Напоминание

Методы и приемы формирования монологической речи у детей с ОНР


Автор: Безуглова Дарья Романовна
Должность: Студент
Учебное заведение: СГСПУ
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приемы формирования монологической речи у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы формирования монологической речи у детей с

ОНР

Каждый

вид

преподавания

повествования

как

метод

формирования

связной

речи

детей

имеет

свои

особенности,

специфическую

структуру

учебных

занятий

и

методические

приемы.

Рассмотрим

основные

особенности

работы

по

формированию

связной

монологической

речи

старших

дошкольников

с

ОНР

(третий

и

четвертый

уровни

речевого

развития)

в

процессе

обучения

различным

видам

повествования.

Рекомендации по применению методики обучения основаны на опыте работы

с детьми в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.

Занятия по пересказу. Особая роль обучения пересказу в формировании

связной

монологической

речи

детей

подчеркивается

многими

исследователями как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию

восприятия,

памяти

и

внимания.

При

этом

усваиваются

структура

речи,

произношение, произношение, нормы построения предложений и весь текст.

Использование

высокохудожественных

текстов

детской

литературы

позволяет эффективно проводить работу по развитию «языкового» внимания

к лексическим, грамматическим и синтаксическим сторонам речи, умению

оценивать правильность высказываний с точки зрения их соответствия с

языковой нормой. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, у

которых

общее

недоразвитие

речи.

Большое

внимание

следует

уделить

выбору

работ

для

пересказа.

На

начальном

этапе

работы

используются

небольшие

тексты;

в

дальнейшем

их

объем

увеличивается

по

мере

возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с

наличием

однотипных

эпизодов,

повторяющихся

сюжетных

моментов,

тексты

с

четким

делением

на

фрагменты-эпизоды

и

ясной

логической

последовательностью

событий.

Это

облегчает

составление

пересказа

и

способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких

произведений могут служить «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Скучная

шуба» Л. Е. Улицкой, сказка «Рукавичка» и др. Особое внимание обращается

на

познавательность

содержания,

доступность

языкового

лексического

и

грамматического материала текста для обучаемой группы детей.

Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого

произведения целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении

выполняемых заданий на трех. В общую структуру занятий входит:

1)

организационная

часть

с

включением

вводных,

подготовительных

упражнений,

чтение

произведения,

разбор

текста

(«языковой»

и

«содержательный») 1-е занятие;

2)

пересказ

текста,

упражнения

на

усвоение

и

закрепление

соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.

Цель подготовительных упражнений состоит в том, чтобы организовать

внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (разгадывать загадки

о персонажах в произведении; прояснять значение отдельных слов или фраз,

содержащихся в тексте; демонстрировать соответствующие картинки, т. д.).

Текст читается дважды в медленном темпе. При повторном чтении детям

рекомендуется

составлять

отдельные

предложения,

которые

не

были

выполнены учителем. Для этой цели выбираются предложения, содержащие

обозначение новых персонажей, введенных в действие сюжета, основные

элементы

отображаемой

среды,

определенные

действия,

события

и

т.

д.

Используя ту же технику, внимание детей также обращается на возможные

вариации грамматическая форма слова, нормативные правила общения слов в

словосочетаниях

и

т.

д.

Это

способствует

лучшему

восприятию

текста,

направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые

лингвистические особенности произведения.

Анализ содержания работы проводится в форме вопрос-ответ. Вопросы,

подготовленные учителем, должны быть направлены на выделение основных

моментов

сюжетного

действия,

их

последовательности,

выявление

персонажей

и

наиболее

значимых

деталей

рассказа.

В

процессе

анализа

используется

иллюстративный

материал

с

изображением

персонажей

рассказа в статике и динамике, места действия и т. д. Помимо разбора

содержания,

для

детей

с

ОНР

необходимо

проведение

специального

языкового (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме,

с использованием наглядного материала). Внимание детей сосредоточивается

на

языковом

материале

произведения. Лексический

разбор

включает

выделение

из

текста

слов-определений,

сравнительных

конструкций,

служащих

для

характеристики

предметов

(«Что

говорится

в

сказке

о

березе/речке/лисе?» и т.д.; «Вспомните, как сказано о ней, какая она?»), а

также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала,

содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций

предметов, действий, производимых с ними, то есть ключевых в смысловом

отношений слов, образующих основное «содержательное ядро» текста.

Целенаправленный

анализ

лексического

материала

способствует

лучшему пониманию предикативных отношений, отраженных в тексте, и

способов их языкового выражения. Проведение такого анализа позволяет

детям с ОНР написать пересказ. Второй урок по пересказу (с интервалом

после первых не более двух дней) начинается с повторного чтения текста с

установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению. При

обучении

детей

с

пересказом

OHP

используются

вспомогательные

методические

приемы,

облегчающие

подготовку

последовательного

сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. В первый год

обучения

дети

овладевают

навыками

воспроизведения

текста

на

основе

иллюстративного

материала

и

помощи

учителя.

К

числу

облегчающих

пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев

сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным

вопросам,

показ

иллюстраций,

последовательно

отражающих

содержание

произведения,

а

в

дальнейшем

отдельных

иллюстраций

с

изображением

персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по

одному фрагменту текста; затем постепенно переходят к индивидуальному

пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года

(третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему

плану-схеме.

Опорные

вопросы

к

тексту

даются

в

виде

развернутого

словесного плана перед началом пересказа.

Вначале

они

упражняются

в

составлении

краткого,

а

затем

более

развернутого

рассказа

целиком

по

наводящим

вопросам;

в

дальнейшем

переходят

к

составлению

рассказа

по

подробному

плану,

предлагаемому

педагогом.

