"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации дополнительной муниципальной дошкольной образовательной программы "7-Я" в г. Междуреченске в подготовительной к школе группе"
Автор: Стегалина Марина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №54 "Веснушки" Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область Наименование материала: обобщение опыта работы Тема: "Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации дополнительной муниципальной дошкольной образовательной программы "7-Я" в г. Междуреченске в подготовительной к школе группе" Раздел: дошкольное образование
программы "7-Я" в г. Междуреченске в подготовительной
к школе группе".
(обобщение опыта работы)
Исполнители:
Иванова Наталья Вениаминовна ,
Стегалина Марина Петровна
воспитатели МБДОУ № 54 «Веснушки»,
г. Междуреченск.
Кемерово, 2016
Содержание
1.Актуальность……………………………………………………………………………3
2.Теоретический подход к программе «7-Я»…………………...6
3.Внедрение программы «7-Я» в подготовительной группе…..11
4. Список литературы…………………………………………….19
«Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная.
Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье.
Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть,
здесь привыкает к труду или праздности, получает первые…
вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются
все его интересы, привязанности и авторитеты.»
А.Н.Острогорский
Актуальность
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных
ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его
эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе.
Дошкольный возраст в жизни человека является наиболее благоприятным для
эмоционально-психического
воздействия,
т.к.
образы
восприятия
действительности
культурного
пространства
очень
сильные
и
поэтому
остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Сильные эмоции , сопереживания, трепетное отношение к памяти прошлого
вызывает
у
ребенка
знакомство
с
историей
своей
семьи.
Сохранению
семейных связей, формированию семейных ценностей способствует тесное
сотрудничество детского сада и семьи. Семья является источником передачи
ребёнку социально-исторического опыта.
3
В статье 44ФЗ№273 «Об образовании» говориться: » Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем
возрасте.
Семья
была,
есть
и
будет
важнейшим
институтом
во спитания
патриотических качеств ребёнка.
Только
в
семье
накапливаются
и
сохраняются
национальные
традиции,
обычаи, заповеди, песни, танцы,
поговорки и передаются от поколения к
поколению.
Следует отметить, что современные люди чаще стали интересоваться своим
генеалогическим древом, историей семьи, её традициями.
Поэтому
семейное
изучение
своей
родословной
поможет
детям
начать
осмысление очень важных и глубоких утверждений;
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Семейные ценности – это правила, на которых основывается наша жизнь; они
являются образцом поведения, по которым мы судим, что правильно, а что
не правильно.
Доброта, вежливость и честность для большинства людей является важным
качеством, тогда как пунктуальность и постоянство для некоторых
менее
важны.
4
У каждого человека свои ценности характерные только для него.
На Сегодняшний день перед педагогами дошкольного образования стоит
задача поиска современных эффективных средств воспитания детей, в рамках
введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Дошкольная
практика
показала
что,
к
сожалению,
не
в
каждой
семье
сформированы представления о положительных и отрицательных поступках,
как одних из ценностей семьи, т.к. есть семьи. Бывают ситуации, когда
родители не выслушивают мнение детей, поэтому отсутствует доверие и
уважение между членами семьи.
У ребенка дошкольного возраста нет ясных понятий об уровнях ценности
семьи, многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для
человека. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям,
повышать интерес к семейным ценностям, но содержание работы в детском
саду не обеспечивает решение поставленной задачи в полной мере.
На основании указа президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года
№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017
годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей,
предусмотрено возрождение и всемерное укрепление социального института
семьи, семейных ценностей и традиций. Значит дети должны стать
активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных
на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи,
5
семейных
ценностей
и
традиций
как
основы
российского
общества
и
государства.
личности
начинается
в
семье.
Семейные
ценности,
которые
прививаются ребенку с первых лет жизни, имеют важное значение для его
дальнейшего полноценного развития .
Взаимоотношения
в
семье
проецируются
на
отношения
в
обществе
и
составляют основу гражданского поведения человека».
