"Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ"
Автор: Федорова Светлана Хабибовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №3 "Эрудит" Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра Наименование материала: учебная программа Тема: "Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
Современная
система
дошкольного
образования
предъявляет
высокие
требования
к
организации
образовательного
процесса
в
детском
саду.
Содержание
коррекционной
работы,
в
соответствии
с
федеральным
государственным
требованиями
дошкольного
образования,
направлено
на
создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
воспитанников,
их
социальную
адаптацию
и
оказание
помощи
детям
этой
категории
в
освоении
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования.
Детей
с
речевыми
нарушениями
рассматривают
как
группу
педагогического
риска,
потому
что
их
физиологические
и
психические
особенности затрудняют успешное овладение
ими учебным
материалом
в
школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного
преодоления
нарушений
речи.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в
особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы
и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей.
Данная
программа
представляет
коррекционно-развивающую
систему
обеспечивающую,
посредством
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса, интенсивное развитие фонематического восприятия,
звуко-слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий языка,
развитие
словаря,
что
обуславливает
формирование
коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного
возраста с речевой патологией.
Рабочая
программа
показывает
как
с
учетом
конкретных
условий,
образовательных
потребностей
и
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста учитель-логопед создает индивидуальную коррекционно-развивающую
модель
образования
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Содержание
данной
программы
соответствует
федеральным
государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7
Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам и
требованиям;
целям
и
задачам
образовательной
программы
МБДОУ
№78
«
Ивушка».
В
основе
создания
этой
программы
использован
опыт
работы
на
дошкольном
логопедическом
пункте,
подкреплённый
современными
коррекционно-развивающими
программами
Министерства
Образования
РФ,
научно-методическими
рекомендациями,
инструктивными
письмами,
представленными в библиографии. В частности программой и методическими
рекомендациями Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей
дошкольного
возраста
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием»,
которая
рассчитана на работу в условиях логопедических групп специального детского
сада, в связи с чем, не совсем подходит для общеразвивающего детского сада.
1
Этим
и
обусловлена значимость
напис ания рабочей
программы,
применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать
основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до
поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые
являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Направление
программы
Нормативный срок
освоения
воспитанниками
Реализация программы
Кол-во воспитанников,
обучающихся по программе в
2015-2016 (чел.)
Доля от общего
числа
воспитанников (%)
Коррекция речи
в зависимости от
диагноза (3 мес.,
6 мес., 9 мес., 1 год)
42
50
Цель: устранение и профилактика речевых недостатков у детей старшего
дошкольного
возраста
и
осуществление
своевременного
и
полноценного
личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством
интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении
программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы
старших дошкольников.
В
связи
с
этим
коррекционно-развивающая
работа
по
оказанию
логопедической помощи нашего МБДОУ направлена на решение следующих
задач :
Диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за
состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных
тенденций, задержек речи, недостатков в ее развитии и правильная классификация.
Профилактическая
–
педагогическая
помощь
воспитанникам
МБДОУ
в
нормальном речевом развитии.
Коррекционная
–
своевременное
полное
или
частичное
устранение
(сглаживание)
имеющихся
у
детей
недостатков
речи.
Обеспечение
специализированной
консультативно-диагностической,
коррекционно-
развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Успешность
коррекционного
блока
обеспечивается
реализацией
следующих принципов .
Принципы
Условия
1. Системность
коррекционных,
профилактических
и развивающих
задач.
Соблюдение
означенного
принципа
не
позволяет
ограничиваться
решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует
учета
ближайшего
прогноза
развития
ребенка
и
создания
благоприятных
условий
для
наиболее
полной
реализации
его
потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной
программы
должны
быть
сформулированы
как
система
задач
трех
уровней:
-
коррекционного
(исправление
отклонений,
нарушений
развития,
разрешение трудностей);
- профилактического;
-
развивающего
(оптимизация,
стимулирование
и
обогащение
2
содержания развития).
2. Единство
диагностики и
коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной
психолого-педагогической
помощи
ребенку.
Он
предполагает
обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на
основе его результатов определение целей и задач индивидуальной
коррекционно-развивающей
программы.
При
этом
осуществляется
постоянный
контроль
за
развитием
ребёнка
что
позволяет
внести
необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность
коррекции
каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа
коррекции:
симптоматическую
и
каузальную.
Симптоматическая
коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей
развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в
основе
трудностей
воспитания
и
развития.
При
несомненной
значимости
обоих
типов
коррекции
приоритетной
следует
считать
каузальную.
4. Деятельностный
принцип
коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-
развивающего
воздействия
является
организация
активной
деятельности
ребенка
и
создание
оптимальных
условий
для
ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-
психологических и
индивидуальных
особенностей
ребенка.
Согласно
этому
принципу
следует
учитывать
соответствие
хода
развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя
в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой
личности.
6. Комплексность
методов
психологического
воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как
в обучении, так и воспитании детей с особыми потребностями всего
многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и
те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы
наибольшее
распространение
и
признание.
Это
методы
игровой
коррекции:
методы
сказко-,
игротерапии;
методы
модификации
поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное
привлечение
ближайшего
социального
окружения к работе
с ребенком.
Перенос
нового
позитивного
опыта,
полученного
ребенком
на
коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен
лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и
реализовать
новые
способы
общения
и
взаимодействия
с
ним,
поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления
коррекционно-развивающей
деятельности
и
прогнозировать
степень
ее
успешности.
Последовательность реализации принципов
1. Развитие
динамичности
восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно
реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью;
через включение упражнений, при выполнении которых внимание
ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния
изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий
и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность
обработки
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся
полноценное усвоение учебной информации на основе переноса
3
информации.
предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым
развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия
решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного
реагирования на определенные условия.
3. Развитие и
коррекция высших
психических
функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с
опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных
упражнений по коррекции высших психических функций. Система
таких упражнений в условиях коррекции дефектов детей придается
особое значение.
4. Обеспечение
мотивации к
учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка
к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5.
Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять
концентрическую систему изучения материала, где каждый
последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся
совокупность всех подсистем.
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку
они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и
преемственность задач и содержания обучающей и развивающей
деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный
подход к устранению у ребенка проблем в развитии.
Уровень
развития детей
дошкольного
возраста
ещё
недостаточен,
для
самостоятельного
решения
многих
задач, возникающих
в
процессе
их
деятельности:
речевой,
продуктивной, игровой.
Самостоятельность
у
детей
формирует ся
по степенно
под руководством
взрослого,
и
сочетание
коррекционных и педагогических методов и приемов работы, направлено на
обеспечение повышения работоспособности, развития умственной
активности,
любознательности,
формирования элементов целенаправленного
внимания,
произвольной
памяти
и
воображения.
На
каждом
из
этапов
логопедической
работы
эффективность
овладения
правильными
речевыми
навыками
обеспечивается соответствующей группой методов. Так при этапе постановки
звука
используются
в
основном
практические
и
наглядные
методы,
при
автоматизации
широко
используются
словесные
методы
(рассказ,
пересказ,
беседа) в комплексе с практическими и наглядными методами.
Требования к условиям реализации программы.
-
Обеспечение
дифференцированных
условий
(оптимальный
режим
учебных
нагрузок).
-
Обеспечение
психолого-педагогических
условий
(коррекционная
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей
ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности,
соблюдение
комфортного
психоэмоционального
режима;
использование
современных
педагогических
технологий,
в
том
числе
информационных,
компьютерных
для
оптимизации
образовательного
процесса,
повышения
его
эффективности.
