Напоминание

Особенности развития проектных умений в младшем подростковом возрасте


Автор: Юнусова Снежана Альбертовна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Казанского федерального университета
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития проектных умений в младшем подростковом возрасте
Раздел: дополнительное образование





Назад




Младший подростковый возраст – это один из сложнейших этапов

развития

ребенка.

Согласно

классификацию

возрастной

периодизации

советского

психолога

Д.Б.

Эльконина

младший

подростковый

возраст

определяется рамками 12-14 лет, то есть это современные дети 5-8 классов

обучения. Психологические особенности развития детей на данном этапе

зачастую рассматриваются в комплексе с физиологическими особенностями.

Общеизвестным

фактом

является

основание,

что

младший

подростковый

возраст

характеризуется

не

совсем

благополучными

изменениями,

которые

способны

понизить

как

психологическую,

так

и

физиологическую адаптацию и познавательные возможности ребенка.

Учет состояния физического и психического здоровья, способности

организма

адаптироваться

к

новым

условиям

среды,

функциональное

р а з в и т и е

м о з г а

и

п о з н а в ат е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

я в л я ю т с я

основополагающими аспектами для более успешной организации процесса

обучения.

Важность

выделения

этих

аспектов

определяется

р е з ко й

интенсификацией

учебного

процесса,

ростом

учебной

и

внеучебной

нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Всё

это

вызывает

выраженное

утомление,

повышенную

тревожность,

создает

условия для возникновения неврозоподобных расстройств.

Под влиянием гормонов существенно возрастает активность глубинных

структур

мозга,

определяющих

произвольную

регуляцию

(развитие

управляющих

функций).

Считается,

что

подростки

несдержанные,

импульсивны,

плохо

контролируют

свои

реакции

и

поведение.

Однако

современные данные по этому вопросу противоречивы. По мнению одних

исследователей, начало подросткового возраста – это период завершения

развития управляющих функций, а значит, этих явлений уже не должно быть.

Особенностью

младшего

подросткового

возраста

также

является

произвольность внимания, то есть оно может быть полностью организовано и

контролируемо

подростком.

Персональные

изменения

внимания

зачастую

обуславливаются

индивидуально-психологическими

особенностями

(повышенной

возбудимостью

или

утомляемостью,

снижением

внимания

после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а

следовательно и снижением заинтересованности в учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными

процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение.

По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности

изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более

углубленно

и

всесторонне

отражают

взаимосвязи

между

явлениями

действительности.

Младший подростковый возраст, в принципе как и подростковый в

целом, характеризуется острой необходимостью подростков в общении с

ровесниками. Основополагающим для данной возрастной категории является

желание самореализоваться в среде сверстников, получить положительную

оценку своих поступков и действий. Отмечается сильнейшая подверженность

влиянию социума сверстников, их порядкам и ценностям. При отсутствии

признания

или

негативной

оценке

деятельности

ребенка

возникает

социальная

дезадаптированность

и

психологическое

со стояние

неблагополучия.

Для

самоутверждения

в

новой

для

подростка

социальной

позиции

появляется

потребность

смены

вида

деятельности

в

другой

сфере,

не

в

ученической, которая будет более социально значима для ребенка.

Следовательно,

можно

сделать

вывод,

что

период

подросткового

возраста – это этап активного формирования личности, становление своего

«Я»

и

анализа

опыта

общественного

сквозь

парадигму

активной

деятельности

по

преобразованию

своей

личности.

Центральным

новообразованием

личности

подростка,

в

этот

период,

является

формирование чувств взрослости, развитие самосознания.

Таким

образом,

младший

подростковый

период

становится

крайне

ответственным,

определяющим

дальнейшую

деятельность

ребенка.

На

данном

этапе

развития

происходит

формирование

личности,

состояние

независимости от внешнего мира, а так же создание планов на будущее.

Следовательно,

учитывая

все

выше

перечисленные

факторы

можно

сделать вывод, что при организации внеурочной деятельности по развитию

проектных умений учащихся младшего подросткового возраста необходимо

учитывать следующие особенности:

1) Актуальность темы для учеников. Тема и проблема проекта должна

отвечать интересам обучающихся для того, чтобы обеспечить их активность

на

занятиях.

Более

того,

необходимо

обеспечить

мотивацию

детей

погрузить учащихся в проект полностью для реализации самостоятельной

деятельности и творческой активности.

2)

Самостоятельная

работа

обучающихся. Предоставить

большую

самостоятельность

при

работе

над

проектом,

не

поручать

конкретных

заданий,

работать

в

стиле

педагогической

поддержки.

После

каждого

выполненного

проекта

следует

разбирать

не

только

достоинства,

но

и

недостатки готовых работ, корректно обращать внимание на детали, чтобы в

будущем обучающиеся не допускали подобных ошибок, учились на своих.

3) Групповая работа должна быть организована в подгруппах по 5-6

человек, если обучающихся при разработке проекта будет больше, они не

смогут

грамотно

распределить

обязанности

между

собой

и

возникнет

недопонимание, ведущее к возможным неудачам.

4) Каждый проект должен быть доведен до конца: вне зависимости от

внешних обстоятельств в ходе проектной деятельности любая работа должна

быть завершена успешно, чтобы был получен не промежуточный, а конечный

результат,

на

который

в

дальнейшем

можно

уже

будет

опираться

без

дополнительной разработки.



В раздел образования