Напоминание

"Методика работы в технике акварель"


Автор: Егорова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Чановская ДШИ"
Населённый пункт: Новосибирская обл р. п. Чаны
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Методика работы в технике акварель"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

по предмету «Живопись»

художественно-прикладного отделения на тему:

«МЕТОДИКА РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬ»

Егорова Татьяна Викторовна

Преподаватель 1 квалификационной категории

ЧАНЫ

2018

1

Аннотация

Данная методическая работа основывается на традиционной технике

обучения акварельной живописи. Преподавание акварельной живописи имеет

свои

особенности,

начиная

с

положения

мольберта,

включая

ведение

процесса

от

светлого

к

тёмному

и

заканчивая

рядом

специфических

технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике

В данной работе автор останавливается именно на тех моментах, которые

касаются:

- очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;

- специфики работы акварельной живописи в школах искусств;

- апробировать техники и приёмы акварели.

В начале обучения важно акцентировать внимание обучающихся на

развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты

и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении

работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания

н а т у р ы

и

э т ю д а .

Актуальность темы - данная работа позволяет еще больше изучить и

освоить

живопись

акварельными

красками,

п р о а н а л и з и р о ват ь

теоретическую, методическую и техническую основу акварельной живописи

и

значение

её

в

современной

художественной

жизни.

В

теоретическом

обосновании возможности акварели не только как средства графики, но и

живописи, исследовании и изучении существующих методик и технологий.

Практическая значимость заключается в обзоре, сопоставлении и изучении

методов и приемов, техник и технологий акварельной живописи. Результаты

исследования

методической

работы

могут

быть

положены

в

основу

практических занятий по освоению акварельного искусства обучающимися

художественных учебных заведений.

2

Содержание

Введение………………………………………………………………….4

1. Теоретические основы техники акварельной живописи………….5

1.1.Из истории акварели…………………………………………………….5

1.2.

Особенности и свойства акварели…………………………………..6

1.3.

Техника и приёмы акварели…………………………………………7

2.

Практическая работа…………………………………………………..15

2.1. Упражнения с обучающимися «Знакомство с акварелью»………....15

2.2. Игровые занятия с обучающимися………………………………..…..16

3. Заключение………………………………………………………………18

4. Список источников и используемой литературы……….………….19

3

Введение

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех

видах

деятельности.

Большой

потенциал

для

развития

детского

творчества

заключен

в

изобразительной

деятельности

ребенка.

На

современном

этапе

педагогики

проблему

детского

творчества

невозможно

рассматривать

вне

вопросов

обучения

изобразительной

деятельности.

Творческий

процесс

предполагает

создание

детьми

выразительного

образа

доступными

им

изобразительными средствами. Как важно на самых ранних этапах обратить

внимание ребенка на многообразие окружающего мира, на совершенство его

форм

и

красок,

на

все,

что

создано

руками

человека.

С

малых

лет

дать

почувствовать ребенку любить и понимать искусство, которое учит человека

видеть,

чувствовать,

переживать.

Способность

созерцать,

любоваться

и

восхищаться - щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает

эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному

творчеству. Рисование для ребенка - это отражение душевной работы. Чувство,

разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией

мира,

изведав

при

этом

чувство

восторга

и

восхищения,

они

испытывают

желание

остановить

прекрасное

мгновение,

отобразив

свое

отношение

к

действительности

на

листе

бумаги.

Рисование

не

может

существовать

под

давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым.

На сегодняшний день в педагогических и художественных учебных

заведениях накопился большой методический опыт обучения акварели. Его

необходимо

изучать,

подвергать

научному

анализу,

делать

достоянием

педагогической

и

художественной

общественности.

Таким

образом,

исследование

художественно-выразительных

особенностей

акварели

как

средства

живописи

и

графики,

анализ

методического

опыта

акварельной

живописи

и

ведущих

художников

акварелистов,

определение

наиболее

эффективных методических и технических приемов в акварели - все это

актуальные проблемы теории и методики обучения будущих художников.

Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства в

различных формах образования детей, ибо среди художественных материалов

для

школьников

выделяется

своей

доступностью,

не

требует

сложных

специальных приспособлений. Но для того, чтобы обучать этой "доступной"

технике,

преподаватель

должен

сам

уверенно

владеть

навыками

письма

акварелью,

однако

подготовка

учителей

в

этой

области

является

недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели

должно быть уделено более серьезное внимание. В настоящее время в курсе

живописи

она

часто

играет

второстепенную

роль.

Важнейшей

и

вечно

4

актуальной

проблемой

изобразительного

искусства

является

воспитание

зрителя.

Чтобы

воспринять

и

оценить

достоинства

произведения,

выполненного акварелью, зритель должен быть знаком с ее возможностями,

проникнуться уважением к ней как средству художественного отражения

мира.

Цель работы: практическое изучение различных методов, техник и

приемов работы акварелью.