-
Обеспечение
специализированных
условий
(выдвижение
комплекса
специальных
задач
обучения,
ориентированных
на
воспитанников
с
4
нарушениями
речи;
введение
в
содержание
обучения
специальных
разделов,
направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных
методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и
коррекционных
программ,
ориентированных
на
особые
образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося,
осуществляемое
на
индивидуальных
и
подгрупповых
коррекционных занятиях;
-
Обеспечение
здоровье
сберегающих
условий
(оздоровительный
и
охранительный
режим,
укрепление
физического
и
психического
здоровья,
профилактика
физических,
умственных
и
психологических
перегрузок
воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм).
- Обеспечение участия всех детей с нарушениями речи, независимо от степени
выраженности нарушений. Вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно –
оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
1. Организация аналитико-диагностической и коррекционно-развивающей
деятельности учителя-логопеда.
Вид деятельности
Содержание
Аналитико-
диагностическая
деятельность
1. Экспресс-диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в
состоянии здоровья, врождённых и приобретённых заболеваний, которые
влияют на процесс развития речи.
3. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и
педагогической документации, анкетирование родителей.
4. Обследование речи детей с речевыми нарушениями на контрольно-
диагностических занятиях и по окончании реализации индивидуальной
программы развития речи
5. Для уточнения логопедического диагноза направление детей, с согласия
родителей (законных представителей), в поликлинику для обследования
врачами-специалистами или на территориальную психолого-медико-
педагогическую комиссию г.Сургута.
6. Оформление индивидуальных речевых карт.
7. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции недостатков
речевого развития с учётом структуры дефекта, его обусловленности,
возрастных возможностей и особенностей психофизического развития.
8. Комплектование подгрупп. Составление графика работы, расписания
индивидуальных и подгрупповых занятий, ознакомление с ними воспитателей
и родителей.
9. Составление плана работы на год логопеда и перспективного плана по
месяцам.
10. Осуществление отчётной, практической, консультационной деятельности,
направленной на повышение информационной готовности и
профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции речевого
развития детей.
Коррекционно-
развивающая
деятельность
1.Индивидуальная работа с детьми:
-коррекция фонетических и фонетико-фонематических нарушений у детей в
возрасте 5-7 лет;
-развитие подвижности артикуляционного аппарата;
5
-постановка звуков, закрепление их в речи;
-автоматизация и дифференциация звуков;
-развитие словаря, грамматического строя речи, слухового внимания.
2.Подгрупповые занятия:
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие речевого дыхания, голоса, темпа, ритма речи;
-уточнение и расширение активного и пассивного словаря;
-развитие навыков связной фонетически и грамматически правильной речи;
-анализ и синтез звукового состава слова;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие пространственной ориентировки;
-развитие временных представлений;
-развитие интеллектуальных способностей.
3. Совершенствование предметно-развивающей среды с учётом изменений
коррекционно-образовательных задач.
Задачи учителя-логопеда
Основная задача
Подзадачи
1. Изучение уровня и
динамики речевого
развития и недостатков
неречевого характера
Сбор
анамнестических
данных
посредством
изучения
медицинской и педагогической документации, анкетирование
родителей.
Проведение процедуры логопедической диагностики детей –
исследование состояния речевых и неречевых функций.
Систематическое отслеживание результатов коррекционно-
образовательной деятельности.
2. Осуществление
коррекционного процесса в
соответствии с
индивидуальными
маршрутами коррекции
речевого дефекта
Совершенствование
предметно-развивающей
среды
с
учётом изменений коррекционно-образовательных задач.
Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции
недостатков речевого развития с учётом структуры дефекта,
его
обусловленности,
возрастных
возможностей
и
особенностей психофизического развития.
Реализация
задач,
определённых
в
индивидуальных,
подгрупповых коррекционных программах.
Осуществление отчётной, практической, консультационной
деятельности, направленной на повышение информационной
готовности и профессиональной компетентности педагогов в
вопросах коррекции речевого развития детей. Установление
взаимосвязи между звеньями образовательного пространства
Консультирование
родителей.
Знакомство
с
данными
логопедического исследования, структурой речевого дефекта,
определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении
данного речевого нарушения, рекомендации по организации
деятельности ребёнка вне детского сада
3. Повышение
результативности
коррекционного процесса
посредством осознанного
выбора и внедрения
элементов инновационных
технологий в области
коррекции речевых
нарушений в коррекционно-
Систематическое изучение методической литературы и
периодической печати в области коррекционной педагогики и
логопедии
Обсуждение актуальности и содержания инновационных
технологий
Осознанный выбор и внедрение элементов инновационных
технологий в коррекционный процесс
Обсуждение результатов внедрения и принятие решения об
эффективности использования данной технологии в рамках
6
образовательный процесс
коррекционной деятельности
4. Установление
взаимодействия со
специалистами внешних
учреждений с целью
повышения эффективности
коррекционной работы с
определённой категорией
детей
Информирование
родителей
о
необходимости
медикаментозного
или других воздействий при устранении
клинической обусловленности речевого нарушения.
Установление
взаимодействия
со
специалистами
(невропатолог, психолог, отоларинголог, стоматолог, психиатр
и др.) внешних учреждений (детская городская поликлиника,
детский
психоневрологический
диспансер,
Департамент
образования и науки, ПМПК.
5. Создание
образовательного
пространства в
соответствии с возрастными
особенностями детей для
оптимизации процесса
речевого развития
Изучение методической литературы по вопросам развития
речи детей и профилактики речевых нарушений.
Раннее
выявление
факторов
риска
в
развитии
речи,
отклонений от нормы в состоянии здоровья, врождённых и
приобретённых
заболеваний,
которые
влияют
на
процесс
развития речи. Консультирование родителей и педагогов по
вопросам
создания
комплекса
условий,
позволяющих
оптимизировать
процесс
речевого
развития
детей
в
соответствии с возрастными возможностями развития.
Предупреждение с помощью педагогических приёмов и
средств недостатков речевого развития детей.
Параллельно с основной целью
решаются задачи,
связанные с формированием лексико-грамматического строя
языка ребенка. Пополнение словаря происходит
благодаря
введению
в
него
новых
слов,
выступающих
в
качестве
речевого материала, уточнению их значения, а так же за счет
п о с т е п е н н о
ф о р м и р у ю щ и х с я
в
х о д е
з а н я т и й
словообразовательных
умений
и
навыков.
Образно
говоря,
ребенок
дополнительно
к
исправлению
нарушений
звукопроизношения
получает
инструмент
для
дальнейшего
наращивания
словарного
запаса,
что,
в
свою
очередь,
увеличивает возможности тренировочных упражнений.
Первичное обследование устной речи дошкольников (экспресс-диагностика)
проводится
индивидуально
у
детей
с
4-х
лет.
Дети
младшего
дошкольного
возраста обследуются по запросу родителей и воспитателей.
В
первую
очередь
на
логопедические
занятия
зачисляются
дети
с
6-ти
летнего возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи на русском языке:
- не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- фонетические дефекты - недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- заикание;
- дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, стёртая дизартрия).
Срок коррекционно-развивающего обучения детей в логопедическом пункте
МБДОУ составляет:
- для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи - 1 год;
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до 9-ти месяцев;
- для детей с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 6-ти месяцев;
- для заикающихся детей - 1 год.
Учебный план
7
продолжительность
коррекционной деятельности,
в зависимости от диагноза
периодичность и
продолжительность
занятий
объём
нагрузки
на каждого ребёнка
сроки
проведения
мониторинга
3 мес.
2 раза в неделю
по 15 минут
12 недель
24 занятия
6 часов
360 минут
01.09-15.09
15.05-31.05
6 мес.
2 раза в неделю
по 15 минут
24 недели
48 занятий
12 часов
720 минут
9 мес.
