Авторы: Черкасова Елена Леонидовна, Второва Анна Александровна
Должность: Доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук, доцент,студентка магистратуры
Учебное заведение: МПГУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Нейропсихологические методы в диагностике моторной афазии
Раздел: дополнительное образование
Нейропсихологические методы в диагностике
моторной афазии
Автор: Второва Анна Александровна
Научный руководитель: Черкасова Елена Леонидовна
Аннотация:
в
статье
описывается
сущность
моторной
афазии
и
особенности ее проявления. Представлен нейропсихологический подход к
диагностике моторной афазии, описано содержание нейропсихологического
обследования на примере больных с афферентной и эфферентной моторной
афазией.
Выделены
особенности
нарушения
вербальных
и
невербальных
функций
у
пациентов
с
афферентной
и
эфферентной
моторной
афазией.
Показаны рекомендованные при данном нарушении методы восстановления
утраченных функций.
Ключевые
слова:
моторная
афазия,
афферентная
и
эфферентная
моторная
афазия,
нейропсихологическая
диагностика
моторной
афазии,
нейропсихологические методы, восстановление функций.
Патогенез
афазии
характеризуется
системным
нарушением
функционирования речевого мышления вследствие органического поражения
головного мозга. Клиническая картина афазии различна в зависимости от
локализации очага поражения мозга [3].
Моторная афазия афферентного и эфферентного типов характеризуется
расстройством способности говорить при полной или частичной сохранности
понимания
обращенной
речи,
т.е.
при
данной
форме
афазии
выражено
нарушается экспрессивная речь, но остается в разной степени сохранности
импрессивная. Для определения структуры нарушения в случаях моторной
афазии целесообразно применение комплексного подхода к обследованию и
последующему
восстановлению
нарушенных
функций.
В
рамках
комплексного подхода используются нейропсихологические методы.
Проведение нейропсихологического обследования позволяет уточнить
локализацию
очага
поражения,
собрать
информацию,
позволяющую
определить
методы
коррекции
нарушения
и
восстановления
утраченных
функций,
а
также
определить
прогностические
возможности
речевой
ре абилит ации
больных
[1].
Опис ание
спо собов
п р о в е д е н и я
нейропсихологического
обследования
достаточно
широко
представлено
в
работах А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель и др. [3; 5; 2]. Наиболее
оптимальной
системой
для
проведения
нейропсихологического
блиц-
обследования,
по
нашему
мнению,
является
методика
А.Р. Лурии
в
модификации Т.Г. Визель [2]. Дополнительный текстовый и иллюстративный
материал
описывается
в
работах
О.С.
Поддъяковой,
М.В.
Челышевой
и
М.М. Щербаковой, С.В. Котова [4; 6].
Обследование включает в себя подготовительный и основной этапы.
На подготовительном этапе проводится беседа с родственниками больного и
с ним, изучается его медицинская документация. Беседа с родственниками
пациента позволяет узнать его предпочтения (например, что может вызывать
негативную
реакцию,
а
что,
напротив,
позитивную),
а
также
составить
перечень вопросов для последующей беседы с ним без риска включения
вопросов, которые могут вызывать негативную реакцию и
усугубить его
состояние. Беседа с больным позволяет определить [2]:
- уровень его осознанности ситуации беседы (вопросы: «Как вы себя
чувствуете?», «Был ли у вас сегодня врач?» и т.д.);
-
уровень
его
ориентации
в
окружающем
мире
(вопросы: «Вы
находитесь дома?», «Вы находитесь в больнице?» и т.д.);
- уровень критичности его отношения к своему состоянию (вопросы:
«Как
вы
считаете,
Вы
совсем
здоровы
или
что-то
еще
осталось
от
заболевания?», «Вам надо еще лечиться?» и т.д.).
Отметим, что при обследовании больных с моторной афазией в беседу
включаются вопросы, рассчитанные на ответ словами «да» или «нет» или же
отрицательным или утвердительным кивком головы.
В
ходе
изучения
медицинской
документации
проводится
сбор
анамнеза: выясняется скорость прогрессирования заболевания, уточняется
предварительный
диагноз,
устанавливается
схема
проводимого
медикаментозного
лечения
и
его
эффективность,
что
также
дополняет
характеристику общего состояния больного.
На
основном
этапе
осуществляется
обследование
вербальных
и
невербальных
высших
психических
функций
больных
с
афферентной
и
эфферентной
моторной
афазией.
Представим
краткую
структуру
их
обследования:
1.
Обследование
импрессивной
речи.
Включает:
обследование
понимания речи и способности к соотнесению названия с предметом, а также
пробы на понимание логико-грамматических конструкций.
2. Обследование экспрессивной речи. Включает: пробы на спонтанную
речь,
обследование
способности
к
называнию
предметных
изображений,
пробы
на
автоматизированную
речь,
исследование
чтения
(прочтение
простых
и
наложенных
букв,
прочтение
слогов,
слов
и
звукобуквенный
анализ состава слов) и исследование письма (автоматизированное письмо и
письмо букв, слогов, слов, словосочетаний и фраз под диктовку).