Задачи:

1. Обучающая – научить грамотно использовать различные техники и приёмы

в акварели, показать приемы работы акварелью;

2. Развивающая – развитие умения наблюдать форму, строение, цвет;

- развитие живописных качеств, - приобретение навыков работы акварелью;

3. Воспитывающая – воспитание эстетических чувств, умения видеть красоту

окружающего мира, воспитание любви к искусству.

Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в

зависимости

от

врожденных

задатков

(анатомо-физиологических

особенностей, определяющих возможность большего или меньшего развития

способностей)

уровень

их

развития

у

всех

разный.

Способность

к

изобразительной

деятельности

относится

к

числу

специальных.

Любая

специальная способность включает основные составляющие: определенный

уровень развития, познавательных процессов, технических умений, а также

эмоциональной

отзывчивости

и

восприимчивости.

Только

правильно

организуя практическую деятельность ребенка, можно выявить, а затем и

развить

его

способности

изобразительной

деятельности.

Знания

-

это

отражение

человеком

объективной

действительности

в

форме

фактов,

представлений,

понятий

и

законов

науки.

Они

представляют

собой

коллективный опыт познания объективной действительности. Умения - это

готовность

сознательно

и

самостоятельно

выполнять

практические

и

теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и

приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности,

проявляющиеся

при

выполнении

необходимых

действий,

доведенных

до

совершенства

путем

многократного

упражнения.

На

з а ня т ия х

изобразительной деятельностью можно и нужно использовать разнообразные

техники. Они позволяют обогащать и развивать внутренний мир ребенка. И

основой

изобразительной

деятельности

на

уроках

«Живопись»,

является

акварель.

1.

Теоретические основы техники акварельной живописи.

1.1.Из истории акварели

Как и другие виды живописи водными красками, акварель известна с

глубокой древности, со времен папируса и иероглифов древних египтян, а

также бумаги и туши Китая. В средние века как на Руси, так и в Западной

Европе акварель применялась для украшения церковных книг. Акварельными

5

красками раскрашивали орнаменты, заглавные буквы в рукописных, а затем и

в

п е ч а т н ы х

к н и г а х ,

в ы п о л н я л и

ж и в о п и с н ы е

м и н и а т ю р ы .

До 17 в. акварель не была самостоятельным видом живописной техники, а

играла лишь вспомогательную роль в изобразительном искусстве. Начиная с

17 в. в Англии акварель становится особым видом техники живописи, а с 19

в. Как самостоятельный вид живописи распространяется и в других странах

Е в р о п ы ,

в

т о м

ч и с л е

и

в

Р о с с и и .

Многие выдающиеся русские художники использовали акварель в своем

творчестве.

Среди

них

Александр

Иванов,

Н.

Ф.Соколов,

его

сын

A.Н.

Соколов, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, B. А. Серов, В. И. Суриков, И. Е.

Репин, М. А. Врубель и др. Многие мастера советского искусства являются

превосходными акварелистам и: всемирно известны акварели Е. А. Кибрика,

Д. А. Шмаринова, Кукрыниксов.

1.2.

Особенности и свойства акварели

Особенность

акварели

-

исключительная

прозрачность

цвета.

Отталкиваясь

от

данного

свойства

можно

выстроить

и

остальные.

К

производным

свойствам

акварели

относятся

изменение

оттенков

путем

нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. Таким же образом

увеличивается

и

насыщенность

цвета,

если

используется

один

и

тот

же

красящий

состав.

Иными

словами,

можно

наложить

краску

так,

чтобы

просвечивала

бумага,

можно

наложить

цвет

на

цвет,

чтобы

просвечивал

нижележащий

слой,

образуя

новый

цветовой

оттенок.

Это

достигается

чистотой

применяемых

материалов,

а

так

же

высокой

дисперсностью

пигментов.

Акварель – водяные краски, от латинского agua - вода. Основное свойство

акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и

при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона

происходит

путем

разбавления

акварели

водой.

Живопись

акварелью

построена на таком техническом приеме, когда сначала на бумагу наносят

светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят

насыщенные

цвета.

Работа

акварельными

красками

характеризуется

чистотой,

прозрачностью

и

интенсивностью

красочного

слоя

и

обладает

возможностями передавать тончайшие оттенки цвета.

Отсюда ясно, что работа акварельными красками, в отличие от масла или

темперы, практически почти не допускает переделок – новым перекрытием

красочного слоя можно только утемнить, но сделать темное светлым уже

нельзя. Серьезный промах здесь полностью не исправишь. Поэтому прежде

чем

художник

положит

первый

мазок

кистью,

он

должен

мысленно

представить

весь

последующий

ход

своей

работы.

Конечно,

можно

испорченное место исправить с помощью белил, но поскольку белила – это

краска другой фактуры, исправленное место будет вырываться из общего

строя

живописи,

впечатление

свежести

и

цельности

работы

исчезнет.

6

Поэтому в акварели, если грубый промах замечен на сравнительно ранней

стадии, то губкой или большой кистью смывают всю работу или какую-то ее

часть. Остается лишь бледный, едва заметный красочный след. Дав ему

подсохнуть, начинают писать почти заново.