2 раза в неделю
по 15 минут
36 недель
72 занятия
18 часов
1080 минут
1 год
2 раза в неделю
по 15 минут
48 недель
96 занятий
24 часа
1440 минут
Выпуск воспитанников производится в течение всего учебного года после
устранения у них нарушений в развитии устной речи.
На основании материалов обследования детей, учитель-логопед составляет
программу индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы.
Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с
образовательными
программами,
отвечающими
требованиям
государственного
образовательного стандарта.
Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для
нормально
развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Данная
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГТ направлена на создание
системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
8
2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
5-6 лет
6-7 лет
Речевые
особенности
В
старшем
дошкольном
возрасте
общение
становится способом познания и уточнения норм
поведения,
способом
определения
настроения
и
эмоционального
состояния
человека,
способом
познания собственного внутреннего мира. Для детей
этого возраста характерно критическое, оценочное
отношение к речи окружающих и развитие контроля
за точностью своего высказывания.
Новым для ребенка становится интерес к речи как
особому объекту познания: его интересует звучание
и значение слова, его звуковая форма, сочетание и
согласование слов речи. Этот интерес может быть
направлен
на
решение
задач
по
подготовке
к
обучению грамоте.
Для
детей
этого
возраста
характерно
умение
строить
общение
с
разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнако-
мыми.
Продолжается
освоение
правил
речевого
этикета
и
их
использования в процессе общения со взрослыми и сверстниками в
разнообразных жизненных ситуациях. Речевые умения детей позволяют
в процессе коммуникации со сверстниками: обменяться информацией,
вместе
спланировать
игровую
деятельность,
договориться
о
распределении ролей и координации действий в игре.
Ведущей задачей в развитии речи детей седьмого года жизни является
развитие
монологической
речи,
в
частности
самостоятельного
творческого
использования
языка
в
процессе
речевой
деятельности.
Вторая важная задача - воспитание осознанного отношения к языку как
особому
объекту
познания.
Решение
данной
задачи
предполагает
подготовку детей к обучению грамоте: сознательное освоение детьми
таких
понятий
и
явлений
языка,
как
звуковой
анализ
слова,
состав
предложения, ударение, характеристика звука в слове и обучение детей
некоторым умениям письменной речи.
Проявляются существенные индивидуальные различия в речи детей.
Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству
словарного
запаса,
по
уровню
связности
и
грамматической
правильности,
по
способности
детей
к
творческим
речевым
проявлениям.
Связная речь.
Дети самостоятельно строят игровые и деловые
д и а л о г и ,
п е р е с к а з ы в а ю т
л и т е р а т у рные
произведения,
правильно
передавая
идею
и
содержание, используя прямую и косвенную речь,
пересказывают произведение по ролям, по частям. В
описательных
рассказах
о
предметах,
объектах
и
явлениях природы точно и правильно подбирают
слова, характеризующие особенности предметов и
объектов;
используют
прилагательные
и
наречия.
Сочиняют
сюжетные
рассказы
по
картине,
из
Дети
овладевают
умениями
пересказывать
литератур ные
произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание,
выразительно
воспроизводя
диалоги
действующих
лиц;
использовать
разные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи: пересказ
по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя. Учатся понимать
и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при
пересказе,
в
собственной
речи,
замечать
в
рассказах
сверстников.
В
описательных
рассказах
по
репродукциям
художественных
картин
о
явлениях природы учатся передавать свое эмоциональное отношение к
образам,
используя
средства
языковой
выразительности:
метафоры,
9
личного
опыта,
учатся
строить
свой
рассказ
в
соответствии с логикой повествования: экспозиция
(обозначение действующих лиц, времени и места
действия),
завязка
(причина
события),
развитие
событий
и
кульминация
(момент
наивысшего
н а п р я ж е н и я ) ,
р а з в я з к а
( о ко н ч а н и е ) .
В
повествовании
отражают
типичные
особенности
жанра сказки или рассказа. Проявляют интерес к
самостоятельному
сочинению,
создают
раз-
нообразны е
в иды
творче ских
р а с с к а з о в :
придумывание продолжения и окончания к рассказу,
рассказы
по
аналогии,
рассказы
по
плану,
по
модели.
Учатся
внимательно
выслушивать
рассказы
сверстников,
замечать
речевые
ошибки
и
доброжелательно исправлять их. Использовать эле-
менты речи-доказательства и объяснительной речи
при отгадывании загадок, в процессе совместных
игр, в повседневном общении.
сравнения,
эпитеты,
гиперболы,
олицетворения;
самостоятельно
определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные
средства выразительности. Составляют повествовательные рассказы по
картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строят
свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составляют рассказы-
контаминации,
сочетая
описание
и
повествование,
описание
и
рассуждение. Учатся различать литературные жанры (сказка, рассказ,
загадка, пословица, стихотворение), знать и соблюдать в повествовании
основные характерные особенности жанра.
Осваивают умение самостоятельно сочинять разнообразные виды
творческих рассказов: на предложенную тему, моделирование рассказа,
сказки,
загадки,
придумывание
диафильмов,
рассказ ы
п о
«кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа.
В творческих рассказах используют личный и литературный опыт,
индивидуальные интересы и способности.
Внимательно выслушивают рассказы сверстников, помогают им в
случае затруднений, замечают речевые и логические ошибки и добро-
желательно и конструктивно исправляют их.
Учатся самостоятельно использовать в процессе общения со взрос-
лыми и сверстниками формы речи-рассуждения: объяснительную речь,
речь-доказательство, речевое планирование.
Словарь.
Дети осваивают и используют в речи новые слова.
Названия
профессий,
учреждений,
предметов
и
инструментов труда, техники, помогающей в работе,
трудовых
действий
и
качества
их
выполнения.
Личностные
характеристики
человека
(честность,
справедливость, доброта, заботливость, верность и
т.
п.),
его
состояния
и
настроения,
внутренние
переживания. Слова и выражения, необходимые для
установления
отношений
с
окружающими,
обозначающие социально-нравственные представле-
ния
детей.
Слова,
обозначающие
оттенки
цвета
(розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.),
тонкое
дифференцирование
формы,
размера
и
других признаков объекта. Дошкольники развивают
у м е н и е
с а м о с т оя т е л ь н о
и с п о л ь з о в ат ь
в
Дети овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли,
подбирая
нужные
слова;
выполнять
операцию
классификации
—
деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков
(посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя,
демисезонная;
транспорт
—
пассажирский
и
грузовой;
наземный,
воздушный, водный, подземный и т.д.). чатся находить в художественных
текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию,
олицетворения,
метафоры;
использовать
средства
языковой
выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
10
д е я т е л ь н о с т и
и
о б о з н а ч а т ь
в
р е ч и
обследовательские
действия,
необходимые
для
выявления качеств и свойств предметов (погладил,
подул, взвесил на руке, понюхал и т. д.). Сравнивают
предметы,
находят
существенные
признаки,
объединяют
на
их
основе
предметы
в
группы:
посуда,
мебель,
одежда,
обувь,
головные
уборы,
постельные принадлежности, транспорт, домашние
животные, дикие звери, овощи, фрукты. Называют
существенные признаки понятий; находят в текстах
литературных
произведений
сравнения,
эпитеты;
используют
их
при
сочинении
загадок,
сказок,
рассказов.
Грамматически
правильная
речь.
Дошкольники овладевают умениями: использовать
в
речевой
практике
основные
грамматические
правила;
учатся
грамматически
правильно
использовать
в
речи
сложные
случаи
русской
грамматики:
несклоняемые
существительные
(метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие
только
множественное
или
только
единственное
число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть».
Упражняются
в
образовывании
слов,
пользуясь
суффиксами
(учитель,
строитель,
спасатель;
солонка,
масленка),
приставками
(подснежник,
подосиновик).
