Автор: Иванова Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом творчества Железнодорожного района"
Населённый пункт: город Улан–Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика и возможности концертной деятельности детского хорового коллектива в условиях общеобразовательного учреждения
Раздел: дополнительное образование
Иванова Наталья Васильевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района»
город Улан-Удэ
Специфика и возможности концертной деятельности детского хорового
коллектива в условиях общеобразовательного учреждения
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к
основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей
образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно
изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Одним из ведущих направлений дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях нашего города является художественно – эстетическое
направление. Хоровое исполнительство – один из самых доступных и массовых видов
воспитания детей и подростков.
«Хор – это собрание личностей».
«Для хора требуется не много, не мало – объединение в духовном порыве».
«Хоровое искусство – одно из самых замечательных. Здесь без участия
человеческой души ничего невозможно».
Это говорил о детском хоре великий хормейстер, композитор Г.А. Струве.
Считаю главной целью занятий в хоре – дать возможность каждому ребенку
испытать радость от общения с музыкой, создать условия для самовыражения каждого
ученика в музыкальном искусстве и ощущения себя творческой личностью.
Занятия в хоре сплачивают детский коллектив, укрепляют дисциплину, развивают
ряд таких качеств ребенка как трудолюбие, ответственность за общий результат хоровой
деятельности, умение работать в коллективе, доброту и уважение личности другого.
Завершающим этапом работы дирижера и руководимого им хора, конечным
результатом, по которому оценивается эффективность, и целесообразность всех их
предшествующих усилий является концерт. Разучивание, репетиции, вся
подготовительная работа – преддверие к главному, к показу на аудитории.
В исполнительской практике принято различать две основные формы выступлений
– сольный концерт и участие в сборном (сводном) концерте. Отдельной формой
выступления можно считать и конкурсное выступление хорового коллектива.
Выступление хора в сборном концерте.
Программа выступления в сборном концерте, где принимают участие различные
коллективы и исполнители, имеют определенную специфику. Если хоровой коллектив
участвует в смотре художественного творчества, посвященного определенной тематике, то
и репертуар хора, безусловно, должен быть посвящен этой теме. Например, популярная
тема – дата Победы Вов, соответственно произведения, которые будут звучать в концерте
это песни о войне, либо собственно военные песни.
Очень часто хоровому коллективу приходится выступать на школьных мероприятиях.
Каждый школьный хор – это лицо образовательного учреждения. Это касается и крепких,
стабильно работающих хоров, и начинающих коллективов. Мероприятия могут быть
самые разные: это и «Посвящение в гимназисты», «Фестиваль иностранной песни»,
«Последний звонок», «Масленица», «Сагаалган», праздники, посвященные
Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Дню Матери, Новому году.
Очень часто хоровой коллектив выступает перед гостями, делегациями, которые посещают
образовательное учреждение.
Я перечислила только некоторые из общешкольных мероприятий, а ведь каждый
класс ежемесячно проводит и свои собственные: «День именинника», «Праздник первой
оценки», «Посвящение в читатели» и другие. И в этой связи можно говорить об
определенном заказе на исполнение тех или иных хоровых произведений. Следует, однако,
отметить, что не всегда педагоги – организаторы, заместители директора по внеклассной
работе учитывают специфику деятельности хорового коллектива и заказ поступает
достаточно поздно, что требует определенной мобильности хорового коллектива и его
руководителя.
Если хор успевает участвовать во всех перечисленных мероприятиях, то,
безусловно, репертуар данного хора должен быть обширен и разнообразен. Другой
вариант выхода из данной ситуации – использование разных групп хора.
Сольный концерт хорового коллектива.
