Автор: Бескровная Ксения Сергеевна
Должность: Студетка
Учебное заведение: СГПИ
Населённый пункт: города Ставрополя
Наименование материала: Статья
Тема: "Задачи, материалы и направленность адаптивной физической культуры при нарушении зрения у детей"
Раздел: дополнительное образование
«Задачи, материалы и направленность адаптивной физической
культуры при нарушении зрения у детей».
Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к
социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или
частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные
достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается
медленно.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и
уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное
затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон
такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с
нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности,
общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в
отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы,
пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в
способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой
сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к
труду.
В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из
важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения
их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей
имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения,
но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.
Задачи и средства адаптивного физического воспитания:
воспитание гармонически развитого ребенка;
укрепление здоровья;
воспитание волевых качеств;
обучение жизненно важным двигательным умениям, навыка;
развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости,
выносливости;
охрана и развитие остаточного зрения;
развитие навыков пространственной ориентировки;
развитие навыков пространственной ориентировки;
развитие и использование сохранных анализаторов;
укрепление мышечной системы глаза;
коррекция недостатков физического развития, обусловленных
депривацией зрения;
коррекция скованности и ограниченности движений;
активизация функций сердечно-сосудистой системы;
развитие коммуникативной и познавательной деятельности.
В современной практике адаптивного физического воспитания для решения
как основных, так и специальных задач имеется богатый арсенал физических
упражнений:
1.
Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2.
Общеразвивающие упражнения:
без предметов;
с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи,
мячи разные по качеству, мешочки с песком, гантели);
на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца,
перекладина, ребристая доска, тренажеры)
3.
Упражнения на формирование навыка правильной осанки
4.
Упражнения для укрепления сводов стопы.
5.
Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем
6.
Упражнения на расслабление (физическое и психическое),
расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса
различных групп мышц.
7.
Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение
функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей
глаза; на развитие аккомодационной способности глаза и др.
К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического
воспитания детей с нарушением зрения относятся:
1.
возраст и пол
2.
результат медицинского обследования и рекомендации врачей:
офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога
3.
степень и характер зрительного нарушения; остроты зрения;
4.
состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие
заболевания);
5.
исходный уровень физического развития;
6.
состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
7.
наличие сопутствующих заболеваний;
8.
способность ребенка к пространственному ориентированию;
9.
наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;
10.состояние и возможности сохранных анализаторов;
11.способы восприятия учебного материала;
12.состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома,
признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы)
Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку
наиболее полную информацию об окружающем мире. Известно, что
количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к
окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения.