Напоминание

"Задачи, материалы и направленность адаптивной физической культуры при нарушении зрения у детей"


Автор: Бескровная Ксения Сергеевна
Должность: Студетка
Учебное заведение: СГПИ
Населённый пункт: города Ставрополя
Наименование материала: Статья
Тема: "Задачи, материалы и направленность адаптивной физической культуры при нарушении зрения у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Задачи, материалы и направленность адаптивной физической

культуры при нарушении зрения у детей».

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к

социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или

частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные

достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается

медленно.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и

уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное

затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон

такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с

нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности,

общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в

отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы,

пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в

способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой

сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к

труду.

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из

важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения

их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей

имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения,

но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Задачи и средства адаптивного физического воспитания:

воспитание гармонически развитого ребенка;

укрепление здоровья;

воспитание волевых качеств;

обучение жизненно важным двигательным умениям, навыка;

развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости,

выносливости;

охрана и развитие остаточного зрения;

развитие навыков пространственной ориентировки;

развитие навыков пространственной ориентировки;

развитие и использование сохранных анализаторов;

укрепление мышечной системы глаза;

коррекция недостатков физического развития, обусловленных

депривацией зрения;

коррекция скованности и ограниченности движений;

активизация функций сердечно-сосудистой системы;

развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения

как основных, так и специальных задач имеется богатый арсенал физических

упражнений:

1.

Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2.

Общеразвивающие упражнения:

без предметов;

с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи,

мячи разные по качеству, мешочки с песком, гантели);

на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца,

перекладина, ребристая доска, тренажеры)

3.

Упражнения на формирование навыка правильной осанки

4.

Упражнения для укрепления сводов стопы.

5.

Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем

6.

Упражнения на расслабление (физическое и психическое),

расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса

различных групп мышц.

7.

Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение

функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей

глаза; на развитие аккомодационной способности глаза и др.

К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического

воспитания детей с нарушением зрения относятся:

1.

возраст и пол

2.

результат медицинского обследования и рекомендации врачей:

офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога

3.

степень и характер зрительного нарушения; остроты зрения;

4.

состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие

заболевания);

5.

исходный уровень физического развития;

6.

состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7.

наличие сопутствующих заболеваний;

8.

способность ребенка к пространственному ориентированию;

9.

наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

10.состояние и возможности сохранных анализаторов;

11.способы восприятия учебного материала;

12.состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома,

признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы)

Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку

наиболее полную информацию об окружающем мире. Известно, что

количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к

окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения.



В раздел образования