Напоминание

Жанр танец в инструментальной музыке


Авторы: Исаева Наталья Владимировна, Мокрова Людмила Викторовна
Должность: преподаватель сольфеджио
Учебное заведение: МБУДО " Музыкальная хоровая школа " Радуга"
Населённый пункт: Московская обл. г. Реутов
Наименование материала: лекция-концерт
Тема: Жанр танец в инструментальной музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования Московской области

Управление образования г. Реутова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Музыкальная хоровая школа «Радуга»

Лекция – концерт

«ЖАНР ТАНЕЦ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ

МУЗЫКЕ»

Разработали

преподаватели

МБУДО МХШ «Радуга»

Исаева Н.В.

Мокрова Л.В.

г. Реутов

2019

Добрый день, дорогие наши гости!

Сегодня мы вместе с вами совершим очередное путешествие в музыкальную

страну. Замечательный русский композитор Д.Б. Кабалевский нашел для вас,

учеников, удивительный, особенный ключик, чтобы вы не только не заблудились в

этой огромной стране, а полюбили ее и научились ее понимать. Это" три кита",

так он назвал три основных музыкальных жанра - марш, танец и песня.

Сегодня мы хотим расширить рамки ваших познаний в области одного из" китов",

а для этого, по традиции, скажем волшебные слова, которые придумали

сказочники Востока. Перед тем, кто их знал, открывались двери всех дворцов и

заколдованных царств. Кто помнит эти слова: "Сезам, откройся!".

Давайте все вместе их произнесем и узнаем, о каком из китов, т.е. о каком жанре

музыки пойдет сегодня речь. Все вместе говорим: "Сезам, откройся!"

Ну конечно это танец.

Насколько же жизнь наша становится богаче, ярче и интереснее, когда мы

можем насладиться не только красотой движения, пластикой танца, но и

услышать эти танцевальные интонации в исполнении разных музыкальных

инструментов, острее понять и почувствовать красивые обороты в музыке ( то

слышится строгий шаг галантного менуэта, то легкое и стремительное кружение

вальса, то интонации кокетливого гавота или страстные гитарные переборы

хабанеры).

И начнем мы знакомство с народно-танцевальной музыки,

которая в давние времена очень тесно была связана с песней, вы сейчас в этом

убедитесь. Наверное, всем вам известна русская народная песня "Пойду ль,

выйду ль я?" Плясовые интонации этой задорной народной песни мы сейчас

услышим в исполнении ансамбля пианистов Авакян Анжелы и Детинкиной

Веры.

Со временем, танцевальная музыка зажила самостоятельной от песни

жизнью, ее стали сочинять только для танцев. Вы знаете, даже в церковь проникла

танцевальная музыка.

В Италии 200 лет тому назад, в женском монастыре женщины играли

на скрипках, флейтах, гобоях и молились под мелодию какого-нибудь менуэта

или ригодона. Вот таким, бесцеремонным, оказался в ту эпоху танец!

У каждого танца есть своя родина, своя история. "Король танцев" - такое

имя получил менуэт - в переводе с французского "маленький шаг".

Сначала он был простой крестьянский танец, уж больно нравился он

аристократам! Прошли годы, прежде чем они решились его танцевать на

придворном балу. Постепенно из менуэта исчезли простонародные черты

( например, притоптывания), он стал звучать величественно и торжественно,

подчеркивал почтительность и благородство танцующих, он стал "Школой

изящных манер".

Про него говорили так: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за

что берется и может за все браться»- вот так высоко оценивали тех, кто умел его

танцевать! Движения танца были сложными и замысловатыми. Одно только

движение со шляпой, сколько стоило умений в партии кавалера - элегантно снять

во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной руке, то в другой,

потом непринужденно ее надеть.

А оказаться в эпохе 17 века нам поможет популярный в то время инструмент-

орган. И. С. Бах Менуэт. Исполняет Павленко Алиса.

А сейчас мы переместимся в Испанию. Ох, уж эти непростые,

замысловатые, совсем далекие от нас, испанские танцевальные ритмы!!!

Например, танец хабанера считается испанским танцем, но долгий путь в

Испанию начался в английских деревушках 17 века.

Именно там родился парный танец контрданс.

Танец степенный, размеренный, который сначала распространился по

всей Европе, затем через океан попал на Кубу. На острове он приобрел кубинский

колорит, новое название Danza Habanera, т,е, Гаванский танец. И в конце 19

века испанские моряки привезли ее на родные берега. Нежные и одновременно

страстные мелодии и ритмы Хабанеры нашли отклик в душах испанцев.