Красота акварельной техники в ее влажности. Кисть должна быть

набухшей от краски, краска как бы сама должна течь по бумаге, а кисть

только помогать ей правильно распределяться. Это требует от исполнителя

виртуозного

владения

не

только

техническими

приемами

акварельной

живописи,

но

и умения

уверенно

рисовать.

Именно

поэтому

акварель

следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Именно

поэтому, процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной

и целенаправленной работы.

1.3. Техника и приёмы акварели

Сила живописи, как и всякого искусства, — в глубине содержания и

совершенстве формы. Если творческое мышление художника является его

духовной силой, то техника живописи служит ему необходимым техническим

вооружением

и

составляет

реальную

базу

его

живописных

достижений.

Техника для художника — это та совокупность целесообразных приемов и

способов

осуществления

полноценного

живописного

изображения,

без

которой оно практически неосуществимо. Без техники художник скован, с

т е х н и к о й

о н

о к р ы л е н .

Особенно большое внимание должно уделяться вопросам техники

живописи

в

художественных

учебных

заведениях.

Если

в

творческом

отношении молодой художник во многом созревает на практической работе,

то

т ех н и ч е с к и

о н

во о руж а е т с я

гл а в н ы м

о б р а зом

в

ш кол е .

Специфика акварельной живописи заключается в её неповторимости,

прозрачности, воздушности, эффекта лёгкости и тонких цветовых переходах.

Акварель

совмещает

особенности

живописи

(богатство

тона,

построение

формы

и

пространства

цветом)

и графики (активная

роль бумаги в

построении

изображения,

отсутствие

специфической

рельефности

мазка,

х а р а к т е р н о й

д л я

ж и в о п и с н о й

п о в е р х н о с т и ) .

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ.

Эти

способы

можно

выделить

и

классифицировать

лишь

условно,

в

зависимости

от

определенных

факторов.

Условная

классификация

акварельных техник. В зависимости от степени влажности бумаги выделим

такие

акварельные

техники,

как

«работа

по-мокрому»

(«английская»

акварель)

и

«работа

по-сухому»

(«итальянская»

акварель).

Интересный

эффект

дает

работа

по

фрагментарно

увлажненному

листу.

Кроме

этого

можно встретить и комбинации данных приемов.

Работа по-мокрому. Суть этого приема заключается в том, что краска

наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности

зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать

7

после

того,

как

вода

на

бумаге

перестает

«блестеть»

на

свету.

При

достаточном

опыте

можно

контролировать

влажность

листа

рукой.

В

зависимости

от

того,

насколько

наполнен

водой

волосяной

пучок

кисти,

принято условно, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».

Достоинства техники по-мокрому. Такой способ работы позволяет

получить

легкие,

прозрачные

цветовые

оттенки

с

мягкими

переходами.

Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Сложности техники по-мокрому. Основная трудность кроется в главном

достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом

художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге

мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими,

как

предполагалось

изначально.

При

этом

исправить

лишь

отдельный

фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве

случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой

остального полотна. Может появиться определенная небрежность, грязь и т.п.

Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения

кистью.

Лишь

значительная

практика

позволяет

художнику

некоторым

образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить

достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь

ясное

представление

о

том,

что

он

хочет

и

как

он

должен

решить

поставленную задачу.

Техника A la Prima. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один

сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и

перетеканий краски.

Достоинства техники A la Prima. Попадая на влажную поверхность

бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину

легкой,

воздушной,

прозрачной,

дышащей.

Не

случайно,

работу,

выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как

каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные

цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться

удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод

а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет

сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний. Кроме

этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная

экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока

лист

влажный

это

1-3

часа),

хотя,

при

необходимости,

можно

дополнительно

намочить

бумагу

в

процессе

творчества.

В

быстрых

по

выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он

и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды

обязуют

к

быстрой

технике

выполнения.

При

письме

рекомендуется

составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как

правило,

ведет

к

замутнению,

к

потере

свежести,

яркости,

цветовой

определенности.

8

Сложности техники A la Prima. Достоинство и одновременно сложность

здесь

в

том,

что

изображение,

мгновенно

возникающее

на

бумаге

и

причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии

невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и

заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому

данный

способ

требует

необычайной

сосредоточенности

и

идеального

чувства композиции. Еще одним неудобством можно назвать ограниченные

временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности

неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе

при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения

отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и,

как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной

части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет

сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в

работе.

Работа «по-сухому». Заключается в том, что краска наносится на сухой

лист

бумаги

одним-двумя

(однослойная

акварель)

или

несколькими

(лессировка)

слоями,

в

зависимости

от

идеи

художника.

Этот

способ

позволяет

обеспечивать

хороший

контроль

над

растекаемостью

краски,

тональностью и формой мазков. Однослойная акварель «по-сухому». Как

видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому

листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту

цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску

другого

оттенка

или

цвета

в

нанесенный,

но

еще

не

высохший

слой.

Однослойный

метод

сухим-по-сухому

более

прозрачен

и

воздушен,

чем

лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A

la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет

выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый

контроль

над

краской.

