Напоминание

Алгоритмические методы обучения как средство социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями


Автор: Моисеева Галина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа № 23"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритмические методы обучения как средство социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями
Дата публикации: 11.06.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Алгоритмический метод в обучении как средство социализации

учащихся с интеллектуальными нарушениями

Учитель математики ОГБОУ «Школа № 23» г. Рязани Моисеева Г.В.

Главная задача специальной коррекционной общеобразовательной школы – максималь-

ное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к посильному участию в произ-

водительном труде и общественной жизни.

Для этого необходимо:

1) добиться овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков;

2) научить школьников пользоваться полученными знаниями.

Математика в специальной коррекционной школе решает одну из важных специфиче-

ских задач в обучении учеников с интеллектуальными нарушениями – преодоление недостат -

ков их познавательной деятельности и личностных качеств. Она дает материал для постоян-

ной систематической работы по воспитанию привычки к труду и потребности в труде, она

требует дисциплины, четкой организации труда, сосредоточенности, аккуратности, настойчи -

вости, волевых усилий.

Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития

познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое мышление,

она формирует процессы логического мышления, такие как сравнение, анализ, синтез; разви -

вает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для развития памяти и вни -

мания.

Решение всех перечисленных задач достигается при условии рационального подбора со-

держания, продуманной системы его изложения и умелого отбора соответствующих методов

и приемов обучения.

Урок

представляет

собой

цепочку

последовательных

действий

учителя

и

ученика,

направленных на сознательное усвоение знаний, умений и навыков. На различных уроках и

его отдельных этапах мы применяем разнообразные формы активизации деятельности уча-

щихся. Наряду с традиционными методами обучения, мы используем в своей работе дости-

жения педагогической теории и опыт известных учителей страны. Опираясь на дидактиче-

ские принципы развивающего обучения, мы пришли к выводу о целесообразности использо-

вания в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями такого вида наглядного

обучения, как знаково-символический, а также широкого использования алгоритмических

методов.

Благодаря таким свойствам алгоритма, как дискретность, элементарность, детерминиро -

ванность, массовость, результативность и эффективность изучение материала происходит по

более четкой схеме, он усваивается более осознанно, качественно, прочно. Использование ал -

горитмических методов кроме того позволяет учителю отслеживать и контролировать усвое -

ние учащимися отдельных этапов, шагов при выполнении задания, оперативно выявлять

ошибки и эффективно проводить работу по их исправлению.

В процессе обучения математике с использованием алгоритмических методов мы реша-

ем следующие задачи:

1)

научить школьников планировать свою деятельность;

2)

научить работать по составленному плану;

3)

комментировать свои действия, давая полный словесный отчет о решении задачи,

примера, выполнении геометрического задания;

4)

оценивать свои действия, замечать допущенные ошибки и пытаться их исправить,

то есть овладевать приемами контроля и самоконтроля;

5)

воспитывать настойчивость, волю, трудолюбие, развивать интерес к поиску реше-

ния конкретной задачи.

Все это развивает рефлексию, большую осознанность своей деятельности, действия де-

тей приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для кор-

рекции недостатков мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью.

1

Мышление детей с интеллектуальными нарушениями формируется в условиях речевого

недоразвития. Недостатки речи затрудняют для них возможность выявления сущности явле -

ний и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в значительном недоразвитии

их словесно-логического мышления. Использование алгоритмических предписаний при обу-

чении математике благотворно влияет на развитие речи: в ней не допускаются лишние, не -

нужные слова, выражения, имеющие несколько смыслов, тем более слова-паразиты, речь

обогащается специальными терминами. Учащиеся, которые постоянно слышат одинаково

произносимые стандартизованные фразы, быстрее их запоминают и начинают их воспроиз-

водить, приучаясь к строгому и четкому выражению своих мыслей.

Процесс составления алгоритмических предписаний в старших классах происходит при

совместной деятельности учителя и учащихся и включает в себя следующую последователь -

ность действий.

1. Учитель решает конкретную задачу, учащиеся наблюдают за выполняемыми действи-

ями.

2. В процессе решения выделяются и фиксируются отдельные действия (шаги), им да -

ются названия, устанавливается их последовательность.

3. Формулируется алгоритмическое предписание, выполняется его краткая запись, со -

провождаемая демонстрацией каждого шага на данном конкретном примере. В итоге состав -

ляется памятка.

4. Работа с памяткой: обсуждение, ключевых слов, основных действий, опорных поня-

тий, логической последовательности действий, наиболее трудных шагов. Главные элементы

выделяются в памятке цветом, подчеркиванием, опорными сигналами и другими способами.

Памятка сопровождается плакатом, в котором на конкретном примере показана последо-

вательность выполняемых действий.

В

нашей

деятельности

работа

с

алгоритмическими

предписаниями,

как

правило,

подразделяется на три этапа.

I этап. Учитель сам выполняет действия, указанные в предписании, проговаривая каж -

дый его пункт.

II этап. Учащиеся, пользуясь записанным планом, под руководством учителя выполня-

ют последовательно указанные операции.

