Напоминание

"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации дополнительной муниципальной дошкольной образовательной программы "7-Я" в г. Междуреченске в подготовительной к школе группе"


Автор: Стегалина Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №54 "Веснушки"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Детский сад и семья в едином образовательном пространстве в рамках реализации дополнительной муниципальной дошкольной образовательной программы "7-Я" в г. Междуреченске в подготовительной к школе группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Детский сад и семья в едином образовательном

пространстве в рамках реализации дополнительной

муниципальной дошкольной образовательной

программы "7-Я" в г. Междуреченске в подготовительной

к школе группе".
(обобщение опыта работы)
Исполнители:

Иванова Наталья Вениаминовна
,
Стегалина Марина Петровна
воспитатели МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск.
Кемерово, 2016
Содержание
1.Актуальность……………………………………………………………………………3 2.Теоретический подход к программе «7-Я»…………………...6 3.Внедрение программы «7-Я» в подготовительной группе…..11 4. Список литературы…………………………………………….19
«Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты.»
А.Н.Острогорский

Актуальность
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Дошкольный возраст в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия, т.к. образы восприятия действительности культурного пространства очень сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Сильные эмоции , сопереживания, трепетное отношение к памяти прошлого вызывает у ребенка знакомство с историей своей семьи. Сохранению семейных связей, формированию семейных ценностей способствует тесное сотрудничество детского сада и семьи. Семья является источником передачи ребёнку социально-исторического опыта.
3 В статье 44ФЗ№273 «Об образовании» говориться: » Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Семья была, есть и будет важнейшим институтом во спитания патриотических качеств ребёнка. Только в семье накапливаются и сохраняются национальные традиции, обычаи, заповеди, песни, танцы, поговорки и передаются от поколения к поколению. Следует отметить, что современные люди чаще стали интересоваться своим генеалогическим древом, историей семьи, её традициями. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких утверждений; - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Семейные ценности – это правила, на которых основывается наша жизнь; они являются образцом поведения, по которым мы судим, что правильно, а что не правильно. Доброта, вежливость и честность для большинства людей является важным качеством, тогда как пунктуальность и постоянство для некоторых менее важны.
4 У каждого человека свои ценности характерные только для него. На Сегодняшний день перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска современных эффективных средств воспитания детей, в рамках введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Дошкольная практика показала что, к сожалению, не в каждой семье сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, т.к. есть семьи. Бывают ситуации, когда родители не выслушивают мнение детей, поэтому отсутствует доверие и уважение между членами семьи. У ребенка дошкольного возраста нет ясных понятий об уровнях ценности семьи, многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к семейным ценностям, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решение поставленной задачи в полной мере. На основании указа президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций. Значит дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, 5
семейных ценностей и традиций как основы российского общества и государства. личности начинается в семье. Семейные ценности, которые прививаются ребенку с первых лет жизни, имеют важное значение для его дальнейшего полноценного развития . Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный проце сс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (ФГОС от 17.10.2013г- 1.6. п.5).
Теоретический подход к программе «7-Я»
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта родители воспитанников являются равными участниками образовательных отношений. В связи с этим в нашем городе в 2014 году была написана дополнительная муниципальная дошкольная образовательная программа «7-Я», внедрением которой, наш детский сад занимается уже второй год. 6
Целью этой программы является: Формирование духовно-нравственных семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Задачи программы: - сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев. Воспитать уважение к членам семьи; - привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций; - формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями; - создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношение между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным; - побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; - упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; - предоставит детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Программа «7-я» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 г.) и учетом 7
психолого-педагогических особенностей развития детей 3-7 лет. Программа «7-Я» отнесена к образовательной области «Социально- коммуникативное развитие», так как направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (ФГОС ч. 2 п.2. 6.). В программу «7-Я» включены 4 блока: - «Моя семья»: формировать у детей понятие «семья», показать ее ценность для человека. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Развивать в детях чувство семейной сплоченности. Расширять словарный запас, познавательный интерес, эмоциональный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательных отношений. - «Семья и общество»: Формирование ответственности за собственное поведение в семье и обществе. Развитие представлений о семье как основной ячейке общества, определяющей развитие и благополучие личности и судьбы нации и государства. Увлечение социальной престижности отцовства и материнства. Помощь ребенку в усвоении норм поведения и отношений в семье. Укрепление связей и отношений ребенка с родителями и другими членами семьи. - «Мир чувств и отношений»: знаний об истории семьи, родственниках, семейных традициях, формирование стремлений и умений к гармоническим отношениям в семье. Осознание социальной сущности семьи. Поощрение 8
товарищества, развитие чувства дружбы. Формирование коммуникативных навыков. Формирование осознаваемого гендерного поведения. - «Эстафета поколений»: формировать у детей представления о семье, способствовать осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитывать чувство долга и любви к ближним, уважение к старшим родственникам, желание сохранять преемственность поколений. Развивать коммуникативные навыки детей. Новизной программы «7-Я» является выработка новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей по патриотическому воспитанию ребенка в условиях ДОО. Формированию патриотизма способствует совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению семейных традиций и обычаев. Для построения программы были использованы следующие принципы: -детоцентризма ( в центре творческой деятельности, находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него есть шанс реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). -кооперации (в процессе работы по программе осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). - опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над программой, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него 9
собственный опыт и знания). - учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности. - свободного выбора источников и способов получения информации, метода исследования, формой представления результатов. - связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). - трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников привлекающим фактором). В реализации программы «7-Я» используются следующие технологии:
Личностно

