Напоминание

"Формирование образного мышления учащихся средствами изобразительного искусства


Автор: Виницкая Марина Наркуловна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного и изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Еланская ДШИ" Вязовский филиал.
Населённый пункт: Волгоградская область, Еланский район, с. Вязовка
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Формирование образного мышления учащихся средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Еланская детская

школа искусств» Еланского муниципального

района Волгоградской области (Вязовский филиал)

Исследовательская работа

«преподавателя декоративно-прикладного и изобразительного искусства»

На тему: «Формирование образного мышления учащихся средствами

изобразительного искусства»

Выполнила:

Виницкая Марина Наркулна

Вязовка 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава

1.

Теоретические основы исследования мышления………………..7

1.1 Виды мышления…………………………………………………………..8

1.2 Единицы мыслительной деятельности: образ, понятие, суждение,

умозаключение……………………………………………………………13

1.3 О психологии понимания………………………………………………..17

Глава 2.

.

Особенности формирования образного мышления у учащихся

младшего школьного возраста……………………………………………….19

2.1

Формирование образного мышления у младших школьников на уроке

изобразительного искусства…………………………………………………22

2.2

Значение образного мышления учащихся в

изобразительной деятельности………………………………………………24

Глава 3.

Опытно - экспериментальная работа по формированию образного

мышления средствами изобразительного искусства………………………26

Заключение……………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………44

2

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют

необходимость формирования творчески активной личности, обладающей

способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В

связи с этим перед школой, а также учреждениями дополнительного образования

встает важная задача формирование и развитие творческого мышления учащихся.

Современная система образования требует от учащегося высокого уровня

владения как учебно-теоретической, так и изобразительной деятельностью

(графической, живописной, декоративной и др.).

Однако школы, как правило, ставят перед собой задачу выпустить учеников,

умеющих хорошо читать, писать, считать, и забывают о том, что ребенок должен

быть эстетически развит. Многие выпускники не интересуются произведениями

классического искусства, не разбираются в музыке, театре, литературе, искусстве.

К сожалению, в общеобразовательной школе еще недостаточно внимания

уделяется развитию образного мышления, в отличие от абстрактно-логического,

между тем очень важно с начальной школы формировать у детей образное

мышление средствами изобразительного искусства на уроках изобразительного

искусства. Почему с начального возраста нужно формировать образное

мышление, потому что начальная школа это как фундамент здания, начало всей

постройки. Но, а если образное мышление начать формировать в игровой форме с

дошкольного возраста, то это как подготовка площадки под фундамент, очень

важный этап. На таких уроках ребенок может научиться по - своему смотреть на

явления окружающего мира и таким образом глубже почувствовать свой духовный

мир.

Однако образное мышление – не генетически заложенная в человека

характеристика: фантазию, креативность и воображение получает каждый в

начале жизненного пути, и задача конкретного человека развить собственные

творческие способности.

Зачем нужно образное мышление?

3

Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем

серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется

специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста

способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее

характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют

затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов

чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и

событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии

и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими

явлениями, станет мышление.

Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для

становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного

прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения

профессии.

Для подросткового поколения развитое образное мышление – это то, без чего не

обойтись будущим представителям творческих специальностей, в том числе

современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности

вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение

«нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не

должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает

креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного

мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в

обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление

станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает

легким решение проблем;

образное мышление становится своеобразным механизмом

психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации:

4

представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно

пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит

ситуацию и успокоит;

визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших

деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

Проблема развития творческого, образного мышления детей актуальна

потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом

любой формы творческой деятельности ребенка, эстетического восприятия

окружающего мира, его поведения в целом. Хорошо развитое образное мышление

необходимо для умелой работы органов действия. Оно обеспечивает ловкость рук,

необходимую любому мастеру, специалистам любого профиля, влияет на

утонченность впечатлений. Чувственный ум порождает творческую фантазию,

которая позволяет создавать образы современной формы и красоты. Как сказал

Платон, «от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых

мыслей – к красивой жизни, и от красивой жизни – абсолютной красоте».

Из рекомендаций школьного психолога в адрес учащихся. « Недостаточный

уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в

учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до

старших классов)».

На основании выше изложенного, я выявила проблему: «Опасность

бездуховности подрастающего поколения, неуспешность обучения в школе, как

следствие несформированности образного мышления и чувства прекрасного».

Исходя, из проблемы я поставила цель:

формирование образного мышления учащихся через художественные средства

изобразительного искусства.

5

Объект исследования - учебный процесс, направленный на формирование и

развитие образного мышления младших школьников средствами

изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - методические аспекты процесса формирования

образного мышления учащихся 7-11 летнего возраста на уроках изобразительного

искусства.

Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Детально изучить структуру, функции и операции мышления, условия

возникновения и протекания мыслительного процесса.

рассмотреть особенности образного мышления младшего школьника;

выявить особенности образного мышления младших школьников;

способствовать формированию образного мышления младших школьников.

Если удастся создать условия обучения, при которых работа образного

мышления становится продуктивной, а мировосприятие - целостным, то это

позволит сохранить потенциал образного мышления у одних детей и успешно

развивать правополушарную стратегию мышления у других.

Включенность ребенка в мыслительный процесс, продуктивно влияющий на все

компоненты мышления, подводит его к «открытиям» закономерностей явлений

искусства и познанию самих себя, качественно изменяет мышление и приводит к

выполнению работ, наполненных духовно-нравственным содержанием.

Глава 1.Теоретические основы исследования образного мышления

Мышление - высший познавательный процесс, базирующийся на ощущении,

восприятии, представлении, использующий механизм воображения, и

обслуживаемый памятью и вниманием. Рассматривая последовательно

6

познавательные процессы, видели, что их эволюция шла по пути все большей

свободы в активном оперировании образами, в построении таких воображаемыx

ситуаций, и предметов которые отсутствуют в реальной действительности.

Так, ощущение жестко связано с получаемыми через анализаторы сигналами,

автоматически обрабатывает их и дает в норме точное отображение среды

(внутренней и внешней). В восприятии образ уже не дан изначально, он активно

строится психикой, относительно независим от условий получения сигнала.

Представление - это уже схематизированный образ, в нем есть элементы

обобщения, однако полной свободы оперирования здесь нет. И только в

воображении появляется возможность построения новых образов, возможность

мысленного их расчленения (анализа) и кодирования (синтеза) в новые системы.

Таким образом, усложнение психической деятельности идет по пути все большей

независимости формирующегося образа от изменяющихся условий внешней и

внутренней среды. Однако процесс познания (отражения) субъектом объективной

действительности не исчерпывается перечисленными видами психических

процессов.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного уcmановления связей

и отношений между предметами и явлениями.

Обобщенный характер мышления обусловлен тем, что оно носит знаковый

характер, т.е. выражается словом. Именно слово делает мышление

опосредованным. Благодаря этому удается познать то, что не дано

непосредственно в восприятии.

Если ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений и

предметов, то мышление позволяет установить связи и отношениями как внутри

предметов, так и между ними. Таким образом, мышление-это «способность ума

раздробить изучаемое явление на части и извлечь из них то, что может привести

к правильному выводу». Появление мышления означает качественный скачок в

развитии психики, когда результат ее деятельности уже не ограничен

7

воспринимаемым, представляемым, вспоминаемым или воображаемым образом.