Федеральный
Государственный
Образовательный
Стандарт
дошкольного
образования указывает на объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный
проце сс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения в интересах человека, семьи, общества (ФГОС от 17.10.2013г- 1.6.
п.5).
Теоретический подход к программе «7-Я»
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного
Стандарта
родители
воспитанников
являются
равными
участниками
образовательных отношений. В связи с этим в нашем городе в 2014 году была
написана
дополнительная
муниципальная
дошкольная
образовательная
программа «7-Я», внедрением которой, наш детский сад занимается уже
второй год.
6
Целью этой программы является:
Формирование
духовно-нравственных
семейных
ценностей
у
детей
дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи программы:
-
сформировать
у
детей
интерес
к
своей
семье,
сохранению
семейных
традиций и обычаев. Воспитать уважение к членам семьи;
-
привлечь
родителей
к
установлению
в
семье
правил,
норм
поведения,
обычаев, традиций;
- формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой
работы совместно с воспитателями и родителями;
- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где
взаимоотношение
между
взрослыми
и
детьми
построены
на
основе
доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя
желанным и защищенным;
- побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада;
- упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности
к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
- предоставит детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои
интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Программа
«7-я»
разработана
в
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 г.) и учетом
7
психолого-педагогических особенностей развития детей 3-7 лет.
Программа
«7-Я»
отнесена
к
образовательной
области
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
так
как
направлена
на
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности (ФГОС ч. 2 п.2. 6.).
В программу «7-Я» включены 4 блока:
- «Моя семья»: формировать у детей понятие «семья», показать ее ценность
для
человека.
Воспитывать
любовь
и
уважение
к
членам
семьи,
учить
проявлять
заботу
о
родных
людях.
Развивать
в
детях
чувство
семейной
сплоченности.
Расширять
словарный
запас,
познавательный
интерес,
эмоциональный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников
образовательных отношений.
-
«Семья
и
общество»:
Формирование
ответственности
за
собственное
поведение в семье и обществе. Развитие представлений о семье как основной
ячейке общества, определяющей развитие и благополучие личности и судьбы
нации
и
государства.
Увлечение
социальной
престижности
отцовства
и
материнства. Помощь ребенку в усвоении норм поведения и отношений в
семье. Укрепление связей и отношений ребенка с родителями и другими
членами семьи.
- «Мир чувств и отношений»: знаний об истории
семьи, родственниках,
семейных традициях, формирование стремлений и умений к гармоническим
отношениям в семье. Осознание социальной сущности семьи. Поощрение
8
товарищества, развитие чувства дружбы. Формирование коммуникативных
навыков. Формирование осознаваемого гендерного поведения.
-
«Эстафета
поколений»:
формировать
у
детей
представления
о
семье,
способствовать осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории
и жизни семьи. Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких
понятий, как род, родители, Родина. Воспитывать чувство долга и любви к
ближним,
уважение
к
старшим
родственникам,
желание
сохранять
преемственность поколений. Развивать коммуникативные навыки детей.
Новизной
программы
«7-Я»
является
выработка
новых
подходов
по
приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с
семьей
по
патриотическому
воспитанию
ребенка
в
условиях
ДОО.
Формированию
патриотизма
способствует
совместная
исследовательская
деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению семейных
традиций и обычаев.
Для построения программы были использованы следующие принципы:
-детоцентризма ( в центре творческой деятельности, находится воспитанник,
который проявляет свою активность. У него есть шанс реализовать себя,
ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
-кооперации
(в
процессе
работы
по
программе
осуществляется
широкое
взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
-
опоры
на
субъектный
опыт
воспитанников
(каждый,
работая
над
программой, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него
9
собственный опыт и знания).
-
учёта
индивидуальности
воспитанников:
их
интересов,
темпа
работы,
уровня обученности.
- свободного выбора источников и способов получения информации, метода
исследования, формой представления результатов.
- связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и
практических действий).