Используемые

в

работе

цвета,

во

избежание

возникновения грязи, желательно продумывать и готовить заранее, в самом

начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист. В

данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как

нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски.

Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на

сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно

писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с

перерывами по мере необходимости.

Другой способ исполнения однослойной акварели - мокрым-по-сухому,

заключается

в

том,

что

каждый

мазок

наносится

рядом

с

предыдущим,

захватывая

его,

пока

тот

еще

не

просох.

Благодаря

этому

образуется

естественное

смешение

оттенков

и

мягкий

переход

между

ними.

Для

усиления

цвета

можно

влить

кистью

необходимую

краску

в

еще

не

просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист

до

того,

как

подсохнут

ранее

нанесенные

мазки.

Это

позволяет

создать

9

красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует

достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.

Многослойная акварель (лессировка). Лессировками называется способ

нанесения

акварели

прозрачными

мазками

(как

правило,

более

темные

поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий

раз

должен

быть

сухим.

Таким

образом,

краска

в

разных

слоях

не

смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается

из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы

мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей

своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и

не размыть уже высохшие живописные участки.

Достоинства техники многослойной акварели. Пожалуй, главным

достоинством является возможность создания картин в стиле реализма, т.е.

максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей

среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с

масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и

звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски. Яркие,

свежие

лессировочные

краски

придают

акварельным

работам

особую

полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.

Лессировка - это техника насыщенных цветов, глубоких теней,

наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и

бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета,

многослойный

прием

стоит

на

первом

месте.

Лессировка

незаменима

в

затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени

интерьера

в

спокойном

рассеянном

свете

со

множеством

всевозможных

рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть

переданы

лишь

техникой

лессировки.

В

панорамной

живописи,

где

необходимо

передать

нежнейшие

воздушные

градации

перспективных

планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть

цели лишь при помощи лессировки. При письме в данной технике художник

относительно

независим

в

вопросе

хронологических

рамок:

не

нужно

торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно

разбить

на

несколько

сеансов,

в

зависимости

от

возможностей,

необходимости

и,

собственно,

желания

автора.

Это

особенно

важно

при

работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от

друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим

финальным объединением. Благодаря тому, что лессировка выполняется по

сухой

бумаге,

удается

достичь

великолепного

контроля

над

точностью

мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно

нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок

для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

Сложности многослойной акварели. Главная критика, направленная в

адрес данной техники, заключается в том, что, в отличие от однослойного

стиля письма, максимально сохраняющего прозрачность красок, акварельные

10

работы, исполненные лессировкой, теряют свою воздушность и напоминают

изображения

маслом

или

гуашью.

Однако,

если

лессировки

накладывать

тонко и прозрачно, то падающий на картину свет будет способен дойти до

бумаги и отразиться от нее. Стоит так же отметить, что многослойность

письма

зачастую

скрывает

фактуру

бумаги

и

красок

или

фактурность

штрихов

полусухой

кисти

по

зернистому

листу.

Как

и

любая

живопись

акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу - мазки надо

класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски.

Потому как совершённую ошибку не всегда можно потом исправить без

последствий.

Если

позволяет

бумага

и

фрагмент

изображения,

можно

размыть

жестким

колонком,

предварительно

смоченным

в

чистой

воде,

неудачное место, после чего промокнуть его салфеткой или тряпочкой, а

затем, когда все просохнет, осторожно восстановить цвет.

Так же, работы могут выполняться в комбинированной (смешанной)

акварельной технике, когда в одной картине гармонично сочетаются как

приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски

кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана

(или/и отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после

высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски

при

детальной

прорисовке

элементов

среднего

и

ближнего

планов.

При

желании используются и другие варианты сочетаний письма по-сырому и

лессировки.

Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда

последний

смачивается

не

полностью,

а

лишь

в

некоторых

конкретных

местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области

бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей

непрерывности,

четкие

контуры

в

сухих

местах

с

«растекшимися»

в

увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого

мазка в разных по степени влажности областях бумаги.

Иногда в отношении акварельных работ можно встретить и такой термин

как «дихром». Как правило, он употребляется крайне редко и относится к тем

изображениям, в создании которых использовались не один, а два цвета. По

степени влажности можно разделить не только рабочую поверхность, но и

волосяной пучок кисти во время сеанса живописи. Конечно, это деление

более чем условно, так как, в зависимости от желаний художника, одна и та

же кисть может менять степень влажности с каждым мазком. Вместе с тем

выделим работу сухой (отжатой) кистью, полусухой и мокрой, так как мазки

в этих случаях различаются между собой. Мазок отжатой кистью при письме

«по-мокрому»

обеспечивает

меньшую

«текучесть»,

позволяет

лучше

сохранять контроль над краской, наносимой на лист. При письме «по-сухому»

такой

мазок

может

покрывать

бумагу

лишь

частично,

«проскальзывая»

(особенно это касается рельефной бумаги, среднезернистой и торшона), что

представляет особый интерес для конкретных творческих решений. Письмо

полусухой кистью универсально и хорошо подходит для письма на бумаге

11

разной

степени

влажности.