Дети овладевают умениями: образовывать сложные слова посредством
слияния
(кофемолка,
кофеварка,
посудомоечная
машина);
замечать
грамматические
ошибки
в
речи
сверстников
и
исправлять
их;
самостоятельно
использовать
в
речи
разные
типы
предложений
(простые,
сложносочиненные,
сложноподчиненные)
в
соответствии
с
содержанием высказывания.
Звуковая
культура речи.
Дети учатся чисто и правильно произносить все
звуки родного языка. Упражняются в правильном
звукопроизношении
в
процессе
повседневного
речевого общения и при звуковом анализе слов. При
ч т е н и и
с т и хо в ,
п е р е с ка з е
л и т е р а т у р н ы х
произведений,
в
процессе
общения
учатся
самостоятельно
пользоваться
средствами
инто-
национной выразительности: изменять темп, ритм
речи,
силу
и
тембр
голоса
в
зависимости
от
содержания.
Проводится автоматизация сложных для произношения звуков в речи и
коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
11
Подготовка к
обучению
грамоте.
Дошкольники
получают
представление
о
существовании
разных
языков;
знают
термины:
«слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный
и
согласный
звуки»,
«звуковой
анализ
слова»,
правильно
понимают
и
используют
их.
Умеют:
делить
на
слоги
двух-
трехслоговые
слова;
о су щ е с т в л я т ь
з ву ко в о й
а н а л и з
п р о с т ы х
трехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в
слове, составлять схемы звукового состава слова);
составлять
предложения
с
заданным
количеством
слов; определять количество и последовательность
слов в предложении.
Звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон,
аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, составление
схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в
слове.
Ориентация
на
листе,
выполнение
графических
диктантов.
Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводки. Чтение простых
слов. Отгадывание детских кроссвордов и ребусов.
Практическое
овладение
нормами речи
(освоение
правил речевого
этикета).
Дети
самостоятельно
выполняют
основные
правила
речевого
этикета
при
приветствиях,
прощаниях, обращениях с просьбой, знакомствах,
при
выражении
благодарности.
Знакомятся
с
основными
правилами
этикета
телефонного
разговора, столового, гостевого этикета, этикетного
взаимодействия в общественных местах (в театре,
музее, кафе). Приучаются использовать эти правила.
Знают
и
учат ся
правильно
и с п о л ь з о в ат ь
невербальные
средства
общения:
мимику,
жесты,
позу,
а
также
тактично
обсуждать
проблемы
взаимоотношений,
нравственные
с то р о н ы
поступков
людей,
давать
аргументированные
оценки.
Участвуют
в
коллективных
разговорах,
стремясь использовать принятые нормы вежливого
речевого
общения:
внимательно
слушать
со-
беседника, правильно задавать вопрос, строить свое
высказывание
кратко
или
распространенно,
ориентируясь на задачу общения.
Дети
овладевают
умением
использовать
этикетные
формулы
эмоционального
взаимодействия
с
людьми:
в
ситуациях
приветствия
(«Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что
мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей
следующей встречи!», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и
радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего,
удачи тебе!»). чатся находить уместные движения, позы, выражение лица
в ситуациях общения с разными людьми; находить ответы и пра вильно
использовать
правила
этикета
в
новых
ситуациях
(кто
здоровается
первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что
означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать
при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться
и
прощаться
через
порог
или
другое
препятствие).
Упражняются
в
умении представить своего друга родителям, товарищам по игре (кого
представляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину),
познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу;
сделать
комплименты
другим
и
принять
их.
Дошкольники
учатся
следовать
правилам
этикета
в
тяжелых
жизненных
обстоятельствах
(болезнь, неприятности в семье); осваивают формулы речевого этикета в
процессе спора.
12
3. Содержание работы.
Коррекционно-развивающая
работа
строится
с
учетом
особенностей
психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения
управлять собой и другими психическими процессами.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются;
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие
фонематического
восприятия,
фонематических
представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном
речевом материале осуществляется:
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению
слов и их сочетаний в предложении;
• обогащение
словаря
детей
преимущественно
привлечением
внимания
к
способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное
предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции
предложений в самостоятельной связной речи;
• формирование
элементарных
навыков
письма
и
чтения
специальными
методами
на
основе
исправленного
звукопроизношения
и
полноценного
фонематического
восприятия.
При организации логопедической работы учитываются возрастные, половые,
психологические особенности детей, что позволяет выстроить индивидуальный
маршрут коррекционного воздействия. Занятия носят комбинированный характер,
каждое включает несколько программных задач. Работа над слоговым, фонемным
и морфологическим составам слова осуществляется параллельно с работой по
уточнению,
расширению,
активизацией
пассивного
и
активного
словаря.
Необходимо
привлечение
внимания
ребенка
к
слоговому,
артикуляционному,
фонетическому
и
морфологическому
составу
слова,
что
происходит
через
творческое
преобразование
предметно-развивающей
среды
на
основе
подобранных и систематизированных игр и упражнений. Детям предлагается как
новый
материал,
так
и
материал,
для
повторения
и
закрепления
усвоенных
знаний.
Эффективное
усвоение
материала
достигается
через
использование
творческих
заданий,
игр,
загадок,
стихов.
Структура
занятий
позволяет
задействовать все анализаторы ребёнка, виды его памяти, репродуктивное и
продуктивное мышление. Вместе с тем важно выработать моторные навыки,
которые
помогают
лучше
усвоить
материал,
и
способствуют
успешному
развитию речемыслительных процессов. Для этого подобраны упражнения по
раскрашиванию и обводке рисунков при работе над звуками.
Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий,
наполняемость
подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития и
определяется
тяжестью нарушения речевого развития.
13
Занятия
с
детьми,
получающих
логопедическую
помощь,
проводятся
ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их
проведения,
по
графику
утвержденному
приказом
заведующего
МБДОУ.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально
допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать
нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении
комплекса
артикуляционных
упражнений,
направленных
на
устранение
специфических
нарушений
звуковой
стороны
речи,
характерных
для
разных
нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и
др.
На
индивидуальных
занятиях
логопед
имеет
возможность
установить
эмоциональный
контакт
с
ребенком,
активизировать
контроль
за
качеством
звучащей
речи,
скорригировать
некоторые
личностные
о собенности
дошкольника:
речевой
негативизм,
фиксацию
на
дефекте,
сгладить
невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть
правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в
облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном
слоге, словах несложной слоговой структуры.
Основная
цель
подгрупповых
занятий
-
первоначальное
закрепление
поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях и воспи-
тание навыков коллективной работы. Организуются они для 3-4 детей, имеющих
однотипные
нарушения
звуковой
стороны
речи.
Состав
подгрупп
является
открытой
системой,
меняется
по
усмотрению
логопеда
в
зависимости
от
динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
В работе над произношением выделяется два этапа:
-
подготовительный
-
тщательная
и
всесторонняя
подготовка
ребёнка
к
длительной и кропотливой коррекционной работе.
- основной - формирование произносительных умений и навыков.
Виды коррекционной работы на данном этапе.
Постановка звуков в такой последовательности: свистящие /С, 3, Ц, С’ З’/,
шипящий /III/, сонор /Л/, шипящий /Ж/, соноры /Р, Р’/ шипящие /Ч, Щ/. Способ
постановки
смешанный.
Работа
по
постановке
звуков
проводится
только
индивидуально. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере
постановки может проводиться, как индивидуально, так и в подгруппе:
- /С, Ш, Ж, С’, З/ автоматизируются вначале в прямых, затем в обратных слогах и
в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;
- /Ц, Ч, Щ, Л/ - наоборот: сначала в обратных, затем прямых и со стечением
согласных слогах;
- /Р, Р’/, можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах,
в той же последовательности: по мере овладения произношением каждого слога,
он
немедленно
вводится
и
закрепляется
в
словах
с
данным
слогом.
