Напоминание

Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе. Непосредственное внедрение первых экзаменов по специальности (фортепиано) путем преобразования их в музыкальную сказку.


Автор: Молчанова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе. Непосредственное внедрение первых экзаменов по специальности (фортепиано) путем преобразования их в музыкальную сказку.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств «Камертон»

городского округа Тольятти

445056, Тольятти ул. 40-лет Победы, 86. тел/ факс (8482)305858, тел.

(

8482)305859

e-mail:

.

Содержание

Введение ______________________________________________стр. 3

Основная часть ________________________________________стр. 4

особенности внимания и памяти детей _______________стр. 4

роль родителей в формировании правильного

отношения к музыкальной школе ___________________стр. 5

для чего нужны занятия музыкой ___________________стр. 6

академический концерт в форме игры _______________стр. 8

Заключение ____________________________________________стр. 9

Список литературы _____________________________________стр. 10

Введение

Главная

особенность

детей-первоклассников

первичное

осознание

позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок

учится выполнять. Ребенок убежден в том, что у него всё должно получаться

2

хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их

причины.

Ведущая

роль

в

этом

процессе

отводится

общеобразовательным

учреждениям,

высшим

учебным

заведениям,

учреждениям

начального

и

среднего

профессионального

образования,

однако,

очевидно,

что

концептуальные

положения,

закладываемые

в

образовательной

политике,

отражаются и в работе системы дополнительного образования детей, которое

по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного

пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и

выверенных

требований

может

позволить

преодолеть

кризис

детства,

обеспечив

поддержку

и

развитие

талантливых

и

одаренных

детей,

формирование

здорового

образа

жизни,

профилактику

безнадзорности,

сокращение социальных девиаций и деформаций в детской среде. Обладая

открытостью,

гибкостью,

мобильностью,

способностью

быстро

и

точно

реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества,

государства, дополнительное образование детей социально востребовано и

является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества

и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей,

способностей

и

интересов

социального

и

профе ссиона льного

самоопределения детей и молодежи».

Осложняется эта задача тем, что большая часть детей задействована

еще и в сфере дополнительного образования, в так называемых кружках и

секциях,

музыкальных

школах.

В

современном

обществе

большинство

предпочтений

со

стороны

родителей

отдается

школам

с

повышенным

уровнем

сложности

образовательного

процесса.

Наибольшее

же

предпочтение в дополнительном образовании отдается музыкальным школам.

Основная часть

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры,

наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает,

когда не только слышит информацию, но и видит её наглядное отображение,

имеет возможность потрогать носитель информации.

3

Особенности внимания и памяти детей

Внимание

и

память

в

основном

не

произвольны,

то

есть

для

концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки,

звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется

темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий

довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить

наличие ошибок в разборе нотного текста) малыш умеет плохо.

Поступление

ребенка

в

музыкальную

школу

это

принципиально

новый

этап

в

его

жизни.

Наиболее

трудным

для

него

является

период

адаптации

к

школе.

Родителям

надо

быть

готовым

к

тому,

что

период

адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и,

в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких его людей –

родителей. Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к

школе – поддержание и развитие стремлений учиться, узнавать новое. Ваше

участие

и

интерес

положительно

скажутся

на

развитии

познавательных

способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво

направлять

и

укреплять

в

дальнейшем.

Не

сравнивайте

ребенка

с

одноклассниками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего

ребенка, любите и принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его

собственные успехи. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша

что-то не так получается, даже если вам кажется это элементарным. Ваш

ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант.

Запаситесь терпением. Помните, что высказывания, типа: «Ну, сколько раз

тебе

повторять?

Когда

же

ты,

наконец,

научишься?»

и

т.п.

кроме

раздражения

с

обеих

сторон,

ничего

не

вызовут.

Лучше

поддерживайте,

подбадривайте ребенка. Показывайте, что вы верите в его силы, что у него

всё получится, и он всего добьётся.