III этап. Учащиеся самостоятельно работают по плану, проговаривая каждый его пункт,

сначала вслух, а затем мысленно.

Работая по алгоритмическим предписаниям систематически, учитель экономит время.

Учащиеся, которые постоянно слышат одинаково произносимые стандартизованные фразы,

быстрее их запоминают и начинают их воспроизводить, приучаясь к строгому и четкому вы -

ражению

своих

мыслей,

то

есть

формируется

динамический

стереотип.

Динамический

стереотип является физиологической основой привычек; а привычка является тем механиз-

мом, благодаря которому способы поведения, формирующиеся извне, становятся свойствами

нервной системы.

Применять алгоритмические методы следует с самых ранних стадий обучения. Напри-

мер, во 2 классе при измерении длины отрезка мы предлагаем использовать следующее алго-

ритмическое предписание.

1.

Найди 0 (нуль) на линейке.

2.

Совмести 0 с началом отрезка.

3.

Совмести линейку с отрезком.

4.

Поставь карандаш на конец отрезка.

5.

Прочитай число на линейке.

При изучении порядка действий в сложных примерах без скобок мы рекомендуем ис -

пользовать такую опорную схему (рис. 1):

2

Эту схему можно также использовать для закрепления правила, что действия одной сту-

пени выполняются по порядку: на “пьедестале” знаки

и :, а также + и стоят на одном

уровне. Для решения примеров со скобками составляется следующая опорная схема (рис. 2):

С

целью

лучшей

социальной

адаптации

детей

с

интеллектуальными

нарушениями

большое внимание на уроках математички уделяется решению задач с практическим содер-

жанием. Например, при изучении темы «Умножение чисел, полученных при измерении дли -

ны, массы и стоимости» мы используем следующий алгоритм.

1.

Крупные меры выразить в более мелких.

2.

Полученное число умножить на множитель.

3.

Мелкие меры выразить в более крупных.

В своей работы мы используем в качестве алгоритмов не только инструкции словесного

описания пошаговой деятельности, но и графические алгоритмы (см. рис. 3), опорные схемы

(см. рис. 4) и сигналы (см. рис. 5, 6).

3

Рис. 3. Алгоритм построения треугольника по

стороне и двум углам

Рис. 4. Схема по теме

«Четырехугольники»

Рис. 2. Опорная схема «Порядок действий в сложных примерах»

Рис. 1. Опорная схема «Порядок действий в примерах»

1

2

и

:

+

и

Все алгоритмы, схемы и сигналы, используемые нами в работе явлются авторскими.

Например, при замене смешанного числа неправильной дробью мы используем опорный сиг -

нал, изображенный на рис. 6, для нахождения числителя дроби.

Отметим особое влияние алгоритмического метода на развитие и информационной и

коммуникационной функций речи (то есть речь выступает как инструмент общения людей и

передачи информации). В речи не допускаются лишние ненужные слова и выражения, имею-

щие несколько смыслов, тем более слова-паразиты. Речь обогащается специальными терми-

нами.

Работа по алгоритму структурирует знания, умения и навыки. Качество знаний учащих -

ся школы по математике почти в два раза превышает среднешкольный показатель.

В процессе обучения с использованием алгоритмических методов школьники учатся:

1) планировать свою деятельность,

2) работать по составленному плану, комментировать свои действия, давая полный сло -

весный отчет о выполняемой работе,

3) оценивать свои действия, замечать допущенные ошибки и пытаться их исправлять,

4) доводить начатую работу до конца или точно знать, на каком этапе остановился.

Эти умения развивают рефлексию, большую осознанность своей деятельности, дей-

ствия детей приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение

для социализации школьников, так как в будущей жизни им придется сталкиваться с выпол -

нением действий по инструкции, технологической карте, схеме. Выработанные на уроках ма -

тематики навыки позволяют даже детям с интеллектуальными нарушениями продолжить

свое образование в учреждениях начального профессионального образования.

Применение алгоритмических методов является психологически комфортным при обу -

чении школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как однотипность произ-

водимых действий, доведенных до автоматизма при решении целого ряда тематических

упражнений, способствует установлению постоянных устойчивых первичных связей в коре

головного мозга. В результате внешние, организованные учителем, практические действия

постепенно интериоризируются (“вращиваются” – по Л.С. Выготскому), то есть сокращают-

ся, начинают совершаться в мысленном, теоретическом плане. Ученик оказывается в состоя-

нии совершить эти действия в уме. Выделяясь в самостоятельный акт, мысль оказывается в

состоянии опережать действие, предвосхищать его результаты.

Таким образом, мысль регулирует поступки, позволяет действовать целенаправленно,

предвидеть тот или иной результат. Мышление, понимание закономерностей, овладение по -

нятиями, приводит к тому, что уменьшается зависимость от конкретной ситуации, увеличива -

ется свобода и подвижность действий ребенка, что приводит к более высокому психическому

развитию, лучшей социальной адаптации, адекватному поведению в стандартных ситуациях.

4

Рис. 5. Опорные сигналы по теме «Обыкновенные дроби»

=

Рис. 6



В раздел образования