Для
проведения
работы
по
автоматизации
звуков
в
словах
дети
со
сходными
дефектами объединяются в подгруппы.
Автоматизация
звуков
в
предложениях.
Каждое
отработанное
в
14
произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем
подбираются
потешки,
чистоговорки,
стихи,
небольшие
рассказы
с
данным
словом.
Дифференциация звуков: /С-3/, /С-С’/, /З-З’/, /С-Ц/, /С-Ш/, /Ж-3/, /Ж-Ш/, /Ч-
С’/, /Ч-Т’/, /Ч-Щ/, /Щ-С/, /Щ-С’/, /Щ-Т’/, /Щ-Ч/, /Щ-Ш/, /Р-Л/, /Р-Р’/, /Р’-Л’/,
/Р’-Й/, /Л-Л’/.
15
Перспективное планирование коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи
Звуко
произношение
Развитие
фонематического
восприятия,
навыков звукового
анализа и синтеза
Работа над
слоговой
структурой
слова
Развитие
общих речевых
навыков
Развитие
мелкой
моторики
Развитие
грамматического
строя речи
Обучение
грамоте
Обучение
связной речи
I этап - подготовительный
Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- развитие интереса к логопедическим занятиям, даже потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятие в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья (консультация врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
1. Подготовка
артикуляцион
ного аппарата к
постановке
звуков.
2. Постановка и
первоначальное
закрепление
неправильно
произносимых,
отсутствующих
в произношении
звуков.
1. Упражнение в
выделении началь-
ных ударных глас-
ных в словах, анализ
и синтез ряда глас-
ных (ау, ауи).
2. Выделение послед-
него согласного в
слове, анализ и син-
тез обратных и пря-
мых слогов.
3. Дифференциация
изученных звуков на
слух и в произноше-
нии.
4. Воспроизведение
звукослоговых рядов.
5. Знакомство с
гласными и
согласными звуками,
их различиями.
1. Упражнение
в различении на
слух длинных и
коротких слов
(мак-ромашка,
кот-велосипед,
дом-черепаха).
2. Развитие
умения пере-
давать ритми-
ческий рисунок
слова.
3. Работа над
двусложными,
трехсложными
словами из
открытых
слогов (дыня,
мука, батоны,
вагоны).
1. Работа по форми-
рованию правиль-
ного физиологичес-
кого и речевого
дыхания.
2. Формирование
мягкой атаки голо-
са при произнесе-
нии гласных.
4. Работа над
плавностью речи.
3. Развитие умения
изменять силу
голоса (громко,
тихо, шепотом).
4. Выработка
правильного темпа
речи.
5. Работа над
четкостью дикции,
над интонационной
1. Обводка,
закрашива-
ние и штри-
ховка.
2. Работа со
шнуровкой и
мелкой
мозаикой.
3. Пальчико-
вая гимнас-
тика.
1. Развитие умения
употреблять в речи
имена существитель-
ные в форме един-
ственного и мно-
жественного числа.
2. Упражнение в
употреблении формы
множественного чис-
ла имен существи-
тельных в родитель-
ном падеже.
3. Развитие умения
согласовывать слова
в предложении в
роде, числе, падеже.
4. Закрепление в речи
простых пред-логов:
на, под, с, в, из
5. Упражнение в
согласовании коли-
1. Знакомство с
гласными бук-
вами и с буква-
ми, обозначаю-
щими нарушен-
ные звуки.
2. Развитие уме-
ния различать
звук и букву.
3.Упражнение в
составлении
букв из пало-
чек, выкладыва-
нии из шнура,
«рисовании» в
воздухе, в лепке
букв из пласти-
лина, в выреза-
нии из бумаги.
4 Упражнение в
слиянии глас-
1. Развитие уме-
ния вслушиваться
в обращенную
речь.
2. Работа по раз-
витию диалоги-
ческой речи.
Стимулирование
речевых реакций.
3. Развитие уме-
ния отвечать на
вопросы полным
предложением
4. Развитие уме-
ния составлять
простые предло-
жения из 2-3 слов
(по демонстрации
действия и по
картинке).
16
выразительностью
речи. Развитие
реакции на
интонацию и
мимику,
соответствующую
интонации.
чественных числи-
тельных 1, 2, 5, 9 с
существительными.
6. Упражнение в
употреблении
относительных
прилагательных.
ных и непра-
вильно произ-
носимых
согласных букв.
II Основной – формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной)
речью.
1. Продолжение
работы по поста
новке нарушен-
ных звуков.
2. Автоматиза-
ция и диффе-
ренциация
поставленных
звуков.
1. Закрепление
представлений о
гласных и согласных
звуках и их признаках
2. Дифференциация
правильно произно-
симых звуков.
3. Развитие умения
выделять поставлен-
ные звуки из ряда
звуков, слогов, слов,
производить анализ и
синтез слогов с ними.
4. Развитие умения
определять место
звука в слове.
5. Упражнение в
выделении послед-
него гласного и
первого согласного
звука в слове.
6. Упражнение в
членении на слоги
1. Упражнение
в передаче
ритмического
рисунка слова.
2. Работа над
односложными
словами, состо-
ящими из зак-
рытого слога.
3. Работа над
двусложными
словами с
закрытым
слогом (вагон) и
двусложными
словами со сте-
чением соглас-
ных в начале,
середине, конце
(стена, паста,
аист).
1. Продолжение
работы по форми-
рованию правиль-
ного физиологи-
ческого и речевого
дыхания.
2. Работа над
плавностью речи и
мягкостью голоса.
3. Закрепление
умений изменять
силу голоса, учить
детей говорить
тише, громче.
4. Продолжение
работы над темпом
речи.
5. Совершенство-
вание интонацион-
ной выразитель-
ности речи.
1. Работа по
развитию
пальчиковой
моторики.
2.Продолже-
ние работы
по обводке и
штриховке
фигур.
3. Развитие
графомотор
ных навыков
4. Работа по
развитию
пальчиковой
моторики.
1. Закрепление уме-
ния согласовывать
слова в предложении
в роде, числе, падеже
2. Закрепление в речи
простых и составных
предло-гов: на – с, в
– из, под, из-под, за,
из-за, через, между.
3. Упражнение в
употреблении сущес
твительных с умень
шительно-ласкатель
ными суффиксами:
-ик-, -очк-, -ик-, -ик-,
-ушк-, -юшк-, -ышк-.
4. Упражнение в
употреблении
относительных
прилагательных
5. Упражнение в
согласовании
существительных с
1. Упражнение в
чтении слогов,
слов, предложе-
ний с пройден-
ными буквами.
2. Развитие уме-
ния разгадывать
ребусы и кросс-
сворды с прой-
денными
буквами.
1. Совершенство-
вание диалоги-
ческой речи.
2. Закрепление
умений отвечать
на вопросы
полным
предложением.
3. Развитие актив-
ной позиции ре-
бенка в диалоге.
4. Закрепление
умений строить
предложения из
2-3 слов по
демонстрации
действий и по
картинке.
5. Упражнение в
составлении
рассказов и зага-
док-описаний
6. Развитие уме-
17
односложных,
двусложных и
трехсложных слов
(слогообразующая
роль гласного).
7. Введение понятий:
«слово», «слог»,
«предложение».
8. Развитие умения
составлять графи-
ческие схемы слов и
предложений.
9. Упражнение в
подборе слов на
заданный звук и слов
с этим звуком в
определенной
позиции (начало,
середина, конец)
прилагательными.
