Автор: Моисеева Галина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа № 23"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритмические методы обучения как средство социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: среднее образование
Алгоритмический метод в обучении как средство социализации
учащихся с интеллектуальными нарушениями
Учитель математики ОГБОУ «Школа № 23» г. Рязани Моисеева Г.В.
Главная задача специальной коррекционной общеобразовательной школы – максималь-
ное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к посильному участию в произ-
водительном труде и общественной жизни.
Для этого необходимо:
1) добиться овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков;
2) научить школьников пользоваться полученными знаниями.
Математика в специальной коррекционной школе решает одну из важных специфиче-
ских задач в обучении учеников с интеллектуальными нарушениями – преодоление недостат -
ков их познавательной деятельности и личностных качеств. Она дает материал для постоян-
ной систематической работы по воспитанию привычки к труду и потребности в труде, она
требует дисциплины, четкой организации труда, сосредоточенности, аккуратности, настойчи -
вости, волевых усилий.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития
познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое мышление,
она формирует процессы логического мышления, такие как сравнение, анализ, синтез; разви -
вает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для развития памяти и вни -
мания.
Решение всех перечисленных задач достигается при условии рационального подбора со-
держания, продуманной системы его изложения и умелого отбора соответствующих методов
и приемов обучения.
Урок
представляет
собой
цепочку
последовательных
действий
учителя
и
ученика,
направленных на сознательное усвоение знаний, умений и навыков. На различных уроках и
его отдельных этапах мы применяем разнообразные формы активизации деятельности уча-
щихся. Наряду с традиционными методами обучения, мы используем в своей работе дости-
жения педагогической теории и опыт известных учителей страны. Опираясь на дидактиче-
ские принципы развивающего обучения, мы пришли к выводу о целесообразности использо-
вания в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями такого вида наглядного
обучения, как знаково-символический, а также широкого использования алгоритмических
методов.
Благодаря таким свойствам алгоритма, как дискретность, элементарность, детерминиро -
ванность, массовость, результативность и эффективность изучение материала происходит по
более четкой схеме, он усваивается более осознанно, качественно, прочно. Использование ал -
горитмических методов кроме того позволяет учителю отслеживать и контролировать усвое -
ние учащимися отдельных этапов, шагов при выполнении задания, оперативно выявлять
ошибки и эффективно проводить работу по их исправлению.
В процессе обучения математике с использованием алгоритмических методов мы реша-
ем следующие задачи:
1)
научить школьников планировать свою деятельность;
2)
научить работать по составленному плану;
3)
комментировать свои действия, давая полный словесный отчет о решении задачи,
примера, выполнении геометрического задания;
4)
оценивать свои действия, замечать допущенные ошибки и пытаться их исправить,
то есть овладевать приемами контроля и самоконтроля;
5)
воспитывать настойчивость, волю, трудолюбие, развивать интерес к поиску реше-
ния конкретной задачи.
Все это развивает рефлексию, большую осознанность своей деятельности, действия де-
тей приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для кор-
рекции недостатков мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью.
1
Мышление детей с интеллектуальными нарушениями формируется в условиях речевого
недоразвития. Недостатки речи затрудняют для них возможность выявления сущности явле -
ний и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в значительном недоразвитии
их словесно-логического мышления. Использование алгоритмических предписаний при обу-
чении математике благотворно влияет на развитие речи: в ней не допускаются лишние, не -
нужные слова, выражения, имеющие несколько смыслов, тем более слова-паразиты, речь
обогащается специальными терминами. Учащиеся, которые постоянно слышат одинаково
произносимые стандартизованные фразы, быстрее их запоминают и начинают их воспроиз-
водить, приучаясь к строгому и четкому выражению своих мыслей.
Процесс составления алгоритмических предписаний в старших классах происходит при
совместной деятельности учителя и учащихся и включает в себя следующую последователь -
ность действий.
1. Учитель решает конкретную задачу, учащиеся наблюдают за выполняемыми действи-
ями.
2. В процессе решения выделяются и фиксируются отдельные действия (шаги), им да -
ются названия, устанавливается их последовательность.
3. Формулируется алгоритмическое предписание, выполняется его краткая запись, со -
провождаемая демонстрацией каждого шага на данном конкретном примере. В итоге состав -
ляется памятка.
4. Работа с памяткой: обсуждение, ключевых слов, основных действий, опорных поня-
тий, логической последовательности действий, наиболее трудных шагов. Главные элементы
выделяются в памятке цветом, подчеркиванием, опорными сигналами и другими способами.
Памятка сопровождается плакатом, в котором на конкретном примере показана последо-
вательность выполняемых действий.
В
нашей
деятельности
работа
с
алгоритмическими
предписаниями,
как
правило,
подразделяется на три этапа.
I этап. Учитель сам выполняет действия, указанные в предписании, проговаривая каж -
дый его пункт.
II этап. Учащиеся, пользуясь записанным планом, под руководством учителя выполня-
ют последовательно указанные операции.
