"Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой"
Автор: Костюченко Ольга Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Светлоярский детский сад №3 "Ромашка" Населённый пункт: п.г.т. Светлый Яр, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой" Раздел: дошкольное образование
Костюченко Ольга Петровна
Воспитатель МКДОУ Светлоярский д/с №3 «Ромашка»
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через
знакомство с художественной литературой»
Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего
мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются
высокая восприимчивость и лёгкая обучаемость, что создаёт благоприятные
возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития
личности.
Настроение недоверия, равнодушия к друг другу, социальная апатия особенно остро
проявляется в современном обществе. Начиная с дошкольного возраста, необходимо
формировать у дошкольников духовность и культуру взаимоотношений, в основе
которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило
осознано. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться
представления о необходимости нравственных качеств и о преимуществах овладения
ими.
Художественная литература является могучим действенным средством
нравственного воспитания детей. Дети живо, эмоционально и доверчиво
воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы
всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок
сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую ему преподносит книга.
Книга должна быть авторитетом, тогда у ребёнка будет вырабатываться
правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать
самому.
В дошкольном возрасте постоянно возникает проблема недостаточного осознания
детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими
сверстниками и взрослыми людьми.
Приобщать ребёнка к миру художественной литературы необходимо с раннего
возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребёнок теряет остроту
восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных
возможностей детей. Необходимо открыть ребёнку мир словесного искусства,
заложить основу литературного развития детей.
Знакомство с литературными произведениями позволит решить следующие задачи:
формирование ценностных отношений дошкольников к себе, своим сверстникам и
взрослым; формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку
сообща играть, трудиться, заниматься; стремиться радовать старших хорошими
поступками; организовать положительно- коммуникативное взаимодействие между
детьми на примере литературных произведений ; а также включение родителей в
процесс развития у детей социально – нравственных качеств на основе
художественной литературы.
Основные методы и приёмы работы с детьми : чтение и анализ художественных
произведений, выделение героев с различными чертами характера; проблемные
ситуации и вопросы; игровые задания; моделирование сказочных сюжетов; сочинение
новых сказок.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений у
детей. Ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании произведений,
поэтому после чтения необходимо проводить беседу о прочитанном, описываемых
ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения
оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает
при совершении поступка.
Знания, полученные детьми, не должны оставаться формальными, они должны
находить выход в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с
окружающими.
Формированию у детей нравственных качеств, способствует сочинение концовок к
сказкам и сказок на новый лад.
Воспитание таких нравственных качеств как чуткость, вежливость, уважительное
отношение к взрослым, справедливость, ответственность тесно связанно с
формированием знания своих прав и обязанностей. Эта работа тоже опирается на
чтение и обсуждение художественной литературы (на примере сказки «Буратино»
можно рассмотреть статьи «Декларации прав ребёнка»).
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками ,но главную роль в этом играет всё же семья. Родители не
должны быть сторонними наблюдателями – должны участвовать в совместных
праздниках, выставках, играх, викторинах…Чтобы умело использовать детскую
художественную литературу и научились помогать своему ребёнку решать проблемы,
связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками и
переживаниями.
Использование художественной литературы в разных видах детской деятельности,
позволит сформировать практические навыки нравственных норм поведения в
обществе, раскрыть их значение для установления и поддержания положительных
взаимоотношений с другими людьми.