В мышлении в принципе снимается пространственная и временная

ограниченность восприятия: человек своей мыслью может обратиться в любые

миры, перемещаясь вдоль оси времени. Это становится возможным за счёт

децентрации, то есть за счёт свободного перемещения в мысленном поле.

Человек при этом перестаёт на всё смотреть только со своей собственной

позиции. Он смотрит на себя со стороны, он занимает любую иную возможную

точку зрения. Децентрация позволяет ему, меняя позиции, видеть предмет на

другом фоне, включать его в иной контекст, «вычерпывая» из него новое

содержание. Именно мышление радикально изменяет состав психической

деятельности человека, резко расширяя его возможности.

1.1.Виды мышления

Выделение видов мышления производят по различным основаниям:

По форме - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

По характеру решаемых задач - практическое, теоретическое

По степени развёрнутости - аналитическое, интуитивное

По содержанию используемых средств - вербальное (словесное), невербальное

По степени новизны - репродуктивное, продуктивное (творческое).

Наглядно-действенное мышление используется при решении задач с опорой на

конкретные предметы. Его особенность заключается в том, что сам процесс

мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность,

осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием

решения задачи в данном случае являются правильные действия с

соответствующими предметами. Оно характерно для ребенка раннего возраста (1-

3 года) и позволяет ему манипулировать игрушками и другими предметами,

изучать их, постигать социальное назначение. Если предмет отсутствует, то

8

ребенок не может решить задачу, т.к. оперирование образами ему еще в этом

возрасте недоступно. У взрослых этот вид мышления не исчезает, он получает

дальнейшее развитие и входит составной частью в структуру практического

мышления. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным

производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо

конкретного материального продукта.

Наглядно-образное мышление оперирует образами-представлениями, которые

извлекаются из памяти, или даны в виде рисунков, схем, чертежей. Решение задач

возможно в отсутствие самих предметов, путем мысленного преобразования

ситуации. Этот вид мышления получает развитие в дошкольном возрасте и

остается доминирующим на протяжении почти всего школьного обучения. У

взрослых оно хорошо развито у людей, занимающихся практической

деятельностью, у конструкторов, у лиц ряда врачебных профессий (хирургов).

Словесно-логическое мышление (понятийное, абстрактное). В этом случае

предметы и явления описаны в знаковой форме. Решение задач происходит с

помощью применения логических операции и выражается в виде понятий. При

этом человек может полностью отвлечься от данных чувственного опыта и

опираться лишь на имеющиеся знания, производя умственные действия в виде

суждений и умозаключений.

Практическое мышление развито у людей, склонных к работе с

материальными предметами, техническими устройствами, аппаратами (так

называемый, ручной интеллект).

Аналитическое мышление идет путем логических умозаключений, а

интуитивное - непосредственно, как «ясное видение» закона, принципа.

Вербальное мышление характерно для лиц, хорошо справляющихся со знаково-

символическими задачами, но им плохо даются образные задачи. При

доминировании невербального мышления - обратная картина.

9

В случае репродуктивного мышления человек пользуется готовыми средствами

решения задачи, а при отсутствии таковых он вынужден их найти, что характерно

для продуктивного мышления.

Однако практически все виды мышления использует один тот же набор

умственных операций. Рассмотрим операции мышления.

1. Сравнение - базовая мыслительная операция, основанная на установлении

сходства и различия между объектами. Она является составляющей любых

психических процессов. Человек сравнивает разные виды ощущений, силу

эмоций, различные предметы по каким-либо признакам, свойствам.

Сравнение позволяет выделить сходство или различие объектов, а отсюда уже

один шаг до классификации. Это явление наблюдается, как правило, в возрасте

около 2 лет. Практика показывает, что операция сравнения поддается тренировке

(особенно легко это осуществляется у детей). Улучшение этой операции ведет к

более быстрому и качественному формированию других операций мышления.

Можно сказать, что операция сравнения является своеобразным умственным

инвариантом, который всегда присутствует в любой другой умственной операции.

2.

Классификация. Эта операция, базируясь на сравнении, позволяет разделить

объекты на группы, сходные по какому-либо признаку. Тем самым, она

открывает прямой путь к формированию классов явлений, как основы

понятий.

3. Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на

составляющие его части или характеристики. В этом процессе участвует

воображение (чаще всего при анализе образов), однако, столь же важен

для мышления и практический анализ (расчленение) материальных

объектов. Кроме того, возможен анализ понятий и суждений, однако, для

этого необходимо использование других операций мышления. В целом

10

анализ является сложной системой операций, опирающихся на более

простые.

2.

Синтез - мыслительная операция, объединения элементов в классы на

основе анализа, позволяющая переходить от частей к целому.

3.

Абстрагирование - операция, основанная на выделении существенных

свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Абстрагирование работает в тесном контакте с анализом, позволяет

тщательно изучить одну сторону (группу свойств или связей) предмета, не

обращая внимания на другие. Часто используется при анализе собранных

симптомов с целью уменьшения возможных вариантов решения.

4.

Обобщение - мысленное объединение объектов или явлений по их общим и

существенным признакам. Первые обобщения ребенка неотделимы от его

практической деятельности: мы видим, как ребенок совершает одни и те же

действия со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает

проявляться уже в конце первого года жизни малыша. Причем проявление

мышления для ребенка является жизненно необходимой тенденцией,

поскольку сам процесс мышления имеет практическую направленность.

Конкретизация - умственная операция, обратная обобщению. Заключается в

том, что из общего понятия выводится суждение о принадлежности

отдельных предметов или явлений к данному классу.

5.

Систематизация - это разделение и последующее объединение групп

объектов или классов явлений, обладающих иерархическим устройством

(например, систематика животных и растений, химических элементов и т.

п.).

6.

Аналогия - умственная операция поиска сходства в определенном

отношении. В основе проведения аналогий (рассуждение по аналогии)

11

лежат образование и актуализация ассоциаций. Аналогии являются основой

для выдвижения догадок и гипотез.

Все операции мышления работают, как единое целое и не могут быть

искусственно разделены. Однако уровень сформированности каждой из них

может быть различен у конкретного человека, что существенно при диагностике

структуры мышления.

Все операции мышления формируются в процессе онтогенеза, не сразу

достигают своего высшего уровня развития и имеют определенную

последовательность развертывания. Первыми начинают работать операции

сравнения и классификации (на основе выделения сходного и главного в

предметах и явлениях). При этом «работают» они, прежде всего, на чувственном

уровне и закладывают базу для функционирования более сложных операций.

Развитие мыслительных операций идет по нескольким направлениям:

увеличение скорости операций;

охват новых уровней психических процессов;

формирование взаимообратимости (как внутри системы самих операций,

так и в плане перевода с языка образов на язык слов, символов, знаков);

формирование все большей произвольности.

В структуре развитого мышления вся система операций имеет структуру,

характерную лишь для конкретного человека. Во многом это определяет стиль

мышления — индивидуальную систему приемов, навыков, стратегий и операций,

к которым человека предрасположен в силу своих индивидных и личностных

особенностей.

С развитием мышления происходит «свертывание» каких-то операций, они

уходят из сферы сознательного контроля. Очевидно, эти явления тесно связаны и

12

обусловливают своеобразие такой формы мышления как интуиция. Она

проявляется при решении задач с неполной информацией, при отсутствии

известного алгоритма решения и субъективно не основывается на применении

логически последовательных выводах. Человек просто «знает» решение или

«видит» его (на уровне образов), но не способен показать пути, ведущие к нему,

обосновать истинность своих выводов. Интуиция играет большую роль в

решении творческих задач, но зачастую такая форма решения приводит к

ошибкам.

Рассмотрев операции мышления, мы выяснили «инструментарий»

мыслительной деятельности, т. е. с помощью чего она осуществляется. Наряду с

этим нам необходимо выяснить, чем оперирует мысль, т.е. своеобразные

«единицы» мыслительной деятельности.

1.2. Единицы мыслительной деятельности: образ, понятие,

суждение, умозаключение.

1. Образ как элементарная единица мыслительной деятельности. Из описания

видов мышления мы узнали, что первичной формой мыслительной деятельности

ребенка является предметно-действенное мышление. Оно становится возможным

только при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами или их

признаками. На этом этапе мыслительной деятельности практически отсутствуют

понятийные обобщения: словом «собака» ребенок обозначает видимую им в

данный момент конкретную собаку определенной породы. И если перед ним

появляется собака иной породы, которая не имеет словесного обозначения, он не

в состоянии ее определить, т.е. отнести к определенному классу. Таким образом,

очевидно, что за словесным обозначением какого-либо предмета или объекта

скрывается первичный сенсорно-перцептивный образ.

Образ остается для ребенка основной единицей мыслительной деятельности и

в рамках наглядно-образного мышления. Но в отличие от предыдущего вида

мышления ребенок оперирует уже не первичным сенсорно-перцептивным

13

образом, а вторичным, образом-представлением. Следует заметить, что

первичные и вторичные образы являются элементарными единицами мышления

не только у ребенка, но и у взрослого человека.

В то же время нужно сказать, что сам по себе образ, это еще не мысль, это, -

«атом» мысли, но не ее молекула, так же как атом водорода или кислорода - это

еще не вода, а молекула воды - это уже вода».

2. Следующей и, пожалуй, центральной и универсальной единицей

мыслительной деятельности является понятие. «Именно образование понятий,

является основным ядром, вокруг которого располагаются все изменения в

мышлении подростка».

Понятие - это единство образных и словесно-речевых компонентов

мыслительной деятельности. К примеру, словом «коса» мы обозначаем и

сплетенную в одну прядь волосы - девичью косу, и сельскохозяйственное орудие,

и идущую от берега узкую полоску земли. Несмотря на то, что каждый из этих

предметов имеет свое конкретное содержание, все они обозначены одним словом -

коса. Действительно, все они могут быть представлены в виде единого

максимально обобщенного образа. В котором воспроизведены наиболее

существенные, максимально обобщенные характеристики (признаки, свойства)

этих предметов - нечто длинное, узкое, заостренное в своем окончании. И в этом

максимально обобщенном образе-представлении закреплены наиболее

существенные признаки разных предметов. Этот обобщенный образ недоступен

человеку при непосредственном наблюдении. Он формируется в процессе

активного взаимодействия человека с этими предметами, а затем фиксируется

словом. Поэтому процесс формирования понятия - это длительный процесс, в

ходе которого мы сначала вычленяем конкретные признаки тех или иных

предметов, затем находим их обобщенные характеристики, обнаруживаем

максимально обобщенное представление о них, закрепляем его в образе-

представлении и обозначаем его словом. Таким образом, понятие может быть

14

описано как единство (сочетание) образно-пространственных и символических

(словесных) компонентов. Следовательно, ни сам по себе отдельно взятый образ,

ни язык речевых символов (слово), взятые в отдельности, не позволяют объяснить

универсальную единицу мыслительной деятельности - понятие. Его можно

объяснить как процесс обратимого перевода с языка образов (целостных

гештальтов) на язык символов (слов).

По мере овладения человеком каким-либо понятием, происходит пос-

ледовательный рост меры обобщенности первичного образа-представления, его

тренировка и переход из сферы сознания в предсознание. В сознании остается

лишь символ - слово, которым обозначен данный образ. М. А. Холодная показала,

«чем больше степень общности понятий, тем более обобщенными оказываются

образные компоненты понятийной мысли». Представленная здесь характеристика

«понятия», открывает путь к раскрытию феномена «понимания».

Различают простые понятия, в которых зафиксированы отдельные

существенные признаки предметов. Например - «сладкий», «яркий», «теплый». И

сложные — «автомобиль», «посуда», «мебель», куда входит несколько

существенных признаков.

Среди сложных понятий выделяют:

а) конъюктивные, которые определяются не менее, чем двумя признаками.

Например, «дерево» — растение, имеющее ствол, корни и т.д.;

б) дизъюнктивные, определяемые либо одним признаком, либо другим, либо

обоими одновременно. Например, понятие «здоровье» можно определить и как

отсутствие болезней, и как «состояние полного физического и психического

благополучия»;

в) соотносительные, которые включают все связи и отношения между

элементами некоторой совокупности (например, понятие «множество» в

математике).

15

3. Следующей единицей мыслительной деятельности является суждение.

Суждение - это производное от понятия образование.

Суждение - это форма соотношения понятий (Гегель). Иными словами,

суждение - это связь между двумя понятиями. Грамматическим эквивалентом

суждения является предложение. Как минимум в нем присутствуют два главных

члена: существительное и сказуемое. Кроме них в предложении могут выделяться

и второстепенные члены: определения, дополнения и обстоятельства.

Психологическим эквивалентом суждения является мысль. В ней, как и в

суждении присутствуют два понятия (операнда) и связка (оператор) между ними.

4. Умозаключение, это такая единица мыслительной деятельности, которая

обеспечивает получение нового суждения из одного или нескольких

предшествующих суждений. Новое суждение называют выводом, а исходные -

посылками. В умозаключении отражается логическая связь между исходными

посылками. Истинность вывода зависит от истинности посылок.

Классификация умозаключений многообразна. Мы же остановимся на двух

видах умозаключений: дедуктивных и индуктивных.

Дедуктивное умозаключение не предполагает никаких исключений из правил.

Если же в умозаключении связь суждений базируется не на строгой логике, а

на ограниченных эмпирических данных, то говорят об индуктивных

умозаключениях. Например, если признак обнаружен лишь у части данного

класса предметов, то совсем необязательно он будет присущ и другим предметам

этого класса.

Следует отметить, что большинство наших законов и понятий (особенно

научных), выведено на основе индуктивных умозаключений. Все зависит от

количества эмпирических фактов, лежащих в основе вывода, и от умело

16

поставленных ограничений. В целом, любое понятие имеет свои границы

применимости.

Итак, нам стали известны и инструментарий мыслительной деятельности, т.е.

то, с помощью чего она осуществляется и единицы мыслительной деятельности,

т.е. то, чем мысль оперирует. То, можно рассмотреть психологические основания

понимания, т.е. то ради чего человек осуществляет свою мыслительную

деятельность.

1.3.О психологии понимания

Понимание - это способность человека усматривать разнообразные связи и

отношения одного объекта с другими. Психологическая сущность понимания

особенно ярко проявляет себя при его нарушениях.

