Автор: Бочкова Нина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУСОН
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация через технику «Трудовое поручение».
Раздел: дополнительное образование
Социальная адаптация через технику «Трудовое поручение».
При
планировании
работы
с
детьми, оставшимися
без
попечения
родителей,
оказавшимися
в
трудной
жизненной
ситуации,
по
социальной
адаптации
педагог
понимает, что в таких обстоятельствах у ребенка снижается познавательное отношение к
окружающему миру, его кругозор ограничивается.
Воспитатель создает условия для
формирования у ребенка стремления узнавать новое, пополнять и углублять свои знания,
которые они начинают применять в игре, в труде.
Одним из приемов, применяемых
педагогом, является трудовое поручение.
Хочу рассказать, как в условиях интернатного типа на стационарном отделении в
средней группе, где детям от 7 до 11 лет, формируются привычки созидательного труда,
которые являются необходимыми условиями для реабилитации и социализации.
Это
могут быть индивидуальные поручения. Работа в группах. Коллективный труд.
Чтобы у детей создавалась ситуация успеха в выполнении порученного дела, я
изучаю возможности каждого ребенка в своей группе. В повседневной работе, привлекая
их к выполнению простых заданий, я наблюдаю за каждым ребенком: выявляю уровень
умений,
желание,
с
каким
он
принимается
за
выполнение
поручения,
оцениваю
его
способность выполнить дело самостоятельно. Постоянный контроль над деятельностью
ребят
позволяет
мне
правильно
осуществить
индивидуальный
подход,
учитывать
возможности ребенка для его активного включения в труд. Обязательно провожу беседу с
детьми,
в
ходе
которой
мы
обсуждаем
задания
и
способы
их
выполнения.
Ребята
проявляют активность и самостоятельность в момент обсуждения.
Например,
когда
мы
обсуждаем
дежурство
в
кабинете
«Домоводство»,
ребята
рассуждают
о
добросовестном
выполнении
обязанностей
дежурного.
Перечисляют
и
дополняют правила дежурства. Все знают, что нужно тщательно мыть руки, правильно
сервировать стол, протирать стол после принятия пищи, расставлять стулья для тех, кто
придет
после
нас.
Каждый
ребенок
моет
за
собой
чашку.
Вот
так
в
нашей
группе
развиваются трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола,
забота о других ребятах.
Я предлагаю детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь,
услуги. Например: отодвинуть стул, чтобы Веронике было легче пройти к столу, помочь
друг другу одеть портфель, открыть дверь перед тем, кто несет что-то в руках и т.д. Дети
очень любят помогать в подготовке общеразвивающих занятий:
раскладывать на столы
материалы
и
пособия,
приготовленные
воспитателем
для
занятия;
мыть,
если
это
необходимо,
убирать
их
после
занятия
на
место. Так
дети
привыкают
понимать
общественную
направленность
выполняемых
поручений
и
овладевают
способами
доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть
результаты своих трудовых усилий. Это развивает чувство ответственности за порученное
дело.
Многие ребята, поступившие в Центр, не владеют навыками самообслуживания.
Мы учимся ухаживать за собой, своей одеждой и обувью, заправлять свои постели. Для
многих детей, имеющих социально-педагогическую запущенность, расчёсывание волос,
умывание и чистка зубов, вытирание обуви, развешивание и складывание одежды в шкафу,
содержание в порядке своего ящика с учебниками и ящика с игрушками и личными
вещами становятся первыми трудовыми поручениями.
Согласитесь, что посредством поручений можно решать задачи не только трудового
воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Если ребенок
научится трудиться, он будет всесторонне развиваться, раскроются его лучшие стороны
характера и таланты. Очень важно, чтобы с малых лет ребенок уважал труд взрослых,
тогда можно вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося
принести
своим
трудом
пользу,
умеющим
испытывать
радость
от
работы
для
блага
общества.
