализированная

научно-теоретическая

литература,

анализ

данных экспериментального исследования позволили определить содержание

работы

по

формированию

фонематического

восприятия

у

старших

дошкольников

с

ОНР,

которая

осуществлялась

в

общей

системе

логопедического воздействия.

Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием

необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового

внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно выделить два

этапа

по

формированию

фонематического

восприятия:

подготовительный

этап и основной этап.

I. Подготовительный этап.

II. Основной этап.

Цель: сформировать базу для

формирования фонематического

восприятия.

Цель: сформировать

фонематическое восприятие.

Направления работы:

– работа по развитию слухового

восприятия;

– работа по развитию

речеслухового внимания

Направления работы:

– дифференциация слов, близких

по звуковому составу в тексте;

– дифференциация слов, близких

по звуковому составу в

предложении;

– дифференциация отдельных

слов, близких по звуковому

составу;

– дифференциация слогов;

– дифференциация фонем.

Этапы формирования фонематического восприятия

Работу на подготовительном этапе

осуществляют воспитатели,

музыкальные работники по

рекомендации учителя-логопеда

.

Работу на основном этапе

осуществляет учитель-логопед.

На

основном

этапе

логопедической

работы

реализуются

такие

направления, как:

1.

Различение

слов

близких

по

звуковому

составу,

но

разных

по

значению в тексте.

Целью данного направления является дифференциация слов близких по

звуковому составу, но разных по значению на уровне текста. На данном этапе

логопедической работы ребёнку предлагается система дидактических игр с

использованием

стихотворений,

где

присутствуют

слова

квазиомонимы,

которые

ребёнку

необходимо

распознать

на

слух,

как

неподходящие

по

смыслу в данном контексте. Коррекционно-логопедическую работу следует

начинать

с

этого

направления,

так

как

ребёнку

проще

распознать

слова

близкие

по

звуковому

составу,

но

разные

по

значению

в

присутствии

контекста.

2.

Различение

слов

близких

по

звуковому

составу,

но

разных

по

значению в предложении.

Целью данного направления является дифференциация слов близких по

звуковому

составу,

но

разных

по

значению

на

уровне

предложения.

В

предложениях используются слова квазиомонимы, которые ребёнок должен

распознать на слух, как неподходящие по смыслу в данном контексте.

3. Различение близких по звуковому составу, но разных по значению

слов.

Целью данного направления является дифференциация отдельных слов

близких

по

звуковому

составу,

но

разных

по

значению. В

процессе

осуществления

логопедической

работы

на

данном

направлении

используются

дидактические

игры

с

постепенным

усложнением

условий

дифференциации

слов:

от

слов,

отличающихся

несколькими

звуками,

к

словам, различающимся только одним звуком.

4. Дифференциация слогов.

Целью данного направления является формированию фонематического

восприятия

на

уровне

слогов. Работа по формированию у детей с ОНР

фонематического восприятия на уровне слогов строится поэтапно от слогов,

различающихся

несколькими

звуками

к

слогам

различающимися

одним

звуком, с акустически далекими и акустически близкими звуками.

5. Дифференциация звуков.

Целью данного направления является формирование фонематического

восприятия на уровне изолированных звуков. Работу следует начинать с

различения

изолированных

звуков,

связанных

с

конкретными

образами.

Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.

Таким

образом,

нами

определены

основные

этапы

и

направления

логопедической работы по формированию фонематического восприятия у

старших дошкольников с ОНР.

Формирование

фонематического

восприятия

является

одной

из

важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с дошкольниками с

общим

недоразвитием

речи.

Нормальное

развитие

фонематического

восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития

речи:

на

его

основе

дети

учатся

выделять

в

речи

окружающих

фразы,

понимать

смысл

слова,

различать

слова-паронимы,

соотносить

их

с

конкретными предметами, явлениями, действиями.

Стойкое исправление речевых нарушений может быть гарантировано

только при планомерном формировании фонематического восприятия. Кроме

того,

без

достаточной

сформированности

фонематического

восприятия

невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его

основе:

формирование

полноценных

фонематических

представлений,

фонематического анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического

восприятия

имеет

большое

значение

для

усвоения

правильного

звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

На

основе

проведенного

количественного

и

качественного

анализа

результатов исследования были сделаны выводы о низком уровне развития

фонематического восприятия у детей экспериментальной группы и выявлены

его основные особенности. Полученные результаты исследования нашли свое

применение при построении коррекционной работы в определении этапов и

направлений коррекционной работы, в подборе содержания и определении

последовательности предъявления дидактических игр.



В раздел образования