Установлено, что расстройства понимания проявляются и при семантической

афазии - речевых нарушениях, и при симультанной агнозии, т. е. деструкции

предметно-пространственных структур. Следовательно, в процессе понимания

задействованы как речевая, так и образная сферы. Таким образом, механизм

расстройства понимания подтверждает ранее высказанное суждение о

психологической структуре понятия. Последующий анализ причин нарушения

понимания показал, что в обоих случаях расстройства понимания есть следствие

разлаженности взаимодействия и взаимоперевода образных и речевых элементов

мышления. Таким образом, процесс понимания выражает процесс

взаимодействия образов и речи, процесс взаимоперевода с языка образов на язык

слов и обратно. В ходе установления субъектом однозначного соответствия между

образом изучаемого явления и его языковым символом формируется понимание

явления. Именно здесь, по-видимому, скрыты объективные основания «озарения»,

«инсайта», «интуиции». Каковы же основные признаки понимания? В. И.

Гинецинский выделяет следующие признаки понимания. Важнейший признак

17

понимания — это вариативность способов видения одного и того же объекта или

одних и тех же свойств в различных связях и отношениях.

Понимание обеспечивает целый ряд других способностей:

Во-первых, способность к переносу уже известного знания в новые условия.

Это становится возможным за счет нового видения известного знания.

Во-вторых, способность перевода абстрактно-логических форм информации в

ее образно-наглядные формы.

В-третьих, способность к узнаванию нечто общего в разных формулировках.

В-четвертых, способность к классификации, группировке, систематизации

объектов.

В-пятых, способность к самостоятельному переформулированию знания в

системе разных понятий.

В-шестых, способность к доказательству и обоснованию теоретических

положений.

В-седьмых, способность решать нестандартные задачи.

С практической точки зрения важно знать некоторые приемы, с помощью

которых можно судить о наличии понимания. Каковы же эти приемы?

Если субъект:

выделяет главную, существенную информацию,

производит смысловую группировку материала в определенной

последовательности,

производит перекомпоновку материала и включает его в новый контекст,

включает объект в разнообразные связи и отношения с другими объектами,

узнает предмет, объект, описанный другими языками (кодами),

отображает смысловой материал в графической форме,

производит критическую оценку материала,

18

умеет самостоятельно изложить (письменно или устно) прочитанное или

услышанное,

решает нестандартные задачи, то, субъект, тем самым, демонстрирует

понимание.

В максимальной степени способность к творческой деятельности проявляется

посредством, так называемого креативного мышления. Данные способности

требуются от человека, находящегося в необычной для него интеллектуальной

ситуации, которая требует от него новой, непривычной точки зрения. Хотя бы по

этой причине эти способности встречаются в развитой форме у немногих людей.

Глава 2. Особенности формирования образного мышления у детей младшего

школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным

развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических

процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в

ходе учебной деятельности. Наиболее существенные изменения происходят, как

считал Л.С. Выготский, в сфере мышления. Формирование становится

доминирующей функцией в развитии личности младших школьников,

определяющей работу всех других функций сознания.

Своеобразием образного мышления младшего школьника является его наглядно

действенный характер. Формируя образное мышление учеников, значит

воспитывать потребность в знаниях, обогащать детей системой знаний, умений и

навыков, современными способами познания окружающего мира. Сейчас, как

никогда, нашей стране нужны люди, которые умеют образно мыслить.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий отворачивает

19

поезд от учебы. Дети избавляются от радости открытия и постепенно могут

потерять способность к творчеству. Главная цель - формирование у ребенка

умений руководить процессами творчества: фантазированием, пониманием

закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Выделения отдельных элементов образу позволяют ребенку совмещать детали

разных образов, выдумывать новые, фантастические объекты или представления.

В результате "обслуживающие мышление" функции интеллектуализируются и

становятся произвольными. Мышление младшего школьника характеризуется

активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями,

вещами, предметами. Оно заметно отличается от мышления дошкольников. Для

дошкольников характерна непроизвольность, малая управляемость, они чаще

задумываются над тем, что им интересно.

А младшим школьникам, которым в результате обучения в школе необходимо

регулярно выполнять задания, надо научиться управлять своим мышлением,

думать тогда, когда нужно, а не тогда, когда нравится. При обучении в начальных

классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это

происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач,

рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать,

рассказывать свои суждения.

В начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные

факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя

абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Младшие школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно

рассуждать, сопоставлять разные умозаключения, отсюда и третий вид мышления

- словесно-логический, более высокий по сравнению с наглядно-действенным и

наглядно-образным мышлением.

20

Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в шесть-семь лет характеризуется

"центрацией" или восприятием мира вещей и их свойств с единственно

возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно

представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир

другие люди. Так, если попросить ребенка посмотреть на макет, на котором

представлены три горы различной высоты, заслоняющие друг друга, а затем

предложить найти рисунок, на котором горы изображены так, как их видит

ребенок, то он достаточно легко справляется с этой задачей. Но если попросить

ребенка выбрать рисунок, на котором изображены горы, так, как их видит человек,

смотрящий с противоположной точки, то ребенок выбирает рисунок, отражающий

его собственное видение. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что

может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному.

В начальной школе формируются такие приемы логического мышления, как

сравнение, связанное с выделением общего и различного, анализ, связанный с

выделением и словесным обозначением разных свойств и признаков, обобщение,

связанное с отвлечением от несущественных особенностей и объединением на

основе существенных. По мере обучения в школе мышление детей становиться

более произвольным, более программируемым, т.е. словесно-логическим.

Важнейшим условием формирования образного мышления учеников младшего

школьного возраста является наглядность учебы (макеты, иллюстрации, рисунки,

технические средства).

Учет особенностей мышления учеников является важной предпосылкой

успешной организации учебного процесса на всех этапах школьной учебы, в

частности в работе с младшими школьниками. Ведь от того насколько оптимально

развивается их мышление, в обычной мере зависит следующее развитие

школьника. Именно так формируется образное мышление, творческое

воображение, развитие интеллекта и логическое мышление младших школьников.

21

2.1. Формирование образного мышления у младших школьников на уроке

изобразительного искусства

Психолого-педагогические аспекты формирования воображения и образного

мышления младших школьников изучались в 1979-81гг. с группой исследователей

под руководством Ю.А. Полуянова (В.А. Гуружапов, А.Д. Исмаилов, Ю.В.

Кобелев). Результаты этих исследований показали, что в младшем школьном

возрасте может быть развита такая форма образного мышления, при которой

ребенок включает в процесс построения образа не только наглядные, но и

"физически" ненаглядные, воображаемые характеристики его построения.

Важнейшим компонентом такого построения образа являются отношения между

частями и элементами его составляющими. Наиболее значительное влияние на

развитие у детей такой формы образного мышления оказывают определенным

образом организованные занятия разными видами изобразительного искусства.

Формирование у младших школьников способности мысленно строить разные

типы отношений посредством тематических и натурных заданий хотя и возможно,

однако, затруднено как возрастными возможностями изобразительной

деятельности детей, так и многофакторностью таких заданий, т.е. формирование в

этом случае не будет целенаправленным, а диагностика результатов развития

образного мышления оказывается субъективной.

На протяжении младшего школьного возраста у детей развиваются умения

понимать изображения пространства на рисунках, оперировать формой и

величиной в изображениях (М.Г. Боднар, И.П. Глинская, М. Коул и Я. Скрибнер, Р.

Франсе и др.). Однако часто отмечается, что к началу подросткового возраста

уровень развития этих умений у многих учеников оказывается недостаточным для

успешного решения задач, связанных с использованием схем, чертежей, моделей

(И.Я. Каплунович, В.С. Столетнев, И.С. Якиманская). Следовательно, к концу

младшего школьного возраста у многих детей не складываются соответствующие

предпосылки для развития этих умений.