Выступление хора в сольном концерте предоставляет больше творческой свободы
исполнителям, позволяет скорее адаптироваться на сцене и установить глубокий контакт
со зрительным залом. В сольном концерте хора дирижер выстраивает программу, исходя
из многих условий. Так, на первом месте обычно стоит драматургия всего сольного
концерта, вследствие чего произведения репертуара расставляются с учетом возрастания
интереса публики, подведения к одному или нескольким произведениям, которые стали
вершиной, кульминацией концерта. Об этом говорил Г.А. Струве: «В ходе концерта
обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики произведений,
настроения. Это своеобразная мозаика, гамма чувств и музыкальных образов,
подчиненная одной форме – концерту. Дирижер должен определить переломный момент
концерта, то есть его вершина, где полуфинал (финал отделения), и его финал (конец
концерта)».
Если это академический сольный концерт, то чаще всего произведения
выстраиваются по хронолого – тематическому признаку. Вначале – старинная музыка,
ближе к концу – музыка современных композиторов, или группируются по
стилистическим или жанровым блокам. Например, группа из 2 – 3 произведений
культового жанра, затем – пьесы зарубежных авторов 19 века, следом за ним – русская
классическая музыка и обработки народных песен, миниатюры современных авторов.
Считаю, что такая расстановка произведений упорядочивает процесс восприятия концерта
слушателями.
Каждый год (с 1999 года) коллективы детской хоровой студии «Соловушка»
выступают с сольным концертом на лучших сценах города. Некоторые концерты
тематические и носили названия: 2003 год – «Живи и здравствуй наша школа!», концерт к
10 – летию образования Российской гимназии № 59; 2004 год - «Счастливая планета
2
детства»; 2006 год – «Звени, соловушкина песня!»; 2007 год - юбилейный концерт
коллективов и солистов студии «Волшебная страна»; 2008 год – «В гостях у сказки», 2009
год – «Планета детства», 2010 год – «Пусть всегда будет солнце!», 2011 год – «В стране
литературных героев», 2012 год – «Мы дети твои, Россия!», 2013 год- «Рождение звёзд»,
2014 год – «Волшебный мир искусства», посвященный 20-летию создания ДХС, 2015 –
«Поклонимся Великим тем годам» ко дню 70-летия Великой Победы, 2016 год- «Подари
улыбку миру».
Конкурсное выступление хора
.
Программа выступления детского хорового коллектива на конкурсной площадке
имеет свою специфику. Здесь главное за короткий временной отрезок (обычно конкурная
программа не должна превышать 15 – 20 минут) показать все мастерство и лучшие
стороны коллектива. Расстановка репертуара в таком выступлении хора может
выдерживаться по хронологическому, тематическому, контрастно – сопоставительному
принципам. Сочинения a cappella исполняют в начале выступления.
В выступлениях с минимальным количеством хоровых миниатюр особенно важна
согласованность сочинений между собой. Главное значение здесь приобретает выбор
произведений для исполнения на конкурсе. Это должны быть эффектные,
запоминающиеся произведения (разнообразные и яркие), в которых коллектив бы
продемонстрировал свои лучшие качества.
Коллективы и солисты детской хоровой студии «Соловушка» выступали на многих
конкурсных площадках и становились многократными победителями и призерами
городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных конкуров.
Вот некоторые из них.
Январь 2008 года – хор лауреат 2 степени Международного фестиваля – конкурса
детей и молодежи «Зимняя сказка», города Прага, Карловы Вары, Теплице, Чехия.
В ноябре 2008 года хор принимал участие в мероприятиях, посвященных дням
Российско-Монгольской культуры в городе Улан-Батор, Монголия. Коллектив и солисты
студии выступали на площадках Плехановский академии, Лицея «Их Засаг», Театра
Центрального Аймака, школы при посольстве РФ в Монголии. Запись на телевиденье на
канале «Образование».
В январе 2009 года хор стал обладателем Гран-при Международного фестиваля –
конкурса детей и молодежи «Баденская снежинка 2009», который проходил в городах
Баден – Баден, Карлсруе, Берлин, Дрезден, Германия. Мы с детьми посетили также и
Францию – Париж и Страсбург.