-
трудной
цели
(легко
достижимый
результат
не
является
для
многих
воспитанников привлекающим фактором).
В реализации программы «7-Я» используются следующие технологии:
Личностно
ориентированного
обучения
и
воспитания
.
Это
такое
обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность,
субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с
содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из
признания
уникальности
субъектного
опыта
самого
воспитанника,
как
важного
источника
индивидуальной
жизнедеятельности,
проявляемой
в
частности, в познании.
Развивающего
обучения. Позволяет
развивать
в
ребенке
творческие
способности
и
потребность
в
творчестве,
ориентирует
ребенка
на
самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие
ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учетом
10
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка позволяет создать
комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном
для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет
наиболее
эффективно
развивать
навыки
самостоятельной
работы
у
дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В
современном
мире
при
все
нарастающем
потоке
не
обойтись
без
применения
информационно-
коммуникационных технологий. В совместной деятельности с детьми часто
применяются
мультимедийные
презентации,
музыкальное
оформление,
организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на три фазы:
-подготовка,
созревание
идеи,
воплощение.
Помогает
формировать
и
развивать
у
воспитанников
способности
к
импровизации,
применять
полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В
результате
освоения
игровой
деятельности
в
дошкольном
периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-
оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные
ценности – играя.
Проблемно
-
поисковая.
Предполагает
создание
под
руководством
воспитателя
проблемных
ситуаций
и
активную
самостоятельную
деятельность
детей
по
их
разрешению,
в
результате
чего
и
происходит
творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием
11
мыслительной способностей.
Проектная.
Одна
из
современных
интерактивных
технологий
обучения.
Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности,
проектирования.
Способствует
самоорганизации,
учит
делать
выбор
и
принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Внедрение программы «7-Я» в подготовительной группе.
По блоку «Моя семья» были проведены:
Родительское
собрание
на
тему
«
Особенности
взаимоотношений
между родителями и детьми».
Цель
данного
собрания:
выявление
особенностей
взаимоотношений
между детьми и родителями, повышение уровня заинтересованности
родителей в жизни своего ребенка в условиях детского сада.
Беседа на тему «Моя семья» .
Цель :
закрепление
фамилии,
имени,
отчества
родителей;
развитие
умения
выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу
близких людей; представление о правдивости;
Занятие по развитию речи «Семья» .
Цель: формирование общего понятия «Семья»; расширение знаний о
родственных связях; развитие речи, мышления, восприятия, воспитание
у детей добрых чувств к родителям.
НОД «Моя семья».
12
Цель : формирование у детей понятия о том, что семья это одно целое,
где каждый зависит друг от друга. Воспитание уважения и любви к
близким родственникам, желание помочь, утешить.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Цель:
формирование представления о коллективном ведении хозяйства,
семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах,
воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам
семьи, интерес к их деятельности
.
Сюжетно-ролевая игра « Парикмахерская»
Цель :
Раскрытие
смысла
деятельности
парикмахера.
Формирование
умения
творчески
развивать
сюжет
игры,
воспитание
уважения
к
профессии парикмахера.
Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника».
Цель :
обогащение
знаний
о
профессии
врача,
закрепление
правил
поведения в общественных местах, воспитание гуманного отношения к
близким людям, заботы, чуткости к больным.
Конкурс «Осенние шляпки».
Цель : привлечение родителей в
оформлении шляпок для конкурса
«Осенние шляпки».
-
Праздничный
концерт
для
бабушек
и
дедушек
в
честь
дня
пожилого человека.
Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка.
13
- Анкетирование родителей .
Цель : и з у ч е н и е
о т н о ш е н и я родителей к
н е о б х о д и м о с т и
патриотического воспитания в ДОО.
Городской фестиваль «Радуга» .
Цель : привлечение родителей в помощи пошива костюмов к конкурсу,
развитие
творческих
способностей
детей,
сплочение
семейных
отношений.
По блоку «Семья и общество» были проведены:
Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника».