22

Так на уроке изобразительного искусства, целью является показать, как

средствами разных видов искусства формируется образное мышление учеников о

любви к родной природе. Ученики рисуют рисунки (осень в селе, на реке, в лесу, в

поле, в саду). В конце урока дать в процессе анализа, сравнения, наблюдений,

сформулировали обобщение о том, что любовь к природе они передали в своих

рисунках. А любить природу - значит любить Отчизну.

На уроках изобразительного искусства старания у детей развивать умственные

способности, логическое мышление, пространственные представления, фантазии,

творения образов предметов, явлений за наблюдением и воображением. Дети

передают свои впечатления в рисунках, аппликациях, за собственным замыслом и

на темы предложенные учителем. В процессе практической деятельности ученики

активизируют свою любознательность, смекалку, самостоятельность, образное

мышление.

2.2. Значение образного мышления школьника в изобразительной деятельности

Мышление образное - процесс познавательной деятельности, направленный

на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и

сущности их структурной взаимосвязи. Значение Мышление образное связано с

тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего мира

обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается

теорией познания, определением роли содержательно (предметно)

функционирующих форм мышления и роли предметной логики генезиса знания.

Из этих общих определений следует, что мышление образное, представляет собой

единую систему форм отражения - наглядно-действенного, наглядно-образного и

визуального мышления. С переходами от означивания отдельных единиц

предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных

связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее

основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции

отражаемого. Эта форма присуща материально-чувственной основе отражения,

23

организации мыслительных действий, а также их результату (см. Мышление

наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление визуальное).

Когда речь идет о роли зрительных образов в отражении действительности, то

чаще они рассматриваются только как чувственная основа, как результат

созерцания отдельного индивида. Вплоть до XIX в. существовало представление о

том, что в образной форме могут отражаться лишь единичные объекты, и не

ставился вопрос о том, каким образом формируются понятия более высокого

уровня отражения. Лишь иногда они сводились, например по Локку, к сумме

образов, соединенных со словом на конвенциональной основе. Но позднее

внимание привлекли образы взаимосвязей объектов и устойчивых между ними

отношений, образы движений и действий, а затем кроме чувственных образов

стали выделяться мыслительные, понятийные, приобретающие форму

динамической модели, гносеологические. Теперь в свете системно-структурного

подхода раскрываются состав и строение содержания образов и всего процесса

мышления образное в категориях элементов, связей, структуры. Основная задача

такого подхода состоит в определении соответствия сформированного образа и

выполняемых на его основе действий отражаемому объекту. Самое же широкое

использование системного подхода потребовалось для определения

взаимодействия с современными сложными системами (техническими,

организационными, технологическими, информационными, а также природными,

физическими, экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты

производства, организации и управления, научных исследований и проектных

решений, сферы образования, различных областей искусства и культуры.

Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды

деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки

компонентов систем, здесь требуются более глубокие знания: определение

состава, структуры и организации систем, внутренних интегральных свойств,

генезиса системного строения, способов его развития.

24

Особое значение имеет знание функциональных параметров системы и

характеристик ее основных функций, которые должны проявляться при

взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром в

деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу

Мышление образное. Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях

обобщения, которые осуществляются средствами 3 видов мышления образного. В

процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор

единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных

свойств и связей. Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование

отражения и на построение из них образно-концептуальной модели. Средствами

визуального мышления производится дальнейшее абстрагирование из

концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение

сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения.

Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по формированию образного

мышления средствами изобразительного искусства

Большое значение в становлении личности человека занимает художественное

творчество, являющееся неотъемлемой частью искусства. Будучи одним из

способов активизации воображения, художественное творчество развивает

продуктивность мышления, его гибкость, способность видеть и постигать

прекрасное, дает возможность увидеть природные задатки к какому-либо виду

деятельности, а также формирует условия для их реализации. Воображением

называют психический процесс, заключающийся в создании новых образов

(представлений) посредством переработки материала восприятий и

представлений. Благодаря воображению, человек творит, разумно планирует свою

деятельность и управляет ею.

Также художественное творчество благоприятно влияет на такой процесс как

образное мышление. Анализ научной литературы показывает, что неисчерпаемые

возможности воспринимать многообразные и разноплановые внутренние и

25

внешние связи явлений мира открывают человеку умение образно мыслить

посредством активизации правого полушария. Соответственно, образное

мышление можно обозначить как процесс познавательной деятельности, который

направлен на отражение существенных свойств объектов и сущности их

структурной взаимосвязи, мышление в виде образов посредством их создания,

формирования, поддержки, видоизменения при помощи мыслительных процессов.

Оно не передает знание об отдельных сторонах, свойствах действительности, а

формирует целостную картину отдельного фрагмента действительности.

Художественный образ может сформироваться только в результате процесса

образного мышления. Это обеспечивается, с одной стороны, освоением техники

изобразительной деятельности, происходящей на основе изучения правил

изображения, формирования умений и навыков работы с изобразительными

материалами, освоения классического наследия прошлого, с другой стороны,

формированием образного мышления новыми средствами. Также важным этапом

формирования образа является практическое выражение его на плоскости

средствами рисунка по законам реалистического искусства.

Образное мышление детей имеет широкий диапазон и может быть выражено

различными уровнями его развития. Продуктом образного мышления является

художественное изображение, отражающее способность личности выделять в

явлениях действительности существенное для художественного образа, обобщать,

создавать мысленный образ и переводить его на язык изобразительного искусства

(живописи, графики, скульптуры и др.). Образное мышление человека

подвергается изменению под влиянием систематической тренировки и

приобретения жизненного опыта. Смысл процесса формирования образного

мышления при работе над живописным произведением – научить видеть и

воспринимать модель с последующей трансформацией, увиденного с целью

создания художественного образа.

Мой стаж девятнадцать лет работы преподавателем ДПИ, а второй год

преподаю изобразительное искусство. Занимаюсь с детьми разного возраста, от 6

26

лет и до 16 лет. В начале этого учебного года мною была проведена диагностика

образного мышления учащихся младших школьников, записавшихся ко мне на

отделение в этом году, методикой «Прогрессивные матрицы» Равенна.

Методика 1. Прогрессивные матрицы Равенна.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у

младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается

такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными

представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-

образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равенна. Они

представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10

постепенно усложняющихся матриц Равенна.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач

одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице.

Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из

восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой

матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по

вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По

истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество

правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком

за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие: первая из приводимых

ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая – на правильный ответ: 1–7,

2–6, 3–6, 4–1, 5–2, 6–5, 7–6, 8–1, 9–3, 10–5.

27

Результаты исследования

Результаты исследования по методике «Матрицы Равенна» представлены в

таблице №1.

Таб. 1

пп

Ф. И.

учащегося

Задание

Правильно решенных задач

(баллы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

----------------

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

6

2

-----------------

+

-

-

-

+

+

+

+

-

-

5

3

----------------

-

+

+

+

-

-

+

+

+

-

6

4

-----------------

+

-

-

-

+

-

-

+

+

-

4

5

-----------------

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

5

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Как видно из таблицы, все 5 учащихся имеют средний уровень развития

наглядно-образного мышления.

Анализ результатов исследования

28

Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у

испытуемых средний.

