Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника
Автор: Аушева Марем Муратовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 10 Населённый пункт: Кемеровская область, город Прокопьевск Наименование материала: статья Тема: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника Раздел: дошкольное образование
математических представлений дошкольника
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их
обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами,
пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается
обаяние игры.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре
каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические
силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре,
вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них –
учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и
направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться
средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны
развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие
развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В
настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения,
выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей
различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития
мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи:
развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств
немыслимо развитие ребенка в целом.
Проводя занятия я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих
ответах, внимание и память слабо развиты.
Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью
которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Изучая новую
литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры,
занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. С
прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие
математических способностей у детей дошкольного возраста ”.
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
1.
Игры с цифрами и числами
2.
Игры путешествие во времени
3.
Игры на ориентировки в пространстве
4.
Игры с геометрическими фигурами
5.
Игры на логическое мышление
1 В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом порядке. Используя
сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в
пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две
группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.
Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что
большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот –
неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ
СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ
СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать
словами свои действия.
Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, КТО
ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? И многие другие я использую
на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!, помогает усвоению порядка следования чисел
натурального ряда, упражнения в прямом счете. В игре используется мяч. Дети встают
полукругом. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать
дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать
возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое
разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное
время, помогает детям усвоить программный материал.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в
процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными
представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко.
Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных
пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети
свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади –
стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи
дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение
того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от
куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую
игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала
игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у
детей и организовало их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы
результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “ когда в группе никого не было” – говорю детям, –
“к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он
спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатываю конверт читаю:
“Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание,
находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них
усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема.
По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет. Играя с детьми я
заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова
для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала
средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга,
треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру
напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игру типа ЛОТО.
Детям предлагала картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру,
подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать,
что они нашли.
В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной
степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например,
такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ ,КАЖДУЮ ФИГУРУ НА
СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ
НАЗОВЕТ
Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в
свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью
развития внимания и воображения у детей.
К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые
таблицы использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по
цвету, форме и величине. Задание такого характера:
Назовите самый большой треугольник?
Какого цвета самая маленькая фигура?
Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические
фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на
занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания,
мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе
различные дидактические игры и упражнения.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического
мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует
множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих
способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют
развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я
использую различные игры и упражнения.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на
поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое
мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов
или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный
элемент.
Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной
последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.
После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю.
Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать
одновременно цвет и величину.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных
изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять
изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания
еще лучше.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях я даю детям домашние задания в виде
дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ ОШИБКУ,
КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?, и т.п.
В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми , объясняя цель и ход
игры.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя,
дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса,
кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное
влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры,
стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.