Роль родителей в формировании правильного отношения к

музыкальной школе

4

Музыкальная школа является дополнительным образованием. Это не

кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на

серьезное отношение к посещению школы. Как известно. Лучший приём

воспитания – это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к

музыкальной школе будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы

будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет

увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте концерты

классической музыки. Самая главная цель родителей в этот период – дать

ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только

он сам ответственен за то, что происходит с ним в музыкальной школе. Это

очень важно на этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок

в

силу

своих

возрастных

особенностей

уже

вполне

способен

понять

и

принять эту ответственность.

Не следует всё время делать уроки вместе с ребенком. Иначе потом,

когда вы придете с работы, окажется что он не занимается, т.к. взрослых не

было дома. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок

сам об этом не попросит. Если вы сами окончили музыкальную школу, то

ваша

помощь

может

понадобиться

ребенку,

но

это

не

должно

быть

систематически,

потому

что

ребенок

переложит

ответственность

за

свои

ошибки

на

ваши

плечи.

Не

стоит

интересоваться

только

отметками

в

музыкальной школе, лучше спросить, что сегодня было интересного в школе,

что нового он узнал, что больше всего ему нравится в школе. Первое время

всё-таки

необходимо

ненавязчиво

контролировать

выполнение

домашних

заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А

режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш ребенок

уже

не

первоклассник

в

общеобразовательной

школе

и

у

него

уже

выработался

свой

режим,

то

с

поступлением

в

музыкальную

школу

необходимо внести соответствующие изменения в его режим. Ни в коем

случае

нельзя

превращать

занятия

музыкой

в

наказание.

Такие

условия

выработают негативное отношение к музыке у ребенка. Музыкой необходимо

5

заниматься каждый день. В первом классе для этого достаточно 20-30 минут.

На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут

продемонстрировать вам выученные песенки или пусть даже упражнения.

После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные

занятия – в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно

совместить с прогулкой.

Для чего нужны занятия музыкой

И

в

заключении

хотелось

бы

сообщить

о

том,

почему

же

нужно

заниматься музыкой?

Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов –

русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз

светских манер.

Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на

инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в

будни и в праздники. Почти с таким же упорством, с каким чемпионы

тренируются в спортзале и на катке. Занимаясь музыкой, ребенок развивает

математические

способности.

Он

пространственно

мыслит,

попадая

на

нужные

клавиши,

манипулирует

абстрактными

звуковыми

фигурами,

запоминая

нотный

текст,

и

знает,

что

в

музыкальной

пьесе

как

в

математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!

Музыка

и

язык

близнецы-братья.

Они

родились

следом

друг

за

другом: сначала – музыка; потом – словесная речь, и в нашем мозге они

продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и

восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и

пишут,

легче

запоминают

иностранные

слова,

быстрее

усваивают

грамматику.

Музыка

структурна

и

иерархична:

крупные

сочинения

распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на

небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов, это

развивает

структурное

мышление

у

учащихся.

Музыкальные

занятия

развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные

навыки.

Музыканты

мягкосердечны

и

одновременно

мужественны.

Как

6

утверждают

психологи,

музыканты-мужчины

чувствительны

как

дамы,

а

музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает

нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Занятия

музыкой

приучают

«включаться

по

команде».

Музыканты

меньше боятся слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе

нельзя

перенести

на

завтра

ли

на

неделю

вперед

зачет

по

гаммам

или

классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной

готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьёзный

экзамен,

интервью

при

приёме

на

работу

и

ответственный

доклад.

Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на

всю

жизнь.

Музыкальные

занятия

воспитывают

маленьких

«цезарей»,

умеющих

делать

много

дел

сразу.

Музыка

помогает

ориентироваться

в

нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу

делает

несколько

дел

помнит

о

прошлом,

смотрит

в

будущее

и

контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не

может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и

жить в нескольких направлениях. Ребенку музыканту будет легче чем вам

бежать по нескольким жизненным дорожкам и приходить первым.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем

терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое

видение

окружающего

мира.