Цель :
обогащение
знаний
о
профессии
врача,
закрепление
правил
поведения в общественных местах, воспитание гуманного отношения к
близким людям, заботы, чуткости к больным.
Дидактические игры :
- «Подбери признак» (например: мама какая?..., папа какой?...)
Цель : развитие умения детей подбирать признак к существительному.
-Дидактическая игра «Один дома»
Ц е л ь : обучение
безопасному
поведению
в
быту,
закрепление
представления о предметах быта, с которыми можно/ нельзя играть,
формирование желания быть всегда осторожными с огнем.
- Дидактическая игра «Мир профессий»
Ц е л ь : расширение
представлений
о
профессиях
родителей
и
их
профессиональной деятельности, развитие интереса к трудовой и
14
профессиональной деятельности родителей.
- Рассказы детей «Моя семья в свободное время»
Цель: расширение представлений детей о семье как о людях, которые
живут вместе, уточнение понятий «семья», «родственники».
Конкурс чтецов на тему «Семья»
Цель:
уточнение
и
закрепление
знаний
детей
о
семье,
традициях,
обучение
дошкольников
выразительно
передавать
текст,
развитие
поэтического слуха, совершенствование исполнительского мастерства.1
- Инсценировка сказок: «Теремок»,
Цель : развитие отзывчивости, сопереживания, творческих способностей.
Инсценировка сказки: «Кошкин дом»
Цель:
развитие
творческой
фантазии;
рассказывание
средствами
театрализации,
как
от
маленького
огонька
разрастается
большой
пожар,
уничтоживший кошкин дом; развитие умения
«играть» воображаемыми
предметами,
пользоваться
которыми
в
данный
момент
(пожар)
требуют
обстоятельства,
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят
Цель:
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
артистизма,
в ы р а з и т ел ь н о с т и
и с п ол н е н и я ;
в о с п и т а н и е
и н т е р е с а
к
театрализованной деятельности;
15
- Выставка семейных гербов.
Цель: привлечение родителей к совместному творчеству, Формирование у
детей
элементарных
представлений
о
гербе,
как
эмблеме,
символе
единства, духовной общности членов семьи.
- Праздничный концерт, посвященный Новому году .
Цель : развитие творческих способностей детей с помощью родителей.
По блоку №3 «Мир чувств и отношений» были проведены:
Дидактическая игра «Мой адрес»
Цель: повторение и закрепление знаний о своем
домашнем адресе,
Ф.И.О. родителей, развитие слуховой, зрительной, памяти.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: Привлечение
родителей
к
совместному
изготовлению
пособий
к
сюжетно-ролевой
игре
«Магазин», формирование
у детей уверенности,
умения общаться с окружающим миром, распределение ролей и действие
согласно принятой на
себя роли.
Концерт «Минута славы»
Цель: привлечение
родителей
для
пошива
костюмов
к
творческим
номерам, развитие творческих способностей каждого ребенка, сплочение
родителей и детей в группе.
16
-
Анкетирование
родителей
на
тему:
«Как
Вы
оцениваете
микроклимат в Вашей группе?
Ц е л ь : изучение
степени
удовлетворенности
родителей
условиями
воспитания и развития детей в детском саду.
Праздничный концерт для пап и дедушек, посвященный 23 февраля.
Цель: развитие
творческих
способностей
детей,
привлечение
пап
и
дедушек к конкурсам.
- Рисование портрета папы.
Цель : развитие воображения, художественного вкуса.
Городской конкурс «Я любимый внук у деда»
Цель: укрепление семей отношений, воспитание уважения и любви к
старшему поколению.
Городской конкурс «Маленькая Фея»
Ц е л ь : обеспечение
взаимодействия
детей,
родителей,
педагогов
в
процессе
совместной
творческой
деятельности,
во спит ание
эстетического вкуса .
