Напоминание

"Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой"


Автор: Костюченко Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Светлоярский детский сад №3 "Ромашка"
Населённый пункт: п.г.т. Светлый Яр, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Костюченко Ольга Петровна Воспитатель МКДОУ Светлоярский д/с №3 «Ромашка» «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой» Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и лёгкая обучаемость, что создаёт благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Настроение недоверия, равнодушия к друг другу, социальная апатия особенно остро проявляется в современном обществе. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознано. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о необходимости нравственных качеств и о преимуществах овладения ими. Художественная литература является могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую ему преподносит книга. Книга должна быть авторитетом, тогда у ребёнка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому. В дошкольном возрасте постоянно возникает проблема недостаточного осознания детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. Приобщать ребёнка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребёнок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей детей. Необходимо открыть ребёнку мир словесного искусства, заложить основу литературного развития детей. Знакомство с литературными произведениями позволит решить следующие задачи: формирование ценностных отношений дошкольников к себе, своим сверстникам и взрослым; формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремиться радовать старших хорошими поступками; организовать положительно- коммуникативное взаимодействие между детьми на примере литературных произведений ; а также включение родителей в процесс развития у детей социально – нравственных качеств на основе художественной литературы. Основные методы и приёмы работы с детьми : чтение и анализ художественных произведений, выделение героев с различными чертами характера; проблемные
ситуации и вопросы; игровые задания; моделирование сказочных сюжетов; сочинение новых сказок. Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений у детей. Ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения необходимо проводить беседу о прочитанном, описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. Знания, полученные детьми, не должны оставаться формальными, они должны находить выход в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Формированию у детей нравственных качеств, способствует сочинение концовок к сказкам и сказок на новый лад. Воспитание таких нравственных качеств как чуткость, вежливость, уважительное отношение к взрослым, справедливость, ответственность тесно связанно с формированием знания своих прав и обязанностей. Эта работа тоже опирается на чтение и обсуждение художественной литературы (на примере сказки «Буратино» можно рассмотреть статьи «Декларации прав ребёнка»). Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками ,но главную роль в этом играет всё же семья. Родители не должны быть сторонними наблюдателями – должны участвовать в совместных праздниках, выставках, играх, викторинах…Чтобы умело использовать детскую художественную литературу и научились помогать своему ребёнку решать проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками и переживаниями. Использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.


В раздел образования