3. Обследование невербальных функций. Исследование зрительной и
слуховой
памяти
(запоминание
серии
звуков,
запоминание
серии
слов
и
запоминание 5 зрительных стимулов).
4. Пробы на кинестетический и кинетический праксисы (выявление
кинестетических
и
кинетических
апраксий):
повторение
движений
за
логопедом.
В
ходе
обследования
используется
балльная
система
оценки.
При
выполнении заданий больным начисляются штрафные баллы: чем больше
ошибок
при
обследовании
допустил
испытуемый,
тем
больше
баллов
получает.
После
проведения
обследования
подсчитываются
баллы,
набранные пациентом за каждое из заданий и определяется, какая функция у
него
нарушена
сильнее.
Это
позволяет
выявить
структуру
нарушения
и
определить методы, эффективные для восстановительного обучения.
Нейропсихологическое обследование на основе данной методики было
проведено с 10 больными с афферентной и эфферентной моторной афазией
тяжелой степени в возрасте 45-55 лет: 5 человек с эфферентной моторной
афазией и 5 человек – с афферентной моторной афазией. У всех пациентов
давность заболевания составляла более 1 года, ранее им логопедическая
помощь не оказывалась. Они составили экспериментальную группу (ЭГ).
В
ходе
обследования
было
определено
следующее.
Пациенты
с
афферентной моторной афазией были неспособны к пониманию речи, что
обусловлено
вторичным
нарушением
у
них
фонематического
слуха
и
проявляется в замене схожих звуков как на уровне построения слов или фраз,
так и на уровне их декодирования. При этом понимание некоторых отдельных
междометий у них остается сохранным. Пациенты с эфферентной моторной
афазией показали лишь частичную не способность к пониманию речи и
соотнесению
названия
с
предметом,
что
обусловливалось
снижением
их
психической активности, влияющей на скорость когнитивной деятельности.
Эти
пациенты
не
понимают
обратимые
активные
и
пассивные
конструкции, не могут соотнести предъявленные им фразы с опорой на
картинки, что связано со сложностью речевых конструкций, декодирование
которых практически невозможно для пациентов с данной формой моторной
афазии. Они не в состоянии удерживать значительный объем компонентов,
входящих
в
логико-грамматическую
конструкцию,
особенно
имеющую
в
своем составе слова со звуками, близкими по звучанию.
У пациентов с эфферентной моторной афазией отмечались единичные
ошибки
в
понимании
пассивных
конструкций
при
однократной
необходимости повторного предъявления фразы, что связано со снижением
их
психической
активности
и
выражается
в
трудностях
проведения
ими
активной
интеллектуальной
работы.
В
целом
представленные
логико-
грамматические конструкции доступны для понимания этими пациентами
ввиду сравнительной простоты своего строения и отсутствия в них сложных
последовательных подчинений слов или словосочетаний.
Обследование
экспрессивной
речи
показало,
что
пациенты
с
афферентной
моторной
афазии
демонстрировали
отсутствие
спонтанной
устой
речи,
которая
у
них
представлена
речевым
эмболом «итына»
и
«нунуну». В попытках проявить реакцию на задаваемые вопросы пациенты
употребляли
богато
интонированные
речевые
эмболы.
В
моменты
эмоционального подъема в их речи проскальзывали речевые штампы – «ах!»,
«как
же
так!»
и
т.п.
Но
преимущественно
в
процессе
обследования
пациенты использовали мимику и жесты. У пациентов с тяжелой формой
эфферентной моторной афазии при проверке спонтанной речи отмечались
грубые
дефекты
произношения,
парафазии,
персеверации,
а
также
аграмматизм с неполной коррекцией.
Способность к называнию предметных изображений у пациентов с
афферентной
моторной
афазией
отсутствовала,
но
вторично,
так
как
основная
причина
отсутствия
данной
возможности
–
это
неспособность
произнесения
слова.
У
пациентов
с
эфферентной
моторной
афазией
отмечались
множественные
парафазии
и
персеверации
с
частичной
коррекцией при подсказке логопедом первого звука в слове. Отмечено, что
среди
участников
ЭГ
у
30%
отсутствовали
даже
речевые
автоматизмы,
поскольку
их
артикулирование
высоко
упрочнено
преморбидно,
что
и
подтверждает грубейшее нарушение артикуляционного праксиса (пациенты с
афферентной моторной афазией). Остальные 70% участников ЭГ обнаружили
способность к сопряженному счету, при этом отмечено, что у пациентов с
эфферентной моторной афазией при наличии возможности прямого счета и
перечисления дней недели отсутствует возможность обратного совершения
данных инструкций.
При
обследовании
письменной
речи
обнаружено
следующее.
