Напоминание

Подражательные движения


Автор: Аушева Марем Муратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 10
Населённый пункт: Кемеровская область, город Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Подражательные движения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Подражательные движения
Подражательные движения имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Например, попробуйте объяснить ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной. Вас ребенок не сразу поймет, а трудность выполнения данного движения вызовет нежелание его продолжать. Но скажете «Паучок», покажете движение, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше ваш «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц), прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальные движения. При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам, людям разных профессий и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники, эмоциональной передачи характера данного образа )мимикой, движением всего туловища, темпом, характером передвижения и т.д.). При знакомстве с каким-либо подражательным движением ребенку не только дается точная техника движения с передачей эмоционального характера данного образа, но и предлагается сделать так же. Это вызывает у детей интерес и желание подражать; а инструктору или воспитателю дает ориентировку, с какого этапа начинать или продолжать обучение в данной группе или подгруппе. Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать или показать подражательное движение и попросить у детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например «лягушка» передние лапки (руки) ставит рядышком между ног, а задние лапки (ноги) расставляет широко. У «лягушки» передние лапки (руки) как бы убегают вперед, а задние (ноги) прыжком догоняют их. С выполнением подражательного движения на спортивных снарядах название образа не изменяется, например, подражая кенгуру, дети выполняют прыжок с высоким подниманием колен к груди. Затем данное движение используется при спрыгивании с высоты. Примерный перечень и описание подражательных движений представлен в приложении.
Примерный перечень и описание подражательных движений