По 4 блоку «Эстафета поколений» были проведены:
- Опрос детей на тему «семья» для проведения игры с родителями
«Устами младенца»
Цель :
выявления
у
детей
понятий
слов:
«муж»,
«жена»,
«семья»,
«счастье», «гости» и т.д.
17
Нетрадиционное родительское собрание – игра «Устами младенца»
Цель: с помощью слова: индивидуального опроса. Выяснение, как дети
понимают те или иные слова, связанные с темой «семья», повышение
уровня
заинтересованности
родителей
в
жизни
своего
ребенка
в
условиях детского сада.
Развлечение для детей и родителей «Пижамная вечеринка»
Цель: умение детьми творчески использовать свой двигательный опыт в
условиях эмоционального общения со сверстниками со сверстниками и
родителями.
- Праздничный концерт и чаепитие в честь 8 марта .
Цель:
создание
праздничного
настроения
у
детей,
мам
и
бабушек, воспитание чувства доброты и благодарности к маме, развитие
творческих способностей детей.
- Рисование портрета мамы.
Цель:
развитие
воображения,
художественного
вкуса,
творческих
способностей.
- Рисование портрета семьи.
Цель: выявление желаний рисовать свою семью, формирование умений
передавать
характерные
черты
лица
человека,
привитие
любви
и
уважения к членам семьи , доброжелательного отношения друг к другу.
18
- Театральная постановка ко Дню победы.
Цель: формирование
патриотических
качеств
у
дошкольников,
связь
поколений,
развитие
творческих
способностей
детей
посредством
театрального искусства.
- Мероприятие ко Дню семьи «Семейная аллея»
Цель: привлечение родителей к посадке семейной аллеи, сплочение
семейных отношений.
- Анкетирование родителей на тему «Скоро в школу мы пойдем»
Цель: выявление психологической готовности ребенка к школе.
Вывод
В результате работы по дополнительной программе «7-Я», в течение всего
учебного года, у детей появилось желание быть похожими на близких людей
в делах, поступках.
Также появилось желание проявлять эмоционально-
положительное отношение к своей семье, гордость за родных и близких,
бережное отношение к семейным реликвиям.
У детей появился интерес к изучению семейных традиций, к их прошлому и
настоящему.
Родители
стали
более
активными
и
отзывчивыми
в
образовательно-
воспитательном процессе.
Между
родителями,
детьми
и
педагогами
стали
более
доверительные
отношения, что способствовало созданию благоприятного микроклимата в
группе и к концу года создавалось ощущения, что у нас одна дружная семья.
В итоге повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей.
19
Список литературы и Интернет-источников
1. Азбука нравственного взросления: методический материал. – СПб.: Питер,
2007. – 304 с.
2.
Белозерова
Т.И.
В
защиту
семьи:
Учебно-методическое
пособие.
–
БОУДПО «ИРООО», 2010. – 50 с..
3.Данилюк
А.Я.,
Кондаков
А.М.,
Тишков
В.А.
Концепция
духовно
–
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,
2009
4. Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Задача формирования у
школьников
семейных
ценностей
в
контексте
д е я т е л ь н о с т н о -
компетентностной парадигмы общего образования (проект № 11-06-00466а)
5.
Казанцева
И.В.,
Спасская
Е.Н.,
Щекина
О.А.
Становление
культуры
семьянина через уроки в общеобразовательном учреждении. Учебно-метод.
Пособие. - СПб.: СПб АППО.- 2010.
6. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. –
1997. №1. – С. 21.
7. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания.
Педагогическая
технология
воспитания
счастливого
человека
в
школе/М.:Центр»педагогический поиск».- 2004.
8. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы
по этике для старшеклассников. – М.: 2001
9.
krokodilnegenasotsialnye-proekty-uchastnikov/sotsialnyj-
proektsemya-duhovnaya-bezopasnost-semi.html - Социальный проект «Семья.
Духовная безопасность семьи»
10. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Ч1,2,3 /
Сост.Т.Г.Кислицына.-2-е изд. М.: Школьная пресса,2001 168 с.
20