К
прочтению простых и наложенных букв, слогов и слов пациенты с моторной
афазией были не способны, т.к. при данной форме афазии имеется распад
ассоциативной связи «графема - артикулема». У пациентов с афферентной
моторной афазией отмечена неспособность к звукобуквенному анализу: они
не
смогли
определить
количество
букв
и
звуков
в
слове.
Пациенты
с
эфферентной
моторной
афазией
допустили
ошибки
при
звукобуквенном
анализе в большей части слов, но не во всех словах.
У
членов
ЭГ
отсутствовала
также
способность
к
письму
ввиду
нарушения ассоциативной связи «фонема – графема». Письмо букв, слогов и
слов, и тем более словосочетаний и фраз под диктовку было невозможным
для всех испытуемых. При пробе на автоматизированное письмо пациенты
смогли написать только свою фамилию. При этом было отмечено, что у
пациентов с афферентной моторной афазией артикуляционный праксис более
сохранен, чем у пациентов с эфферентной моторной афазией, в связи чем,
написанные ими буквы характеризуются большей плавностью движений и
округлостью
линий,
в
то
время
как
буквы,
написанные
пациентами
с
эфферентной моторной афазией, отражают высокое напряжение пальцев рук
при письме, что проявляется в дискретных линиях.
Проверка слуховой памяти у больных с афферентной и эфферентной
моторной
афазией
из-за
отсутствия
способности
к
полноценному
воспроизведению
речи
затруднена
Способность
к
воспроизведению
предложенных звуков смогли показать лишь 20% испытуемых (пациенты с
афферентной формой моторной афазии), которые смогли произнести звуки
«а» и «у». Выполнить задание на повторение слов не смог ни один из
участников ЭГ. Основные показатели зрительной памяти определялись при
рисовании визуальных стимулов: пациенты смогли правильно воспроизвести
предложенные
стимулы,
отмечались
единичные
замены
с
последующей
самокоррекцией при организации их внимания.
У пациентов с эфферентной моторной афазией, нарушен кинетический
праксис
при
сравнительной
сохранности
кинестетического
праксиса:
все
пациенты данной группы справлялись с воспроизведением отдельных поз
путем длительного поиска позы или показа неполного объема движений, но
затруднялись
при
необходимости
перейти
к
следующей
позе
(100%).
Пациенты с афферентной моторной афазией, напротив, показали сохранность
кинетического праксиса, т.е. способности переключаться между позами, при
нарушении кинестетического праксиса, что выражалось в наличии ошибках
при
воспроизведении
отдельных
поз
(100%).
Кроме
того,
в
процессе
обследования общей моторики у пациентов с афферентной и эфферентной
моторной
афазией
были
отмечены
правосторонние
параличи
и
парезы
тяжелой степени, которые выражались в отсутствии или резком ограничении
двигательных функций в правой руке и ноге. Также обнаружены ограничения
действий речевой мускулатуры.
Таким
образом,
проведение
нейропсихологического
обследования
участников ЭГ с афферентной и эфферентной моторной афазией позволило
определить
частично
сохранную
у
них
способность
к
зрительному
и
слуховому восприятию, а также зрительную память. Грубо нарушены устная
и письменная речь, а также общие, оральные и артикуляционные движения.
Нейропсихологические методы восстановительного обучения в этих
случаях
должны
быть
направлены
на
растормаживание
и
стимуляцию
импрессивной и экспрессивной речи, чтения, письма, а также на способность
больных к выполнению целенаправленных двигательных актов различной
сложности.
Указанные
направления
могут
быть
реализованы
в
кинезиотерапии,
включающей
развитие
общей
и
мелкой
моторики,
дыхательные
упражнения,
пассивные
упражнения
для
паретичных
конечностей, упражнения на расслабление групп мышц, а также упражнения
на изменения положения при постельном режиме, в предметно-практической
деятельности
(лепка,
выжигание,
бытовая
деятельность),
и
путем
организации занятий с использованием логопедических упражнений.
Список литературы
1. Бердникович
Е.С.
Во сст ановление
речи
у
больных
с
сенсорномоторной
афазией
в
остром
и
раннем
периоде
инсульта
с
применением сенсорной стимуляции // Голос и речь. - 2013. - № 2. – С. 29-42.
2. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. – М.: Изд.
«Секачев В.», 2017. – 24 с.
3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Изд-во
Питер, 2018. - 768 с.
4.
Поддъякова О.С., Челышева М.В. Практикум по нейропсихологии.
Учебное пособие. – М.: МГМСУ, 2014. – 61 с.
5. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное
обучение. - М.: МПСИ, 2007. – 148 с.
6.
Щербакова
М.М.,
Котов
С.В.
Методика
скрининг
обследования
больных с афазией. Учебно-методическое пособие – М.: ГБУЗ МО МОНИКИ
им. М.Ф, Владимирского, 2017. – 117 с.