Ну-ка давайте попробуем вместе справиться с этими ритмами.( стучим

ритм )

А теперь осталось только услышать, как на этот ритм накладывается простая,

нежная, сладостная и элегантная, одновременно, мелодия хабанеры. Мы ее

услышим в исполнении трио гитаристов Булычева Аркадия, Абраменко Олеси и

Михайловой Виктории.

Сегодня у нас еще один испанский танец - это болеро, своим появлением оно

обязано испанскому танцору Себостьяно Серосо, это 1780 год.

Танец исполнялся в парах, под аккомпанемент гитары и барабана, танцующие

часто пели под звуки кастаньет, именно они создавали неповторимый

ритмический рисунок болеро.

Композитор Колотау "Болеро" - исполняет Ковалик Павел.

От старинного английского бального танца контрданс произошел не только

испанский танец Хабанера, но и еще один, совсем далекий от хабанеры

французский танец, вы удивитесь, - кадриль .

Да, та самая кадриль, у которой так много разновидностей:

белорусская, литовская и даже американская. Общее с контрдансом то, что танец

танцуют четырехугольными парами и состоит он из 5 фигур. Очень забавными

были названия фигур, это были названия французских песен: La

pantalon( штаны ), Lete ( лето ),La poule ( курица ), позже смешные названия

заменили цифрами. Звучало это приблизительно так: фигура первая, фигура

вторая... Покорив посетителей богатых салонов, кадриль с успехом ушла в

народную среду.

В каждой местности фигуры менялись, приобретали все новые и

новые черты, что и обеспечило кадрили долгую жизнь!

Ну, что ж, слушаем "Маленькую кадриль" композитора Шелепнева в исполнении

Кораблева Дмитрия.

Теперь представим, что мы попали в солнечную Италию и познакомимся с

самым популярным итальянским танцем тарантелла, получившим имя от

названия города Таранто.

Рассказывают, что есть мнение, будто слово" тарантелла" произошло от

названия ядовитого паука - тарантула, яд которого для человека смертелен.

Поэтому, чтобы спастись от него, надо танцевать до упаду быструю и

зажигательную тарантеллу. Тогда никакой яд не страшен!

Сегодня мы услышим тарантеллу композитора Прокофьева в исполнении

Кирьянова Алексея.

Венгерские народные танцы уходят корнями в 18 век, именно тогда зародился

вербункош от слова вербовка. По деревням ходили группы гусар, которые

вербовали ребят в армию. Это было красочное представление с песнями, танцами.

Вручались солдатские атрибуты, после чего они должны были

продемонстрировать свое танцевальное мастерство. Музыкальное сопровождение

состояло из 2- скрипок, цимбалы ( струнный ударный инструмент) и контрабас.

Чего тут в мелодии не намешано: черты цыганской, итальянской, славянской,

венгерской музыки.

Потрясающими исполнителями венгерских танцев были цыгане, среди них

были потрясающие виртуозы скрипачи, которые своей игрой могли привести в

восторг любого, даже далекого и равнодушного к музыке человека! Этот кочевой

народ путешествовал по всему миру и благодаря им венгерские танцы стали очень

популярны.

Наша исполнительница, Гранкина Валерия, ученица 2-ого класса, только

вначале творческого пути и виртуозные чардыши у нее впереди, а сегодня она

исполнит

" Два венгерских танца" композитора Шерванского.

Мазурка так называется наш следующий танец. Термин мазурка происходит

от названия польской провинции Мазовия. Для этого танца характерна яркая

ритмическая основа. Замечательный русский композитор П.И.Чайковский

включил мазурку в свой Детский альбом, и именно её мы услышим в исполнении

Романовой Таисии. Обратите внимание на яркие акценты в ритмической основе

произведения.

В 19 веке вся Европа, включая и Россию, была охвачена страстью под

названием "полька", все разговоры барышень и джентльменов, сводились лишь к

польке, ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания! Многие

думают это польский танец - Польша - полька - созвучны, но это не так. Родина

польки - Чехия.

Однажды молодая служанка Анна Хадимова, находясь в прекрасном

настроении выполняла свою непосредственную работу и при этом пела и

пританцовывала, она настолько увлеклась, что не заметила , как за ней пристально

наблюдал один мужчина, это был музыкант Йозеф Неруда. Шаг, подскок, еще

шаг - танцевала Анна, а музыкант пытался запомнить движения, и переложил

танец на язык музыки.

Это и было рождение польки, 1831 год. Эта мелодия была сыграна на балу,

вся публика была в восторге! " Полькомания " охватила всю Европу, не танцевала

польку только чопорная Англия! Полька от слова pulca - по-чешски -

половинка, ведь танцевали его короткими мелкими полушажками с подскоками и

поворотами.

Популярность танца велика: в честь этого танца назвали прическу - "полька" и

даже пирожное " полька".