п/п

Образ и вид

движения

Исходное

положение

Начальный

этап

обучения

1-й этап

усложнения

2-й этап

усложнения

Творческое

исполнение дви-

жения
1 2 3 4 5 6 7
1
Мышка:
ходьба на но- сках семенящим шагом Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движение рук с поворотами головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки Ходьба на носках с имитационными движениями рук, в чередовании с обычной ходьбой Ходьба на носках се- менящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и ими- тационными движениями рук и головы, подражая мышке и из- меняя темп движения в разных направлениях Самостоятельно и точно выполнять технику ходьбы на носках се- менящим шагом с изменением темпа и направления. Творчески передавать характер и повадки мышки мимикой и движением туловища 2
Цыпленок:
ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны Знакомство с образом цыпленка, попытка имитационного движения Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и движением рук в стороны Уверенная ходьба на пятках с четкой ко- ординацией рук и передачей характера образа цыпленка 3
Котенок:
ползание с опорой рук и колен Стоя на коленях, кос- нуться руками пола Знакомство с образом. Попытка передать характер и повадки котенка через движения и звукоподражание Ползание с опорой на руки и колени, с изме- нением темпа и направления. Эмоциональная передача образа мимикой лица и движением туловища. Уметь вставать с колен на задние лапки (ноги) и ходить на них Ползание с прогибанием спины вниз, а головы вверх и наоборот. Подлезать под шнур, прогибая позвоночник Выполнять разные имитационные упражнения: «Посмотри на хвостик справа — слева, сверху — снизу», «Подними правую заднюю лапку» и т. д. Упражнения на поднимание разноименных рук и ног 4
Корова:
ползание с опорой на руки и стопы Стоя на ногах, накло- ниться и поставить ру- ки на пол, голову поднять вверх Знакомство с образом и попытка имитационного движения с пе- редачей характера образа через Ползание с изменением темпа, направ- ления, поворотом го- ловы в разные стороны, вверх — вниз, с В данной позе поднимать то одну, то другую руку и ногу Творческая передача образа мимикой лица, движением туловища, звукоподражание м
звукоподражание кружением 5
Петушок:
ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны Стоять с опущенными руками Знакомство с образом и попытка имитационного движения: одновременно поднимать одну ногу, согнутую в колене, и руки в стороны. Попытка ходить с высоко подня- тыми коленями и оттянутым носком вниз. Попытка удержать равновесие, стоя на одной ноге, с поднятыми вверх руками (крылья) Попытка поднимать в стороны руки, согнутые в локтях и с опу- щенными вниз ладонями; на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны, а опускать вниз сначала локти, потом ладони. Удерживать статическое равновесие, стоя на одной ноге с поднятыми руками. У поднятой ноги оттянуть носок вниз Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка хо- дить как петух, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая Творческая передача образа петуха в стати- ческом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным по- ложением рук и мимикой 6
Аист:
ходьба с высо- ким подниманием колен, при этом нога выпрямляется вперед Стоять с опущенными руками То же, но при поднимании колена пытаться выпрямить ногу и оттянуть носок То же, но не забывать выпрямлять ногу вперед и оттягивать носок Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая рав- новесие. Попытка хо- дить как аист, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая Творческая передача образа аиста в стати- ческом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным по- ложением рук и мимикой лица 7
Утенок:
ходьба в приседе Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук Знакомство с образом, попытка имитационного движения в при- Ходьба в приседе с согнутыми в локтях руками и широко рас- ставленными Попытка ходить в приседе с выпрямленной спиной, пере- Творческая передача образа через точные имитационные движения и
широко расставлены седе и передачи характера утенка через звукоподражание пальцами. Пытаться ходить в приседе с выпрямленной спиной валиваясь из стороны в сторону (как утка) технику выпол- нения ходьбы в приседе с выпрямленной спиной 8
Белка:
прыжки в приседе с продвижение м вперед Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены пе- ред грудью и опущены вниз Знакомство с образом белки и попытка ими- тационного движения по показу инструктора или воспитателя Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным движением рук рывком вперед, не разъединяя ладоней Попытка выполнения прыжка, но с выпрямленной спиной и про- движением вперед с изменением темпа Творческая передача образа белки через имитационные движения и технику выпол- нения прыжка в приседе с выпрямленной спиной 9
Заяц:
прыжки на двух ногах с продвижение м вперед Стоять с руками, со- гнутыми в локтях, а ладони соединить пе- ред грудью и опустить вниз Знакомство с образом зайца и попыткой имитационного движения с передачей образа мимикой лица и движением туловища Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, с сохранением по- ложения рук перед грудью и выпрямленной спиной Движения с выполнением поворотов прыжком в стороны, впе- ред — назад, кругом на 180 °, с разной длиной и высотой прыжка Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения 10
Кенгуру:
прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижение м вперед Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях Знакомство с образом кенгуру и попытка вы- полнения имитационного движения Из исходного положения попытаться прыгнуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперед — вверх, про- двигаясь вперед Выполнять те же (предыдущие) движения в прыжках, но с высоким подниманием колен Попытка выполнения данного прыжка на батуте, с наклонной вы- соты, с бума, школьного козла и т. д. 11
Лошадка:
бег и ходьба с высоким подниманием колен. Прямой и боковой галоп Стоять с руками, со- гнутыми в локтях, ла- дони опустить вниз Знакомство с образом лошадки через звуко- подражание и попыткой имитационного движения Ходьба и бег с высоким подниманием ко- лен и сохранением по- ложения рук Сохраняя положение рук, чередовать ходьбу и бег прямым и боко- вым галопом, изображая лошадку Творческая передача образа лошадки с точ- ной техникой выполнения движений