Заключение

На мой взгляд, чтобы повысить уровень образного мышления учащихся

необходимо применить методики обучения, которые должны быть направлена на

развитие мультисенсорных интеграций, а потому на уроках должны

использоваться игровые моменты с максимальным включением сенсорики

ребенка в процесс познавательной деятельности, что приведет к активизации

развития образного компонента мыслительной деятельности. Считаю что

обучение, предусматривающее одновременно и активизацию образного

компонента мыслительной деятельности, и развитие сенсорики, не только окажет

стимулирующее воздействие на развитие вербального мышления, но и будет

способствовать формированию творческого мышления, развивать

индивидуальные особенности ребенка, пробуждать интеллектуальные эмоции.

После проведенной диагностики, мною начался поиск исследования и

применения методик и средств, для улучшения показателей.

Формирование и дальнейшее развитие воображения и образного мышления

особенно ярко достигается посредством изобразительного искусства.

При работе над формированием воображения и образного мышления

учащихся может быть использована программа опытных уроков, включающая в

себя следующие тематические блоки:

1.Художественно-просветительское мероприятие (установочная беседа,

виртуальная экскурсия по музеям, лекция на тему «Художественные образы в

отечественных и зарубежных декоративных натюрмортах», посещение

художественной выставки, обсуждение нескольких декоративных натюрмортов в

форме дискуссии);

29

2. Упражнения (ряд упражнений по формальной композиции, направленных на

развитие воображения, рассмотрение различных вариантов живописных техник и

их воспроизведение, выполнение краткосрочных натурных зарисовок

натюрмортов с целью выявления тоновых пятен, композиционного центра,

выполнение нескольких этюдов, основанных на зарисовках с приданием какого-

либо замысла и настроения);

3. Практическая работа (декоративный натюрморт с натуры на основе

выполненного этюда, декоративный натюрморт по представлению на передачу

образа, творческое задание: самостоятельное выполнение декоративного

натюрморта и представление его посредством музыкального и литературного

сопровождения).

Комплекс умений и способностей, оцениваемых в работе: средства

выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиция). Практические

умения (владение разными материалами и инструментами для создания

художественного образа), планирование работы (содержание рисунка, декор

адекватно теме (замыслу), эстетические суждения и оценки, художественный

образ).

Также зная что, благодаря русской волшебной сказке бессознательно в

человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информация о духовном

развитии человека. В сказках полный перечень человеческих проблем и образные

способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в

бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк»

может быть активирован в случае необходимости. Очень важно применять

«сказочные уроки» в детстве, для успешного решения жизненных задач. Мною

стали применятся в практике «сказочные уроки». Что очень важно для развития

образного мышления.

30

Дети любящие рисовать, старательно овладевают навыками работы,

усидчиво осваивают отдельные приемы и способы рисования. Однако при

создании собственных работ в большинстве случаев отсутствует творческий

подход, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. В

связи с этим возникла необходимость создания такой системы занятий

изобразительной деятельностью, которая развивала бы художественно-творческие

способности обучаемых.

Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках

рисования в школах, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они

не побуждают фантазию ребенка, а, напротив, подавляют ее. Уровень развития

образного мышления у большинства детей недостаточен. В переводе с греческого

«эйдос» значит «образ». Отсюда, эйдетина – способность запоминать яркие

образы и с легкостью их воспроизводить. Проведенные в Германии еще в 30-х

годах XX века эксперименты показали, что 100% учащихся в школах детей –

эйдетики. Спустя 50 лет этот процесс приблизился к нулю.

Развитие науки и техники отняло у детей способность к образному

мышлению, столь для них естественному. Сегодня развитие воображение

заменили мультфильмы и компьютерные игры.

Для решения этой задачи в практике педагогической деятельности

используются различные приемы изобразительного творчества и методы:

словесный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Словесный

метод включает в себя беседу и рассказ.

В процессе занятий дети знакомятся с основами изобразительного

искусства,

с

картинами

художников,

сопереживают,

соотносят

произведения

искусства

с

собственным

опытом,

учатся

решать

различные,

возникающие

в

процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой

труд душу.

31

Использование в учебном процессе технических средств обучения,

расширило возможности метода наблюдения, способствовало активизации

мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции и

конкретизации. Демонстрируя отдельные фрагменты художественного

изображения природного явления или объекта, в которых четко выделяется какая-

то одна, признак или ряд признаков, объединенных в единую систему, мою

возможность сконцентрировать на них внимание всего класса.

Особое место среди технических средств занимает полиэкран. Он помогает

создать целостный художественный образ, а также сосредоточить внимание

учащихся на конкретных деталях. Например, рассматривая репродукцию осеннего

леса, дети любуются общим планом, но за очень короткое время их внимание

переключается на детали пейзажа: кору дерева, паутинки, капли росы на листьях.

И через что, как не через искусство можно развивать личность, приобщая её к

красоте, к её созерцанию и выражению на плоскости.

При работе у учащихся развиваются:

1.изобразительные навыки;

2.навыки

художественного

творчества

(сложная

композиционная

работа,

объёмные композиции, коллективные панно);

3.воображение;

4.фантазия;

5.логическое и образное мышление;

Изучение художественных произведений способствует развитию внимания,

памяти, пространственного мышления и образного мышления, но для этого мною

создается эмоционально благоприятная обстановка в классе для каждого ребёнка

32

и обеспечиваю его духовное развитие. На занятиях изобразительного искусства

моим

учащимся

предоставляется

возможность

пережить

радость

творчества,

испытать счастье и гордость за результаты своего труда, так как я не только

выявляю творческие способности обучающихся, но и развиваю их, подобрав

индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Эффективным

приемом

для

развития

образного

мышления,

воображения,

фантазии

есть

прием

агглютинации

(склеивания,

комбинирование

в

фантастических образах частей, качеств различных предметов).

Тренировка

образного

мышления

позволяет

вернуть

человеку

остроту

утраченных

эмоций.

Для

этого

достаточно

вызвать

переживания

путем

чувственного

конкретного

воздействия.

Так,

прослушав

два

контрастных

по

характеру

музыкальных

фрагментов,

которые

вызывают

соответствующие

переживания, создают в воображении определенные образы природы, ученики на

этом

фоне

выполняют

две

иллюстрации

к

теме

"Космические

миры"

по

произведениям писателей-фантастов.

На

уроках

изобразительного

искусства

успешно

о суще ствляется

патриотическое и гражданское воспитание учащихся.

Учебный процесс первого года обучения начался с работы над линией. Дети

научились

понимать,

различать

и

изображать

с

помощью

линии

различные

человеческие чувства и ощущения. Задание «Линия с характером» учит детей

перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры. Это увлекательное

задание-игра для детей. Рисуя линии, учащиеся уже побывали в этих ролях. Такое

задание, с одной стороны, развивает в детях собственное видение и отношение к

происходящему,

с

другой

стороны,

дети

видят,

как

много

общего

во

всех

восприятиях и ощущениях. Так, например, спокойную и волнистую линии дети

делают в основном синим и зеленым цветом, зубастую – желтым, красным. Детям

нравится изображать зубастую линию, так как этот образ линии им хорошо

33

понятен,

он

выразителен.

Зубастую

линию

очень

легко

себе

представить.