Вдумайтесь! Ни интернет, ни ТВ, ни радио не понадобилось для

распространения польки по всему миру. И это вызывает восторг и удивление!

Так в чем же заключается секрет популярности танца? - в простоте и легкости.

И сейчас прозвучит "Чешская полька" в исполнении Фасовой Анны и Бовыкина

Дмитрия. И мы с вами на миг окажемся на празднике в какой- нибудь чешской

деревушке.

Звучит еще одна полька - композитор Климовский Полька" Кокетка",

исполняют Детинкина Вера и Стажарова Вероника.

Очень интересен бальный танец французского происхождения

котильон. Название у него по-французски пикантное, он назван так из-за фигур,

позволяющих дамам похвастаться вторым прекрасным слоем юбок. В

переводе Cotillon - это нижняя юбка. В котильоне объединились несколько

танцев: вальс, мазурка и полька.

Ах, эти балы 18 века! Многие ездили на бал только ради котильона, часто к

концу бала, т.к. он завершал танцевальную программу. Это танец - игра со

всевозможными сюрпризами, он был любимейшим из бальных танцев, он давал

танцующим много предлогов, чтобы ненавязчиво познакомиться с тем, кто

показался ему, симпатичен, это был предлог для разговоров и ухаживаний.

Звучит Котильон композитора Алябьева в исполнении Детинкиной Веры.

И вы услышите, как меняется настроение в музыке - это чередуются танцы, а

какие - определите сами!

А сейчас мы с вами окажемся в Южной Америке, именно там родился самый

горячий танец в мире! Это Аргентинское танго.

Это была танцевальная дуэль между соперниками за сердце дамы. Танцоры

понимали друг друга без слов : только жесты, движения и музыка! Классический

состав исполнителей танго-оркестров: гитара, скрипка и бандонеон- инструмент

из семейства ручных гармошек. Сегодня в нашем танго - оркестре бандонеон

заменен аккордеоном.

Композитор Ферре "Танго" исполняют Кораблев Дмитрий, Бобыкин

Дмитрий и Булычев Аркадий.

После Танго появлялись другие танцы:

Каждый предыдущий танец уступал место новому. И только один танец

оказал сопротивление и не уступал своего первенства никому, вот уже 200 лет.

При звуках этого танца хочется кружиться, кружиться, кружиться. Догадались, о

каком танце я говорю? - да, конечно, это вальс.

А вы знаете, что многие страны спорят за право считать себя родиной

вальса - это Франция, Чехия, Австрия. В 18 веке вальс из сельских кабачков, с

деревенских свадеб переступил пороги дворцов, но был принят не сразу. Вначале

его посчитали неприличным! Кавалер при всех держал даму за талию! "Это

недопустимо...!-говорили они. Да его даже преследовали : в Вене разрешалось его

танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы , и как только падала

последняя песчинка , оркестр замолкал , даже не закончив музыкальную фразу!

В России император Павел I издал " Указ, запрещающий пляску, вальсеном

именуемую". Вот так!

Но вальс нельзя было остановить! В 19 веке в вальсе закружилась вся

Европа, а потом и весь мир.

Начиная с немецкого композитора Вебера

вальс попал в симфоническую и инструментальную музыку и сегодня

Вальс того самого, Вебера, исполнит ученица 2-ого класса Головкова София.

Композиторы включали вальсы в свои музыкальные спектакли - оперы и балеты.

И сейчас прозвучит вальс из оперы "Медный всадник" композитора Глиэра в

исполнении Стожаровой Вероники и Авакян Анжелы.

А сейчас как будто на наших глазах откроется волшебная шкатулка , появится

удивительной красоты куколка и мы попадем на " кукольный бал"

и будет звучать Вальс, но какой? Нам поможет догадаться повторяющая,

немного механическая мелодия в высоком регистре с повторяющимся ритмом,

похожая на звучание серебряных колокольчиков. Да, перед нами танцуют

марионетки, а нам только остается насладиться этим игрушечным вальсом.

Композитор Шостакович " Вальс шутка", исполняет Малышев Никита

И вот мы в Северной Америке, в начале 20 века, в США, где появился очень

своеобразный жанр танцевальной музыки, под названием регтайм.

Правда, популярен он был совсем недолго, около 20 лет, но зато стал основой

джазовой музыки.

Регтайм - в переводе - разорванное время. Фишка была в рваном,

необычном ритме (простучать ритм).

И наш сегодняшний концерт мы хотим завершить самым популярным

регтаймом композитора Джоплина, а исполнит его Булычев Аркадий.

Дорогие наши ребята, благодарим вас за ваше внимание. Сегодня у нас были

удивительные слушатели, с которыми мы совершили занимательное путешествие

в мир танца.



В раздел образования