Конечно, воспитывающая и развивающая роль трудовых поручений может быть
успешной только при условии организации данного дела и контроля со стороны взрослого.
Надо
так
поставить
цель,
чтобы
она
сразу
ориентировала
ребенка
на
выполнение
общественно значимой деятельности, а не просто направляла на овладение определенным
умением.
Индивидуальные и коллективные трудовые поручения развивают саму трудовую
деятельность,
воспитывают
коллективизм,
учат
выполнять
определенные
поручения
сообща, воспитывают трудолюбие, ответственность. Но умение выполнять повседневную
работу, привычки к повседневному трудовому усилию, прививается при повседневной
организации труда, который чаще всего протекает в форме разных трудовых поручений
ежедневно. Так ребята социально адаптируются в тех обстоятельствах, которые сложились
на данном этапе их жизни. Дети постепенно начинают понимать, что с приобретением
умений появляется возможность проявлять собственную активность, вступить в деловой
контакт с окружающими людьми, помочь им, быть похожими в делах на взрослых, уметь
применять
приобретенные
навыки.
Воспитанники
средней
группы
совершенствуют
умения
логически
мыслить,
наблюдать,
сравнивать,
развивать
познавательные
способности, восприятие, память, анализировать и обобщать.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они
общепедагогические.
Творческая
задача
воспитателя
–
отобрать
из
общего
арсенала
средств
те,
которые
наиболее
действенны
в
конкретной
ситуации,
отвечают
индивидуальным
особенностям
ребенка.
При
проведении
индивидуальной
работы
в
процессе
различной
детской
деятельности
педагог
постоянно
должен
опираться
на
коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой,
которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с
коллективом
такие
качества,
как
доброжелательность,
чувство
взаимопомощи,
ответственности за общее дело.
Нужно понимать, что оценка труда
ребенка играет важную роль в позитивной
мотивации его дальнейшей трудовой деятельности. Нужно непременно находить что-то
положительное
в
поведении
и
деятельности
ребенка
даже
тогда,
когда
он
не
самостоятельно справляется с заданием. Лучше всего выполнить поручение вместе с
ребенком. Оценивать результаты, можно разными приемами. Например, чтение сказки на
ночь — это хороший приз. Выбор мультфильма для коллективного просмотра, выбор
настольной
игры,
выбор
творчества
так
же
являются
достойным
поощрением
за
выполненное поручение.
В конце поручения необходимо давать положительную оценку,
независимо
от
того
правильно
ли
сделал
ребенок,
похвалить
его.
Важное
значение
придается и инициативе ребенка, если он захотел, что-то сделать. Он просит воспитателя,
например: убрать классную комнату, убрать книги в классной комнате, разложить игрушки
в игровой комнате или какой-то трудовой процесс делает сам, а воспитателю необходимо
поддерживать его инициативу, самостоятельность. Вечером, в момент пятого питания, в
нашей группе создалась традиция рассказывать о том, что хорошего случилось за день.
Первое время воспитанникам было тяжело говорить о чем-то конкретном. Большинство
старались
ограничиться
двумя
вариантами
ответов:
«Все
хорошо»
или
«Ничего
хорошего». Но постепенно, день за днем дети учились находить то хорошее, что с ними
происходило за день, и говорили об этом все больше и больше. Именно в этот момент
воспитатель говорит о тех, кто ответственно и качественно выполнял трудовые поручения
и
озвучивает
другие
успехи
детей,
что
формирует
модель
позитивного
восприятия
происходящего с ними и способствует формированию позитивного мышления в будущем.
Таким
образом,
поручения
как
форма
организации
трудовой
деятельности
воспитанников
средней
группы
дают
возможность
повседневно,
систематически
приобщать детей к участию в посильном труде и социально адаптироваться в обществе.
Такая постановка работы занимает детей, приучает их самостоятельно находить себе дело,
что в целом создает в группе дружную деловую атмосферу.