6. Развитие умения
употреблять в речи
приставочные
глаголы (идти,
лежать, бежать).
7. Упражнение в
словообразовании
существительных
мужского и женского
рода с суффиксами
-щик-, -щиц-
(профессии)
8. Развитие умения
образовывать
степени сравнения
прилагательных и
наречий.
ния пересказы-
вать тексты из 2-3
простых предло-
жений. Придумы-
вать сказки по
аналогии.
7. Развитие уме-
ния поддержи-
вать беседу:
задавать вопросы
и правильно
отвечать на них,
выслушивать друг
друга до конца.
Методическое обеспечение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Направление
деятельности
Методическое обеспечение
Звукопроизношение
1.
Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации (старшая группа).
2.
Г.А.Каше, Т.Б Филичева.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подгот.
группа)
3.
Т. Б.Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. 2000г.
4.
Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа. Программа коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта. Приложения к программе. 2009г.
5.
Н.В.Хоркунова, А.Е. Кудашов Комплекс артикуляционных основных упражнений. 2003г.
6.
Т.А. Куликовская артикуляционная гимнастика в считалках. 2007г.
7.
Е. Косинова Гимнастика для развития речи. 2009г.
8.
Т. А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. 2004г.
18
9.
В.В. Коноваленко Альбомы по автоматизации звуков. 2007г.
10.
В.Н. Жихарева – Норкина Рабочие тетради. 2007г.
11.
И. Скворцова Логопедические игры. 2008г.
12.
Н.Э. Теремкова Логопедические задания. 2008г
13.
Н.И. Соколенко. Посмотри и назови. 1997 г.
14.
Н.В. Новотворцева. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1996
15.
В.В. Коноваленко. Домашние тетради для закрепления звукопроизношения. 1998 г.
16.
С. Васильева. Логопедические игры для дошкольников. 1999 г.
17.
М. Мальцева. Логопедический альбом. 2001 г.
18.
А.И. Богомолова. Логопедическое пособие для детей. 1979 г.
19.
В. Цвынтарный. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. 1999г.
20.
И.А. Кравченко. Игры и упражнения со звуками и словами. 1999г
21.
Т.В. Туманова. Исправление звукопроизношения у детей 1999 г.
22.
Т.В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. 1999 г
23.
И. Лопухина. Логопедия 550 занимательных упражнений 1995 г.
24.
И.Р. Калмыкова. Таинственный мир звуков 1998 г.
25.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов 1999 г.
26.
Комплексы артикуляционной гимнастики. Профили.
27.
Логопедическое лото «Подбери и назови»
28.
Д/и «Кто быстрее соберёт вещи» «Необыкновенный цветок» «Назови картинку» «Цепочка слов» «Украсим
ёлку»
Развитие
фонематического
восприятия, навыков
звукового анализа и
синтеза
1.
Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации (старшая группа).
2.
Г.А.Каше, Т.Б.Филичева Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
3.
Т. Б.Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. 2000г.
4.
Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа Программа коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта. Приложения к программе. 2009г.
5.
В.В. Коноваленко Альбомы по автоматизации звуков. 2007г.
6.
И. Скворцова Логопедические игры. 2008г.
7.
Н.Э. Теремкова Логопедические задания. 2008г
8.
В.В. Коноваленко. Домашние тетради для закрепления звукопроизношения. 1998 г.
9.
С. Васильева. Логопедические игры для дошкольников. 1999 г.
19
10.
М. Мальцева. Логопедический альбом. 2001 г.
11.
В. Цвынтарный. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. 1999г.
12.
И.А. Кравченко. Игры и упражнения со звуками и словами. 1999г
13.
И. Лопухина. Логопедия 550 занимательных упражнений 1995 г.
14.
И.Р. Калмыкова. Таинственный мир звуков 1998 г.
15.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов 1999 г.
16.
Е.В. Колесникова. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. 2000 г.
17.
Г. А.Туманова Ознакомление дошкольника со звучащим словом 1991г.
18.
Л. М. Козырева Развитие речи. Дети 5—7 лет. 2002г.
19.
Предметные картинки и игрушки на звуки
20.
Звуковые часы Схемы звукового состава слова «Светофорчики» Звуковые пеналы (дорожки).
21.
Д/и «Включи телевизор» «Кто в домике живёт» «Определи первый звук в слове» «Найди пару» «4-ый лишний»
- по звуковому принципу «Угадай слово по первому звуку» «Найди место звука в слове»
Работа над слоговой
структурой слова
1.
Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации (старшая группа).
2.
Г.А.Каше, Т.Б.Филичева Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
3.
Т. Б.Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. 2000г.
4.
Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа программа коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта. Приложения к программе. 2009г.
5.
Как хорошо уметь читать. Программа по подготовке к обучению грамоте и начальным навыкам чтения.
Приложения к программе 2008г.
6.
З. Е. Агранович Логопедическая робота по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. 2001г.
7.
Г.Я.
Затулина Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. 2008г.
8.
Н. С.Четверушкина Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5—7 лет. 2001г.
9.
И. Р. Калмыкова Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. 1998г.
10.
Г. А.Туманова Ознакомление дошкольника со звучащим словом 1991г.
11.
Л. М. Козырева Развитие речи. Дети 5—7 лет. 2002г.
12.
И. Скворцова Логопедические игры. 2008г.
13.
Н. В. Новоторцева Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. 1998г.
14.
Н.Э. Теремкова Логопедические задания. 2008г
15.
В.В. Коноваленко. Домашние тетради для закрепления звукопроизношения. 1998 г.
16.
С. Васильева. Логопедические игры для дошкольников. 1999 г.
17.
М. Мальцева. Логопедический альбом. 2001 г.
18.
И.А. Кравченко. Игры и упражнения со звуками и словами. 1999г
19.
И. Лопухина. Логопедия 550 занимательных упражнений 1995 г.
20
20.
Карточки «Сколько слогов?» Д/и «Построй пирамиду» «Поезд» «На какой слог слово?»
Развитие общих речевых
навыков
1.
И. Лопухина. Логопедия: речь, ритм, движения. 1997 г.
2.
Просодические компоненты речи (развитие высоты, силы и тембра голоса, ритма, интонированности речи):
картинки (вьюга, дует ветер и т.п.), пиктограммы – схемы, диалоги, игры драматизации.
3.
Речевое дыхание: сюжетные картинки (произношение фразы на выдохе; удлинение фразы до 3 – 4 слов),
потешки, считалки, речь с движением.
4.
Пособия на развитие струи воздуха (снежинки – пушинки, бабочки, птички и т.п.), азбука дыхания, игры на
развитие дыхания.
Развитие мелкой
моторики
1.
И. Лопухина. Логопедия: речь, ритм, движения. 1997 г.
2.
И.В. Блыскина. Логопедический массаж 2004 г.
3.
С.Е. Гаврина. Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать 1997 г.
4.
Л.Х. Гадалена. Звуки на все руки 1999 г.
5.
Разрезные картинки. «Танграм». Пазлы. Игры Никитиных. Цепочки.
6.
Геометрические фигуры для конструирования. Почтовый ящик с геометрическими фигурами.
7.
Пирамидки. Мозаики. Конструктор «Лего». Конструктор «Собери зверей и птиц».
8.
Шнуровки, застёжки, волчки, нанизывание бус, колец. Трафареты, шаблоны. Волшебные клубочки.
9.
Д/и «Собери урожай». Игра «Сого»
10.
Волшебные картинки. Прописи Графические диктанты
Развитие
грамматического строя
речи
1.
Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации (старшая группа).
2.
Г.А.Каше, Т.Б Филичева.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
3.
Т. Б.Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. 2000г.
4.
Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа. Программа коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта. Приложения к программе. 2009г.
5.
О.А. Новиковская Логопедическая грамматика для малышей. 2004г.