ориентированного

обучения

и

воспитания
. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в частности, в познании.
Развивающего

обучения.
Позволяет развивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учетом 10
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В современном мире при все нарастающем потоке не обойтись без применения информационно- коммуникационных технологий. В совместной деятельности с детьми часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества.
Творческий процесс делится на три фазы: -подготовка, созревание идеи, воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно- оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности – играя.
Проблемно

-

поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием 11
мыслительной способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Внедрение программы «7-Я» в подготовительной группе.

По блоку «Моя семья» были проведены:

Родительское

собрание

на

тему

«

Особенности

взаимоотношений

между родителями и детьми».

Цель

данного

собрания:
выявление особенностей взаимоотношений между детьми и родителями, повышение уровня заинтересованности родителей в жизни своего ребенка в условиях детского сада.
Беседа на тему «Моя семья»
.
Цель
: закрепление фамилии, имени, отчества родителей; развитие умения выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости;
Занятие по развитию речи «Семья»
.
Цель:
формирование общего понятия «Семья»; расширение знаний о родственных связях; развитие речи, мышления, восприятия, воспитание у детей добрых чувств к родителям.
НОД «Моя семья».
12

Цель
: формирование у детей понятия о том, что семья это одно целое, где каждый зависит друг от друга. Воспитание уважения и любви к близким родственникам, желание помочь, утешить.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель:
формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности .
Сюжетно-ролевая игра « Парикмахерская»

Цель
: Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры, воспитание уважения к профессии парикмахера.
Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника».

Цель
: обогащение знаний о профессии врача, закрепление правил поведения в общественных местах, воспитание гуманного отношения к близким людям, заботы, чуткости к больным.
Конкурс «Осенние шляпки».

Цель
: привлечение родителей в оформлении шляпок для конкурса «Осенние шляпки».
-

Праздничный

концерт

для

бабушек

и

дедушек

в

честь

дня

пожилого человека.

Цель:
развитие творческих способностей каждого ребенка.
13
- Анкетирование родителей
.
Цель
: и з у ч е н и е о т н о ш е н и я родителей к н е о б х о д и м о с т и патриотического воспитания в ДОО.
Городской фестиваль «Радуга»
.
Цель
: привлечение родителей в помощи пошива костюмов к конкурсу, развитие творческих способностей детей, сплочение семейных отношений.
По блоку «Семья и общество» были проведены:

Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника».

Цель
: обогащение знаний о профессии врача, закрепление правил поведения в общественных местах, воспитание гуманного отношения к близким людям, заботы, чуткости к больным.
Дидактические игры
: -
«Подбери признак»
(например: мама какая?..., папа какой?...)
Цель
: развитие умения детей подбирать признак к существительному.
-Дидактическая игра «Один дома»

Ц е л ь :
обучение безопасному поведению в быту, закрепление представления о предметах быта, с которыми можно/ нельзя играть, формирование желания быть всегда осторожными с огнем. -
Дидактическая игра «Мир профессий»

Ц е л ь :
расширение представлений о профессиях родителей и их профессиональной деятельности, развитие интереса к трудовой и
14 профессиональной деятельности родителей.
- Рассказы детей «Моя семья в свободное время»

Цель:
расширение представлений детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнение понятий «семья», «родственники».
Конкурс чтецов на тему «Семья»

Цель:
уточнение и закрепление знаний детей о семье, традициях, обучение дошкольников выразительно передавать текст, развитие поэтического слуха, совершенствование исполнительского мастерства.1
- Инсценировка сказок: «Теремок»,

Цель
: развитие отзывчивости, сопереживания, творческих способностей.
Инсценировка сказки: «Кошкин дом»

Цель:
развитие творческой фантазии; рассказывание средствами театрализации, как от маленького огонька разрастается большой пожар, уничтоживший кошкин дом; развитие умения «играть» воображаемыми предметами, пользоваться которыми в данный момент (пожар) требуют обстоятельства,
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят

Цель:
развитие эмоциональной отзывчивости, артистизма, в ы р а з и т ел ь н о с т и и с п ол н е н и я ; в о с п и т а н и е и н т е р е с а к театрализованной деятельности;
15
- Выставка семейных гербов.

