"Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность"
Автор: Елисеева Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №12 "Ёлочка" Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область Наименование материала: доклад Тема: "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность" Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый
период высоких человеческих начал. Это период, когда необходимо заложить у
детей нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к
нежелательным жизненным ситуациям, научат их правилам общения и умению
жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических
чувств у дошкольников.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально –
образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования
патриотических чувств, формирования у них начал ключевых компетентностей:
информационной, социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей,
деятельностной. Формирование начал ключевых компетентностей у детей
связала с воспитанием чувств патриотизма и любви к своей малой родине. Для
этого разработала проект «За что я люблю свой город». Актуальность проекта
возникла из интереса детей к истории своего города после экскурсии на
теплоходе по Валдайскому озеру.
В ходе реализации проекта ставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать становлению у детей познавательного интереса к истории
города.
2. Развивать детскую любознательность и умение самостоятельно находить
ответы на интересующие вопросы.
3. Формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные,
пространственные и временные связи.
4. Развить у детей умение анализировать и обобщать полученную информацию,
делать выводы.
5. Формировать у них грамотное и безопасное поведение на улицах города и
общественных местах.
Проект носит информационно – познавательный, практически –
деятельностный и социальный характер. Включает в себя все виды детской
деятельности.
В проектной деятельности приняли участие дети подготовительной
группы «Непоседы», родители, работники детского сада, методист Валдайского
национального парка, работники детской библиотеки, работники музея,
сотрудники ОВД ГИБДД.
На подготовительном этапе обсудили с родителями воспитанников
вопросы, связанные с проектно-исследовательской деятельностью; определили
цели и задачи проекта, исходя из познавательного интереса детей; составили план
– график работы, подготовили научно – методическую и художественную
литературу, дидактические игры, наглядные пособия, составили картотеку игр на
свежем воздухе, интервьюировали родителей и всех участников проекта. Провели
обзорную автобусную экскурсию по городу совместно с сотрудниками ГИБДД
ОМВД по Валдайскому району, в ходе которой детей знакомили с безопасным
поведением на улицах города и общественных местах.
Для развития начальной информационной компетентности у детей
организовала исследовательскую деятельность, в которой дети совместно с
родителями провели ряд индивидуальных исследований на темы:
«Валдайское озеро - одно из самых чистых озер России»,
«Валдайская возвышенность – колыбель русских рек»,
«Памятники архитектуры г. Валдая»,
«История названия улиц города»,
«Животный мир нашего края»,
«Растительный мир леса»,
«Легенда о валдайском колокольчике».
Организовала предметно – развивающую среду в центрах активности:
центр истории : подобрала иллюстрации, фотографии о старом городе и
фотографии о разных видах колокольчиков, материал по символике города и его
названии;
центр книги: осуществила подборку научно-художественной литературы и
стихов о городе совместно с детьми и родителями, подобрали мини – библиотечку
детских рассказов и загадок о городе, встретились с работниками библиотеки,
разработали и зарисовали схемы правил поведения на улицах города и в
общественных местах;
центр науки: изучили карту города, просмотрели диска о Валдае, исследовали
воду из Валдайского озера (рассматривание, фильтрация).
В ходе проективной деятельности дети брали интервью у участников проекта,
общались с работниками библиотеки, национального парка «Валдайский»,
участвовали в беседах и викторинах о городе, что способствовало развитию начал
ключевой коммуникативной и ключевой социальной компетентностей.
Организовала оптимально насыщенную целостную многофункциональную
среду для творческого самовыражения детей:
центр строительства: постройка домов из различного строительного
материала, игры с макетом микрорайона.
центр игры: д/и «С какого дерева листок?», «Во саду ли в огороде», «Собери
картинку». «Узнай по описанию», с/р игра «Посиделки у бабушки рукодельницы».
центр движения: народные игры: «Дударь», «Городки», «Горелки», игры-
эстафеты, игры с дорожными знаками, атрибутами, спецавтомобилями.
цент искусства: нарисовать свой дом, детскую площадку, роспись колокольчиков,
лепка валдайских баранок, изготовление рамок для фотографий, макета
микрорайона, домов из бросового материала.
центр математики: счёт природного материала, составление плана-маршрута от
дома до д/сада, сравнение высоты домов, счёт этажей, разгадывание ребусов,
кроссвордов.
Создание предметно – развивающей среды было направлено на развитие начал
ключевой деятельностной компетентности.
В ходе проектной деятельности вовлекала родителей в воспитательно -
образовательный процесс: приняли участие в исследовательской деятельности, в
организации фотовыставки о городе, организации развивающей среды,
участвовали в викторине. Признание приоритета семейного воспитания
потребовало иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а
именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Работа над данным проектом помогла достичь следующих результатов по
формированию начал ключевых компетентностей:
1. Дети проявляют познавательную активность, знают историю города и его
достопримечательности, умеют рассказать о городе (проявление начал
коммуникативной и начал информационной компетентностей).
2. Проявляют творческую инициативу и самостоятельность в выражении своих
впечатлений (в творческих работах, рисунках).
3. Умеют работать по плану, схеме, отбирают необходимые средства, делают
выбор и принимают решения, договариваются о совместных действиях, работают
в группах.
4. Знают основы безопасного поведения на улицах города и общественных местах
(проявление начал здоровьесберегающей компетентности).
Данный проект транслировался в ДОУ для педагогов старших групп. Может
использоваться для работы по местному компоненту педагогами других
дошкольных детских учреждений.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 12 «Ёлочка» г. Валдая
ДОКЛАД
тема:
«Проектный метод как средство формирования у детей
начал ключевых компетентностей »
Выполнил (а):
С.Н. Елисеева, воспитатель
высшей квалификационной категории