В

памяти сразу всплывают зубы волка или динозавра. Кто из детей сориентировался,

к зубастой пририсовал крокодила с огромной пастью, а у кого-то зубастая линия –

это острые горные вершины. Также легко дается детям волнистая линия. Характер

этой линии напоминает им море и волны. А вот линию «больную» почувствовать

сложнее. Кто-то из детей рисует ее короткими, прерывистыми движениями – «моя

линия еле дышит». Дети ищут цвет, движения, настроение своей линии, следят за

каждым движением своей руки. Желтые, оранжевые и красные «прыгучие» линии

на детских рисунках похоже на пружинки. Скачут они по листу, пересекают

другие линии и общаются с волнистой, зубастой, спокойной линией. В конце

занятия выделяю тех детей, у которых наиболее точно выражен характер линии,

подобран к их характеру подходящий цвет. Есть дети, которые все линии без

разбора рисуют одним цветом. Таким детям оказывается педагогическая помощь.

Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он

включает в себя прием повторов, выполнение формообразующих движений рукой.

Прием повтора и работа на черновиках используются в таких заданиях, как

«кляксография»

и

«монотипия».

Чтобы

получилось

интересное

изображение,

детям

несколько

раз

приходится

повторять

одно

и

то

же.

Когда

получается

изображение, дети смотрят, что получилось, на что это похоже. Замечательно,

когда каждый ребенок видит свой образ. Эвристический метод направлен на

проявление

самостоятельности

в

выполняемой

работе.

Например,

в

задании

«Древнее

животное»

детям

было

предложено

создать

свой

образ

животного,

которого никто никогда не видел. Окраска этого животного должна быть в работе

каждого

ребенка

разная.

На таких

занятиях

дети

не

только

закрепляют

полученные знания и навыки, но и самостоятельно создают выразительный образ

с помощью цвета, техники и изобразительных материалов. Это задание хорошо

показывает, что дети способны создавать сложные по форме и цвету образы. В

своей работе они используют большое количество цветов, применяют различные

способы накладывания цветов на бумагу мазками, точками, полосками. Древних

34

животных дети наделяют различными характеристиками. У них древнее животное

«летает в небе», «ходит по полю», «идет по дороге». Исследовательский метод

направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и ассоциативного

мышления. Например, на занятии «Путешествие в сказочный лабиринт» дети в

путанице различных линий видят какой-то образ и говорят, на что это похоже. В

детских

работах

появляется

сказочное

пространство.

Дети

увлеченно

представляют свои рисунки. Это упражнение развивает фантазию, воображение,

учит детей придумывать новые игры, озвучивать собственных героев. Рисунок

сопровождается детским рассказом. Таким образом, дополнительно развивается и

речь ребенка.

Практическую работу на занятиях изобразительного искусства для детей 6 лет

при

формировании

отвлечённого

мышления

необходим

процесс

удержания

в

памяти

образа

предмета.

Обучение

начинаю

с

изображения

простейших

предметов:

сначала

плоских

геометрических

фигур,

затем

объемных

геометрических фигур, а для старшего возраста завершаю процесс изображения

сложными предметами.

Часть занятий проводится в форме игры. Прошу детей посмотреть на предмет, и

изобразить его, не глядя на него. Затем ищем отличия от оригинала: У кого

меньше отличий, тот и победил. Или когда веду детей из школы к себе на занятие,

специально

останавливаемся

возле

дерева,

скамейки,

качели,

внимательно

обследуем какой либо из этих или других объектов. Когда приходим уже на

занятие

тогда

по

памяти

делаем

зарисовки,

а

на

следующий

день,

проходя,

сверяем сходства. Это условие заставляет детей быть более внимательными к

окружающим предметам.

На занятиях по станковой живописи (натюрморт), для младшего возраста задача

решается в эскизах, сделанных с реальных натуральных несложных натюрмортов,

дети умеют изображать группу предметов, где надо правильно передавать их

размеры по отношению друг другу, выявляют в рисунке характерные особенности

35

пропорций

отдельных

предметов.

Дети

стараются

быть

внимательными

и

наблюдательными к окружающим их предметов. Они хорошо знают, что всё, что

удаляется от их глаз, кажется им меньшим. Но прекрасно понимая, что надо не

только уменьшить в рисунке дальние предметы в сравнении с ближними, но

правильно передать степень такого уменьшения, чтобы оно было не велико и не

мало. Намечают общие размеры главных предметов — их высоту.

Затем обязательно даю домашнее задание: «Выполнить натюрморт, изобразив его

так, как видите со своего места в классе, дома».

Натюрморт является очень важным элементом изобразительного искусства,

стимулирующим развитие образного мышления и воображения.

Таким образом, формируется у детей отвлеченное мышление, и понятие о

взаимосвязи предметов.

Для старшего возраста задачи строятся на осознанной интерпретации натуры в

соответствии

с

четко

поставленной

эмоционально

образной

задачей

с

использованием средств языка: тона, ритма, пропорций.

В

связи

с

такими

поэтапными

основами

изображения

развивается

наблюдательность, и фантазия ребенка.

Тренируя память и внимание детей, перед каждым занятием задаю им

развлекательные задачки:

«Шли по улице мимо прихода. Сколько куполов на нём? Какого цвета?»

«Поднимались по лестнице в ДШИ? Сколько ступенек?» и т.д.

В

процессе

тренировки

объёма

памяти,

мною

используются

красочные

репродукции для старшего возраста:

36

Постепенно у детей формируется образное мышление, умение моделировать

художественный замысел, изменилось отношение к природе, формировались

навыки взаимоуважения и взаимопомощи, коммуникативные навыки, повысилась

самооценка, дети заняли определенную общественно-значимую нишу в

коллективе.

Выше перечисленные упражнения традиционны, и они стимулируют детей на

активный поиск похожего или создание необычного, что само по себе требует

творческого отношения к выполняемому заданию. После выполненных

упражнений расширяется кругозор детей. Они быстро фиксируют и выделяют

самые различные предметы из окружающей жизни, объединенные только одним –

похожим цветом. Цвет в этом случае выступает для нас очень важным символом,

определяет то, что мы видим. Становится очевидным, что цвет изучается не зря.

Цветом можно выражать свои эмоции и ощущения. Развитию образного

мышления помогает рисование различных явлений, объектов, сказочных

персонажей через два контрастных понятия: «Добрый волшебник – злой

волшебник», «Старое дерево – молодое дерево». Подобное упражнение не только

учит детей выражению своих чувства и эмоций отношению к нарисованному

характеру, но и предоставляет им возможность побывать актерами в разных ролях.

Творческие задания помогают формировать образное мышление,

индивидуальность ребенка, укрепляют его веру в собственные силы. Занятия

включают детей в творческий процесс, снимают распространенный страх «Я не

умею рисовать». Сравнивая результаты изобразительной деятельности в начале

года и через полгода, можно заметить существенную разницу. У учащихся

повысился не только уровень художественных способностей, но и стал

повседневным личностный рост. Учащиеся приобретают опыт творческого

воплощения замыслов, становятся раскрепощеннее, могут более свободно

выражать свои мысли. У детей развивается чувство композиции, ритма,

цветовосприятия. А главное они уходят от стереотипных образов, более образно

мыслят. В их работах появляется индивидуальное видение. По итогам

37

представленной темы можно сделать выводы, что залогом успешного развития

образного мышления являются: - систематическая работа по выполнению

заданий, направленных на развитие творческого воображения; - создание условий

для свободной самостоятельной деятельности; - общение и индивидуальный

подход к ребенку; - развитие творчества и креативности преподавателя.