12
Лягушка:
ползание прыжковым шагом с опорой на руки и стопы Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединенные ладони поставить вместе между ног Знакомство с образом лягушки и попыткой имитационного движения с передачей харак- тера образа мимикой лица и движением всего туловища Из исходного положения продвинуть соединенные руки вперед, затем прыжком ноги переставить к рукам, но сохранить прост- ранство между ними Движения, но с разной длиной прыжка, т. е. руки продвигаются вперед на короткое или более дальнее расстояние (вперед от ног) Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выпол- нения 13
Паучок:
ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной Сесть, отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади, приподнять ягодицы и все туловище вверх Знакомство с образом паучка и попытка имитационного движения с передачей ха- рактера образа мимикой лица и движением всего туловища Из исходного положения ползти, сохраняя «висячее» положение туловища. Изменять темп движения и на- правления. Выполнять кружения вокруг себя Подпрыгивания двумя ногами, подскоки с ноги на ногу, с выпрямлением их (вверх). Поднимание вверх одноименных рук и ног, сохраняя равновесие Вращаться вокруг себя на одной одноименной руке и ноге. Творческая передача образа через имитационные движения 14
Медведь:
ходьба на внешней стороне стопы Стоять с слегка рас- ставленным и ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони к груди Знакомство с образом медведя и попытка имитационного движения с передачей харак- тера образа через мимику и движения всем туловищем Из исходного положения выполнять наклоны туловища из стороны в сторону, при этом одну ногу приподнимать от пола. Сохраняя наклонное поло- жение туловища в стороны, пытаться пере- двигаться вперед на внешней стороне стопы Пытаться приподнятую ногу от пола чуть сгибать в коленном суставе, сохраняя по- ложение носка в сжатом состоянии; согнутые руки у груди ладо- нями вовнутрь Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выпол- нения. Выполнять раз- личные повороты, прыжки, танцевальные упражнения, приседания, кувырки 15
Пингвин:
Стоять с сильно раз- Знакомство с образом Из исходного положения Пытаться координировать Творческая передача образа
ходьба с раз- вернутыми носками ног во внешнюю сто- рону до прямой линии. Семенящий шаг веденными носками ног в стороны; руки внизу с отведенным и ладонями в стороны пингвина и попытка имитационного движения с передачей ха- рактера образа пытаться выпол- нять семенящие ритмичные шаги, сохраняя положение носков и ладоней в стороны. Движение рук и ног направлены вперед ритмичные семенящие движения ног и рук, сохраняя исходное положение через точные движения (имитационные) и технику выпол- нения 16
Лиса:
ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз Знакомство с образом лисы и попытка ими- тационного движения Из исходного положения пытаться ходить мягко, ступая с носка на всю ступню, при этом разноименную руку плавно направлять вперед перед грудью, а ладонями как бы что-то гладить Движения с плавным разворотом туловища и головы (хитрая улыбка на лице) Творческая передача образа лисы через имитационные движения и технику их вы- полнения. Выполнять различные танцевально- спортивные плавные движения 17
Птица:
бег на носках, плавный и легкий Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ла- донями Знакомство с образом птицы и попытка имитационного движения с передачей ха- рактера образа Из исходного положения пытаться выпол- нять плавные движения руками: сначала опустить локти, а ладони, наоборот, под- нять вверх Движения с легким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение паль- цы Творческая передача образа птицы. При движении рук приводить в движение плечи 18
Собачка:
бег с оста- новками и резкими поворотами головы и туловища в стороны Стоять с согнутыми в локтях руками и опу- щенными вниз ладо- нями, голова немного вытягивается вверх; тело как бы «готово» к любым Знакомство с образом собаки через принятие исходного положения и звукоподражание , с поворотом головы в разные стороны начать входить в образ Бег с остановками, по- воротами в стороны головы и туловища; кружение на месте и в движении, сохраняя положение рук у груди Выполнять бег с изменением темпа и на- правления, имитируя образ собаки. Во время бега выполнять дыхательные движения (как собака) Творческая передача образа собаки через имитационные движения и технику бега Усложнить бег сильным подъемом пяток (собачка пляшет) и, опустив руки, касаться ими
движениям и поворотам поднятых пяток во время бега 19
Волк:
бег широким шагом Стоять как перед бего- вым стартом, только ладони опущены вниз Знакомство с образом волка и попытка ими- тационного движения с передачей образа Начинать бег из высокой стартовой стойки, бежать широким шагом на скорость Выполнять бег, ставя цель: до чего-то добе- жать, кого-то догнать, перегнать Творческая передача образа волка через имитационные движения и технику бега широким шагом на скорость 20
Тигр и лев:
бег широким прыжковым шагом Стоять как перед стар- товым забегом; ладони опущены вниз Знакомство с образами тигра и льва. Попытка имитационного движения с передачей образа Выполнять резкие и сильные (поочередные) движения руками вперед. Бег широким прыжковым шагом с движением рук Координироват ь движение разноименных рук и ног, выполняя бег широким прыжковым шагом Творческая передача образа через имитаци- онные движения и технику бега широким шагом с движением рук вперед 21
Обезьянка:
бег под- скоками с ноги на ногу Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч Знакомство с образом обезьянки и попытка имитационного движения с передачей образа Выполнять подскоки с ноги на ногу, имитируя движения обезьянки Попытка координировать движение ног при подскоках и при этом еще наклонять в стороны голову Творческая передача образа обезьянки через имитационные движения, мимику 22
Крокодил:
ползание с опорой рук Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо; носки ног вытянуть Знакомство с образом крокодила и попытка его имитационных движений Ползать только с опорой рук, поочередно продвигая их вперед, при этом ноги остаются соединенными и прямыми Ползать с опорой на руки и касанием пола только соединенными вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся в приподнятом положении Творческая передача образа крокодила и техники ползания с опорой на руки 23
Разведчик:
Лежать на Знакомство с Ползать с Ползать по- Творческая
ползание с опорой на руки и ноги и на все туловище. Ползание по- пластунски животе с опорой на локти и ла- дони, ноги выпрямить свободно с развернутыми носками; голову наклонить к ладоням образом разведчика и попытка имитационного движения с передачей харак- тера образа («притаившегося разведчика»), поэтому сначала движения выполняются медленно и плав- но поочередным продвижением вперед разноименных рук и ног. Туловище при ползании не при- поднимается от пола, а стопы остаются раз- вернутыми в стороны пластунски и координировать движение разноименных рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, даже голова не приподни- мается высоко передача образа разведчика с точной техникой ползания по- пластунски. Умение изменять темп и направление ползания по звуковому сиг- налу 24
Маугли:
прыжки с раз- ведением прямых ног в стороны Стоя гь с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз Знакомство с образом Маугли. Попытка имитационного движения, прыжки с разве- дением прямых ног в полете Из исходного положения толчком и взма- хом развести в стороны прямые ноги, а руки вытянуть прямо в полете; приземляться на соединенные, чуть полусогнутые ноги и опущенные вниз руки Прыгать с увеличением подъема прямых ног и рук в стороны, при приземлении на пол успевать соединять ноги и опускать руки. Пытаться прыгать с продвижением вперед Выполнять прыжки на батуте при спры-гивании с наклонной высоты; технику разведения прямых ног использовать при опорном прыжке 25
Космонавт:
прыжки с прогибанием туловища назад Стоять, ноги в небольшом полуприседе, руки отвести назад Знакомство с образом космонавта. Попытка имитационного движения (движения туловища с прогибанием его назад в полете) Из исходного положения прыгнуть вверх, прогибая туловище назад и выпрямляя назад руки и соединенные вместе ноги. Приземляться на полусогнутые ноги Координироват ь движение рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперед Обрабатывать технику прыжка при спрыги- вании с высоты, на батуте и т. д., сохраняя заданный образ 2 6
Лебедь:
прыжки с раз- бега Исходное положение может быть разное, так как прыжок вы- полняется во Знакомство с образом лебедя. Попытка «по- летать» как лебедь, т. е. выполнять Разбежаться и выполнить прыжок космо- навта и в движении прыжок Маугли, Пытаться с разбега выполнить прыжок выпадом с разным по- Соединять плавные движения лебедя с прыжками, тем самым развивая творческую
время движений или с разбега разные прыжки вверх затем попытаться придумать свои прыжки, выпол- няя в полете разные гимнастические фигуры ложением рук двигательную деятельность детей, чувство полета и умение владеть телом 2 7
Балерина:
гимнастиче- ская ходьба с носка на всю стопу Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, голову чуть приподнять Знакомство с образом балерины. Попытка ходить плавно как ба- лерина Попытка ходить мягко (ступая с носка) и слегка размахивая руками вперед — назад, сохраняя при ходьбе осанку Координироват ь движение разноименных рук и ног, сохраняя осанку гимнастической ходьбы Развивать и закреплять технику гимна- стической ходьбы и умение сохранять пра- вильную осанку 28
Машина:
ползание на ягодицах Сидя на ягодицах, ноги свободно выпрямить, руки — перед грудью При первоначальном знакомстве взять в руки руль или кольцо и, имитируя движения рулем, пытаться пере- двигаться на ягодицах Эти и последующие движения выполняются в один этап. Из исходного положения передвигаться на ягодицах вперед — назад. Затем то же ползание на ягодицах, но с разным положением рук вперед, вверх, к плечам и т. д. 29
Ракета:
прыжки с ко- лен на всю ступню Стоять на двух коле- нях, руки отвести назад, чуть присесть на пятки Знакомство с образом ракеты, попытка ими- тационного движе- ния (подпрыгивание вверх), как взлет ракеты. Из исходного положения пытаться, резко взмахнув руками вверх и сильно оттолкнувшись всем туловищем, подпрыгнуть вверх и приземлиться на ступни ног. Затем прыжком вернуться в исходное положение и повторять подпрыгивания несколько раз. Прыжки выполнять с продвижением вперед и на батутах 30
Рыбка:
перекаты Лежать на спине, прямые руки соеди- нить в замок за головой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вместе Знакомство с образом рыбки. Попытка пере- катываться, сохраняя прямое положение ту- ловища (как рыба) Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок — живот — другой бок — спину, при этом сохранять прямое, сомкнутое положение ног и прямых, соединенных в замке рук за головой. При перекате вправо — влево голову держать так, чтобы лицо не
касалось пола 31
Колобок:
перекаты Лежать на спине, плотно поджать ноги, согнутые в коленях; руки, согнутые в локтях, плотно прижать к груди со сжатыми кулаками; голову прижать к груди — «сгруппироваться» Знакомство с образом колобка Попытка имитационного движения перекатом, как ко- лобок Из исходного положения пытаться выполнять перекаты вправо — влево, сохраняя «группировку» до конца переката. Попробовать перекатываться в заданном направлении на скорость 32
Веревочка:
бег скрестным шагом Стоять с слегка приподнятыми руками Знакомство с тем, как вьется веревка. Попытаться изобразить скрест — переплет ногами Из исходного положения пытаться выполнять бег, переплетая ступни ног друг за друга, помогая движением рук. Стоя боком по направлению движения, пытаться бегать скрестным шагом 33
Спортсмен:
ходьба спортивная Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперед к себе разноименную ру- ку, а другую чуть назад Передвигаться вперед спортивной ходьбой Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперед до уровня пояса Возвращая в исходное положение ногу и руку, приподнимать другие (разноименные) ногу и руку Дети всех возрастных групп могут выполнять эти движения, за редким исключением. Так, некоторые подражательные движения — воспроизвести образ аиста, белки, разведчика, Маугли, космонавта, лебедя, балерины, ракеты и веревочки — детям 3—4 лет сложны.


В раздел образования