Музыка

дает

и

образное

мышление.

И

пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому

труду.

Музыка

учит

ребенка

не

только

видеть,

но

и

воспроизводить

увиденное,

не

только

слышать,

но

и

представлять

то,

что

слышишь.

Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое,

чувственное

и

все

виды

памяти:

зрительную,

слуховую,

моторную,

образную, ассоциативную.

Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно; музыка

способствует росту основных человеческих способностей – способности к

логическому

мышлению

и

способности

к

овладению

языком

и

речью.

7

Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые

не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют.

Академический концерт в форме игры

Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в

музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более

легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.

Экзамены

проходят

в

игровой

форме,

ведь

самое

главное

на

первоначальном этапе показать ребенку, что сдавать экзамены совсем не

страшно,

и

мотивировать

его

к

дальнейшим

успехам

в

музыкальном

искусстве.

В

связи

с

тем,

что

многие

дети

сейчас

с

неустойчивой

психикой,

чувствуется острая необходимость делать экзамены для первоклассников в

игровой форме, а точнее в виде академических концертов-сказок. Таким

образом,

дети

потихоньку

начинают

преодолевать

страх

перед

сценой,

публикой,

большим

количеством

людей.

Дети

достаточно

легко

и

безболезненно входят в жесткий ритм сдачи академических концертов и

технических

зачетов,

чувствуя

поддержку

родителей,

гостей.

Создается

атмосфера

не

«взрослого»

академического

концерта

обязательного

экзамена, а атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные

наряды,

зовут

прослушать

своё

исполнение

родственников,

друзей,

одноклассников. Участвуя в концерте - сказке дети примеряют на себя роли

какого-либо персонажа сказки совсем забывая, что этот концерт оценивается

преподавателями

и

первыми

оценками,

что

безоговорочно

влияет

положительно. Не стоит забывать о том, что важна и обстановка концерта-

сказки,

вместо

официальной

обстановки

мы

видим

воздушные

шары,

картинки,

нарисованные

детьми,

праздничное

оформление.

Всё

это

в

совокупности

положительно

влияет

на

психику

детей

и

плавно

вводит

ребенка на нелегкий путь познания музыки.

Заключение

Не стоит забывать, что в век технического прогресса дети помимо

общеобразовательной школы посещают много других кружков и секций. И

8

иной раз удивляешься, как ребенок 7-8 лет может всё успевать и успевать

хорошо. Родителей можно понять, они хотят разностороннего развития своих

детей,

но

не

стоит

забывать,

что

детям

тяжело

совмещать

столько

дел.

Обязательно

что-то,

но

будет

страдать,

будь

то

музыкальная

школа

или

танцы. Пробел в каком-то из этих увлечений, причем чаще всего желание

исходит

от

родителей,

неизбежен.

И

конечно

хотелось

бы,

чтобы

после

обязательной общеобразовательной школы, ребенок приходил в музыкальную

школу отвести душу, а не за новым стрессом. Хотелось бы немного облегчить

«трудовые» будни детей. Поэтому думаю, что очень актуально всё выше

сказанное. Концерты, особенно в первый год обучения необходимо проводить

в игровой форме, форме сказки. Такой метод практикуется у меня в классе,

детям действительно очень нравится, и от былого страха не остается и следа.

Список литературы

1.

Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности», «10 причин отдать

ребенка в музыкальную школу». Санкт-Петербург, 2009 г.

2.

Цыпин

Г.

Афоризмы//Совершенствование

учебного

процесса

в

музыкальных учебных заведениях на современном этапе. Сборник

учебных статей. М., МГИМ им. Шнитке. 2009 г.

3.

Бора К. «Очерки по методике фортепиано» М. Бариновой в свете

современности. 2010 г.

9

4.

Аврамкова

И.

Педагогические

инновации

в

системе

начального

обучения игре на фортепиано. Санкт-Петербург, 2009 г.

5.

Камынина Т. Обучение малышей игре на фортепиано. 2013 г.

10



В раздел образования