2010 год – старший хор - лауреат IIIстепени Международного фестиваля –конкурса
детей и молодёжи «Калинка» в Египте в номинации «Вокал. Хор», солистка Давыдова
Ксения – лауреат III степени в номинации «Вокал. Соло».
Июнь 2010 года – младшая группа хоровой студии - лауреат II степени IV
Международного фестиваля-конкурса «Славянский венец» в Болгарии в номинации
«Вокал. Ансамбли», солистка Мотошкина Ирина – лауреат III степени в номинации
«Вокал. Соло».
Январь 2011 года – хоровой ансамбль «Соловушка» – дипломант Международного
проекта «Дети России- детям Европы», лауреат I степени фестиваля-конкурса «Все
звёзды» в номинации «вокальное творчество» в Финляндии, солисты – Петров Марк и
Сухорукова Диана так же – лауреаты I степени в номинации « Вокал. Соло».
Март 2011 год – младший хор лауреат I степени Международного фестиваля –
конкурса «Золотой Дракон» в Китайской народной республике.
3
Ноябрь 2011 года – младший хор участник мероприятий, посвящённых дням
монголо-российской дружбы в Улан-Баторе, хор награждён благодарностью
международной ассоциации культурного туризма за участие в VIII Международных
«Интеллектуальных играх монголов» и грамотой администрции передовой комплексной
школы «Баянзурх».
Март 2012 – вокальная группа «Соловушка» обладатель диплома и специального приза
Международного музыкального фестиваля «Lago di Gardo» в Италии.
Март 2013 – старший хор обладатель Гран-при международного фестиваля-конкурса
«Краски Востока» во Вьетнаме, солисты – Савиткин Егор – лауреат 1 степени, Сухоруков
Павел – лауреат 2 степени в номинации «Вокал. Соло».
Январь 2014 год – младший хор – лауреат 2 степени, Сотнич Арина – дипломант
международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Накануне
Рождества» в Санкт-Петербурге; хор – лауреат 2 степени, Сотнич Арина – лауреат 2
степени международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества
«Скандинавские открытия» в Финляндии и Швеции.
В январе 2015 год младший и старший хор становится абсолютными победителями
международного фестиваля вокально-хорового конкурса «Дети Солнца»; в мае 2015 года –
младший хор – лауреат 2 степени, старший хор – лауреат 3 степени лауреат
Международного фестиваля вокально-хорового конкурса «Звезда Победы»;
в июне 2015 год – младший хор становится лауреатом 1 степени Международного
фестиваля «Золотая мечта» в Болгарии, курорт Золотые Пески, солистка младшего хора –
Захарова Арина - лауреат 2 степени конкурса в номинации «Эстрадный вокал. Соло».
В 2016 году младший хор и солисты студии успешно выступают на площадках Крыма в
городах Керчь и Феодосия.
Участие детей в программе музыкального, хорового искусства, осознание ими своей
значимости, причастности к великому искусству – большое и важное дело, которое надо
поддерживать и укреплять. Оно расширяет воспитательные возможности школы,
способствует включению школьников в различные виды творческой деятельности,
развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
Высшая ценность – духовное и материальное наследие народа, исповедующие идеалы,
выраженные в категориях добра, истины, красоты. Существует мудрая мысль: «Древо
человеческого бытия вырастает из тонкого, гибкого ростка детства. И от того, как за ним
ухаживать, зависит будущая стать его и стройность».
Литература
1.
Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. – Вып. 1. – М., 1981.
2.
Воспитание музыкой. Из опыта работы. /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.,
1991.
3.
Детский хор: Пособие для хормейстера /Ред.-сост. В.Г. Соколов. М., 1981. Вып. 1,
2.
4.
Самарин В.А., Осеннева М.С., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-
хоровым коллективом. – М.: Academa, 1999.
5.
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое посо-
бие/ Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М., 1998.
4