Конечно,

в

каждом

случае

будут

свои

особенности. Мокрой кистью пишут, как правило «по-сухому», так как по

влажной поверхности листа точечные мазки дают сильное «растекание» и

плохо поддаются контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо подходит для

заливок, растяжек, отмывок и других приемов, когда требуется сохранить в

кисти по возможности максимальное количество воды.

Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими

материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами,

тушью,

пастелью

и

др.

И,

хотя

результаты

также

бывают

весьма

впечатляющими, такие техники не являются «чистыми». В случае сочетания

акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок

своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть

некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее,

либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере

присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы. Пастель

не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой

художники

используют

её,

нанося

пастельные

штрихи

поверх

готовой

акварельной отмывки.

Тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо

акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в

отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и

абстрактных

акварельных

пятен,

сливающихся

и

пересекающих

границы

нарисованных

тушью

предметов,

придает

работе

свежесть

и

выглядит

оригинально.

Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных

иллюстраций.

Как

правило,

белила

(непрозрачный

красящий

материал,

например

гуашь)

в

смешанной

технике

используются

для

«упрощения»

процесса

живописи.

Порой

«резерваж»

отдельных

мест

картины

представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и

их

много.

Поэтому

некоторые

художники

пишут

без

него,

а

затем

«отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег,

стволы деревьев и т.п.).

При создании одной работы возможно и комбинирование различных

материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются

и

белила,

и

тушь

и

пастель,

в

зависимости

от

творческого

замысла

художника.

В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки,

заливка, отмывка, растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др. Мазки -

это,

пожалуй,

один

из

самых

распространенных

способов

письма

в

живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от

скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью

листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги,

завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным,

четким,

размытым,

сплошным,

прерывистым

и

т.п.

Заливка

-

прием,

12

выполняемый

в

тех

случаях,

когда

требуется

прокрыть

значительную

площадь

рисунка

одним

цветом

или

сделать

плавные

переходы

между

разными

цветами.

Исполняется

по

бумаге,

наклоненной

под

углом,

как

правило,

длинными

горизонтальными

мазками

крупной

кистью,

таким

образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть

предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. Если

после завершения заливки остались излишки красящего пигмента, то их

можно аккуратно удалить отжатой кистью или салфеткой. Отмывка - прием

акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой

краска - ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те

места,

которые

должны

быть

темнее.

Общий

тон

каждого

из

участков

изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев,

каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего,

чтобы

краски

не

смешались

между

собой.

При

этом

не

рекомендуют

наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь. Поэтому чаще

всего второй пропиской усиливают цвета полутонов, а третьей насыщают

цвет

теней

и

вводят

детали.

По

сути,

отмывка

представляет

собой

многократную заливку одного тона на другой раствором одной концентрации.

Градиентная растяжка - серия последовательных плавно переходящих

друг

в

друга

мазков,

при

которой

каждый

последующий

является

более

светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют

плавный переход от одного цвета к другому. Часто в акварели применятся

такой метод, как «вытягивание» краски. К еще влажному живописному слою

аккуратно прикладывается чистая отжатая кисть, волос которой впитывает в

себя часть пигмента с бумаги, делая в нужном месте тон мазка светлее.

Лучше

всего

краска

вытягивается

при

письме

«по-мокрому»,

так

как

поверхность еще влажная и пигмент держит слабо. Если же мазок уже высох,

его

можно

аккуратно

смочить

чистой

мокрой

кистью,

после

чего

«вытягивать» краску до нужного тона. Однако по сухой бумаге этот метод

менее действенен.

Резерваж - это часть листа, которая сохраняется белой в процессе

живописи. Существует несколько основных способов. «Обходка» - самый

сложный

и

самый

«чистый»

прием

резервирования.

При

таком

письме

художник оставляет нужные места картины не закрашенными, аккуратно

«обходя»

их

кистью.

Метод

выполняется

как

«по-сухому»,

так

и

«по-

мокрому». В последнем случае нужно иметь в виду, что краска, нанесенная

на

сырую

бумагу,

растекается,

поэтому

резерваж

следует

выполнять

с

некоторым

«запасом».

Возможно

так

же

применение

различных

так

называемых

«маскирующих

средств»,

которые

могут

использоваться

практически на любой стадии развития картины, препятствуя попаданию

краски

на

закрытые

ими

участки.

С

помощью

этих

растворов

можно

сохранить

белыми

яркие

световые

акценты,

блики,

брызги,

добиться

разнообразных

эффектов

при

методе

наложения,

когда

маскировка

применяется

после

того,

как

нанесена

первая

отмывка

цвета,

а

поверх

13

наносится

второй,

более

темный

оттенок.

Однако,

при

таком

резерваже

получаются

резкие

и

контрастные

границы

между

красочным

слоем

и

защищенным участком. Смягчить подобные переходы не всегда успешно

удается, поэтому лучше не злоупотреблять использованием маскировочных

средств, применяя их лишь для создания интересных и красивых эффектов.

Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок

восковыми мелками, не закрывая больших плоскостей. Затем всю работу

смочить

водой

и

делать

заливки

красками

по

еще

непросохшему

листу.

Места,

первоначально

закрашенные

восковыми

мелками,

останутся

не

затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду. Еще один способ - это

вымывание краски влажной или отжатой кистью. Лучше всего выполняется

по непросохшему слою. Однако первоначальной белизны бумаги при этом

достичь уже не удается, так как часть пигмента все равно остается в фактуре

листа.

Вместо

кисти

можно

использовать

сухую

салфетку,

аккуратно

прикладывая ее к заданным местам картины (например, «создавая» таким

образом облака на небе), и т.п. Иногда встречается такой прием, как снятие

части полупросохшей краски мастихином. Однако он требует определенного

мастерства и употребляется лишь в некоторых частных решениях (например,

им можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, морских волн, можно

изображать деревья, траву и т.д).

Иногда при создании акварельных работ используются некоторые

спецэффекты. Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного

красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на

бумаге

неповторимые

разводы,

движущиеся

тональные

переходы.

С

помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине,

украсить луг цветами, а небо звездами.

Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на

предварительно мятой

бумаге,

благодаря

чему

краска

особым

образом

скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.

Тонировка листа черным чаем или кофе может способствовать

визуальному «старению» бумаги. В некоторых случаях оправдывает себя

нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с

зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной

кистью достаточно сложно и долго. Но при этом нужно иметь в виду, что

частички раствора краски с жестких волос щетки «разлетаются» практически

бесконтрольно, поэтому данный прием требует определенного навыка.

Интересный эффект дает обычная пищевая пленка, плотно приложенная к

еще влажной краске и затем аккуратно снятая с листа.

Основные цели и задачи, стоящие перед преподавателями детских

художественных школ – это помочь овладевать такими сложными для детей

знаниями и навыками профессиональной грамотности в области живописи, а

т а к

ж е это

научить

видеть

сложность

мира

через

светоцветовое

взаимодействие

предметов,

сформировать

эстетически

развитую

и

14

творческую личность. От урока к уроку ребенок развивает мыслительную

деятельность,

зрительную

память,

цветоощущение,

знакомится

с

теоретическими основами живописи, овладевает практическими умениями.

2.

Практическая работа

2.1. Упражнения с обучающимися «Знакомство с акварелью»

Рассмотрим методику выполнения учебных упражнений живописными

средствами,

где

главной

задачей

является

развитие

у

детей

технических

навыков работы акварелью.

Упражнение «Заливка»

Самым первым, базовым упражнением является равномерная заливка (в

архитектурных

проектах

называемая

«отмывка»).

Для

его

выполнения

следует развести достаточное количество краски с водой на палитре, чтобы

кисть контактировала только с этим раствором (ни в краску, ни в воду кисть

не

погружается).

Работа

ведется

сверху

вниз

соответствии

с

законом

всемирного тяготения, а не вопреки). Кисть должна содержать достаточное

количество красочного раствора и помогать ему распределяться по бумаге

вниз.

Таким образом следует «залить» несколько прямоугольников, пока не

будет получаться равномерное покрытие.

Упражнение «Растяжка»

Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от

насыщенного

до

почти

белого

цвета

бумаги

и

наоборот

от

воды

до

насыщенного раствора краски.

Упражнение на «впайку» цвета в цвет.

Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь

уместно предложить обучающимся одновременно попрактиковаться в какой-

нибудь определенной гамме (теплой или холодной).

Упражнение на увеличение плотности красочного слоя

Затем

берем

один

из

высохших

прямоугольников

на

которых

тренировались

делать

равномерную

заливку

и

поделив

его

на

4

части

добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а

лессируя тонким слоем поверх сделанных.

Упражнение «мазки»

Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой

кистью слегка захватывая соседние участки.

Затем

покрываем

сухой

лист

прозрачными

мазками

оставляя

незакрашенными маленькие участки белой бумаги.

2.2.

Игровые занятия с обучающимися.

Работа

в

системе

дополнительного

образования

дает

возможность

преподавателю использовать все известные методики проведения занятий от

классического урока с опросом и объяснением до любых творческих находок,

как

урок-театр,

урок-путешествие,

урок-диспут.

Но

некоторые

методики

15

проведения занятия нужно отметить особо, так как они являются в некотором

роде базовыми в преподавании акварели.

В начале учебного года в первом классе возможны игровые занятия. В

этот

период

группа

только

формируется,

постоянный

состав

группы

выявляется к середине сентября. Поэтому на данном этапе нецелесообразно

проводить занятия в какой-либо жесткой логической последовательности, так

как в середине

месяца все равно появятся ученики, с которыми надо все

начинать

сначала.

Этот

период

осложняется

необходимостью

освоиться

юному художнику в новой незнакомой среде, привыкнуть к преподавателю.