III этап. Учащиеся самостоятельно работают по плану, проговаривая каждый его пункт,
сначала вслух, а затем мысленно.
Работая по алгоритмическим предписаниям систематически, учитель экономит время.
Учащиеся, которые постоянно слышат одинаково произносимые стандартизованные фразы,
быстрее их запоминают и начинают их воспроизводить, приучаясь к строгому и четкому вы -
ражению
своих
мыслей,
то
есть
формируется
динамический
стереотип.
Динамический
стереотип является физиологической основой привычек; а привычка является тем механиз-
мом, благодаря которому способы поведения, формирующиеся извне, становятся свойствами
нервной системы.
Применять алгоритмические методы следует с самых ранних стадий обучения. Напри-
мер, во 2 классе при измерении длины отрезка мы предлагаем использовать следующее алго-
ритмическое предписание.
1.
Найди 0 (нуль) на линейке.
2.
Совмести 0 с началом отрезка.
3.
Совмести линейку с отрезком.
4.
Поставь карандаш на конец отрезка.
5.
Прочитай число на линейке.
При изучении порядка действий в сложных примерах без скобок мы рекомендуем ис -
пользовать такую опорную схему (рис. 1):
2
Эту схему можно также использовать для закрепления правила, что действия одной сту-
пени выполняются по порядку: на “пьедестале” знаки
и :, а также + и – стоят на одном
уровне. Для решения примеров со скобками составляется следующая опорная схема (рис. 2):
С
целью
лучшей
социальной
адаптации
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
большое внимание на уроках математички уделяется решению задач с практическим содер-
жанием. Например, при изучении темы «Умножение чисел, полученных при измерении дли -
ны, массы и стоимости» мы используем следующий алгоритм.
1.
Крупные меры выразить в более мелких.
2.
Полученное число умножить на множитель.
3.
Мелкие меры выразить в более крупных.
В своей работы мы используем в качестве алгоритмов не только инструкции словесного
описания пошаговой деятельности, но и графические алгоритмы (см. рис. 3), опорные схемы
(см. рис. 4) и сигналы (см. рис. 5, 6).
3
Рис. 3. Алгоритм построения треугольника по
стороне и двум углам
Рис. 4. Схема по теме
«Четырехугольники»
Рис. 2. Опорная схема «Порядок действий в сложных примерах»
Рис. 1. Опорная схема «Порядок действий в примерах»
1
2
и
:
+
и
–
Все алгоритмы, схемы и сигналы, используемые нами в работе явлются авторскими.
Например, при замене смешанного числа неправильной дробью мы используем опорный сиг -
нал, изображенный на рис. 6, для нахождения числителя дроби.
Отметим особое влияние алгоритмического метода на развитие и информационной и
коммуникационной функций речи (то есть речь выступает как инструмент общения людей и
передачи информации). В речи не допускаются лишние ненужные слова и выражения, имею-
щие несколько смыслов, тем более слова-паразиты. Речь обогащается специальными терми-
нами.
Работа по алгоритму структурирует знания, умения и навыки. Качество знаний учащих -
ся школы по математике почти в два раза превышает среднешкольный показатель.
В процессе обучения с использованием алгоритмических методов школьники учатся:
1) планировать свою деятельность,
2) работать по составленному плану, комментировать свои действия, давая полный сло -
весный отчет о выполняемой работе,
3) оценивать свои действия, замечать допущенные ошибки и пытаться их исправлять,
4) доводить начатую работу до конца или точно знать, на каком этапе остановился.
Эти умения развивают рефлексию, большую осознанность своей деятельности, дей-
ствия детей приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение
для социализации школьников, так как в будущей жизни им придется сталкиваться с выпол -
нением действий по инструкции, технологической карте, схеме. Выработанные на уроках ма -
тематики навыки позволяют даже детям с интеллектуальными нарушениями продолжить
свое образование в учреждениях начального профессионального образования.
Применение алгоритмических методов является психологически комфортным при обу -
чении школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как однотипность произ-
водимых действий, доведенных до автоматизма при решении целого ряда тематических
упражнений, способствует установлению постоянных устойчивых первичных связей в коре
головного мозга. В результате внешние, организованные учителем, практические действия
постепенно интериоризируются (“вращиваются” – по Л.С. Выготскому), то есть сокращают-
ся, начинают совершаться в мысленном, теоретическом плане. Ученик оказывается в состоя-
нии совершить эти действия в уме. Выделяясь в самостоятельный акт, мысль оказывается в
состоянии опережать действие, предвосхищать его результаты.
Таким образом, мысль регулирует поступки, позволяет действовать целенаправленно,
предвидеть тот или иной результат. Мышление, понимание закономерностей, овладение по -
нятиями, приводит к тому, что уменьшается зависимость от конкретной ситуации, увеличива -
ется свобода и подвижность действий ребенка, что приводит к более высокому психическому
развитию, лучшей социальной адаптации, адекватному поведению в стандартных ситуациях.
4
Рис. 5. Опорные сигналы по теме «Обыкновенные дроби»
=
Рис. 6