Цель:
привлечение родителей к совместному творчеству, Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи.
- Праздничный концерт, посвященный Новому году
.
Цель
: развитие творческих способностей детей с помощью родителей.
По блоку №3 «Мир чувств и отношений» были проведены:

Дидактическая игра «Мой адрес»

Цель:
повторение и закрепление знаний о своем домашнем адресе, Ф.И.О. родителей, развитие слуховой, зрительной, памяти.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель:
Привлечение родителей к совместному изготовлению пособий к сюжетно-ролевой игре «Магазин», формирование у детей уверенности, умения общаться с окружающим миром, распределение ролей и действие согласно принятой на себя роли.
Концерт «Минута славы»

Цель:
привлечение родителей для пошива костюмов к творческим номерам, развитие творческих способностей каждого ребенка, сплочение родителей и детей в группе.
16 -
Анкетирование

родителей

на

тему:

«Как

Вы

оцениваете

микроклимат в Вашей группе?

Ц е л ь :
изучение степени удовлетворенности родителей условиями воспитания и развития детей в детском саду.
Праздничный концерт для пап и дедушек, посвященный 23 февраля.

Цель:
развитие творческих способностей детей, привлечение пап и дедушек к конкурсам. -
Рисование портрета папы.

Цель
: развитие воображения, художественного вкуса.
Городской конкурс «Я любимый внук у деда»

Цель:
укрепление семей отношений, воспитание уважения и любви к старшему поколению.
Городской конкурс «Маленькая Фея»

Ц е л ь :
обеспечение взаимодействия детей, родителей, педагогов в процессе совместной творческой деятельности, во спит ание эстетического вкуса
.

По 4 блоку «Эстафета поколений» были проведены:

- Опрос детей на тему «семья» для проведения игры с родителями

«Устами младенца»

Цель
: выявления у детей понятий слов: «муж», «жена», «семья», «счастье», «гости» и т.д.
17
Нетрадиционное родительское собрание – игра «Устами младенца»

Цель:
с помощью слова: индивидуального опроса. Выяснение, как дети понимают те или иные слова, связанные с темой «семья», повышение уровня заинтересованности родителей в жизни своего ребенка в условиях детского сада.
Развлечение для детей и родителей «Пижамная вечеринка»

Цель:
умение детьми творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками со сверстниками и родителями. -
Праздничный концерт и чаепитие в честь 8 марта
.
Цель:
создание праздничного настроения у детей, мам и бабушек, воспитание чувства доброты и благодарности к маме, развитие творческих способностей детей.
- Рисование портрета мамы.

Цель:
развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей.
- Рисование портрета семьи.

Цель:
выявление желаний рисовать свою семью, формирование умений передавать характерные черты лица человека, привитие любви и уважения к членам семьи , доброжелательного отношения друг к другу.
18
- Театральная постановка ко Дню победы.

Цель:
формирование патриотических качеств у дошкольников, связь поколений, развитие творческих способностей детей посредством театрального искусства.
- Мероприятие ко Дню семьи «Семейная аллея»

Цель:
привлечение родителей к посадке семейной аллеи, сплочение семейных отношений.
- Анкетирование родителей на тему «Скоро в школу мы пойдем»

Цель:
выявление психологической готовности ребенка к школе.
Вывод
В результате работы по дополнительной программе «7-Я», в течение всего учебного года, у детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Также появилось желание проявлять эмоционально- положительное отношение к своей семье, гордость за родных и близких, бережное отношение к семейным реликвиям. У детей появился интерес к изучению семейных традиций, к их прошлому и настоящему. Родители стали более активными и отзывчивыми в образовательно- воспитательном процессе. Между родителями, детьми и педагогами стали более доверительные отношения, что способствовало созданию благоприятного микроклимата в группе и к концу года создавалось ощущения, что у нас одна дружная семья. В итоге повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей.
19
Список литературы и Интернет-источников
1. Азбука нравственного взросления: методический материал. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с. 2. Белозерова Т.И. В защиту семьи: Учебно-методическое пособие. – БОУДПО «ИРООО», 2010. – 50 с.. 3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009 4. Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Задача формирования у школьников семейных ценностей в контексте д е я т е л ь н о с т н о - компетентностной парадигмы общего образования (проект № 11-06-00466а) 5. Казанцева И.В., Спасская Е.Н., Щекина О.А. Становление культуры семьянина через уроки в общеобразовательном учреждении. Учебно-метод. Пособие. - СПб.: СПб АППО.- 2010. 6. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. – 1997. №1. – С. 21. 7. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе/М.:Центр»педагогический поиск».- 2004. 8. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. – М.: 2001 9. krokodilnegenasotsialnye-proekty-uchastnikov/sotsialnyj- proektsemya-duhovnaya-bezopasnost-semi.html - Социальный проект «Семья. Духовная безопасность семьи» 10. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Ч1,2,3 / Сост.Т.Г.Кислицына.-2-е изд. М.: Школьная пресса,2001 168 с.
20


В раздел образования