На

этом

этапе

преподавателю

важно

разрушить

эти

комплексы,

раскрепостить

ребенка,

потому

что

посредством

строевой

подготовки

не

становятся художниками. Художник должен быть творчески раскрыт миру, и

этому раскрытию, развитию фантазии помогает игра. Этого требуют возраст

группы

(обычно

это

дошкольники

и

младшие

школьники)

и

плавающий

состав,

учащиеся

еще

неуверенно

пользуются

красками,

особенно

не

посещающие детский сад, освоение навыков работы с красками нуждается в

неоднократном

повторении.

Игровые

занятия

подходят

и

для

взрослых

обучающихся,

так

как

способствуют

развитию

фантазии,

воображения

и

творческого мышления.

Занятие 1. Цветочная поляна

Занятие предполагает первоначальное знакомство с акварельными

красками. Предварительная беседа, проиллюстрированная фотографиями и

репродукциями, вводит ребенка в мир цвета, раскрывает понятие цвета -

видимой характеристики любого предмета. С помощью красок мы можем

нарисовать прекрасный цветной мир.

Практическое задание - цветущая поляна или цветущий сад: желтые

одуванчики, синие васильки, майская сирень, яблони в цвету.

Тема решается путем нанесения на бумагу пятен краски соответствующих

по цвету выбранным цветущим растениям в окружении различной зелени.

Изюминка занятия в обработке мокрой поверхности солью.

Преподаватель помогает подобрать и скомпоновать цветовые пятна,

подсказывает, какое место следует посыпать солью.

Занятие 2. Создание образа.

На данном занятии понадобятся акварельные краски, бумага и полиэтилен.

На

мокром

листе

бумаги

произвольно

наносятся

пятна

краски

соответствующие какому-либо настроению или состоянию, изображение в

мокром

виде

накрывается

мятым

полиэтиленом.

Меняя

или

расправляя

полиэтиленовые

складки,

ученики

ловят

будущие

образы.

Выбранный

вариант направляется на просушку. На следующем занятии на этой работе

можно подрисовать какие-либо детали.

Чтобы работа получилась удачной, предварительная беседа и зрительный

ряд

должны

ввести

ребенка

в

определенное

настроение

(золотая

осень,

зимняя голубая сказка, весна-красна или образы животных, птицах и т.д.). В

16

ходе беседы педагог задает ученикам наводящие вопросы о цвете времени

года (суток), о животных и птицах, какая у них шерсть или перья, с этой же

целью могут быть использованы разноцветные драпировки. Обычно дети в

беседе безошибочно определяют цвета будущей работы, называя тончайшие

оттенки.

Трудность

заключается

в

переходе

к

практической

части,

когда

вместо задуманного получается другая смесь. Задача преподавателя в этой

связи

вовремя

подсказать

соотношение

краски

и

воды,

показать

как

пользоваться кистью, как отжимать лишнюю воду, сколько набирать краски.

В

работе

с

полиэтиленом

нужно

показать

детям

варианты

смятия

полиэтилена

(горизонтальные

или

вертикальные

складки,

произвольный

вариант, по спирали) и поиграть уже уложенным на бумагу полиэтиленом в

поисках образа.

Итог занятия – создание образа: таинственных лесов, существ,

настроения. От игровых занятий переходим к освоению приемов работы с

красками. Желательно сразу же дать детям основное правило акварели -

отсутствие белил.

Занятие 3. Белые стволы берёз.

Похожа ли белая бумага на белые стволы берёз? Не очень. Зрительный ряд

помогает увидеть ученикам, что стволы - не белая. Они цветные, голубые в

тени, золотистые на солнце, зеленоватые рядом с кроной, на них видны

неровности.

Как

же

мы

будем

рисовать

стволы

берёз?

Обычно

дети

догадываются взять по чуть-чуть краски на кисточку и сильно развести ее

водой. Бледной краской, цветными пятнами будем рисовать берёзы. Задача

преподавателя помочь прочувствовать ученику это минимальное количество

краски. Для этой цели нам нужен тренировочный лист, он же - палитра, где

мы будем пробовать получившуюся краску и ее смеси. Тренировочный лист

будет сопровождать нас на всех последующих занятиях.

Для того, чтобы работа была зрелищной, преподаватель может заранее

сделать заготовки: мятая бумага, наклеенная на картон, чтобы изобразить и

другие фактуры: кирпич, гранит, кора дерева и т.д. В работе используем

прием работы по-сырому, позволяя жидко разведенной краске смешиваться

на бумаге, оставляя диковинные разводы.

Итог занятия - получилось похоже, белые стволы оказались цветными, в

работе с акварелью можно обойтись без белил.

Занятие 4. В осеннем лесу.

Ограничение

цветовой

палитры

в

данном

уроке

на

усмотрение

преподавателя.

Либо

он

предложит

три

основных

краски,

либо

теплую

цветовую гамму. Ограничение должно быть преподнесено в предварительной

беседе. На дворе красивая золотая осень, или разноцветные осенние астры и

георгины (дети сами подскажут какие осенние цветы они знают, какого они

цвета). Беседа преподавателя должна навести обучающихся на мысль, что

придется смешивать краски, а зрительный ряд подскажет, что золотая осень

не только желтая и то, что цветы разноцветные.