Мотивацией у детей служит стремление украсить в своей квартире кухню,

свою комнату. Значительную роль в мотивации играет портфолио детей. Они

видят, что их труд имеет общественную оценку (грамоты, награждения). Даже

работы декоративно-прикладного искусства стали получатся очень интересными,

замысловатыми. Хочу поделится успехом. Моя ученица заняла 1 место, на XIII

Всероссийском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной

безопасности «Неопалимая купина», с поделкой в номинации «декоративно-

прикладного творчества».

В перспективе я планирую дать своим учащимся базовые знания и умения,

которые помогут им при поступлении в архитектурный институт, учебные

заведения культуры, и т.д. Сформированные умения помогут им в жизненном

самоопределении. Дети от природы любознательны, творчески активны,

изначально талантливы. Поэтому очень важно организовать их художественно —

творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти « путь

творца» от художественного восприятия действительности, рождения

художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию

художественного образца в материале, самооценке и оценке результатов другими

людьми.

Важную роль играет внеурочная воспитательная работа, которая включает:

воспитательные часы интегрированного характера;

праздники;

38

проектную деятельность.

Внешкольная воспитательная работа - проведение экскурсий.

Система

интегрированных

воспитательных

мероприятий

направлена

на

реализацию

задач

эстетического

воспитания,

а

именно

-

формирование

способности воспринимать прекрасное в искусстве, окружающей среде, развитие

эстетических чувств, художественно-образного мышления младших школьников,

потребности участвовать в создании прекрасного.

В этом учебном году совместно с преподавателем фортепиано, нами были

проведены внеклассные мероприятия «Путешествие по страницам сказок» и «В

гости к городецким мастерам» (взаимосвязь искусств). На этих мероприятиях

детям

довались

задания,

прослушав

музыку

представить

образ

и

сделать

зарисовки этого образа. Детям было очень интересно после выполненных заданий

смотреть друг у друга изображенное и сравнивать их.

Повторная диагностика.

Тест «Круги»

С помощью данной методики определяются индивидуальные особенности

невербальных компонентов творческого образного мышления.

Учащимся предлагаются бланки с кругами, и дается задание нарисовать как

можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Обговаривается инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача

состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений,

используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга,

использовать один, два и более, кругов для одного рисунка. На выполнение

задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут

оцениваться по степени оригинальности рисунков".

39

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость,

гибкость и оригинальность творческого воображения.

Все рисунки испытуемых распределяются по указанным группам, затем

подсчитывается количество переходов между группами. Это и является

показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти

образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости

актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в

группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы.

Обобщенные результаты методики представим в таблице 2.

Таб. 2.

Уровень развития творческого воображения

Количество учащихся

Высокий

5

Средний

-

Низкий

-

Анализ полученных данных показывает, что высокий уровень творческого

воображения имеют все 5 учащихся (приложение 2). Таким образом, результаты

диагностики свидетельствуют о высоком показателе развития образного

мышления у детей младшего школьного возраста.

Результативность работы

40

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов

и уровней. Образное мышление нельзя рассматривать как локальное психическое

образование, лишь временно выполняющее свою функцию в онтогенезе. Это

фундаментальная особенность психики. Под влиянием обучения и воспитания

образное мышление видоизменяется, качественно преобразуется. Это особенно

отчетливо выступает в школьном возрасте в ходе интенсивного и специально

организованного усвоения знаний, в условиях профориентации, а затем при

овладении профессией. Образное мышление развивается на протяжении всей

жизни человека, является способностью, определяющей целостное развитие

личности, ее уникальность, яркое своеобразие, устойчивые профессионально

значимые характеристики.

О положительном влиянии формирующих методик. Можно судить по

качественным и количественных изменениях у детей экспериментальной группы,

посредствам сравнения результатов повторного диагностирования и общей

тенденцией развития качеств художественно-образного мышления.

За полгода обучения у детей сформировалось образное мышление, умение

моделировать

художественный

замысел,

изменилось

отношение

к

природе,

сформировались

навыки

взаимоуважения

и

взаимопомощи,

коммуникативные

навыки,

повысилась

самооценка,

дети

заняли

определенную

общественно-

значимую нишу в коллективе.

Заключение

Таким образом, процесс мышления является самостоятельным и генеральным

по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление требует

досконального рассмотрения при педагогической деятельности.

41

При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную

психологию.

В

ходе

исследования,

посредством

диагностирования

и

анализа

его

результатов.

Сделаны

заключения

на

основании

наблюдений:

учащиеся

экспериментальной

группы

показали

более

высокий

уровень

художественно-

эстетических

потребностей

и

интересов,

что

свидетельствует

о

росте

эстетических

знаний

и

сознательного

отношения

к

искусству;

увеличилась

заинтересованность к выполнению задач, указывающая на повышение уровня

эмоционально-ценностной

сферы

относительно

предлагаемой

проблемы

и

получение

учащимися

определенных

художественно-творческих

умений.

В

общем,

ученики

экспериментальной

группы

показали

увеличение

заинтересованности

и

инициативы

относительно

восприятия

искусства

и

художественно-творческой деятельности. Таким образом, результаты внедрённой

исследовательской

работы

относительно

развития

художественно-образного

мышления

младших

школьников

в

учебно-воспитательной

деятельности

позволили

сделать

выводы

об

эффективности

предлагаемых

методик

и

упражнений

для

формирования

образного

мышления

с р ед с т ва м и

изобразительного искусства.

Я считаю, что каждым преподавателем должны применятся в урочной

системе разные подходы, и приемы, и средства (упражнения, задания, тренинги и

т. п.) в реализации проблемы, которая может быть эффективной и на уроке, и в

организации внеурочной деятельности (внеклассные мероприятия и праздники).

Преподаватель должен гореть и тогда маленькие свечки-детки тоже загорятся, и

результат будет на высоком уровне.

42

Литература:

1.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление — М.: Прогресс, 1987. – 336 с.

2.

Выготский Л.С. Педагогическая психология // Л.С. Выготский. – М.: АСТ,

2011. – 671 с.

3.

Джеймс У. Психология. – М.,1999.

4.

Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1999.

5.

Иванченко В.Н. "Занятия в системе дополнительного образования"

ИЗДАТЕЛЬСТВО "УЧИТЕЛЬ" 2007 год.

6.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. “Тесты для детей” Дельта,

1997

7.

Каплунович И. Я., Аверкин В.Н. Чему учить? Образному мышлению! //

Лицейское и гимназическое образование. 1999. №1.

8.

Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 2001.

9.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17

лет): Учебное пособие. – М., 2001.

10.Лазурский А.Ф. «Как развить творческое мышление у ребёнка»

(М.просвещение) стр.7

11.Леонтьев А.Н. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2002.

12.Лук А.Н., “Мышление и творчество.” М.: Политиздат, 1976

13.Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-

ов. – М., 1999.

43

14.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2000

15.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 2003.

16.Михайлова З.А., “Игровые, занимательные задачи для дошкольников.” М.:

Просвещение, 1985

17.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

педагогика, №2, 2003..

18.Неменский Б.М. " Художественный труд и изобразительное

искусство"(М.просвещение)

19.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.

Дубровиной. – М., 2002.

20.. Скрипникова Е.В. Композиционные принципы декоративного

натюрморта // Омский научный вестник. – 2011. – № 6. – С. 240-241.

21.Цукарь А.Я. Уроки развития воображения //А.Я. Цукарь. – М.,2011. – 214 с.

22.Якобсон П.М., Романовна Е.С. «Доклад» 2008г. М.Просвещение

(Методическое пособие в школе по ИЗО) стр.32.

44

45



В раздел образования