Обучение

рассказыванию

по

сериям

сюжетных

картинок

рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем

варианте. На первом занятии проводится последовательный разбор каждой

картинки серии; при этом у детей формируются навыки целенаправленного

анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся

выделять

«действенную»,

событийную

основу

(определение

действий

персонажей,

уяснение

связей

между

ними)

и

существенные

детали

изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним -

двумя

детьми

на

наборном

полотне

(штативе).

По

вопросам

педагога

определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети «по

цепочке»

составляют

высказывания

по

каждой

из

последовательных

картинок.

На

втором

занятии

они

поочередно

составляют

рассказы

по

нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве

обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к

изображенному действию (по вопросам педагога или данному образцу). Для

формирования

у

детей

первоначальных

навыков

составления

рассказа-

описания

изображенного

пейзажа

могут

быть

использованы

пейзажные

картины из тематической серии В. А. Езикеевой («Зима», «Весна») и др. В

процессе

разбора

картины

дети

усваивают

примерную

схему

последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы

ландшафта

в

последовательности,

определяемой

их

пространственным

расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам (как

выглядит лес, река, берег, луг и др.).

При

составлении

ребенком

рассказа-описания

применяются

направляющие вопросы-указания типа: «А теперь расскажи о березках, какие

они»

и

т.п.

Коррекционно-логопедическая

работа

по

формированию

различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает

формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой

речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей

конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого

периода

обучения.

По

мере

возрастания

речевых

возможностей

детей,

в

систему формирования связной речи включаются задания по составлению

небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие

задания

целесообразно

включать

в

занятия

на

основе

проводимых

в

дошкольном учреждении

мероприятий-утренников,

экскурсий,

«досуговых

мероприятий»,

а

также

наблюдений

во

время

прогулок,

общественно-

полезных

дел

и

др.

Дети

рассказывают

о

празднике,

проводившемся

в

детском саду, об интересной игре («Наш поезд», «Космонавты», «В гости к

леснику» и др.), о том, что видели на экскурсии.

Рассказы составляются на основе модели учителя и предварительного

плана вопросов. Используется: коллективная форма рассказывания историй,

прием ее добавления к другим детям. Сборник рассказов, основанный на

коллективном опыте, может осуществляться с использованием фотографий и

слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в

дошкольном

учреждении.

Преподавание

истории-описания

предметов.

Описание

Особый

вид

связной

монологической

речи.

Коммуникативная

задача

описания-высказывания

состоит

в

создании

словесного

образа

объекта,

признаки

и

свойства

которого

раскрываются

в

определенной

последовательности.

Занятия

по

обучению

описанию

оказывают

разностороннее

воздействие

на

познавательное

развитие

детей

и

формирование

их

речемыслительной

деятельности,

способствуют

активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти,

внимания,

наблюдательности.

В

процессе

составления

описательного

рассказа

дети

учатся

выделять

и

сопоставлять

существенные

признаки

предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное

сообщение.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов

решаются следующие основные задачи:

1)

развитие умения выделять существенные признаки и основные части

(детали) предметов;

2)

формирование

обобщенных

представлений

о

правилах

построения

рассказа-описания предмета;

3)

овладение

языковыми

средствами,

необходимыми

для

составления

описательного рассказа.

С

этой

целью

рекомендуется

поэтапное

обучение,

включающее

следующие виды работы:

1)

подготовительные упражнения к описанию предметов;

2)

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

3)

описание предметов по основным признакам;

4)

обучение развернутому описанию предмета (с включением различных

признаков-микротем);

5)

закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в

том

числе

при

проведении

игровых

и

предметно-практических

занятий;

6)

усвоение

первоначальных

навыков

сравнительного

описания

предметов.

При

проведении

подготовительных

упражнений

основное

внимание

уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного

анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на

употребление

ими

фразовой

речи

при

ответах

на

вопросы

педагога.

Рекомендуются

упражнения

на

узнавание

предмета

по

его

описанию,

сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление

словосочетаний

и

предложений

с

учетом

зрительного

и

тактильного

восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических

тем

в

соответствии

с

программой

обучения

и

воспитания

детей

с

ОНР

старшей возрастной группы («Овощи и фрукты», «Игрушки», «Одежда» и

др.).

Такие

упражнения

проводятся

с

использованием

настольных

игр

и

пособий

(тематические

лото,

пособие

«Предмет

и

изображение»,

электровикторины

со

специально

подобранными

рисунками),

игрушек

и

муляжей предметов.

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно

уточняются

понятия

формы,

цвета

и

других

отличительных

признаков.

Вначале

дети

упражняются

в

сравнении

однотипных

предметов,

отличающихся

каким-либо

одним

признаком,

например

пирамидок

различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются

предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и

т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но

имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные

упражнения

способствуют

развитию

слухового

внимания

и

восприятия,

внимания

к

понятийной

стороне

речи

и

подготавливают

детей

к

самостоятельному описанию предметов.

Для составления описаний по вопросам педагога подбираются игрушки

и

другие

предметы

с

ярко

выраженными,

легко

определяемыми

при

восприятии

признаками

(мяч,

арбуз,

морковь

и

т.п.).

Простое

описание

предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его называние,

перечисление

основных

внешних

признаков

(форма,

цвет,

величина,

материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.).

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию

предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого

материала уже пройденных и новых лексических тем: «Домашние и дикие

животные»; «Транспорт» и др.). Дети должны усвоить определенную схему

высказывания-описания

на

основе

формирования

представлений

об

основных структурных частях описательного текста.



В раздел образования