17

В теме “Простейший натюрморт” перед учениками стоит задача

понять форму предметов, собственный и видимый цвет предметов. Работаем

с натуры с несложными предметами, предваряя практическое занятие сказкой

или

игрой

с

младшими

учениками,

и

соответствующей

беседой,

подкрепленной зрительным рядом со старшими.

Занятие 5. Натюрморт в сближенной цветовой гамме. Форма предметов

Данное занятие подходит для обучающихся всех возрастных групп,

практическая задача может быль решена с использованием всей палитры.

Либо ограничиться синим и жёлтым цветом.

В предварительной беседе разбираем понятия, относящиеся к форме

предмета

(большой,

маленький,

круглый,

конический,

продолговатый)

и

цвету. Для этого нам нужны свежие овощи (или муляжи ) зеленого цвета:

капуста, кабачок, разные перцы, огурцы. Как получается зеленый цвет (синий

+ желтый, сколько синего, сколько желтого, теплее - холоднее, темнее -

светлее),

овощи

должны

быть

максимально

разнообразны

в

оттенках

зеленого, по форме и размеру.

Практическая работа. Рисуем овощи. На этапе начальной школы не

ставится

задача

грамотной

компоновки

натюрморта,

ученику

нужно

изобразить хотя бы три предмета по выбору различных по форме, цвету и

размеру,

задача

преподавателя

помочь

ученику

помнить

информацию,

полученную в ходе предыдущей беседы, напомнить, что капуста не может

быть меньше огурца, кабачок и огурец различаются по цвету и тону, капуста

теплее (или холоднее) кабачка, обратить внимание на желтеющий бочок

перца и т.д. Старшие ученики должны постараться увидеть и отразить на

бумаге свет, полутень, собственную и падающую тень, рефлекс. Приемы

работы различны: по-сырому, по-сухому, лессировки, раздельный мазок.

Таких занятий может быть несколько, как с ограниченной, так и с полной

цветовой палитрой, с последующим усложнением натюрмортов. Для всех

возрастных

групп

желательно

использовать

игровой

или

театральный

компонент, как сказка для малышей или игровая постановка натюрморта для

старших.

3.

Заключение

Техника классической акварели - одна из самых сложных в живописи, так

как требует точности, аккуратности, и совершенно не терпит исправлений.

Для

ее

серьезного

изучения

нужно

посещать

соответствующие

образовательные

учреждения,

с

преподавателями,

специализирующимися

именно на этом виде живописи.

Тем не менее, и преподавание акварели в системе дополнительного

образования, приносит свои положительные результаты:

ребенок

погружается

в

волшебный

хрупкий

мир

акварели

и

через

приобщение в прекрасному раскрывает в себе лучшие душевные качества,

преподаватель имеет возможность увлечь ученика своими интересами,

открыть юным ученикам профессию художника,

18

даже первоначальные навыки работы акварелью могут понадобиться в

повседневной жизни, когда вдруг человеку захочется просто порисовать на

досуге,

не

вызывает

сомнений

арттерапевтический

эффект

любого

изобразительного творчества, особенно нежной акварельной живописи,

акварельная

техника

позволяет

изучить

все

необходимые

законы

живописи и композиции, цвета и жанра в изобразительном творчестве,

акварель

удобна

в

поездках

и

путешествиях,

так

как

не

требует

больших материальных затрат и занимает мало места в багаже.

Приемы работы акварелью многообразны, и все их можно отработать в

ходе многолетних регулярных занятий. Для серьезного изучения акварельной

живописи все приемы и способы работы акварелью обязательны к изучению,

но они не отменяют свободного акварельного творчества. В любительской

акварельной живописи можно поиграть, пошалить. Пусть акварель попробует

стать густой и бархатной, как гуашь; пусть она подружится с перламутровым

акрилом или газетной бумагой. Художник не должен бояться творческих

поисков, но он всегда должен помнить истоки акварельной живописи, за

которыми стоит многовековой опыт лучших мастеров. Эти традиции нужно

сохранить

и

донести

до

наших

потомков,

приобщая

их

к

акварельному

творчеству

в

том

числе

и

на

занятиях

в

системе

дополнительного

образования.

4.

Список источников и используемой литературы

1.

Каменева Е.О. Какого цвета радуга: научно-художественная лит-ра – Переизд.-М.:

Дет. Лит., 1987.- 79 с., ил.

2.

Школа изобразительного искусства Учеб.-метод. Пособие / 3-е изд., испр. И доп. –

М.: Изобраз. Искусство, 1989. – 200 с.: ил.

3.

Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи / А.К. Назаров- М.:

Орбита, 2002г.

4.

Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в

акварельной живописи Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-

методический и психолого- педагогический журнал № 9 – М.: ООО «Баласс», 2012 – С.

82-86.

5.

Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной

живописью./ – М.: Начальная школа плюс До и После/ № 09, 2009. – 24-28 с.

19



В раздел образования