6.
Пособие для формирования фразовой речи: «Слово – предложение – рассказ».
7.
Пособия на все падежные формы существительного в единственном и множественном числе.
8.
Пособия на прилагательные (качественные, притяжательные, относительные).
9.
Пособия на глаголы (залоговые формы, совершенный, несовершенный вид).
10.
Пособия на предложные конструкции.
11.
Д/и «Умная кошка» «Чьи ноги» «Цветочный магазин»
Обучение грамоте
1. Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации (старшая группа).
2. Г.А.Каше, Т.Б Филичева.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
3. Т. Б.Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.Учебно-
методическое пособие для логопедов и воспитателей. 2000г.
21
4. Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа. Программа коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта. Приложения к программе. 2009г.
5.
Как хорошо уметь читать. Программа по подготовке к обучению грамоте и начальным навыкам чтения.
Приложения к программе 2008г.
6.
Л.Г. Парамонова. Говори и пиши правильно 1992 г.
7.
Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская Обучение дошкольников грамоте. 1997г
8. Е.В. Кузнецова. Ступеньки к школе 1999 г.
9. Е.В. Колесникова. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. 2000 г.
10.
Г.Я.
Затулина Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. 2008г.
11.
Н. В. Новоторцева Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. 1998г.
12.
Е. Бортникова Чудо – обучайка 2005г.
13.
В.И. Городилова. Чтение и письмо. 1997 г.
14.
Магнитная азбука Кассы букв или магнитные азбуки Кубики «Азбука».
15.
Д/и «Буква за буквой» «Арбуз – барабан» «Составь слово» «Собери букву»
Обучение связной речи
1.
Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации (старшая группа).
2.
Г.А.Каше, Т.Б Филичева.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
3.
Т. Б.Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. 2000г.
4.
Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа. Программа коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта. Приложения к программе. 2009г.
5.
Как хорошо уметь читать. Программа по подготовке к обучению грамоте и начальным навыкам чтения.
Приложения к программе 2008г.
6.
Л.М. Козырева. Развитие речи детей 5 – 7 лет 2002 г.
7.
И.И. Мельникова. Развитие речи детей 7 – 10 лет 2002г.
8.
Г.С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи 1999г.
9.
Е.И. Тихеева. Развитие речи детей. 1981 г.
10.
Л.П. Федоренко. Методика развития речи детей дошкольного возраста 1977 г.
11.
О.В. Закревская Сюжетные картинки по развитию речи. 2006г.
12.
Предметные картинки по темам: « Родной край, времена года, семья, школа, профессии, посуда, продукты
питания, мебель, одежда, обувь, животные домашние и дикие, пресмыкающиеся, птицы домашние и дикие,
насекомые, деревья, цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды, транспорт, инструменты, части тела и предметов,
антонимы, неизменяемые слова.
13.
Д/и «Соседи по планете» «Магазин» «Моя квартира» «Детский компьютер» «В лесу» «Лото на 4-х языках»
«Собери ромашку» «Наряди куклу» «Шесть картинок» «Парные картинки» «У нас порядок»
14.
Домино «Ягодка», «Дары леса», «Цветок».
22
15.
Серии сюжетных картинок.
16.
Наборы текстов для пересказов, сказки.
17.
Предметные картинки и игрушки для составления описательных рассказов.
23
4. Механизм взаимодействия учителя-логопеда с педагогами, медицинскими
работниками ДОУ и другими внешними организациями.
Внутренний механизм взаимодействия.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой
целостную
систему.
Цель
состоит
в
организации
воспитательно
–
образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как
системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно –
развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и
психического развития дошкольника.
Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом
ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной
речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического,
художественно – эстетического развития дошкольников с нарушениями речи.
Система
коррекционно
–
развивающей
деятельности
предусматривает
индивидуальные, подгрупповые занятия, а так же самостоятельную деятельность
ребёнка в пространственно – речевой среде в ходе режимных моментов.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до
автоматизации
навыков,
интегрируя
логопедические
цели,
содержание,
технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную),
в
содержание
других
занятий
(математику,
художественное
творчество,
изобразительную
деятельность,
развитие
речи,
ознакомление
с
окружающим
миром
через
наблюдения
за
явлениями
природы
и
экспериментальную
деятельность) а так же в режимные моменты.
Психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая
работа с детьми имеющими нарушения речи по развитию высших психических
функций;
работа
с
детьми,
имеющих
отклонения
в
поведении;
коррекция
агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.
Музыкальный
руководитель
осуществляет
подбор
и
внедрение
в
повседневную жизнь ребёнка музукотерапевтических произведений, что сводит к
минимуму
поведенческие
и
организационные
проблемы,
повышает
работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. При
введении
логоритмиче ских
упражнений
в
музыкальные
з а н я т и я
совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика
движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона
речи
(
темп,
тембр,
мелодику,
логическое
ударение,
выразительность,
сила
голоса).
По
мере
речевого
развития
ребёнка
усложняется
лингвистический
материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной
деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Инструктор по физической культуре решает традиционные задачи по
общему
физическому
воспитанию
и
развитию,
направленные
на
укрепление
здоровья,
развития
двигательных
умений
и
навыков,
что
способствует
формированию
психомоторных
функций
и
специальные
коррекционно
–
развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче
движений
по
про ст ранственно
–
временным
х а р а к т е р и с т и к а м ,
совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается
24
на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём
специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом
изучаемой лексической темой.
Медицинский работник ведёт изучение и оценку соматического здоровья
и состояния нервной системы ребёнка в соответствии со средневозрастными
критериями.
Определены
формы
взаимодействия
специалистов.
Наиболее
приоритетными
выступили:
педсоветы,
консультации,
тренинги,
семинары
–
практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ
открытых занятий и др.
Консолидация
усилий
разных
специалистов
в
области
психологии,
медицины,
педагогики
и
коррекционной
педагогики
позволит
обеспечить
систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения
и
эффективно
решать
проблемы
ребёнка
с
речевыми
нарушениями.
Наиболее
распространённые
и
действенные
формы
организованного
взаимодействия
специалистов
на
современном
этапе
–
это
служба
сопровождения
образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь
ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному
учреждению
в
решении
вопросов,
связанных
с
адаптацией,
обучением,
воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.
Ещё
один
механизм
реализации
коррекционной
работы
- социальное
партнёрство,
которое
предполагает
профессиональное
взаимодейcтвие
образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных
ведомств, общественными организациями).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения
детей (МБОУСОШ №32, педиатрическое отделение поликлиники №5 МУЗ ЦРБ,
Комитет
по
здравоохранению
Центр
медицинской
профилактики,
Центр
социальной помощи семьи и детям «Зазеркалье», ТМПМК г. Сургута);
- освещение в СМИ вопросов по работе с детьми имеющими нарушения речи с
целью
наличия
и
периодического
обновления
информации,
посвященной
проблемам
нарушения
речи
на
различных
информационных
носителях,
информационных стендах и на сайте ДОУ;
- сотрудничество ДОУ с родительской общественностью с целью реализации
комплексного
подхода
к
устранению
речевых
нарушений
и
выполнение
рекомендаций учителя-логопеда.
5. Диагностика нарушений речевого развития. Формы мониторинга.
Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание
проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет
успешность
деятельности
учителя-логопеда,
помогает
определить
формы,
методы и содержание коррекционного воздействия.
Выделяются следующие виды диагностики нарушений речевого развития:
скрининговая, дифференциальная, углублённая.
25
Скрининговая диагностика (сентябрь) - предварительное, ориентировочное
выявление
детей
с
отклонениями
в
развитии
речи,
осуществляется
путём
осмотров детей, проводимых учителем-логопедом.
Н а
о с н о в е
п р ед ва р и т е л ь н о й
д и а г н о с т и к и
о с у щ е с т в л я е т с я
дифференциальная диагностика, устанавливающая отличие данного нарушения
речи от других, сходных по проявлениям.
Затем
проводится углублённая
диагностика,
которая
направлена
на
выявление
индивидуальных
особенностей,
свойственных
только
данному
ребёнку. Результаты обследования фиксируются в речевой карте и оформляются в
виде диагностических таблиц и индивидуального плана ребёнка.
Речевая карта
Фамилия, имя: ________________________ Дата рождения: ____________________
Данные о ходе развития: ___________________________________________________________
Внимание, работоспособность: _____________________________________________________
1. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость): _________________________________
2. Строение артикуляционного аппарата:
-
губы (норма, расщелины, рубцы): ________________________________________________
-
зубы (вне зубных рядов, щели между зубами, отсутствие фронт. зубов):_________________
-
челюсти (прогнатия, прогения, прямой, перекрёстн, открытый прикус, сужение челюстей):
-
нёбо (норма, высокое, расщелины, рубцы): ________________________________________
-
язык (норма, укороченная подъязычная связка, рубцы, макроглоссия, микроглоссия): _____
3. Состояние артикуляционной моторики
Движение
наличие
точность
объём
симметричность
Улыбка
Вытягивание губ вперёд «трубочкой»
Высовывание широкого языка
Суживание кончика языка
Подъём широкого языка на верхнюю губу
Опускание языка на нижнюю губу
Боковые движения кончиком языка
4. Неврологическая симптоматика:
- состояние мышечного тонуса: ______________________________________________________
- наличие синкинезий: ______________________________________________________________
- наличие саливации: _______________________________________________________________
5. Состояние звукопроизношения:
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
Другие
6. Состояние фонематической системы: - состояние фонематического восприятия:
Та-да-та,
Ка-га-ка,
Том-дом-ком
Жук-сук-лук
- состояние фонематического анализа слов, состоящих из 3-4 звуков:
Какой первый звук в слове;
Аня
мак
первый и последний звук
муха
танк
Сколько звуков в слове
дом
луна
Последовательный и позиционный
звуковой анализ
суп
каша
26
- состояние фонематического синтеза:
Синтез слов из 3 звуков в заданной
и наруш. последовательности
к-о-т
о-н-с
- состояние фонематических представлений:
Отбор картинок с определённым звуком в
заданной позиции
Ш
Р
Придумывание слов с определённым
звуком в заданной позиции
С
Л
7.
Состояние звукослоговой структуры:
Простокваша
Сковорода
Гиппопотам
Водопроводчик чинит водопровод
8. Грамматический строй речи: - словоизменение:
Преобразование единственного числа
существительных во множественное
муха
лист
лев
Родительный падеж множественного числа (Много
чего?)
стол
карандаш
мяч
Согласование существительных 2 и 5 с
существительными
кукла
карандаш
ключ
-словообразование:
Образование уменьшительной формы
существительных:
стул
сани
кольцо
-образование прилагательных от существительных
Шуба из меха
Варенье из брусники
Мяч из резины
- употребление предлогов:
В
На
Под
Из-под
9. Состояние словаря -наличие слов обобщающего характера
Назови одним
словом
Свитер, платье, юбка, шорты
Помидор, репа, капуста, баклажан
Блюдце, сковорода, ложка, стакан
Шкаф, стол, кресло, табурет
Автобус, трамвай, самолёт, пароход
- подбор антонимов
Большой
Холодный
Высокий
Быстрый
Друг
Давать
- образование названий детёнышей
Зверей
у собаки
у лошади
27
у коровы
у медведя
Птиц
у утки
у гуся
у галки
10. Составление рассказа по серии сюжетных картин: __________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________________________
Дата:__________________
Учитель – логопед: ___________________
Перспективный план индивидуальной коррекции
п/п
Вид коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
1.
Укрепление соматического состояния
2.
Уточнение нервно-психического состояния и
укрепление нервной системы
3.
Нормализация зубно-челюстной системы
4.
Развитие общей моторики, зрительно-
пространственной ориентации
5.
Развитие произвольной моторики пальцев рук
6.
Развитие моторики речевого аппарата
7.
Развитие мимической мускулатуры
8.
Формирование правильного произношения
9.
Развитие функций фонематического слуха и
навыков звукового анализа
10.
Развитие и совершенствование лексико-
грамматической стороны речи
11.
Развитие навыков чтения и письма
12.
Организация индивидуальной помощи вне
логопедических занятий
Таблица обследования речи
№ Ф.И.О.
ребёнка
Год
рождения
С
С*
З
З*
Ц
Ш Ж Ч Щ ЛЛ*
Р Р* Сло
варь
Грам.
строй
Слог.
стр-ра
Фонем.
восп-е
Логопедическое
заключение
Углублённая
диагностика
проводится в
течение
всего
учебного
года
с
использованием разных методов логопедического обследования, прежде всего -
наблюдения
за
детьми
и
их
речью. 1
раз
в
2
месяца
отмечается
характер
динамики
и
уровень
достижений
детей. Динамическое
диагностическое
исследование
позволяет
оценить
адекватность
выбранных
путей,
методов
и
содержания коррекционной работы с каждым ребенком. На основании анализа
уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и
задачи коррекционно-развивающей работы.
Лист динамического наблюдения
Дата
Состояние развития речи ребёнка
Итоговая диагностика (май) – сравнение достижений в речевом развитии с
данными
первичного
обследования
позволяет
установить
более
или
менее
28
выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности
детей,
проанализировать
качественные
показатели
усвоения
программы,
изучение
изменений,
произошедших
в
личностном,
психическом
и
речевом
развитии.
Результат
итоговой
диагностики -
решение
о
прекращении
логопедической
работы
(выпуск)
или
о
продолжении
коррекционно-речевой
работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедическом пункте).
В условиях логопедического пункта целесообразно проводить экспресс-
диагностику и использовать речевые пробы, адаптированные для дошкольников.
Мониторинг работы с детьми, зачисленными в логопедический пункт
№
п/п
ФИО
Дата
рождения
Группа
Логопедическое
заключение
Срок
коррек
ционной
работы
Дата
зачис
ления
Дата окончания
коррекц работы и
логопедич.
заключение по
окончанию работы
Причины
отсутствия
положитель
ных
результатов
Цифровой отчёт работы логопедического пункта.
29
Всего
обследовано
Выявлено с
нарушениями
Распределено по
логопедич. заключениям
Количество детей
Выпущено
детей
Оставлено
на повторный курс
6 лет
5 лет
4 года
3 года
6 лет
5 лет
4 года
3 года
НПОЗ
ФН
ФФН
НВ ОНР
ОНР
Заикание
Зачисленных в логопункт
Нуждающихся
в обследовании в ТПМПК
Обследованных
в ТПМПК
с чистой речью
с улучшением
без улучшения
Литература
1.
Т.Б.
Филичева,
Г.В.
Чиркина.
Воспитание
и
обучение
детей
дошкольного
возраста
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием.
Программа
и
методические
рекомендации
.-
М.:МГОПИ,1993
2. Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя
речи.-М.:Просвещение,1978
3. Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4. О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
5. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
6. Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
7. З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры
слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
8. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -М.:ГНОМ и
Д,2000
12. Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-
СПб.: Союз, 1999г.
14. Логопедия. Методическое наследие/ Под. ред.Волковой Л.С. – М.: Владос, 2003г
15. Логопедия /Под. ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н.- М.: Владос, 1999г
16. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004г
17. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, 1996г
МБДОУ №3 «Эрудит»
Рабочая программа
30
Учителя – логопеда Федоровой С. Х.
31